* * *
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих!дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих!дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
А.С. Пушкин 3 Марта 2014
Об открытом письме «писателей всего мира», опубликованном британской газетой The Guardian в январе сего года
Грозный кулачок девочки Матреши 28 Февраля 2014
Признаться, когда я прочел это письмо, душу охватила некая оторопь: черным по белому было написано, что «более 200 писателей со всего мира призвали власти России отменить законы о пропаганде гомосексуализма и защите чувств верующих».
Но еще более поразился, узнав, что среди этих писателей аж 27 Нобелевских лауреатов.
Вот это да!
Значит, весь писательский мир «шагает в ногу» (вместе с некоторыми из российских писателей, тоже подписавшимися под этим письмом) а мы, русские, поддержавшие эти законы, в том числе и писатели, безнадежно отстали и никак не можем понять, что значит быть свободным человеком и что такое свобода творчества.
Когда стал размышлять, посмотрел имена Нобелевских лауреатов из «подписантов», стала несколько яснее позиция писателей, потому что вспомнились некоторые их произведения. Потом вспомнилась и позиция Нобелевского комитета, выдающего премии, особенно в последние годы, не то чтобы странно, но лучше сказать, к удивлению читательской публики. Впрочем, если вспомнить Салтыкова-Щедрина, который писал, что «правительство всегда должно держать народ в удивлении», я несколько успокоился, соотнеся это высказывание нашего великого сатирика с сегодняшним Нобелевским комитетом.
И все же ночью ворочался с боку на бок, не мог заснуть.
И вспомнил девочку Матрешу из романа «Бесы» Федора Михайловича Достоевского и ту главу «У Тихона», которая не публиковалась почти сто лет.
Здесь необходимо сделать пояснение обо всем, что связано с этой главой из великого романа, — о чем мне вспомнилось ночью и что я утром записал, уточнив детали.
Про Матрешу я узнал уже зрелым человеком, когда в солидном томе «Литературного наследства» (Издание Института мировой литературы им. Горького) прочел впервые опубликованную главу «У Тихона» из романа «Бесы» Федора Михайловича Достоевского.
В 1872 году Михаил Никифорович Катков, редактор журнала «Русский вестник», где публиковался роман, решительно настоял на том, чтобы эта глава была вычеркнута из текста романа. Аргументация авторитетного литературного критика и публициста была столь категорична, что даже умевший блистательно вести полемику Федор Михайлович был вынужден сдаться.
Еще бы!
Катков говорил писателю, что все в этой главе безнравственно, описаны мерзкие поступки и выносить их на свет Божий ни в коем случае нельзя, пусть даже герой признается в том, что он поступил как негодяй.
Проходит почти сто лет, и глава о девочке Матреше наконец-то предстала перед читателями — да и то лишь перед теми, кто всерьез изучал творчество великого русского писателя.
Я в то время, в семидесятые годы прошлого века, решился написать повесть о последних днях жизни Федора Михайловича. Потому что узнал поразительную подробность жизни и смерти писателя: оказывается, в ночь с 26 на 27 января 1881 года, когда у него горлом пошла кровь, в соседней квартире, за стеной кабинета, где работал именно по ночам Федор Михайлович, была устроена засада и арестован некто Александр Баранников, один из руководителей «Народной воли» — организации, которая готовила покушение на императора Александра Второго. Федор Михайлович не мог не слышать, как «брали» Баранникова и его друзей: ночью все звуки во сто крат громче. Значит, кровь пошла горлом не столько потому, что он доставал из-под этажерки упавшую ручку, как написала в «Воспоминаниях» его жена Анна Григорьевна, а скорее потому, что он знал красавца-революционера, с которым не раз сталкивался на лестнице дома или во дворе, около него. Поразительно, но по этой же лестнице поднимался в квартиру к Федору Михайловичу и обер-прокурор Священного Синода Константин Петрович Победоносцев, жизнь посвятивший именно борьбе с такими людьми, как Баранников и ему подобные.
Изучая подробности и обстоятельства малоизвестного даже литературоведам факта, который так ярко проливал свет на жизнь любимого писателя, в квартиру которого буквально ломилась страшная правда действительности, я узнал, что Баранников был молод, красив, умен — ну прямо Ставрогин из романа «Бесы»! (Об этом и написал в повести «Я жажду»).
И вот я прочел в очередном томе фундаментального «Литературного наследства», предназначенного в основном для специалистов, изучающих литературу, главу «У Тихона» — ту самую, исключенную Катковым, которая, по сути, является краеугольным камнем, объясняющим и замысел романа «Бесы», и главную подробность характера центрального персонажа романа — Ставрогина.
Впечатление от прочитанного было такое, что я, потрясенный, чувствовал себя так, как будто только что сам побывал в той комнате, где произошло страшное событие. Будто я воочию увидел, как к человеку по фамилии Ставрогин, наделенному не только изумительной по красоте внешностью, физической силой, но и умом и талантами, но одновременно столь же впечатляющими пороками, вышла навстречу девочка лет двенадцати — четырнадцати. До того она лежала на кровати в лихорадке, исхудавшая, с розовыми пятнами на щеках, с заострившимся носом, догорающая, как тонкая церковная свечка.
И вот она встала с кровати, подошла к распахнутой двери в комнату, которую нанимал ее мучитель, уже несколько дней наблюдавший, как умирает его жертва.
«Она глядела на меня молча. В эти четыре или пять дней, в которые я с того времени ни разу не видал ее близко, действительно очень похудела. Лицо ее как бы высохло, и голова, наверно, была горяча. Глаза стали большие и глядели на меня неподвижно, как бы с тупым любопытством, как мне показалось сначала. Я сидел в углу дивана, смотрел на нее и не трогался. И тут вдруг опять я почувствовал ненависть. Но очень скоро заметил, что она совсем меня не пугается, а, может быть, скорее в бреду. Но она и в бреду не была. Она вдруг часто закивала на меня головой, как кивают, когда очень укоряют, и вдруг подняла на меня свой маленький кулачок и начала грозить им мне с места. Первое мгновение мне это движение показалось смешным, но дальше я не мог его вынести: я встал и подвинулся к ней. На ее лице было такое отчаяние, которое невозможно было видеть в лице ребенка. Она всё махала на меня своим кулачонком с угрозой и всё кивала, укоряя».
Так пишет как бы не сам Достоевский, а Николай Ставрогин в исповедальных листках, с которыми он приходит к старцу Тихону. Этот прием «отстранения», дающий возможность говорить от лица самого персонажа, а вроде бы не писателя, используется Достоевским для того, чтобы читатель сам присутствовал при событии, которое он описывает.
По крайней мере, именно так со мной и произошло.
Увидел я, как ради забавы или иного чувства, когда «человеку все позволено, если Бога нет», Ставрогин зашел в комнату, где Матреша была одна. Как подошел к ней, начал ласкать, как бы играть, преодолел испуг девочки и совратил ее.
После случившегося Ставрогин испытал нешуточный страх, понимая, что ему грозит каторга, если Матреша расскажет, что произошло. Но она молчит, заболевает, истаивает в лихорадке. А тут еще выручает Ставрогина пришедшая кстати горничная его любовницы. И с горничной у него тоже амуры. И хотя она ему безразлична, все же «недурна», и потому Николай Всеволодович закрывает двери и тотчас забывает и о своих страхах, и о Матреше.
Многочисленные исследователи творчества Достоевского в один голос пишут о его удивительном умении проникнуть в психологию своих героев, дающем возможность создания глубоких и сложных характеров людей, которые населяют его произведения. Много пишут, в особенности в последнее время, о его пророчествах — особенно когда речь заходит о романе «Бесы».
Да, это действительно так: создание «пятерок», которые показаны в «Бесах», бессмысленные и жестокие убийства, кровью связывающие «подпольщиков», на полстолетия вперед предсказали результаты, которые декларировали «борцы за счастье народа». «Сто миллионов голов», которые не жалко, а даже необходимо снести ради «светлого будущего», как декларирует в романе некто Шигалев, действительно были снесены после октября 1917 года.
И «бесы», подобные Петруше Верховенскому, способные взбаламутить не только губернский город, как показано в романе, но и целые страны, тоже есть, тоже реальны, и их появление поразительно точно предсказано Достоевским.
Но со времен Михаила Никифоровича Каткова и по сей день как-то вскользь говорится о главном преступлении главного персонажа романа — а именно о том, что Ставрогин написал «в листках», с которыми пришел к старцу Тихону.
А между тем это и есть основная глава, тот фундамент, на котором и построен великий роман.
Что же хотел показать Достоевский, делая героем человека, у которого прекрасные черты лица вдруг превращаются в маску, а благородные порывы — в преступления? Уж не порождение ли сатаны явилось перед читателем?
Современники вынесли Федору Михайловичу чудовищный приговор: автор помешался, вошел в сумасшедший дом и не вышел оттуда. Персонажей он выдумал, таких на самом деле нет.
Как писатель он закончился, можно поставить на нем крест.
Современники наши пишут о «Бесах» как о романе гениальном, пророческом. В полном собрании сочинений опубликована наконец и глава «У Тихона».
Но опять происходит та же, что и раньше, «фигура умолчания» о Православии писателя, его пламенной вере, которая помогла ему, не страшась, броситься в страшную бездну. Броситься и не разбиться, а выйти победителем и когда писался роман, и теперь, когда каждый может прочесть главу «У Тихона» и увидеть худенький кулачок, которым умирающая девочка Матреша грозит своему убийце.
Да, написать такую главу под силу только гению, только православному человеку.
Таким гением оказался русский писатель Федор Михайлович Достоевский.
Но о каких же преступлениях, человеческих уродствах пишут сегодняшние Нобелевские лауреаты, «подписанты», призывающие отменить «драконовские законы», которые у нас приняты в последние полтора года?
Вот, к примеру, Эльфрида Елинек — австрийская романистка, драматург, поэт и литературный критик. Наиболее читаемые и экранизированные ее романы — «Пианистка» и «Любовницы». Главная героиня «Пианистки» наделена всеми мыслимыми и немыслимыми сексуальными извращениями, какие, вероятно, писательница знает по «секспросвету», столь широко насаждаемому в благополучных европейских странах с младенческих лет.
Но в то же время героиня — тонкий знаток музыки, преподаватель консерватории. То есть автор нам доказывает, что порок неразрывно соединен с талантом, с музыкой в данном случае. Извращения не просто названы, даны «опосредованно», как у Достоевского. Нет, они подробно описаны, подробно воспроизведены и на экране в фильме режиссера Ханеке, за который он удостоен «Золотой пальмовой ветви» на кинофестивале в Каннах.
Во время демонстрации этого фильма в Каннах многие зрители и даже критики не выдерживали, выбегали из зала от приступа рвоты.
И роман, и фильм профессионально сделаны на высоком уровне. И тем ужаснее смысл и литературы, и кино, воспевающих порок, отчетливо говорящих, что от темного, ужасного человеку никуда не деться.
Выход один — пустить себе пулю в лоб, как это делает героиня «Пианистки».
Я потому остановился на этом произведении, что оно отчетливо показывает, в каком направлении сегодня движутся литература и искусство Европы, США, какие произведения удостаиваются высших наград некогда самыми авторитетными жюри и комитетами.
Изо всех сил поддерживается сексуальная извращенность, а нравственное падение выдается за норму, насаждается и ограждается законом.
Народ может протестовать, как во Франции, но все равно закон об однополых браках принят в этой стране. То есть самое отвратительное, гнусное мужеложество объявлено нормой.
«А что вы хотите, — вразумляют нас, — природа именно так создала некоторые личности, так не мешайте им жить, как они хотят».
Да, действительно бывают подобные отклонения. Но ведь таких людей общество избегало, даже изолировало. Да и они сами прятали свою извращенность, обуздывали свои страстишки, зная, что у нас в России, например, издревле этих людей называли презрительно — не буду произносить это слово вслух.
Сейчас же подавай им «парады» — они стали законодателями мод — то есть норм жизни.
Давно замечено, что романы Достоевского как бы вдруг становятся поразительно актуальными.
То юноша, мечтающий стать Ротшильдом, оказывается суперсовременным («Подросток»); то явится очередной Родя Раскольников, считающий, что убить старуху с деньгами очень даже правильно, ибо она «гнида», а он может и должен стать Наполеоном.
Но вот почему-то никто не говорит о новых Ставрогиных, о тех людях, которые сегодня для забавы своей растлевают и убивают детей.
В последние время, в прошлом году особенно, так часто стали говорить об извращенцах, которые подняли головы не только в «просвещенной Европе», но и у нас в стране, что мне невольно вспомнился Ставрогин, вспомнилась и Матреша и все, что связано с «Бесами».
Ибо Ставрогин, начавший как вдохновенный носитель национальных, революционных идей, покоривший ими тех, кто пошел за ним (это поразительные по художественной силе персонажи — Шатов, Кириллов), постепенно превращается не только в бездельника, прожигающего жизнь. Он бросается в авантюры (надо проверить силу воли!), которые возбуждают, щекочут нервы, дух захватывают — «вброс адреналина» — так говорят сегодня!
И банальное распутство прямо приводит в такую вот комнату, описанную в «Бесах», где с матерью живет девочка Матреша.
Нам усиленно втолковывают, в том числе и наши доморощенные либералы, что человек свободен, что у него есть право выбора: хочет, например, мужчина жить с мужчиной - это его право. Женщина хочет жить с женщиной — и это нормально. Хотят они зарегистрировать свои браки — не смейте им мешать, примем закон, разрешим им делать то, что они хотят.
«Права человека»!
Они превыше всего!
А то, что подобные отношения являются подлыми, преступными, — этого не смейте говорить, это ваша ретроградская мораль. И то, что Церковь на вашей стороне, — так потому, что и Церковь ретроградская, безнадежно отставшая от современной жизни.
В просвещенных и благополучных скандинавских странах, например, половое бессилие наступает у многих юношей в 17-18 лет — это стало почти закономерностью, в чем они вынуждены признаться даже уже открыто. Потому что так называемое «половое воспитание» начинается у них с младенчества. И получается, что от естественных половых отношений, в которых проявляется полнота любви, путь к извращениям, к насилию детей — очень короткое расстояние.
Сегодня пресса Соединенных Штатов, да и всего Запада, ошарашена письмом приемной дочери широко известного кинорежиссера Вуди Аллена. Девушка открыто заявила, что подвергалась сексуальному насилию со стороны приемного отца с детских лет. Теперь режиссер живет с другой приемной дочерью, на этот раз женившись на девушке, которая достигла совершеннолетия. Между тем кинорежиссеру скоро 80 лет.
А ведь Аллен номинирован на «Оскара» как раз в этом году. Я нисколько не удивлюсь, если киноакадемики Америки объявят Аллена победителем, а письмо приемной дочери объявят фальшивкой.
Привожу этот пример для того, чтобы мы поняли, кто «вразумляет» нас, учит «свободе», «цивилизованному» образу жизни.
Однако, по моему мнению, есть писатели, которые подписали письмо, не разобравшись, кто такие «Пуси», устроившие оргию в главном храме нашего Отечества и по заслугам получившие наказание. Вполне возможно, что они оказались одурачены той лавиной злобной дезинформации, которая появляется на страницах даже солидных западных изданий. Ну откуда нигерийскому писателю Воле Шойинка, например, знать о том, что извращенки, выдающие себя за артистов, богохульствовали, а не выступали с «акцией протеста», как пишет западная пресса? Скорее всего, просто прочел, что написано в СМИ теми авторами, что стоят «за свободу самовыражения», и подписал письмо, раз к нему обратились.
Но вот Салману Ружди, автору романа «Сатанинские стихи», Нобелевскому лауреату, хорошо известно, как поступают с теми, кто заходит в мечеть, даже громко говоря и не сняв обуви. Что же он поддерживает кривляк, бесчинствующих на амвоне в нашем главном храме?
«Драконовский», как они называют принятый Думой закон о защите чувств верующих, как раз и направлен против «ставрогинских» страстей.
Замечу, что повернулся к нам суперактуальностью роман Федора Михайловича» «Бесы» неожиданной гранью, которая засверкала, как лезвие бритвы.
И со всею силою вновь встал вопрос о том, надо ли литературе, искусству обращаться к столь острой проблематике.
Да, с моей точки зрения, надо — если у писателя, режиссера, актера есть сила трагического таланта, которую явил всему миру Федор Михайлович Достоевский.
Да, надо — если вера твоя крепка, если ты твердо веришь в силу и правду Христа.
Сердце писателя на всю жизнь было обожжено и не разорвалось именно благодаря вере Православной.
Потому он молился не только на каторге, не только в солдатчине.
К вере он был обращен с детства. Да, на какое-то время забывал Христа, но неизменно возвращался к Нему.
Не все, кто любит творчество Достоевского, знают, что он был потрясен одним страшным преступлением, свидетелем которого стал девяти лет от роду.
На его глазах умирала девочка, изнасилованная мерзавцем. Девочка истекала кровью, и отец Феди, врач, не смог спасти истерзанного ребенка.
Это впечатление на всю жизнь осталось в сердце писателя.
Может быть, поэтому он с такой бесстрашностью бросился описывать самое низкое падение Ставрогина, чтобы всему миру показать худенький кулачок девочки Матреши.
Думаю, что только вера помогла ему выдержать и то, что он описывал, и то, с каким мужеством пережил ругань и даже неприличную брань современников в адрес своего романа и себя — как гражданина и как писателя.
В последний год жизни Федор Михайлович отмечал в своих «Записных тетрадях»:
«Мерзавцы дразнили меня необразованною и ретроградною верою в Бога. Этим олухам и не снилось такой силы отрицания Бога, какое положено в Инквизиторе и в предшествовавшей главе, которому ответом служит весь роман. Не как дурак же (фанатик) я верую в Бога. И эти хотели меня учить и смеялись над моим неразвитием! Да их глупой природе и не снилось такой силы отрицания, которое прошел я. Им ли меня учить!»
Он ссылается на свою главу о «Великом инквизиторе» в романе «Братья Карамазовы».
Да, сила его таланта, конечно же, держалась на силе веры.
И потому сквозь время, через просторы, океаны и горные хребты видят кулачок Матреши и в Америке, и в Европе, и в Азии — во всех странах, ибо его романы переведены почти на все языки.
Видят худенький кулачок ребенка, который грозит всем мерзавцам мира.
А Ставрогин, «гражданин швейцарского кантона Ури», повесится на чердаке своего именья именно потому, что кулачок Матреши оказался грозным, сильнее, казалось бы, непобедимой сатанинской силы.
Алексей Солоницын,
лауреат первых литературных премий им. благ. князя Александра Невского (Санкт-Петербург), преп. Серафима Саровского (Нижний Новгород), философа Ивана Ильина (Екатеринбург)
Но еще более поразился, узнав, что среди этих писателей аж 27 Нобелевских лауреатов.
Вот это да!
Значит, весь писательский мир «шагает в ногу» (вместе с некоторыми из российских писателей, тоже подписавшимися под этим письмом) а мы, русские, поддержавшие эти законы, в том числе и писатели, безнадежно отстали и никак не можем понять, что значит быть свободным человеком и что такое свобода творчества.
Когда стал размышлять, посмотрел имена Нобелевских лауреатов из «подписантов», стала несколько яснее позиция писателей, потому что вспомнились некоторые их произведения. Потом вспомнилась и позиция Нобелевского комитета, выдающего премии, особенно в последние годы, не то чтобы странно, но лучше сказать, к удивлению читательской публики. Впрочем, если вспомнить Салтыкова-Щедрина, который писал, что «правительство всегда должно держать народ в удивлении», я несколько успокоился, соотнеся это высказывание нашего великого сатирика с сегодняшним Нобелевским комитетом.
И все же ночью ворочался с боку на бок, не мог заснуть.
И вспомнил девочку Матрешу из романа «Бесы» Федора Михайловича Достоевского и ту главу «У Тихона», которая не публиковалась почти сто лет.
Здесь необходимо сделать пояснение обо всем, что связано с этой главой из великого романа, — о чем мне вспомнилось ночью и что я утром записал, уточнив детали.
Про Матрешу я узнал уже зрелым человеком, когда в солидном томе «Литературного наследства» (Издание Института мировой литературы им. Горького) прочел впервые опубликованную главу «У Тихона» из романа «Бесы» Федора Михайловича Достоевского.
В 1872 году Михаил Никифорович Катков, редактор журнала «Русский вестник», где публиковался роман, решительно настоял на том, чтобы эта глава была вычеркнута из текста романа. Аргументация авторитетного литературного критика и публициста была столь категорична, что даже умевший блистательно вести полемику Федор Михайлович был вынужден сдаться.
Еще бы!
Катков говорил писателю, что все в этой главе безнравственно, описаны мерзкие поступки и выносить их на свет Божий ни в коем случае нельзя, пусть даже герой признается в том, что он поступил как негодяй.
Проходит почти сто лет, и глава о девочке Матреше наконец-то предстала перед читателями — да и то лишь перед теми, кто всерьез изучал творчество великого русского писателя.
Я в то время, в семидесятые годы прошлого века, решился написать повесть о последних днях жизни Федора Михайловича. Потому что узнал поразительную подробность жизни и смерти писателя: оказывается, в ночь с 26 на 27 января 1881 года, когда у него горлом пошла кровь, в соседней квартире, за стеной кабинета, где работал именно по ночам Федор Михайлович, была устроена засада и арестован некто Александр Баранников, один из руководителей «Народной воли» — организации, которая готовила покушение на императора Александра Второго. Федор Михайлович не мог не слышать, как «брали» Баранникова и его друзей: ночью все звуки во сто крат громче. Значит, кровь пошла горлом не столько потому, что он доставал из-под этажерки упавшую ручку, как написала в «Воспоминаниях» его жена Анна Григорьевна, а скорее потому, что он знал красавца-революционера, с которым не раз сталкивался на лестнице дома или во дворе, около него. Поразительно, но по этой же лестнице поднимался в квартиру к Федору Михайловичу и обер-прокурор Священного Синода Константин Петрович Победоносцев, жизнь посвятивший именно борьбе с такими людьми, как Баранников и ему подобные.
Изучая подробности и обстоятельства малоизвестного даже литературоведам факта, который так ярко проливал свет на жизнь любимого писателя, в квартиру которого буквально ломилась страшная правда действительности, я узнал, что Баранников был молод, красив, умен — ну прямо Ставрогин из романа «Бесы»! (Об этом и написал в повести «Я жажду»).
И вот я прочел в очередном томе фундаментального «Литературного наследства», предназначенного в основном для специалистов, изучающих литературу, главу «У Тихона» — ту самую, исключенную Катковым, которая, по сути, является краеугольным камнем, объясняющим и замысел романа «Бесы», и главную подробность характера центрального персонажа романа — Ставрогина.
Впечатление от прочитанного было такое, что я, потрясенный, чувствовал себя так, как будто только что сам побывал в той комнате, где произошло страшное событие. Будто я воочию увидел, как к человеку по фамилии Ставрогин, наделенному не только изумительной по красоте внешностью, физической силой, но и умом и талантами, но одновременно столь же впечатляющими пороками, вышла навстречу девочка лет двенадцати — четырнадцати. До того она лежала на кровати в лихорадке, исхудавшая, с розовыми пятнами на щеках, с заострившимся носом, догорающая, как тонкая церковная свечка.
И вот она встала с кровати, подошла к распахнутой двери в комнату, которую нанимал ее мучитель, уже несколько дней наблюдавший, как умирает его жертва.
«Она глядела на меня молча. В эти четыре или пять дней, в которые я с того времени ни разу не видал ее близко, действительно очень похудела. Лицо ее как бы высохло, и голова, наверно, была горяча. Глаза стали большие и глядели на меня неподвижно, как бы с тупым любопытством, как мне показалось сначала. Я сидел в углу дивана, смотрел на нее и не трогался. И тут вдруг опять я почувствовал ненависть. Но очень скоро заметил, что она совсем меня не пугается, а, может быть, скорее в бреду. Но она и в бреду не была. Она вдруг часто закивала на меня головой, как кивают, когда очень укоряют, и вдруг подняла на меня свой маленький кулачок и начала грозить им мне с места. Первое мгновение мне это движение показалось смешным, но дальше я не мог его вынести: я встал и подвинулся к ней. На ее лице было такое отчаяние, которое невозможно было видеть в лице ребенка. Она всё махала на меня своим кулачонком с угрозой и всё кивала, укоряя».
Так пишет как бы не сам Достоевский, а Николай Ставрогин в исповедальных листках, с которыми он приходит к старцу Тихону. Этот прием «отстранения», дающий возможность говорить от лица самого персонажа, а вроде бы не писателя, используется Достоевским для того, чтобы читатель сам присутствовал при событии, которое он описывает.
По крайней мере, именно так со мной и произошло.
Увидел я, как ради забавы или иного чувства, когда «человеку все позволено, если Бога нет», Ставрогин зашел в комнату, где Матреша была одна. Как подошел к ней, начал ласкать, как бы играть, преодолел испуг девочки и совратил ее.
После случившегося Ставрогин испытал нешуточный страх, понимая, что ему грозит каторга, если Матреша расскажет, что произошло. Но она молчит, заболевает, истаивает в лихорадке. А тут еще выручает Ставрогина пришедшая кстати горничная его любовницы. И с горничной у него тоже амуры. И хотя она ему безразлична, все же «недурна», и потому Николай Всеволодович закрывает двери и тотчас забывает и о своих страхах, и о Матреше.
Многочисленные исследователи творчества Достоевского в один голос пишут о его удивительном умении проникнуть в психологию своих героев, дающем возможность создания глубоких и сложных характеров людей, которые населяют его произведения. Много пишут, в особенности в последнее время, о его пророчествах — особенно когда речь заходит о романе «Бесы».
Да, это действительно так: создание «пятерок», которые показаны в «Бесах», бессмысленные и жестокие убийства, кровью связывающие «подпольщиков», на полстолетия вперед предсказали результаты, которые декларировали «борцы за счастье народа». «Сто миллионов голов», которые не жалко, а даже необходимо снести ради «светлого будущего», как декларирует в романе некто Шигалев, действительно были снесены после октября 1917 года.
И «бесы», подобные Петруше Верховенскому, способные взбаламутить не только губернский город, как показано в романе, но и целые страны, тоже есть, тоже реальны, и их появление поразительно точно предсказано Достоевским.
Но со времен Михаила Никифоровича Каткова и по сей день как-то вскользь говорится о главном преступлении главного персонажа романа — а именно о том, что Ставрогин написал «в листках», с которыми пришел к старцу Тихону.
А между тем это и есть основная глава, тот фундамент, на котором и построен великий роман.
Что же хотел показать Достоевский, делая героем человека, у которого прекрасные черты лица вдруг превращаются в маску, а благородные порывы — в преступления? Уж не порождение ли сатаны явилось перед читателем?
Современники вынесли Федору Михайловичу чудовищный приговор: автор помешался, вошел в сумасшедший дом и не вышел оттуда. Персонажей он выдумал, таких на самом деле нет.
Как писатель он закончился, можно поставить на нем крест.
Современники наши пишут о «Бесах» как о романе гениальном, пророческом. В полном собрании сочинений опубликована наконец и глава «У Тихона».
Но опять происходит та же, что и раньше, «фигура умолчания» о Православии писателя, его пламенной вере, которая помогла ему, не страшась, броситься в страшную бездну. Броситься и не разбиться, а выйти победителем и когда писался роман, и теперь, когда каждый может прочесть главу «У Тихона» и увидеть худенький кулачок, которым умирающая девочка Матреша грозит своему убийце.
Да, написать такую главу под силу только гению, только православному человеку.
Таким гением оказался русский писатель Федор Михайлович Достоевский.
Но о каких же преступлениях, человеческих уродствах пишут сегодняшние Нобелевские лауреаты, «подписанты», призывающие отменить «драконовские законы», которые у нас приняты в последние полтора года?
Вот, к примеру, Эльфрида Елинек — австрийская романистка, драматург, поэт и литературный критик. Наиболее читаемые и экранизированные ее романы — «Пианистка» и «Любовницы». Главная героиня «Пианистки» наделена всеми мыслимыми и немыслимыми сексуальными извращениями, какие, вероятно, писательница знает по «секспросвету», столь широко насаждаемому в благополучных европейских странах с младенческих лет.
Но в то же время героиня — тонкий знаток музыки, преподаватель консерватории. То есть автор нам доказывает, что порок неразрывно соединен с талантом, с музыкой в данном случае. Извращения не просто названы, даны «опосредованно», как у Достоевского. Нет, они подробно описаны, подробно воспроизведены и на экране в фильме режиссера Ханеке, за который он удостоен «Золотой пальмовой ветви» на кинофестивале в Каннах.
Во время демонстрации этого фильма в Каннах многие зрители и даже критики не выдерживали, выбегали из зала от приступа рвоты.
И роман, и фильм профессионально сделаны на высоком уровне. И тем ужаснее смысл и литературы, и кино, воспевающих порок, отчетливо говорящих, что от темного, ужасного человеку никуда не деться.
Выход один — пустить себе пулю в лоб, как это делает героиня «Пианистки».
Я потому остановился на этом произведении, что оно отчетливо показывает, в каком направлении сегодня движутся литература и искусство Европы, США, какие произведения удостаиваются высших наград некогда самыми авторитетными жюри и комитетами.
Изо всех сил поддерживается сексуальная извращенность, а нравственное падение выдается за норму, насаждается и ограждается законом.
Народ может протестовать, как во Франции, но все равно закон об однополых браках принят в этой стране. То есть самое отвратительное, гнусное мужеложество объявлено нормой.
«А что вы хотите, — вразумляют нас, — природа именно так создала некоторые личности, так не мешайте им жить, как они хотят».
Да, действительно бывают подобные отклонения. Но ведь таких людей общество избегало, даже изолировало. Да и они сами прятали свою извращенность, обуздывали свои страстишки, зная, что у нас в России, например, издревле этих людей называли презрительно — не буду произносить это слово вслух.
Сейчас же подавай им «парады» — они стали законодателями мод — то есть норм жизни.
Давно замечено, что романы Достоевского как бы вдруг становятся поразительно актуальными.
То юноша, мечтающий стать Ротшильдом, оказывается суперсовременным («Подросток»); то явится очередной Родя Раскольников, считающий, что убить старуху с деньгами очень даже правильно, ибо она «гнида», а он может и должен стать Наполеоном.
Но вот почему-то никто не говорит о новых Ставрогиных, о тех людях, которые сегодня для забавы своей растлевают и убивают детей.
В последние время, в прошлом году особенно, так часто стали говорить об извращенцах, которые подняли головы не только в «просвещенной Европе», но и у нас в стране, что мне невольно вспомнился Ставрогин, вспомнилась и Матреша и все, что связано с «Бесами».
Ибо Ставрогин, начавший как вдохновенный носитель национальных, революционных идей, покоривший ими тех, кто пошел за ним (это поразительные по художественной силе персонажи — Шатов, Кириллов), постепенно превращается не только в бездельника, прожигающего жизнь. Он бросается в авантюры (надо проверить силу воли!), которые возбуждают, щекочут нервы, дух захватывают — «вброс адреналина» — так говорят сегодня!
И банальное распутство прямо приводит в такую вот комнату, описанную в «Бесах», где с матерью живет девочка Матреша.
Нам усиленно втолковывают, в том числе и наши доморощенные либералы, что человек свободен, что у него есть право выбора: хочет, например, мужчина жить с мужчиной - это его право. Женщина хочет жить с женщиной — и это нормально. Хотят они зарегистрировать свои браки — не смейте им мешать, примем закон, разрешим им делать то, что они хотят.
«Права человека»!
Они превыше всего!
А то, что подобные отношения являются подлыми, преступными, — этого не смейте говорить, это ваша ретроградская мораль. И то, что Церковь на вашей стороне, — так потому, что и Церковь ретроградская, безнадежно отставшая от современной жизни.
В просвещенных и благополучных скандинавских странах, например, половое бессилие наступает у многих юношей в 17-18 лет — это стало почти закономерностью, в чем они вынуждены признаться даже уже открыто. Потому что так называемое «половое воспитание» начинается у них с младенчества. И получается, что от естественных половых отношений, в которых проявляется полнота любви, путь к извращениям, к насилию детей — очень короткое расстояние.
Сегодня пресса Соединенных Штатов, да и всего Запада, ошарашена письмом приемной дочери широко известного кинорежиссера Вуди Аллена. Девушка открыто заявила, что подвергалась сексуальному насилию со стороны приемного отца с детских лет. Теперь режиссер живет с другой приемной дочерью, на этот раз женившись на девушке, которая достигла совершеннолетия. Между тем кинорежиссеру скоро 80 лет.
А ведь Аллен номинирован на «Оскара» как раз в этом году. Я нисколько не удивлюсь, если киноакадемики Америки объявят Аллена победителем, а письмо приемной дочери объявят фальшивкой.
Привожу этот пример для того, чтобы мы поняли, кто «вразумляет» нас, учит «свободе», «цивилизованному» образу жизни.
Однако, по моему мнению, есть писатели, которые подписали письмо, не разобравшись, кто такие «Пуси», устроившие оргию в главном храме нашего Отечества и по заслугам получившие наказание. Вполне возможно, что они оказались одурачены той лавиной злобной дезинформации, которая появляется на страницах даже солидных западных изданий. Ну откуда нигерийскому писателю Воле Шойинка, например, знать о том, что извращенки, выдающие себя за артистов, богохульствовали, а не выступали с «акцией протеста», как пишет западная пресса? Скорее всего, просто прочел, что написано в СМИ теми авторами, что стоят «за свободу самовыражения», и подписал письмо, раз к нему обратились.
Но вот Салману Ружди, автору романа «Сатанинские стихи», Нобелевскому лауреату, хорошо известно, как поступают с теми, кто заходит в мечеть, даже громко говоря и не сняв обуви. Что же он поддерживает кривляк, бесчинствующих на амвоне в нашем главном храме?
«Драконовский», как они называют принятый Думой закон о защите чувств верующих, как раз и направлен против «ставрогинских» страстей.
Замечу, что повернулся к нам суперактуальностью роман Федора Михайловича» «Бесы» неожиданной гранью, которая засверкала, как лезвие бритвы.
И со всею силою вновь встал вопрос о том, надо ли литературе, искусству обращаться к столь острой проблематике.
Да, с моей точки зрения, надо — если у писателя, режиссера, актера есть сила трагического таланта, которую явил всему миру Федор Михайлович Достоевский.
Да, надо — если вера твоя крепка, если ты твердо веришь в силу и правду Христа.
Сердце писателя на всю жизнь было обожжено и не разорвалось именно благодаря вере Православной.
Потому он молился не только на каторге, не только в солдатчине.
К вере он был обращен с детства. Да, на какое-то время забывал Христа, но неизменно возвращался к Нему.
Не все, кто любит творчество Достоевского, знают, что он был потрясен одним страшным преступлением, свидетелем которого стал девяти лет от роду.
На его глазах умирала девочка, изнасилованная мерзавцем. Девочка истекала кровью, и отец Феди, врач, не смог спасти истерзанного ребенка.
Это впечатление на всю жизнь осталось в сердце писателя.
Может быть, поэтому он с такой бесстрашностью бросился описывать самое низкое падение Ставрогина, чтобы всему миру показать худенький кулачок девочки Матреши.
Думаю, что только вера помогла ему выдержать и то, что он описывал, и то, с каким мужеством пережил ругань и даже неприличную брань современников в адрес своего романа и себя — как гражданина и как писателя.
В последний год жизни Федор Михайлович отмечал в своих «Записных тетрадях»:
«Мерзавцы дразнили меня необразованною и ретроградною верою в Бога. Этим олухам и не снилось такой силы отрицания Бога, какое положено в Инквизиторе и в предшествовавшей главе, которому ответом служит весь роман. Не как дурак же (фанатик) я верую в Бога. И эти хотели меня учить и смеялись над моим неразвитием! Да их глупой природе и не снилось такой силы отрицания, которое прошел я. Им ли меня учить!»
Он ссылается на свою главу о «Великом инквизиторе» в романе «Братья Карамазовы».
Да, сила его таланта, конечно же, держалась на силе веры.
И потому сквозь время, через просторы, океаны и горные хребты видят кулачок Матреши и в Америке, и в Европе, и в Азии — во всех странах, ибо его романы переведены почти на все языки.
Видят худенький кулачок ребенка, который грозит всем мерзавцам мира.
А Ставрогин, «гражданин швейцарского кантона Ури», повесится на чердаке своего именья именно потому, что кулачок Матреши оказался грозным, сильнее, казалось бы, непобедимой сатанинской силы.
Алексей Солоницын,
лауреат первых литературных премий им. благ. князя Александра Невского (Санкт-Петербург), преп. Серафима Саровского (Нижний Новгород), философа Ивана Ильина (Екатеринбург)
Слово патриарха Московского и Всея Руси
Cлово на праздник Сретения Господня 14 Февраля 2014
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, возлюбленные братья и сестры, мы с вами собрались в этом святом храме для того, чтобы вместе с Церковью совершать празднование Сретения Господня. Среди многих песнопений этого праздника есть одно, которое обычно известно каждому христианину и которое с особым теплом в душе воспринимается каждым. Это песнь праведного Симеона Богоприимца—Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром. Когда Святая Церковь или читает, или поет это песнопение, то многие с большой сосредоточенностью, с большим чувством в своей душе в это время молятся, некоторые — коленопреклоненно.
Почему это песнопение так близко каждому христианину? Потому, дорогие братья и сестры, что каждый проходит тот или иной путь жизни, какой продолжительности—этого никому не дано знать, никому не дано измерить. Некоторые находятся в состоянии жизненного утра. И для них все представляется как бы в розовом свете.
Проходит этот недолгий и радостный отрезок времени, и человек оказывается в том периоде жизни, который называется серединой жития. Это время сознательной жизни, это время, которое сопряжено со многими искушениями и соблазнами, со всевозможными грехами. В это время человек сознательно избирает для себя тот или иной путь. Это может быть путь греха и порока, или это может быть наитруднейший путь, по которому он идет к своему спасению и к правде вечной. В этот период Святая Церковь назидает человека, она зовет его к духовному совершенству, к жизни праведной.
Проходит и это время, и наступает время вечера человеческой жизни. Это очень ответственный период. И кто из нас не сознает, что рано или поздно, может быть, внезапно, может быть, с тяжкой болезнью, с недугом, но неминуемо приблизится к нему смерть? Но о времени ее приближения никто не знает. В этот период человек - христианин научается Церковью молиться усердной молитвой. Церковь помогает ему в это иногда очень тяжелое время — время его старости. И человек усердно молится, чтобы Господь это время соделал для него мирным, безболезненным и беспечальным.
Так было у праведного Симеона Богоприимца, который на пороге Иерусалимского храма встречал Богомладенца Христа. Праведному Симеону было сказано свыше, что он не увидит смерти до тех пор, пока не увидит Христа Грядущего. И вот он Его увидел. Его влекла в церковь какая - то необычная сила. И когда он, имея очень преклонный возраст, пришел, тогда в свои объятия он принял Богомладенца Христа. И вот тогда он сказал эти слова: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром.
Настало время, когда ему можно было умереть, и эта кончина его должна быть мирной. Яко видеста очи мои,— продолжал праведный Симеон,— спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей. Он это спасение видел в Самом Богомладенце Христе, а все остальное он воспринимал чрез Священное Писание, как можно было бы сказать теперь — «умозрительно».
Мы с вами, дорогие братья и сестры, много счастливее праведного Симеона, потому что мы не только видели спасение, а мы его имеем, спасение внутрь нас есть. Это происходит тогда, когда мы с глубочайшей верой, со страхом Божиим причащаемся Святых Христовых Тайн. Они приносят нам спасение, созидают его внутри нас. Ибо Священное Писание повествует о том, что тот, кто причащается Святых Христовых Тайн достойно, тот соединяется со Спасителем и Господом.
Мы очень многое в продолжение жизни увидим такого, что является спасительным для нас. И это спасение мы не только лицезреем, но это спасение приходит внутрь нас и в нас почивает.
Дух Святой, Которого мы принимаем во время Крещения,— это наше спасение. Возможность в Таинстве Покаяния очиститься полностью от греха и порока — это тоже наше спасение. Это такое спасение, которое позволяет нам приблизиться к чаше со Святым Причастием. Есть Таинство, в котором благословляется брачная жизнь человека, когда он вместе с Церковью возносит молитвы о счастливой, благополучной брачной жизни. В Святой Церкви есть Соборование, или Таинство Елеосвящения, которое совершается во время тяжких болезней. Поэтому мы, повторяю, счастливее праведного Симеона Богоприимца, потому что он только видел спасение, а мы не просто видим, мы уже знаем, что мы соединяемся с Самим Христом Спасителем и Его спасение бывает среди нас.
Необходимо нам, дорогие братья и сестры, обратить внимание на песнопения, которые Святая Церковь поет за всенощным бдением. Вот те запевы, которые поются на девятой песни. Надо глубоко вникнуть в их содержание, и мы увидим, как чадолюбивая Матерь-Церковь зовет нас к нашему спасению, к духовному совершенству. И если это нам не удается, она обращается к Богоматери, к Самому Спасителю и Господу и просит, чтобы нам было ниспослано спасение. Богородице Дево, Упование христианам, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающия.— Какие вдохновенные слова и как этими словами легко молиться! А сколько в этих запевах поэзии, духовной красоты! Чистая Голубица, Нескверная Агница Агнца и Пастыря приносит в Церковь.
Вот просьба к Богоматери о Ее предстательстве: О Девице Марие, просвети нашу душу, омраченную люте житейскими сластьми. К Самому Спасителю и Господу: О Христе, всех Царю, подаждь ми слезы теплы, да этими слезами омыю я свою падшую во грехах душу, юже зле погубив. Много назидательных моментов в запевах на девятой песни. Не случайно Святая Церковь предлагает их нам, особенно тем, у кого наступил вечер жизни, делая легкой нашу молитву, призывая нас осознать свою греховность, научая нас, если мы сами бываем неспособны, проводить христианскую жизнь достойно нашего звания.
Дорогие братья и сестры, в этот великий праздник не только прославим Пресвятую Деву Марию, но и обратимся к Ней с нашими мольбами душевными о нашем избавлении от грехов и пороков. И те песнопения, которые Святая Церковь предлагает нам, особенно тем, кто находится в вечерней поре своей жизни, с верой восприимем в наши сердца. Аминь.
Святейший патриарх Московский и всея Руси Пимен (1910-1990)
Сегодня, возлюбленные братья и сестры, мы с вами собрались в этом святом храме для того, чтобы вместе с Церковью совершать празднование Сретения Господня. Среди многих песнопений этого праздника есть одно, которое обычно известно каждому христианину и которое с особым теплом в душе воспринимается каждым. Это песнь праведного Симеона Богоприимца—Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром. Когда Святая Церковь или читает, или поет это песнопение, то многие с большой сосредоточенностью, с большим чувством в своей душе в это время молятся, некоторые — коленопреклоненно.
Почему это песнопение так близко каждому христианину? Потому, дорогие братья и сестры, что каждый проходит тот или иной путь жизни, какой продолжительности—этого никому не дано знать, никому не дано измерить. Некоторые находятся в состоянии жизненного утра. И для них все представляется как бы в розовом свете.
Проходит этот недолгий и радостный отрезок времени, и человек оказывается в том периоде жизни, который называется серединой жития. Это время сознательной жизни, это время, которое сопряжено со многими искушениями и соблазнами, со всевозможными грехами. В это время человек сознательно избирает для себя тот или иной путь. Это может быть путь греха и порока, или это может быть наитруднейший путь, по которому он идет к своему спасению и к правде вечной. В этот период Святая Церковь назидает человека, она зовет его к духовному совершенству, к жизни праведной.
Проходит и это время, и наступает время вечера человеческой жизни. Это очень ответственный период. И кто из нас не сознает, что рано или поздно, может быть, внезапно, может быть, с тяжкой болезнью, с недугом, но неминуемо приблизится к нему смерть? Но о времени ее приближения никто не знает. В этот период человек - христианин научается Церковью молиться усердной молитвой. Церковь помогает ему в это иногда очень тяжелое время — время его старости. И человек усердно молится, чтобы Господь это время соделал для него мирным, безболезненным и беспечальным.
Так было у праведного Симеона Богоприимца, который на пороге Иерусалимского храма встречал Богомладенца Христа. Праведному Симеону было сказано свыше, что он не увидит смерти до тех пор, пока не увидит Христа Грядущего. И вот он Его увидел. Его влекла в церковь какая - то необычная сила. И когда он, имея очень преклонный возраст, пришел, тогда в свои объятия он принял Богомладенца Христа. И вот тогда он сказал эти слова: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром.
Настало время, когда ему можно было умереть, и эта кончина его должна быть мирной. Яко видеста очи мои,— продолжал праведный Симеон,— спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей. Он это спасение видел в Самом Богомладенце Христе, а все остальное он воспринимал чрез Священное Писание, как можно было бы сказать теперь — «умозрительно».
Мы с вами, дорогие братья и сестры, много счастливее праведного Симеона, потому что мы не только видели спасение, а мы его имеем, спасение внутрь нас есть. Это происходит тогда, когда мы с глубочайшей верой, со страхом Божиим причащаемся Святых Христовых Тайн. Они приносят нам спасение, созидают его внутри нас. Ибо Священное Писание повествует о том, что тот, кто причащается Святых Христовых Тайн достойно, тот соединяется со Спасителем и Господом.
Мы очень многое в продолжение жизни увидим такого, что является спасительным для нас. И это спасение мы не только лицезреем, но это спасение приходит внутрь нас и в нас почивает.
Дух Святой, Которого мы принимаем во время Крещения,— это наше спасение. Возможность в Таинстве Покаяния очиститься полностью от греха и порока — это тоже наше спасение. Это такое спасение, которое позволяет нам приблизиться к чаше со Святым Причастием. Есть Таинство, в котором благословляется брачная жизнь человека, когда он вместе с Церковью возносит молитвы о счастливой, благополучной брачной жизни. В Святой Церкви есть Соборование, или Таинство Елеосвящения, которое совершается во время тяжких болезней. Поэтому мы, повторяю, счастливее праведного Симеона Богоприимца, потому что он только видел спасение, а мы не просто видим, мы уже знаем, что мы соединяемся с Самим Христом Спасителем и Его спасение бывает среди нас.
Необходимо нам, дорогие братья и сестры, обратить внимание на песнопения, которые Святая Церковь поет за всенощным бдением. Вот те запевы, которые поются на девятой песни. Надо глубоко вникнуть в их содержание, и мы увидим, как чадолюбивая Матерь-Церковь зовет нас к нашему спасению, к духовному совершенству. И если это нам не удается, она обращается к Богоматери, к Самому Спасителю и Господу и просит, чтобы нам было ниспослано спасение. Богородице Дево, Упование христианам, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающия.— Какие вдохновенные слова и как этими словами легко молиться! А сколько в этих запевах поэзии, духовной красоты! Чистая Голубица, Нескверная Агница Агнца и Пастыря приносит в Церковь.
Вот просьба к Богоматери о Ее предстательстве: О Девице Марие, просвети нашу душу, омраченную люте житейскими сластьми. К Самому Спасителю и Господу: О Христе, всех Царю, подаждь ми слезы теплы, да этими слезами омыю я свою падшую во грехах душу, юже зле погубив. Много назидательных моментов в запевах на девятой песни. Не случайно Святая Церковь предлагает их нам, особенно тем, у кого наступил вечер жизни, делая легкой нашу молитву, призывая нас осознать свою греховность, научая нас, если мы сами бываем неспособны, проводить христианскую жизнь достойно нашего звания.
Дорогие братья и сестры, в этот великий праздник не только прославим Пресвятую Деву Марию, но и обратимся к Ней с нашими мольбами душевными о нашем избавлении от грехов и пороков. И те песнопения, которые Святая Церковь предлагает нам, особенно тем, кто находится в вечерней поре своей жизни, с верой восприимем в наши сердца. Аминь.
Святейший патриарх Московский и всея Руси Пимен (1910-1990)
Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества о трагедии в храме Южно-Сахалинска …
Протоиерей Всеволод Чаплин: Сейчас опасность неоязычества многократно возросла 12 Февраля 2014
Распространение неоязыческих идей, разрушающих традиционный уклад жизни в России, может представлять серьезную опасность для общества, заявил председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя сообщения о том, что открывший стрельбу в сахалинском кафедральном соборе принадлежал к неоязыческому культу, сообщает РИА Новости.
Напомним, что в воскресенье мужчина открыл стрельбу в соборе Воскресения Христова в Южно-Сахалинске, убив двоих и ранив шесть человек. СМИ сообщали, что, по предварительным данным, стрелявший являлся последователем одного из неоязыческих культов.
Глава Синодального отдела напомнил, что еще в 1994 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви говорил «об опасности неоязычества». «Сейчас эта опасность многократно возросла. Священники, которые работают с молодежью городских окраин и небольших населенных пунктов, или в медийной среде, сталкиваются с этим явлением практически каждый день», — сказал он РИА Новости. По его словам, к распространению неоязыческих и неонацистских идей «нужно отнестись максимально серьезно».
Как отмечалось в определении Архиерейского Собора 1994 года «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», с падением атеистического режима на постсоветском пространстве, в том числе и в России, начали возрождаться старые гностические культы и возникать так называемые «новые религиозные движения», которые «целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой». В документе отмечалось, что деятельность таких движений часто носит агрессивный характер.
По мнению о. Всеволода Чаплина, в этой ситуации деятели Русской Православной Церкви должны активнее вести просветительскую деятельность среди рядовых граждан, которые могут быть восприимчивы к подобным течениям.
«Стараясь прояснить отношения с либеральной интеллигенцией — что, конечно, нужно делать — активная часть Церкви не должна забывать и о тех миллионах простых людей, которые ищут ясный ответ на такие вопросы, как будущее русского народа и его отношения с этническими меньшинствами, социальная справедливость, поиск ясно выраженного смысла жизни и гражданского действия, реализация мужского воинского начала. С этими людьми сегодня нужно быть рядом, давать им четкую жизненную мотивацию», — сказал о. Всеволод Чаплин.
В противном случае, по его мнению, «эта часть общества — огромная его часть — быстро окажется в руках либо псевдоисламских экстремистов, либо неоязычников и неонацистов». «Кстати, и нашей интеллигенции нужно больше разговаривать с упомянутой частью общества. Не отгораживаться от нее, не объявлять ее "быдлом", а нести ту просветительскую функцию и ту функцию поддержки, которую всегда по отношению к простому народу несли в России учителя, врачи, публицисты», — отметил собеседник агентства.
Представитель Русской Православной Церкви считает, что «опасность разделения общества на интеллектуальную элиту больших городов и всех остальных — роковым образом повлияла на историю России в начале 20 века, когда рабочих увлекли за собой большевики, а большинство интеллигенции отмалчивалось». «Очень не хотелось бы, чтобы такой сценарий повторился в веке 21-м», — сказал о. Всеволод Чаплин.
Введение специального пропускного режима и прочих усиленных мер безопасности в храмах было бы неправильным шагом, заявил также отец Всеволод. «В некоторых храмах есть металлоискатели. За последнее время в ряде мест в целом усиливается охрана, но нужно иметь в виду, что все равно храм не может и не должен охраняться так, как государственные учреждения или офисы крупных компаний», — сказал священник, отвечая на вопрос, нужно ли, по его мнению, усиливать охрану церквей.
Он отметил, что «было бы абсолютно неправильно требовать при входе в храм паспорт или, тем более, электронную карту, вести жесткий учет, обыскивать людей». «Все-таки храм — это место, куда многие люди желают прийти свободно, иногда не называя себя, и я надеюсь, что открытость храмовых зданий всегда сохранится. А по большому счету, любое храмовое здание всегда в каком-то смысле беззащитно, и отвести угрозу нападения полностью никогда нельзя», — заявил священнослужитель.
Ранее, в октябре прошлого года четверо неизвестных ворвались вечером в православный храм в центре Москвы. Злоумышленники, бывшие, по свидетельству очевидцев, в нетрезвом виде, вели себя шумно; угрожая предметом, похожим на пистолет, прихожанам, они сфотографировались на фоне алтаря, после чего скрылись. Было возбуждено уголовное дело по статье «хулиганство», задержаны трое подозреваемых. Тогда в Русской Православной Церкви сообщили, что во многих храмах уже устанавливаются видеокамеры, «тревожные кнопки», при этом призвали «не перегибать палку» в вопросах охраны.
Напомним, что в воскресенье мужчина открыл стрельбу в соборе Воскресения Христова в Южно-Сахалинске, убив двоих и ранив шесть человек. СМИ сообщали, что, по предварительным данным, стрелявший являлся последователем одного из неоязыческих культов.
Глава Синодального отдела напомнил, что еще в 1994 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви говорил «об опасности неоязычества». «Сейчас эта опасность многократно возросла. Священники, которые работают с молодежью городских окраин и небольших населенных пунктов, или в медийной среде, сталкиваются с этим явлением практически каждый день», — сказал он РИА Новости. По его словам, к распространению неоязыческих и неонацистских идей «нужно отнестись максимально серьезно».
Как отмечалось в определении Архиерейского Собора 1994 года «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», с падением атеистического режима на постсоветском пространстве, в том числе и в России, начали возрождаться старые гностические культы и возникать так называемые «новые религиозные движения», которые «целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой». В документе отмечалось, что деятельность таких движений часто носит агрессивный характер.
По мнению о. Всеволода Чаплина, в этой ситуации деятели Русской Православной Церкви должны активнее вести просветительскую деятельность среди рядовых граждан, которые могут быть восприимчивы к подобным течениям.
«Стараясь прояснить отношения с либеральной интеллигенцией — что, конечно, нужно делать — активная часть Церкви не должна забывать и о тех миллионах простых людей, которые ищут ясный ответ на такие вопросы, как будущее русского народа и его отношения с этническими меньшинствами, социальная справедливость, поиск ясно выраженного смысла жизни и гражданского действия, реализация мужского воинского начала. С этими людьми сегодня нужно быть рядом, давать им четкую жизненную мотивацию», — сказал о. Всеволод Чаплин.
В противном случае, по его мнению, «эта часть общества — огромная его часть — быстро окажется в руках либо псевдоисламских экстремистов, либо неоязычников и неонацистов». «Кстати, и нашей интеллигенции нужно больше разговаривать с упомянутой частью общества. Не отгораживаться от нее, не объявлять ее "быдлом", а нести ту просветительскую функцию и ту функцию поддержки, которую всегда по отношению к простому народу несли в России учителя, врачи, публицисты», — отметил собеседник агентства.
Представитель Русской Православной Церкви считает, что «опасность разделения общества на интеллектуальную элиту больших городов и всех остальных — роковым образом повлияла на историю России в начале 20 века, когда рабочих увлекли за собой большевики, а большинство интеллигенции отмалчивалось». «Очень не хотелось бы, чтобы такой сценарий повторился в веке 21-м», — сказал о. Всеволод Чаплин.
Введение специального пропускного режима и прочих усиленных мер безопасности в храмах было бы неправильным шагом, заявил также отец Всеволод. «В некоторых храмах есть металлоискатели. За последнее время в ряде мест в целом усиливается охрана, но нужно иметь в виду, что все равно храм не может и не должен охраняться так, как государственные учреждения или офисы крупных компаний», — сказал священник, отвечая на вопрос, нужно ли, по его мнению, усиливать охрану церквей.
Он отметил, что «было бы абсолютно неправильно требовать при входе в храм паспорт или, тем более, электронную карту, вести жесткий учет, обыскивать людей». «Все-таки храм — это место, куда многие люди желают прийти свободно, иногда не называя себя, и я надеюсь, что открытость храмовых зданий всегда сохранится. А по большому счету, любое храмовое здание всегда в каком-то смысле беззащитно, и отвести угрозу нападения полностью никогда нельзя», — заявил священнослужитель.
Ранее, в октябре прошлого года четверо неизвестных ворвались вечером в православный храм в центре Москвы. Злоумышленники, бывшие, по свидетельству очевидцев, в нетрезвом виде, вели себя шумно; угрожая предметом, похожим на пистолет, прихожанам, они сфотографировались на фоне алтаря, после чего скрылись. Было возбуждено уголовное дело по статье «хулиганство», задержаны трое подозреваемых. Тогда в Русской Православной Церкви сообщили, что во многих храмах уже устанавливаются видеокамеры, «тревожные кнопки», при этом призвали «не перегибать палку» в вопросах охраны.
Как уже сообщалось ранее, Администрация Президента России заверила Патриарха Кирилла в том, что верующим не будут навязываться универсальные электронные карты.
«Устроение общественной жизни не должно находиться в противоречии с христианской верой...» 11 Февраля 2014
Святейший Патриарх обратился к Президенту РФ в защиту православных граждан …
Как уже сообщалось ранее, Администрация Президента России заверила Патриарха Кирилла в том, что верующим не будут навязываться универсальные электронные карты.
***
В октябре 2013 года православные организации, видные общественные деятели направили обращение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой обратиться к Президенту РФ и в федеральные органы власти в защиту православных граждан, подвергающихся дискриминации за отказ от использования средств автоматической идентификации личности. Кроме того, общественность ставила вопрос о необходимости сохранения традиционного документа, удостоверяющего личность и традиционных способов учета
Обращение общественности на сайтах:
http://rodinaprav.info/index.php/inn-uek-snils/125-otkrytoe-obrashchenie-o-prekrashchenii-diskriminatsii-pravoslavnykh-grazhdan
http://notinn.ru/
http://nm-union.ru/index.php/homepage/ob-yavleniya-i-meropriyatiya/945-soyuz-pravoslavnykh-yuristov-obrashchenie-pravoslavnoj-obshchestvennosti
http://amin.su/content/analitika/9/2946/
http://www.pereprava.org/knowledge/2493-otkrytoe-obraschenie-o-prekraschenii-diskriminacii-pravoslavnyh-grazhdan.html
В поддержку общественных организаций в адрес Патриарха направлены многочисленные письма граждан. В ответ на обращения верующих Патриарх направил обращение Президенту РФ Путину В.В., в котором поддержал просьбы и предложения граждан.
Отвечая на обращение Святейшего Патриарха, Администрация Президента заявляет, что любые формы принуждения к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных являются недопустимыми.
Однако для реального обеспечения прав граждан необходимы изменения законодательства. Поэтому наша совместная работа не окончена. Будем продолжать правовыми методами совместно с Русской Православной Церковью добиваться правовых гарантий жить в обществе в соответствии со своими религиозными убеждениями. На сегодняшний день уже сделан решительный шаг, Святейший Патриарх озвучил наболевшую проблему и заявил Президенту страны о необходимости сохранения традиционной системы учета, ее техническом, финансовом и законодательном обеспечении. Этим обращением снята негласная завеса молчания, которая многие годы покрывала проблему дискриминации и нарушения конституционных прав граждан, отказывающихся от использования новых технологий учета персональных данных. В обращении Патриарха указаны и проблемы, и способы их решения. Наша задача - активно участвовать в законотворческом процессе, не молчать, когда нарушаются наши конституционные права. В своих действиях мы, граждане должны руководствоваться Конституцией РФ, провозглашающей права и свободы высшей ценностью и гарантирующей гражданам право на непосредственное участие в управлении делами государства (статьи 2, 3, 15, 18, 32, 33). Всенародное обсуждение социально значимых законопроектов - одна из форм такого участия. Мы имеем право на всенародное обсуждение законопроектов и законов, принятых без учета мнения народа. Результат зависит от нашей активности.
Позиция Церкви по вопросу новых технологий учета выражена к концептуальном документе «Позиция Русской Православной Церкви Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» (документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года).
В Документе Церковь категорически заявляет, что необходимо проявлять уважение к конституционным правам граждан и не дискриминировать тех, кто отказывается от принятия электронных средств идентификации. Граждане призываются к защите своих прав:
«В случае принуждения граждан к принятию подобных средств и дискриминации, связанной с их непринятием, Собор предлагает этим людям обращаться в суд, а также информировать епархиальное священноначалие и, при необходимости, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества».
О том, что христианин не должен быть сторонним наблюдателем социальной жизни, а активно участвовать в ней, говорится в «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятых Архиерейским Собором в 2008 году.
В Основах констатировано, что в современном мире права человека нарушаются, а его достоинство попирается государственной властью, транснациональными структурами, субъектами экономики.
(Часть V.2 Основ) «... и сегодня мы призваны ревностно - не только на словах, но и на деле - заботиться о сохранении прав и достоинства человека. При этом мы сознаем, что в современном мире права человека подчас нарушаются, а его достоинство попирается не только государственной властью, но и транснациональными структурами, субъектами экономики...»
Архиерейский Собор признал правомерной и необходимой правозащитную деятельность православной общественности и определил ее главные направления:
«Для наших правозащитных трудов ныне следует особо выделить следующие области:
недопущение тотального контроля над человеческой личностью, над ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций;
воспитание уважения к законности, распространение положительного опыта реализации и защиты прав человека;
экспертиза правовых актов, законодательных инициатив и действий органов власти с целью предотвращения попрания прав и достоинства человека, ухудшения нравственной ситуации в обществе;
участие в общественном контроле за исполнением законодательства...»
(Часть V.4 Основ) «Основываясь на церковном учении о достоинстве, свободе и правах человека, христиане призваны осуществлять нравственно ориентированное социальное действие.
Оно может проявляться в самых разных формах - например, в свидетельстве перед лицом власти, в интеллектуальных разработках, в проведении кампаний в защиту тех или иных категорий людей и их прав...
Не стремясь к революционному переустройству мира и признавая права других общественных групп на участие в общественных преобразованиях на основании их мировоззренческого выбора, православные христиане оставляют и за собой право на участие в таком устроении общественной жизни, которое бы не противоречило их вере и нравственным принципам...».
Приведенные цитаты документов Церкви показывают, что защита конституционного права жить в обществе в соответствии со своими религиозными убеждениями не только наше право, но и духовная обязанность. Бездействие, безразличие или страх и паника в современной ситуации недопустимы. Результат будет по трудам нашим и по воле Господа.
Ольга Алексеевна Яковлева, Председатель «Союза православных юристов», адвокат Московской областной коллегии адвокатов, награждена знаком «Почётный адвокат России», эксперт Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
***
Публикуем ответ Администрации Президента РФ на обращение Патриарха (9 февраля 2014 г.).
Разъяснения Администрации Президента РФ о ходе рассмотрения законопроекта «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации»
9 февраля 2014 г. 09:30
Ниже приводится ответ Администрации Президента Российской Федерации в связи с обращением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с просьбой принять законодательные меры, обеспечивающие право человека использовать традиционные документы удостоверения личности и способы учета на бумажных носителях, а также обеспечить правовые гарантии существования, технического оснащения и финансирования традиционной системы учета.
Данное ходатайство было обусловлено массовыми обращениями граждан на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которые обеспокоены заявлениями представителей органов власти на самом высоком уровне о том, что на территории Российской Федерации планируется введение нового документа, удостоверяющего личность гражданина. Согласно подготовленному Федеральной миграционной службой законопроекту «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ», новое удостоверение личности будет содержать в себе визуальные и электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца, включая биометрические данные.
Ваше Святейшество!
В Администрации Президента Российской Федерации рассмотрено Ваше обращение к Президенту Российской Федерации о принятии законодательных мер, обеспечивающих право граждан Российской Федерации использовать традиционные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации.
Разделяя Вашу озабоченность по вопросу нежелания некоторой части российских граждан получать другой вид паспорта - документ нового поколения, содержащий электронные носители информации, полагаю возможным отметить, что любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы.
Вместе с тем, принимая во внимание, что в Российской Федерации, как и во всем мире, активно развиваются информационные технологии, важнейшими задачами которых являются повышение качества жизни граждан Российской Федерации, создание условий для удобства использования людьми предоставляемых государством услуг, представляется нецелесообразным полностью отказываться от документов нового поколения, содержащих электронные носители информации. Кроме того, граждане Российской Федерации, считающие удобным использование документов нового поколения, содержащих электронные носители информации, также должны иметь право выбора.
Представляется, что при решении данного вопроса необходим взвешенный, дифференцированный подход. При этом граждане Российской Федерации должны иметь право выбора получать документы, удостоверяющие личность, в виде пластиковых электронных карточек или на бумажных носителях, с использованием электронных носителей информации или без таковых.
Упомянутый Вами проект федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», разработанный ФМС России, ранее рассматривался в Администрации Президента Российской Федерации и по нему были высказаны замечания принципиального характера. При поступлении в Администрацию Президента Российской Федерации доработанного законопроекта он будет рассмотрен в установленном порядке с учетом мнения общественности, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и позиции Русской Православной Церкви.
Помощник Президента Российской Федерации - начальник Государственно-правового правления Президента Российской Федерации
Л. Брычева
Ольга Яковлева, Русская народная линия