Гостевая

Написать сообщение:

Название/имя:

Электронная почта:

Сообщение:

Актовая речь на конференции, посвященной 100-летнему юбилею преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и вызовы современности  1 Января 2014

Ваше Высокопреосвященство!

Досточтимые отцы, дорогие братия и сестры!

В этом году мы отмечаем 180 лет со дня рождения святого праведного Иоанна Кронштадтского, а в самом начале будущего года – столетие со дня его праведной кончины. Его жизнь, духовный подвиг и чудеса для нас пример и урок, а в чем-то и укор нашей совести. Мы живем в сложное время – время надежд и в то же время вызовов.

Стремительное техническое развитие вызвало к жизни новые, невиданные силы, которые оказываются зачастую не по силам человеку. Немыслимые прежде средства связи и информационные технологии способствуют сближению людей, к этому зачастую не готовых, мир объединяется и глобализируются, но внутренне и отдельные люди, и целые народы становятся дальше и отчужденннее друг от друга.

Стремительный темп жизни способствует уничтожению традиционных культур и ценностей, на их место приходят эрзац-культура, эрзац-нравственность и некоторые силы пытаются создать эрзац-религию. Культура постмодерна зачастую строится на сознательном отрицании, искажении и извращении всего традиционно священного и неприкосновенного. Т.н. сексуальная революция возродила нравы языческого Рима, Содома и Гоморры. Для России это время вызовов, ибо в процессе глобализации она очередной раз берет на себя и в себя язвы и грехи окружающего мира. С одной стороны – рухнула человеконенавистническая и безбожная коммунистическая идеология. С другой – Обретенная свобода, к которой народ оказалсья неподготовленным, обернулась целым рядом проблем и даже бед: нравственная вседозволенность и безкоординатность привела к грандиозному политическому, экономическому и нравственному провалу, из которого мы только сейчас выбираемся (но боюсь, стоим на грани нового провала).

Цена провала известна – сокращение населения России за время реформ на 10 млн человек, продолжительность жизни на уровне африканских стран, 2 млн наркоманов, 5 млн хронических алкоголиков, по разных подсчетам полмиллиона ВИЧ-инфицированных, 2 млн заключенных.

В результате экономического провала 1990-х годов жизненный уровень российского гражданина скатился на 45 место в мире. Средняя продолжительность жизни русского мужчины сейчас насчитывает по разным сведениям 57 или даже 37 лет (в 1926 г. – 44 года). Начиная с 1993 года, смертность регулярно превышала рождаемость на 1 миллион человек (в прошлом году будто бы только на 700 000). Число рождений на русскую женщину приходится от 1,8 до 1,4. Между тем цифра 2, 15 – предельная, за ней начинается вымирание. Есть данные, что в стране каждый год делается 5 миллионов абортов.

Ежегодно более 300000 русских мужчин погибают от отравления алкоголем или последствий алкоголизма. За эти годы Россия потеряла около 10 миллионов человек, и лишь отчасти ее потери закрыты мигрантами. Особенно страшные потери несет молодежь: в нашей стране до двух миллионов наркоманов, и 70-80 % из них составляет молодежь до 25 лет. В нашей стране число ВИЧ-инфицированных по некоторым подсчетам достигает 500000 человек. Возродились болезни, о которых не было слышно с 1970 г. – холера и тиф.

Восемьдесят процентов (если не больше) выпускников старших классов больны теми или иными болезнями. В военкоматы приходят от силы 10% здоровых призывников.

Серьезные проблемы испытывает и Церковь.

С одной стороны – полная внешняя свобода, с другой – какая-то нарастающая внутренняя закрытость «Храмы открываются, а души закрываются» – прозорливо писал в 1987 г. архимандрит Иоанн (Крестьянкин). С одной стороны – изобилие духовной литературы, с другой – явный недостаток тех, кто готов практически исполнять то, что в ней написано. В Церковь пришло много новых людей, не имеющих опыта семейной церковной жизни, который так характерен для традиционного Православия и поэтому в церковь они приносят и мирские понятия, и мирские страсти, в т.ч. унаследованные из советского периода – с одной стороны – склонность к партийности, нетерпимость, стремление судить всех и вся, в т.ч. и священноначалие, а другие несут в Церковь дух потребительства, стремление все получить сразу и за самую умеренную плату, и требуют от Бога и священника: «дай исцеление, вымоли квартиру»

Ситуация в нашей стране – парадоксальна. 61% населения считают себя православными, из них только 5% причащаются, и при этом 5 млн абортов в год и 40% браков кончаются разводами! И ответ на все эти беды и парадоксы надлежит искать в «искусстве святости», практическом опыте святых, в том числе – близких нам по времени, сталкивавшихся со сходными проблемами, и прежде всего св. прав. Иоанна Кронштадтского

Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии 19 декабря 1828 г. в семье бедного причетника Ильи Сергиева[1]. Позднее он напишет: «С самого раннего детства родители приучили меня к молитве… Евангелие было спутником моего детства, моим наставником, руководителем и утешителем…» К учению ему удалось приобщиться благодаря частой и пламенной молитве, в результате которой однажды «точно завеса спала с глаз». В автобиографии он писал: «Грамота давалась мне туго… но будучи приучен отцом и матерью к молитве в скорби о неуспехах своего учения, я горячо молился Богу, и я помню, как вдруг спала точно пелена с моего ума»[2].

И самое начало жизни святого праведного о. Иоанна Кронштадтского тесно связано с вызовами нашего времени. Таковыми является наша бессемейность, безбытность, случайность и безмолитвенность наших семей. Почему среди нас встречаются несчастные, озлобленные, а временами и преступные дети? Часто это происходит оттого, что ребенок в семье зачастую не чувствует ни любви, ни воспитательного начала, не говоря уже о молитвенности, о церковности. В результате он выходит из холодной, безлюбовной семьи в еще более холодный и ожесточенный мир и черствеет душою и зачастую умножает то зло, которое с детства запало в его душу. Тот ответ, который дает нам жизнь святаго праведного Иоанна – созидание семьи, как малой Церкви. Жизнь его семьи, как мы видим, была бедной материально, но богатой духовно и праведный Иоанн воистину явился «благочестивого корени» пречестной отраслью.

В 1845 г. он с отличием закончил Архангельское приходское училище, успешно учился в Архангельской Духовной Семинарии, по окончании которой был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. «Высшая духовная школа имела на меня особенно благоприятное влияние», – писал он впоследствии. Учебу он совмещал с работой, переписывая по ночам бумаги, поскольку умер его отец и он остался единственным кормильцем в семье. Скудное жалование св. Иоанн пересылал матери. В 1855 г. св. Иоанн окончил Духовную Академию со степенью кандидата богословия, защитил работу «О Кресте Христовом в обличении мнимых старообрядцев».

Учеба прав. Иоанна Кронштадтского также великий урок всем нам. Часто и студенты, и преподаватели ропщут на не очень вкусный обед, недостаточное жалование, забывая, в каких жестких условиях учились великие пастыри и молитвенники XIX в., зачастую без всякой помощи со стороны государства и Церкви, лишь помощью родных и христолюбцев, и трудами своих рук. И тем не менее, они не только не роптали, и не скорбели, но и получали великую пользу от своей учебы, потому что умели благодарить. Как сказал один из старцев: «Человек с благодарным сердцем ни в чем не нуждается».

В 1855 году настоятель Кронштадтского Свято-Андреевского собора К. Несвицкий предложил ему место священника в своем соборе. С дочерью настоятеля Елизаветой св. Иоанн вступил в брак, но по взаимному согласию супруги дали обет целомудрия.

Св. Иоанн был рукоположен во пресвитера 12 декабря 1855 г. и начал свое служение в Кронштадте. Вот что о. Иоанн писал об обстановке в этом городе, который был в его время местом административной ссылки мелких преступников (воришек, пьяниц, бродяг и т.д.): «Кронштадт переполнен неимущим людом. Подвалы и чердаки, наполненные бедняками, представляют явление, не поддающееся описанию, но в них ютятся дети, иногда круглые сироты. И в этих-то смрадных трущобах зачинается их первый детский нравственный рассвет, а порок во всей наготе и дикости является главным, если не единственным их воспитателем»[3].

Эти слова звучат крайне злободневно, хотя, увы, порок во всей своей наготе и дикости сейчас посещает не только и не столько бедные семьи. Одна из острейших проблем – обеднение миллионов россиян и прежде всего русских и как следствие, их социальная и нравственная деградация. Одна из составляющих этой проблемы – жуткое равнодушие многих представителей имущих классов к страданиям неимущих, переходящее временами в настоящий социальный расизм. Стоит вспомнить циничные высказывания Чубайса: «Нечего плодить нищету. Пусть 90% населения РФ вымрет, зато оставшиеся будут жить по-человечески». К сожалению, это равнодушие (хотя и не в таких размерах) встречалось и во времена о.Иоанна. Со скорбью он замечает: «Несчастные бедняки. Богатые на них и смотреть не хотят».

И о. Иоанн пошел к этим падшим, несчастным, отринутым людям. Он стал посещать их убогие жилища, беседовал с бедняками, утешал, ухаживал за больными, оказывал им материальную поддержку, зачастую раздавая им все свое жалование, так что епархиальное начальство принуждено было выдавать деньги его супруге. Вначале окружающие не понимали подвига св. Иоанна, смеялись над ним, даже преследовали, но он все превозмог своим подвигом веры и любви[4]. Насколько актуален пример о. Иоанна сейчас, в наше время, когда, увы, некоторые священнослужители гоняются за спонсорами и отфутболивают от себя малоимущих прихожан, ссылаясь на недостаток времени и не только не стыдятся выставлять свое богатство пред своей зачастую полунищей паствой, но и не считают нужным даже платить мало-мальски приемлемую зарплату своим же церковнослужителям.

Неколебимым убеждением о. Иоанна было, что «нужно любить всякого человека и в грехе, и в позоре его». «Не смешивай человека – это образ Божий – со злом, которое в нем, потому что зло есть только болезнь, мечта бесовская, но существо его – образ Божий – все-таки в нем остается»[5].

И опять-таки, как актуально звучат эти слова! Один из вызовов нашего времени – квазиманихейское сознание, делящее прежде страшного суда все человечество на «чад света», призванных к власти над миром и блаженству, и сынов тьмы, подлежащих уничтожению. К сожалению оно проникло не только в общественное сознание протестантских стран, делящих мир на «империи добра» и «империи зла», но и в умы некоторых горе православных, которые дерзают от имени Церкви вещать: «Все враги России будут казнены».

Постепенно кронштадтцы прониклись уважением к благотворительной деятельности о. Иоанна и стали откликаться на его призывы соучаствовать в ней. Так, в 1872 году значительный отклик вызвало опубликованное в «Кронштадтском вестнике» обращение св. Иоанна «ко всем жителям, имеющим какое-либо состояние»: «Братья мои, кого интересует благо человечества, пусть соберутся и сплотятся в дружное общество, и будем посвящать свои досуги и собирать нравственные и материальные силы сограждан на приискание дома трудящихся и на снабжение его потребными вещами, также и на устройство ремесленного училища». В результате инициативы о. Иоанна и содействия кронштадтцев, в 1874 г. было создано при Андреевском соборе приходское попечительство для помощи бедным.

И опять-таки, его опыт весьма актуален. За некоторыми исключениями, мы не умеем собираться и сплачиваться в дружное общество, посвящать вместе свои досуги добрым христианским делам (если только этого не прикажут свыше) и тем более собирать на них нравственные и материальные силы. Если на Западе требуется собрать 5000 долларов, то волонтеры обойдут 5000 человек и соберут с каждого по доллару, а у нас батюшка предпочтет обойти десять спонсоров, поскольку знает, что по рублю он такие деньги не соберет. К сожалению, наша способность к самоорганизации (особенно в благотворительности) весьма низка. Это и национальные черты, и наследие советских времен, когда господствующим был настрой – «Больше одного не собираться».

С большими трудами создавался первый в России «Дом трудолюбия». В первый раз он сгорел из-за опасной близости увеселительных мест и преступного небрежения пристава, которого строго обличил о. Иоанн. Однако, когда этот же пристав за свои преступные дела попал под суд, то вызванный на суд св. Иоанн свидетельствовал в его пользу. «Осуди грех, а грешника не осуждай». «Дом трудолюбия» был открыт 12 декабря 1882 г. В нем о. Иоанн устроил рабочие мастерские, где в течение года работало 25000 человек, женские мастерские, вечерние курсы ручного труда, школа на триста детей, детский сад, сиротский приют, загородный дом для детей, бесплатное призрение для бедных женщин, народная столовая с небольшой платой и благотворительными обедами, бесплатную лечебницу, воскресную школу[6].

В 1888 г. благодаря заботам о. Иоанна был выстроен ночлежный дом, а в 1891 году – странноприимный. Ежедневно перед домом о. Иоанна выстраивалось до тысячи нищих, которым он раздавал деньги, достаточные для того, чтобы купить 4 килограмма хлеба на каждого. Социальная работа о. Иоанна доказывает несостоятельность мнения тех, кто считает, что Церковь должна заниматься только духовной работой и не заботиться о материальных нуждах своих чад.

Как и его современники – радетели народного просвещения К.П. Победоносцев и С. А. Рачинский, св. Иоанн Кронштадтский придавал огромное духовное и социальное значение христианскому образованию и воспитанию, особенно детей. Он писал: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, – на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, зажечь в нем чистый пламень жизни так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни. Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского». С 1857 года св. Иоанн преподавал Закон Божий в городском училище, затем с 1862 года также и в классической гимназии Кронштадта. У него не было неспособных учеников, все любили его и ждали. Любовью и вниманием к детям он добивался того, чего нельзя было достичь угрозами и наказаниями. И опять-таки, это – урок всем нам, в том числе и преподавателям. Слишком часто мы смотрим на студента, как на объект системы, в который надо впихнуть знания, а затем – вытряхнуть их в удвоенном количестве. Временами мы забываем, что студент – личность, созданная по образу и подобию Божию, и нуждающаяся в совестном и бережном направлении и наставлении, в конечом счете – в нашей любви и сердечной теплоте. И если мы в духовных школах хотя бы отчасти не передадим этого дара христианской любви, мы можно сказать,зря тратили наше время и церковные средства: мы рискуем выпустить либо озлобленного неудачника, либо умного, но корыстного себялюбца и приспособленца, манипулятора, не верящего в то, что он говорит.

Учительная деятельности св. Иоанна Кронштадтского начиналась в храме и имела фундаментальную литургическую основу. Он положил за правило проповедывать в каждый воскресный и праздничный день. Почти каждый день он совершал Божественную Литургию. «Литургия – писал он, – постоянно повторяющееся торжество любви Божией к роду человеческому и всесильное ходатайство о спасении всего мира и каждого члена в отдельности. Во времена Литургии священник весь должен быть объят любовию к Богу и ближним, искупленным и Кровию Христовой». По свидетельству очевидцев, служение св. Иоанна за Божественной Литургией было «огнем боговдохновенным», непрерывным горячим молитвенным порывом к Богу. Все возгласы и молитвы произносил он так, будто своими просветленными очами он видел Самого Господа и разговаривал с Ним. Естественно, к такому пастырю не могли не тянуться люди. Св. Иоанн совершил подлинный переворот в сознании своих современников. На исповедь к нему стекались тысячами. Андреевский Кронштадтский собор, вмещавший пять тысяч человек, всегда был полон. Приходилось применять чин т.н. общей исповеди, во время которой многие, не стыдясь, публично исповедывали свои грехи. Благодаря св. Иоанну православный русский народ устремился к Евхаристии и Церкви.

Евхаристическое служение св. Иоаина Кронштадтского, его святая жизнь и смирение способствовали появлению у него дара исцеления и прозорливости. Молитвой и возложением рук св. Иоанна излечивались самые тяжелые болезни, когда медицина была бессильна. Вот один из сотен примеров. От заражения крови умирает княгиня Юсупова, антибиотиков в конце XIX века не было, бессильны самые лучшие столичные медики, в том числе – знаменитый Боткин, лечивший княгиню. Увидев призванного к больной о. Иоанна, он в волнении говорит ему: «Помогите нам». Св. Иоанн вместе с мужем больной встали на колени и молились, затем больную причастили и чрез шесть часов она была здорова. Естественно, исцеления совершались, если присутствовала вера. «Веришь ли ты, что я силою Божией могу помочь тебе?» – спрашивал св. Иоанн. И уже по вере в животворяющую благодать Господа больной получал исцеления. Помимо телесных болезней св. Иоанн Кронштадтский получил дар исцелять болезни духовные – бесноватость. Исцеления по молитве св. Иоанна совершались и заочно. Письма и телеграммы с просьбами о помощи приходили к нему сотнями и никому св. Иоанн Кронштадтский не отказывал в помощи и молитве[7].

Подвиг служения св. Иоанна, дар чудотворения привлекал к нему десятки тысяч русских людей. Во время его путешествий по России его встречали многотысячные толпы. Так, во время молебна на соборной площади в Харькове, который совершал св. Иоанн, собралось более шестидесяти тысяч человек. Не случайно умирающий Александр III сказал св. Иоанну, вызванному к его смертному одру: «Вы святой человек, Вы – праведник, вот почему Вас любит русский народ».

Отец Иоанн подвергался многим поношениям в либеральной «красной» печати за свою позицию, но нисколько не изменял ее.

Св. Иоанн относился к царской власти, как к проявлению Промысла Божия, как к некоему дару свыше, тесно связанным с божественным даром веры: «Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда ты будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов… Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости, мужеству». Царское служение, по мысли святого Иоанна Кронштадтского, неотделимо от подвига христианской жизни вообще, оно базируется на христианских бытийственных и нравственных основаниях и есть постоянная жертва собой ради ближних, общества и, прежде всего, ради Бога. И весьма показательна его оценка императора Александра II, которого, к сожалению временами в нашей среде не слишком жалуют из-за будто бы чрезмерного либерализма. Оценка прав. Иоанна одновременно и лояльна, и беспристрастна, и равновесно мудра и исполнена нелицемерной любви к царю-освободителю. «Св. князь Александр Невский всем проповедует историей жизни своей о необходимости жертвовать своими выгодами и спокойствием, даже жизнью, благу общества… Даруй Господь и нам такое любящее сердце, чтобы не усумнились, не убоялись, где нужно положить за других жизнь свою. Сохрани благочестивого Государя нашего, Императора Александра Николаевича, коего жизнь исполнена великих тяжких трудов для нашего блага… Св. Александр Невский… имел это блаженство нищих духом. Не погрешим против истины, если скажем, что и соименный ныне ему Царствующий Государь управляет своим народом в духе св. Александра Невского, в духе кротости, смирения, блага, в духе мудрости и мудрой терпимости. И мы должны считать себя орудием Божьего Промысла. Общее благо ставить выше своего собственного… считать себя слугами общественного дела»[8].

И опять-таки слова о. Иоанна Кронштадского весьма актуальны. Вызов нашего времени – реформы и реформаторство, осуществляемые зачастую за счет народа, который реформаторы зовут к жертвам, но сами не желают жертвовать ничем. Нынешним преобразователям России, увы, недостает ни кротости (чего стоит термин «амбициозный проект»), ни мудрой терпимости (для них характерен воинствующий плюрализм), ни желания ставить общее благо выше своего. Самое тяжелое – у них, как правило, нет духовной основы, которая была у Александра II. Главный постулат: «Россия должна быть сильной» и все. Опора на силу экономическую, а не духовную, не нравственную. Беда нынешних реформ и реформаторов – онтологическая пустота и личность и деятельность имп. Александра, по достоинству оцененная св. прав. Иоанном – урок и ответ на вызовы реформаторства нашего времени.

Страдальческая смерть Царя Освободителя, по мысли св. Иоанна Кронштадтского, «сделала его подражателем Самого Господа». В то же время она являлась индикатором духовной жизни общества, точнее – ее упадка: «Не забудем, что кончина его для на всех есть громовой обличителный голос Отца Небесного. По нашим нравам мы стали недостойны такого Государя… Мы должны исправиться». Царь земной есть образ Царя Небесного, Бог един и Царь един» – пишет он. «Как разум наш обобщает все явления в мире и возводит их к единству так и Царь… Многоразличная земная служба наша Царю и Отечеству есть образ главного, долженствующего продолжаться вечно, служения нашего Царю Небесному».

Однако, подобная консервативная лояльность, базирующаяся на символическом миропонимании, не мешала св. Иоанну Кронштадтскому видеть беды и грехи России, в том числе и социальные. В 1905 г. он сурово обличает: «Настоящая кровопролитная война наша с язычниками есть праведный суд Божий за грехи наши». Одним из интуитивных убеждений св. Иоанна Кронштадтского была убежденность в том, что только Царствие Божие непоколебимо, а земные царства преходящи и погибают в зависимости от силы действующего в них греха, и причиной их крушения является материалистическая, языческая жизнь народа, а прежде всего – безбожие (часто активное) элиты. «Только Царство Божие на земле обладает всегдашним миром, а мир прелюбодейный и грешный, отступивший от Бога и Его праведных законов – мятется и будет до конца своего смущаться от своих заблуждений, всезаразительных пагубных страстей, от бесчеловечных браней и внутренних крамол, от своего безумия. Древо познается по плодам. Смотрите же на эти плоды нынешней цивилизации: кому они приятны и полезны? Отчего ныне Россия в смятении? Отчего у нас безначалие? Отчего учащееся юношество потеряло страх Божий и бросило свои прямые обязанности? Отчего гордые интеллигенты стремятся в опекуны и правители народа, не понимая этого народа и его действительных нужд и не любя его? Оттого, что у всех у них оскудела вера в Бога, в Его праведные, вечные глаголы; оттого, что она отпала от Церкви Божией, единой руководительнице к святой христианской жизни, которая одна охраняет твердо законные права и Царя и подданных и всех и каждого и всем предписывает строго исполнять свои обязанности».

Общество нач. ХХ века было больно революционным соблазном. Даже среди верующих находилось достаточное количество людей, которые по простоте душевной и недомыслию путали правду церковную и правду революционную, особенно если последняя рядилась в церковные одежды.

Ряд «богоискателей» и носителей «нового религиозного сознания» предлагали Церкви союз против самодержавия во имя некоей «новой правды» о земле и человеке, мнимой социальной справедливости.

Искус был весьма тонким и требовалась изрядная зоркость, чтобы разглядеть обман человекобожеского христианства и достаточное духовное мужество, чтобы своей чувствительной больной совестью русского человека не возмутиться «свинцовыми мерзостями русской жизни» и не вовлечься в стихию казалось бы праведного бунта.

Св. Иоанн ясно видел ложь русской революции и понимал ее как следствие апостасии.

Революция для св. Иоанна являлась разливом греховности и безумия, духовным умопомрачением, грехопадением: «Возстань же, русский человек! Кто вас научил непокорности и мятежам безсмысленным, коих не было прежде в России…. Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу и вам и России…» По отношению к революционерам св. Иоанн требовал самых жестких мер и властно требовал очищения Руси от революционной заразы: «Царство Русское шатается, колеблется, близко к падению… Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое беззаконие».

Во время Первой русской революции св. Иоанн Кронштадтский явился проповедником покаяния. По отношению к революционерам св. Иоанн требовал самых жестких мер и властно требовал очищения Руси от революционной заразы. Он пророчески предупреждал: «Россия, если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нея многие интеллигенты, то уже не будешь уже Россией или Русью Святой. И если не будет покаяния у русского народа – конец мира близок. Бог отнимет благочестивого Царя и пошлет бич, в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые залью твою землю кровью и слезами». И пророчество св. Иоанна Кронштадтского сбылось. Страшную цену заплатила Россия за отпадение от веры за измену царю и своему предназначению. Три революции, две проигранные войны, гражданская война, два искусственных голода (каждый – по 6 миллионов человек), коллективизация, постоянный террор – в общей сложности Россия отдала за социалистический эксперимент 65 миллионов человек (не считая военных жертв в 27 миллионов, которых не было бы, если бы Сталин не участвовал активно во взращивании Гитлера).

Но о. Иоанн не узрел исполнения своих слов.

Ему довелось увидеть окончание Первой русской революции и мирно предать душу свою в руки Божии 20 декабря 1908 г. Десятки тысяч скорбящих петербуржцев провожали его в последний путь.

О его значении прекрасно сказал будущий священномученик о. Иоанн Восторгов: «Столица России как бы не была воцерковлена в глазах народа и оставалась ему чуждою. Нужен был живой праведник. Живой носитель веры… живой подвижник с духом аскетизма. Такой подвиг и совершил о. Иоанн, именно на нем и положена печать народной веры в его праведность и святость… И было что-то величаво-простое в отце Иоанне и его служении – как просто все великое в мире. Клевета и злоба «передовой» печати так же бессильна поколебать веру и праведность, как уверения, что солнце не светит, а дает тьму и холод…».

Добавим: служение о. Иоанна – это служение святости и собирания. Он видел беды, грехи и язвы окружающего общества, но шел к ним не с разящим скальпелем самоуверенного хирурга, а с бальзамом терпеливого терапевта. Его служение было не горделивым героизмом, а смиренным подвижничеством. Он врачевал, а не отсекал, и по апостольскому завету не был побежден злом, а побеждал зло добром. В этом – свято-Иоанновский завет всем нам.

И в завершении позвольте сердечно поблагодарить Его Высокопреосвященство архиепископа Константина за его великие и неусыпные труды на ниве церковного строительства и духовного просвещения:

– Вы для нас были и есть носитель аскетического начала, подвижник с живым духом веры. О вас также можно сказать: «Есть что-то величаво-простое в Вашем облике. Велик Ваш вклад и в развитие православного богословия и раскрытие Свято-Иоанновской темы. Ваши исследования о св. прав. Иоанне и Георгии Гапоне ярко осветили драму русской души – столкновение архетипа Иоанна Богослова, возлюбленного ученика Христова и архетипа Иуды и из вашего творческого наследия много было почерпнуто для этой скромной речи.

Да пошлет Господь Вам сил для Вашего нового, весьма нелегкого служения, ибо и прав. Иоанн Кронштадтский начинал свои труды в Кронштадте почти с нуля, но силой Божией благодати он сотворил подлинные чудеса. «Все могу о укрепляющем меня Господе Иисусе».

Спасибо, что Вы есть, дай Бог, чтобы Вы были.

[1] Наиболее полную биографию см.: Вениамин (Федченков), митр. Отец Иоанн Кронштадтский. СПб., 2000.

[2] Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях очевидцев. Сб. ред. Спасская Ю.М. М., Отчий дом, 1997. С.351.

[3] Михаил, иеромонах. Отец Иоанн Кронштадтский. Полная биография. СПб., 1903. С.34.

[4] Александр (Семенов Тян-Шанский), еп. Отец Иоанн Кронштадтский. Париж, 1990. С. 34.

[5] О. Иоанн (Сергиев). Полное собрание сочинений. Т. II. Полный годовой круг слов, поучений и бесед. СПб., 1892. С. 135.

[6] Александр (Семенов Тян-Шанский), еп. Указ соч. С. 39-43.

[7] О чудесах св. Иоанна Кронштадтского наиболее подробное исследование: Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. Белград, 1938 (переиздана в 1994).

[8] О. Иоанн (Сергиев). Полное собрание сочинений. Т.III. Поучения и слова на разные случаи. СПб., 1892. С.186.

Диакон Владимир Василик
«Блаженны нищие, блаженны алчущие и жаждущие, блаженны плачущие, блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как безчестное» (Лк. 6, 20-22).
С новым годом, с новым счастьем!  31 Декабря 2013

Мы говорим друг другу: «С Новым годом, с новым счастьем!» Какое новое счастье принесёт этот год нам и мiру? Мы не знаем. Путь человечества – всегда в неизвестность. Несомненно одно, что мiр, окружающий нас, становится всё более диким и опасным.

Человек чувствует себя всё более одиноким на этой маленькой планете, где буквально иссякают хлеб и вода, питающие нас, воздух, которым мы дышим. Страх охватывает многих от надвигающегося кризиса. Если бы он был только экономическим! Сколь многие сегодня исполнены страха от абсолютной безсмыслицы всего, что они делают, от всемирного прогресса человечества, который внезапно оборачивается полной катастрофой. Безсмыслица выражается в безполезных попытках что-либо изменить. Люди всё более теряют радость жизни. Радость в самом глубоком и широком смысле становится всё более редким явлением в сегодняшнем мiре. Все запасы её истощаются и, кажется, скоро будут совсем истрачены.

Но как может человек продолжать жить, не зная радости? Речь идёт о человеческой радости, а не просто о биологическом удовольствии, которое можно испытывать от сознания своей жизненной силы. Благодаря этой радости, жизнь при глубоком её рассмотрении оказывается достойной того, чтобы быть благодарно принятой, несмотря на все трудности, ловушки, угрозы и обманы. Что бы ни было, человек не должен утратить способности сказать: жизнь прекрасна!

Однако мiр всё делает для того, чтобы люди стали как бы машинами, будущее которых спроектировано, так же как их прошлое и настоящее, чтобы они были заключены в ненавистные для них глобальные политические системы, и чтобы при этом всем были довольны — даже те, у кого недостаёт самого необходимого для жизни. Чтобы всё счастье людей было «в похоти плоти, в похоти очей и гордости житейской». Но есть знание главной тайны жизни, когда можно сказать: «Блаженны нищие, блаженны алчущие и жаждущие, блаженны плачущие, блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как безчестное» (Лк. 6, 20-22). Только это знание, эта вера может возвестить мiру радость, именуемую благовестием, Евангелием. Оно не есть одна из истин наряду с другими – это благовесте радости, это сама радость. Для всех без исключения посередине земли распят на Кресте Тот, Кто возвещает эту радость. Он явился в мiр таким, каков Он есть, и принял всю жестокость этого мiра. Потому принять сегодняшний мiр, принять этот наступающий новый год, быть способным сказать: «С Новым годом, с новым счастьем!» могут только христиане.

Почему? – потому что Бог в Иисусе Христе не просто даёт нам что-то, он даёт Самого Себя. Самоотдача Бога есть откровение того, что Он есть. И во всём, что Он даёт нам, будь оно сладкое или горькое, Он даёт Самого Себя. Он делает это свободно, даром, превосходящим всякое разумение, – одной Своей любовью. В этой Его самоотдаче и заключается вечное блаженство Бога.

Осознаём ли мы, что наша земная жизнь – дар Божий, благодарим ли Бога за всё, что Он даёт нам? И с этим даром земной жизни Он хочет заранее дать нам несравненно большее, – чтобы мы стали участниками Его вечного блаженства. Осознаём ли мы, что эту первозданную радость мы должны так воспринять, чтобы начать строить свою жизнь абсолютно по-новому – так, как Он говорит, – и стать способными передать эту радость другим, сделать других счастливыми. Жизнь – дар и возможность дарить другим, и потому она в основе своей – радость. Только благодаря такому видению можем мы преодолевать страх перед возрастающими страданиями мiра.

Христиане не ценят страдания ради самих страданий, они солидарны со всеми, кто старается облегчить их насколько возможно. Но они не останавливаются там, где человек ничего больше не может. Мы знаем, что страдания помогают нам быть достойными нашего призвания, очищают нас, привлекают к нам Божественную благодать. Страдания матери могут вывести её заблудшего сына на истинный путь. Страдания больного раком, если он предаёт себя Богу, могут принести плод вечности не только для этого человека, но и для других людей в самых неожиданных обстоятельствах. Принятое от Бога и Ему приносимое страдание становится причастным щедрости дара Креста Христова, потому что Христос взял на Себя наш грех и значит, самую глубокую причину нашей печали и нашего отчаяния, открыв нам доступ к Своему блаженству, к небесной радости.

Он открыл также путь к тому, что апостол Павел называет даром «страдать с Ним». «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас, – говорит апостол, – и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1, 24). Так через нас, через наши страдания Господь может передать Свой свет заблудившимся во мраке страстей и житейских попечений, как будто безвозвратно удалившимся от Него людям.

Когда высшее счастье, истинная радость даётся нам, христианам, мы становимся ответственными за этот дар. Христиане, как сказано, должны быть светильниками, во тьме горящими. Перед лицом отрицания и отчаяния, безумного самоутверждения и новых идеологических утопий мы должны явить такую верность Кресту Христову, такое сопротивление врагам Божиим, от которого они и их обман силою Креста исчезнут как дым.

Среди растерянности и страха наших современников мы, христиане, призываемся жить подлинной жизнью. И передавать им радость, несмотря ни на какой их страх. Радость Рождества Христова, Пасхи Господней посреди страданий нашего народа и всего человечества. Не искусственную, не вымученную, а ту радость, которую предлагает нам Бог. Только радость, это счастье способны изменить человеческие сердца, и значит, самые худшие ситуации в жизни каждого из нас, в нашей стране и в мiре.

Никто так глубоко не изменил мiр, как Христос, хотя Его земная жизнь среди людей состояла из обыкновенных для каждодневной жизни отношений с ближними. Он любил детей, больных, отверженных, исключённых из общества. Он любил тех, кто ненавидел его и уготовлял Ему смерть. И Он разделяет эту любовь и эту радость с нами, не колеблясь и не скупясь, со всей Своей щедростью, в полноте. «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас, пребудьте в любви Моей; если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей. Сие сказал Я вам, да радость Моя пребудет в вас и радость ваша будет совершенной» (Ин. 15,9-11).

С Новым годом, с новым счастьем!

Протоиерей Александр Шаргунов
Размышление в преддверии нового года...
Что нового в Новом году?  31 Декабря 2013


Новый год – прекрасный праздник. Точнее так: Новый год может быть прекрасным праздником, если бы не пьянство, не бессонная ночь перед телевизором и если бы не контраст между ожиданием «чего-то» 31 декабря и отсутствием этого «чего-то» 1 января. А так – все очень мило. Мороз, предпраздничная суета, всеобщая нервная взвинченность. Дети ждут подарков, взрослые стараются раньше уйти с работы и месят снежную кашу, заходя по дороге домой во все попавшиеся магазины…

Если правда то, что Рождество на Западе все больше утрачивает религиозный смысл, если правда, что люди там все чаще поздравляют друг друга не с Рождением Мессии и не с Боговоплощением, а с каким-то аморфным «праздником», предполагающим семейные посиделки, печеного гуся и обмен подарками, то наш Новый год – это почти «их» Рождество. С праздником – чмок! С праздником – дзинь! С праздником – буль-буль! С праздником – спокойной ночи!

К Новому году нас приучила советская власть. Если бы не засилье идеологических праздников, никто бы не вкладывал столько души в ожидание смены цифр на календаре. Но все остальные праздники требовали либо патетической печали, либо безудержного энтузиазма. Просто человеком побыть было некогда. Отсюда эта истинно детская любовь к елочному конфетти, запаху хвои и мандаринам. Это лишнее доказательство того, что стареет тело, а душа, завернутая в умирающую плоть, стареть не хочет, не может, не умеет. Она, душа, остается детской, ей хочется сказки и чуда.

Но есть в праздновании Нового года и грусть. Эта грусть рождается оттого, что нового в Новом году нет ничего, кроме изменившихся цифр на календаре. Все остальное – старое.

Человеку свойственно перетаскивать свой ветхий скарб страстей и привычек из года в год с завидным постоянством. Оттого всякий новый год – старый. «Куда дерево упадет, там оно и лежит», – говорит кто-то из пророков, имея в виду злостный навык человека. И в одной из молитв соборования говорится, что «якоже руб поверженный, всякая правда наша пред Тобою». «Поверженный руб» – это и есть то самое упавшее дерево, которое указывает всегда в одну и ту же сторону, как и жизнь закосневшего в грехах человека.

Нужен какой-то креатив, какая-то истинная новизна, по которой стосковались (уверен) очень многие. Чем не нов такой, к примеру, лозунг: «Встреть Новый год трезвым и без телевизора»? Это же настоящее новое слово, и я уже вижу его на рекламных плакатах больших городов.

Над воротами Дантова ада было написано: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Над воротами, вводящими в новый календарный год, можно писать: «Оставь все злое, этот год начавший».

Год будет действительно новым, если вступающий в него человек запасется желанием обновляться: бороться со злыми привычками, приобретать благие навыки. У нас есть заповедь быть мудрыми, как змеи. Именно это животное регулярно меняет кожу, пролезая между острыми шипами кустарника или тесно стоящими камнями. Больно змее или нет, не знаю, но старая кожа, как чулок, сползает, давая место новому кожному покрову. Это, конечно, урок – не только природный, но и евангельский.

Земля протанцевала очередной тур вальса вокруг Солнца. Замкнувшийся круг и начало нового движения стоит отметить молитвой. Потихоньку входит в обычай служение литургии в ночь с 31-го на 1-е. Это еще одна ночная литургия, кроме Пасхальной и Рождественской, и она обусловлена уже не догматами, а насущной потребностью. Большинство людей валяет дурака и натужно изображает предписанное веселье. Люди напиваются – то ли от тоски, то ли от радости; засыпают, не раздевшись; просыпаются в неизвестных местах… Или, в лучшем случае, терзают пульт в поисках хоть чего-то интересного по «ящику». А совсем небольшая часть граждан провожает уходящий год словами: «Господи, помилуй» и встречает наступающий год словами: «Господи, благослови». Не знаю, как вам, а мне кажется, что это и есть истинная новизна и самый красивый способ празднования.

Но даже если не будет ночной литургии, пусть будет краткая молитва. Ничего лучше, чем «Отче наш», не придумаешь. Куранты бьют, снег за окнами медленно опускается, а некое семейство читает молитву Господню и просит у Бога благословения на наступающий год. Красота!

И еще одно. Это ведь условная дата. Новый год праздновали то в марте, то в сентябре, то на Василия Великого. Теперь вот на Вонифатия. Плюс у каждого из нас есть свой новый год. Разумею день рождения как начало нового года жизни. И всякий раз смысл остается тем же: хочешь меняться – будет тебе новый год, новое лето благости Божией. Не хочешь меняться – не будет тебе ничего нового. Мандарины будут, «Голубой огонек» будет, мигрень с утра будет, и тоска, конечно же, тоже будет. А новизны не будет. Так что думай, товарищ. Без веры в Христа и без молитвы все годы Свиньи, Крысы, Собаки, Буйвола грозят превратиться в сплошной год Осла, грустного при этом, как ослик Иа, потерявший хвост.

Зима вошла в полные права вопреки слухам о глобальном потеплении. Земля укуталась в снежную шаль, как в пуховый платок. Глянешь и невольно вспомнишь псалом: «Омыеши мя, и паче снега убелюся». Я сто раз уже пробовал начать жизнь заново, и все сто раз у меня почти ничего не вышло. Но чего нет во мне, так это отчаяния. В этот Новый год я буду пробовать опять. Надо же в конце концов, чтобы Новый год был действительно новым. Помоги нам, Господи.

Протоиерей Андрей Ткачев
Слово прп.Варсонофия Оптинского
Слово на Новый год  30 Декабря 2013
Приветствую вас всех, здесь собравшихся, с Новолетием. Поздравляю вас с радостями, которые Господь да пошлет вам в наступающем году. Поздравляю вас и со скорбями, которые неизбежно посетят вас и в этом году: может быть, сегодня, может быть, завтра или в скором времени. Впрочем, не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радости тесно соединены друг с другом. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: «Жена, егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир» (Ин.16:21). День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода — вёдро; так и скорбь, и радость сменяют одна другую.

Апостол Павел произнес грозное слово на тех, которые не терпят от Бога никакого наказания: если вы останетесь без наказания, вы - незаконные дети. Не надо унывать, пусть унывают те, которые не веруют в Бога; для тех, конечно, скорбь тяжела, так как, кроме земных удовольствий, они ничего не имеют. Но людям верующим не должно унывать: скорбями они получают, право на сыновство, без которого нельзя войти в Царство Небесное.

«Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но, посреде пламене стояще, пояху; отцев Боже, благословен еси». (Ирмос Рождества Христова, глас 1, песнь 7.)

Скорби и есть огненное прещение, или испытание, но не надо их бояться, а, как преподобные отроки, воспевать Бога в скорбях, веруя, что они посылаются Богом для нашего спасения.

Да спасет же всех нас Господь и введет в Царство Незаходимого Света! Аминь.

1 января 1913 года (после Литургии)



Преподобный Варсонофий Оптинский. Духовное наследие. М:СТСЛ, 2004.
Жертвенность и самоотвержение стали основополагающими заповедями христианской нравственности. В полном соответствии с нею русское самосознание всегда воспринимало свое избранничество как   обязанность послужить ближним своим. Русский народ сознавал свою задачу народа-богоносца в том, чтобы служить хранителем истин веры, давая возможность любому желающему припасть к этому источнику живой воды, приснотекущему в жизнь вечную и блаженную.
ТВОРЦЫ КАТАКЛИЗМОВ  24 Декабря 2013


Мир проходит и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек" (I Ин. 2: 17); "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3: 16); "Всякий верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его" (Рим. 10: 11- 12). Так свидетельствует миру христианство, утверждая любовь как основу мироздания, нравственную ответственность человека перед Законом Божиим и равенство всех перед этим законом.

Тем не менее обвинения в "антисемитизме", "мракобесии" и "черносотенстве" стали почему-то уделом каждого, кто пытается с христианских позиций разобраться в сложных и болезненных вопросах межнациональных и межконфессиальных отношений. На них не стоило бы обращать никакого внимания, если бы таким образом не блокировалось широкое, свободное и гласное обсуждение проблем, имеющих для русской жизни принципиальное, судьбоносное значение. Лишь поняв это, мы сумеем найти приемлемую, конструктивную форму дискуссии и сделать ее результативной и плодотворной, безусловно отвергнув порочную практику навешивания на оппонентов разного рода ярлыков.

Это тем более необходимо, что в пылу полемики зачастую совершенно теряется начальный смысл понятий. Так, например, произошло с названием "черносотенец". Те, кто употребляют его в виде бранной клички, очевидно и не подозревают, что оно имеет многовековую и весьма достойную историю.

Впервые словосочетание "черная сотня" появляется в русских летописях XII века. Долгое время на Руси общество делилось на два разряда лиц - "служилых людей" и "черных". Черные люди, называвшиеся иначе "земскими", объединяли в своих рядах ремесленных горожан и свободных хлебопашцев, в отличие от служилых, чья жизнь была неразрывно связана с государственной службой. Соответственно "черные сотни" представляли из себя форму местной самоорганизации земских людей, чьим трудом и ратным героизмом из века в век мужала и крепла Россия.



ЖИЗНЬ ВСЯКОГО НАРОДА, всякого человеческого сообщества зиждется на единстве мировоззрения, определяющего моральные, этические и религиозно-нравственные нормы поведения. Жизнь личная и семейная, общественная и государственная в равной степени зависят от того, что признается людьми допустимым, а что нет, что почитается за благо, а что - за зло, какой смысл полагается в человеческом бытии и какова его высшая, вечная, непреходящая цель.

На протяжении всей истории человечества именно религия являлась тем нравственно-организующим, скрепляющим началом, которое объединяло народы вокруг идеалов, придавало крепость национальным государствам и единообразие национальному характеру. Различия в быте, психологии, семейном укладе и исторической судьбе народов и стран коренятся прежде всего в области религиозной, духовной.

Понятно, что столкновения противоречивых, порой взаимоисключающих религиозных вероучений, содержащих "разноименный" духовный заряд, не могли обойтись без потрясений. Подавляющее большинство войн имело в истории характер религиозный, а такие глобальные военные противостояния, как, например, вооруженная борьба ислама и христианства, длились, то затухая, то вспыхивая вновь, на протяжении многих веков.

Но ни одно из подобных столкновений ни по ожесточенности борьбы, ни по масштабам, ни по своим последствиям не может сравниться с религиозной войной,  вот уже два тысячелетия упорно и непрерывно ведущейся иудаизмом против Церкви Христовой. Духовные начала двух сторон совершенно противоположны и непримиримы. Дело в том, что иудаизм не имеет, в христианском понимании, никакого положительного религиозного содержания. С того момента, как иудеи распяли Мессию, Иисуса Христа, Сына Божиего, Которого они должны бы были принять с благоговением и любовью, ибо именно им Бог доверил знание о том, что Христос придет спасти человека от греха, - с этого момента основой иудаизма стало воинствующее антихристианство.

Отсюда - все сложности русско-еврейских отношений, ибо Святая Русь веками сознавала себя как защитницу и главную хранительницу христианских святынь, равно в области духовной и государственной. Рассуждая о русской истории, говоря о причинах помрачения религиозного самосознания русских людей, приведшего к гибели православную российскую государственность, невозможно избежать обсуждения этого вопроса. Тема давно назрела, надо лишь подойти к ней без ненависти и злобы, раздражения и лукавства - с искренним желанием понять...

Во-первых, следует четко уяснить себе, что нам предстоит проблема духовная, проблема межрелигиозных, но вовсе не межнациональных отношений. Церковь не делит и никогда не делила своих чад по национальному признаку. В сонме православных святых лик подвижников-евреев (начиная с апостолов) занимает свое место наряду с угодниками Божиими, призванными благодатию Его из среды иных народов, - безо всякого различия. Смешение понятий религиозных и национальных частично имеет свое оправдание в том, что именно религия определяет национальный характер народа в целом, однако ставить здесь знак равенства было бы опрометчиво.

Это, кстати, хорошо понимали в дореволюционной России. Следствием подобного понимания и явился тот факт, что Император Всероссийский не разделял своих подданных по национальной принадлежности. У него не было подданных татар, якутов или лезгинов - нет! Были подданные православного, мусульманского или иудейского вероисповедания. Если бы из этого понимания были сделаны своевременные и правильные выводы, мы, возможно, избежали бы многих скорбей и тягот...

Во-вторых, необходимо осознать, что суть проблемы заключается в непримиримом противоречии двух религиозных мировоззрений, соответственно определяющих идеалы народного бытия, нравственные нормы и понимание смысла жизни. Противостояние это обостряется тем, что в самосознании обоих народов чрезвычайно сильны идеи избранничества, мессианства, особого служения.

Здесь, пожалуй, мы приближаемся к пониманию главной причины многих катаклизмов, потрясавших русскую жизнь на протяжении веков. "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мрк. 10: 45), - засвидетельствовал Христос, проходя Свой крестный путь. Жертвенность и самоотвержение стали основополагающими заповедями христианской нравственности. В полном соответствии с нею русское самосознание всегда воспринимало свое избранничество как   обязанность послужить ближним своим. Русский народ сознавал свою задачу народа-богоносца в том, чтобы служить хранителем истин веры, давая возможность любому желающему припасть к этому источнику живой воды, приснотекущему в жизнь вечную и блаженную.

Иное понимание избранничества предполагает иудаизм. "Евреи приятнее Богу нежели ангелы", "как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете", - учит Талмуд. Это вероучение основывается на том утверждении, что иудеи Самим Богом избраны для господства и должны всемерно стремиться к достижению этой цели. Отсюда проистекает еще одно фундаментальное положение иудаизма, гласящее, что иудей не имеет никаких нравственных обязательств перед иноверцем. Понятия справедливости и милосердия, честности и благодарности, с этой точки зрения, неприменимы к христианину или мусульманину, ибо они, строго говоря, не могут даже считаться людьми... Сатанинские истоки такой непомерной гордыни обличил сам Господь Иисус Христос, прямо сказавший искушавшим Его иудеям: "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего" (Ин. 8: 44).

Итак: православное понимание своего избранничества есть понимание обязанности служить ближнему своему.

Избранничество же иудея есть избранничество на господство над окружающими людьми.

Понятно, что соприкосновение столь разительно отличающихся взглядов на жизнь и на свое место в ней не могло не вызывать явлений болезненных, разрушительных, катастрофичных. Русская история - лучшее тому подтверждение.

Иудейские купеческие колонии появились на русских землях в эпоху расцвета Киевской Руси, поддерживавшей оживленные торговые связи с богатой Византией на востоке и христианскими государствами Западной Европы. Но уже в 1069 году произошел первый конфликт, в результате которого они надолго потеряли право селиться в России.

Летопись Нестора так описывает случившееся: "Киевляне же... жидов многих побили...  за то, что сии... христианом вред чинили". Когда же мятеж закончился свержением князя Святополка, покровительствовавшего иноверцам, и вместо него "приял Владимир престол со удовольствием всего народа", тогда "просили его всенародно о управе на жидов, что... при Святополке имели великую свободу и власть, через что многие купцы и ремесленники разорилися; они же многих прельстили... Владимир же отвечал им: " ...Для того немедленно созову князей на совет".

И вскоре послал всех звать по Киеву. Когда же князи съехались на совет у Выдобича, по долгом рассуждении установили закон таков: "Ныне из всея Руския земли всех жидов со всем их имением выслать и впредь не впусчать...".

На протяжении многих веков русская государственная власть строго следила за выполнением этого решения. Ересь "жидовствующих", занесенная иудеями в Новгород в конце XV века и серьезно осложнившая церковную и государственную жизнь на целых тридцать лет, только усилила подозрительность. Российские самодержцы хорошо запомнили преподанный им урок.

"Жидам ездити в Россию с торгами не пригоже, - говорил Иоанн Грозный, - для того, что от них многия лиха делаются, что отравные зельи привозили в Россию и христиан от христианства отводили". То, что во время Смуты начала XVII века за Лжедмитрия II выдавал себя ловкий авантюрист еврейского происхождения, лишь подтвердило правильность опасений.

"Хочу видеть у себя, - говорил Петр I, - лучше народы магометанской и языческой веры, нежели жидов: они - плуты и обманщики. Я искореняю зло, а не распложаю его". Несмотря на это, иудеи все же проникали на территорию империи, так что уже Екатерина I в своем указе "О высылке жидов из России", вышедшем 26 апреля 1727 года, повелела "тех всех выслать вон из России за рубеж немедленно, и впредь их ни под каким образом в Россию не впускать и того предостерегать во всех местах накрепко".

Государыня Елизавета Петровна высказалась по этому поводу еще определеннее: "Жиды в нашей империи под разными видами жительство продолжают, от чего не иного какого плода, но токмо, яко от таковых имени Христа Спасителя ненавистников нашим верноподданным крайнего вреда ожидать должно... Оных ни под каким видом в нашу империю ни для чего не впускать, разве кто из них захочет быть в христианской вере... таковых крестя, жить им позволить...".

Последнее высказывание Государыни особенно примечательно, ибо подтверждает отсутствие националистической подоплеки в действиях русской власти: иудей, принимавший Православие (аще таковой находился), обладал совершенно теми же правами, что и любой  другой российский подданный. Более того, когда в состав России в конце XVIII века в результате так называемых "разделов Польши" вошли земли с проживающими на них иудеями, общим числом около миллиона душ, русское правительство приняло все меры для обеспечения их равноправия. Указом Екатерины II от 1791 года они были уравнены в правах с купцами, ремесленниками и мещанами тех городов и местечек, в которых проживали на момент присоединения к Российской империи.

Повелением Александра I в 1802 году был даже образован специальный "комитет о благоустройстве евреев". Но как только выяснилось, что его деятельность клонится к тому, чтобы разработать перечень мер, направленных на смягчение религиозно-бытовой обособленности иудейских общин, - кагалы (органы местного самоуправления иудеев) заняли по отношению к комитету резко отрицательную позицию. На всех иудеев был наложен ими специальный "процентный сбор, необходимый для устранения намерения правительства относительно евреев". Проще говоря, путем специального тайного налога были собраны огромные суммы для подкупа чиновников и приостановления "неблагоприятного" развития событий, что и было сделано. О влиянии иудеев говорит также тот факт, что по их "просьбам" (обильно, разумеется, подкрепленным деньгами), в результате интриг от деятельности комитета был устранен Г. Р. Державин, знаменитый русский поэт, занимавший тогда место министра юстиции.

Быстро растущая финансовая и политическая мощь иудейской диаспоры в Европе вызвала серьезную озабоченность многих христианских правительств. Она особенно усилилась после того, как по всему континенту в 1848 году прокатилась судорога революций, слишком похожих друг на друга, чтобы быть случайными, слишком хорошо скоординированных, чтобы быть стихийными, слишком ясно выразивших свой антихристианский характер, чтобы это могло остаться незамеченным. Эта волна разбилась о подножие трона Императора Всероссийского, но стало ясно, что разрушительный процесс, набиравший силу со времен Великой французской революции, перешел в новое качество.

"Миром управляют совсем не те, кого считают правителями люди, не знающие, что творится за кулисами", - предупреждал Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, лидер Консервативной партии Англии, премьер-министр Великобритании в 1868-м и 1874-1880-х годах. "Существует политическая сила, редко упоминаемая, - говорил он, - я имею в виду тайные общества.  Невозможно скрыть, а потому и бесполезно отрицать, что значительная часть Европы покрыта сетью этих тайных обществ подобно тому, как поверхность земного шара покрыта сейчас сетью железных дорог... Они...  стремятся к уничтожению всех церковных установлений", - констатировал Дизраэли, возмущаясь, что "почтенные граждане Англии, столь бережливые и религиозные, аплодируют маневрам тех, кто нападает на собственность и на Иисуса Христа, видя в этом прогресс либерализма".

Будучи сам крещеным евреем, Дизраэли мог не бояться столь модных сегодня обвинений в "антисемитизме", и поэтому еще в 1846 году предупреждал, что готовящаяся "мощная революция развивается полностью под еврейским руководством".

Вскоре после смерти лорда Биконсфилда, последовавшей в 1881 году, его опасения получили новое документальное подтверждение. Некто Джон Редклиф опубликовал в Англии "Обозрение политико-исторических событий за последнее десятилетие", в которое он включил попавшую к нему запись выступления иудейского раввина на одном из религиозных собраний.

"Христианская Церковь - один из опаснейших наших врагов, - сказал раввин, - и мы должны упорно трудиться, чтобы ослабить ее влияние. Мы должны сколько возможно стараться привить к умам, преданным христианской религии, идеи свободомыслия, скептицизма, раскола, вызвать религиозные препирательства и споры в многочисленных ответвлениях и сектах христианства. Будем действовать логически, начнем с унижения и умаления качеств их священнослужителей; объявим им открытую  войну, вызовем подозрение к их набожности, благочестию и поведению хотя бы орудиями осмеяния и издевательства...

Сколько уже веков ученые наши упорно и отважно борются с крестом, и ничто до сего времени не заставило их отступить. Народ наш постепенно возвышается и власть его с каждым днем увеличивается... Восемнадцать веков принадлежали врагам нашим, но век настоящий и будущее должны нам принадлежать - нам, народу Израиля, и это будет так...

Каждая война, каждая революция, каждое политическое или религиозное потрясение в христианском мире приближают нас к тому моменту, когда высшая цель наша будет достигнута нами...[2]



Подвигаясь таким образом шаг за шагом вперед по начертанному пути и соблюдая свойственные нам стойкость и твердость, мы оттесним христиан и уничтожим их влияние. Уже мы будем диктовать миру, во что он должен верить, что чтить и что проклинать. Может быть, некоторые личности и восстанут против нас..., но покорные и невежественные массы будут нас слушать и держать нашу сторону. Раз мы будем хозяевами прессы, от нас будет зависеть внушать те или иные понятия о чести, добродетели, прямоте характера... Мы с корнем вырвем веру и поклонение тому, что до сих пор боготворилось христианами; увлечение страстьми будет в наших руках орудием, которым мы уничтожим все, что еще возбуждает благоговение христиан...

Только этим путем сможем мы во всякое время поднять массы и направить их к саморазрушению, к революциям, т. е. к любой из тех катастроф, которые все более и более приближают нас к достижению нашей конечной цели - царствовать на земле..."

Каждый сам может решить, насколько точно политическая история XX века подтвердила справедливость этих слов. Не предопределяя никаких выводов, все же отмечу, что актуальность серьезного осмысления данной темы представляется несомненной. Мы начали великое дело Русского Возрождения. Перед Богом и собственной совестью мы обязаны довести его до конца. "Никто, - говорит Господь, - возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" (Лк. 9: 62).

Механизм провоцирования и разжигания смуты, столь откровенно описанный в речи иудейского раввина, был запущен во всю мощь уже во время первой русской революции 1905-1907 годов. Даже беглый обзор русской жизни того времени показывает, что никаких "объективных" (а особенно - столь любимых историками-материалистами хозяйственных, экономических) причин для беспорядков не было.

Судите сами.

Финансовое состояние России было чуть ли не самым устойчивым в мире. Рубль свободно конвертировался, его золотое содержание росло даже во время войны с Японией. Сама эта война прошла для внутренней жизни империи практически незаметно - налоги выросли всего на 5 %. В то время как либеральная пресса не уставала обличать "реакционное самодержавие" во всех смертных грехах, личные доходы граждан - рабочих, служащих и крестьян - выросли за двадцать лет почти в шесть раз. За то же время вдвое увеличилась протяженность железных дорог, удвоился и сбор хлеба. Русские товары на Дальнем Востоке вытесняли японские и английские в силу своей дешевизны и традиционно высокого качества.

И все же революция грянула... Стоит, пожалуй, еще раз сказать, что главные причины всех русских бед нам надо искать в самих себе. Что никакие злоумышленники не смогли бы раскачать русскую государственность, если бы мы сами не ослабили ее, подточив духовные основы державной мощи России. Что значительная часть чиновной администрации давно уже тяготела к либеральной западной псевдокультуре, несовместимой с истинами Православия. Что интеллигенция в своем огромном большинстве была прямо враждебна Церкви, придерживаясь откровенно атеистических или спиритически-оккультных воззрений. Что молодежь, лишенная здорового духовного развития, легко попадала в сети экстремистских организаций, прикрывавших звонкой фразеологией заурядный политический терроризм...

Можно еще долго перечислять внутренние причины, соделавшие русский колосс столь чувствительным к революционным бациллам. И все же первый натиск смуты, поддержанной всею мощью международных антихристианских организаций, был отбит. Ни назойливая антиправительственная пропаганда прессы, ни призыв к самым низменным инстинктам толпы, ни беспрецедентный террор (начиная с 1905 года и до подавления революции, ежедневно погибало от 10 до 18 человек - в большинстве своем государственных служащих), ни обильные иностранные вливания (один лишь Яков Шифф, глава иудейского финансового лобби в США, потратил миллионы долларов на помощь Японии и революционную пропаганду среди русских солдат)[3] не сломили Русь.

Ибо несмотря ни на что, в народной толще вера оказалась еще слишком крепкой. И наряду с теми, кто бездумно поддался лукавым призывам и принял участие в беспорядках, под хоругвями и крестами выступили люди, считавшие своим священным долгом защитить устои веры и основы православной русской государственности.

При первых же раскатах революционного грома власть, тронутая тленом либерализма и безволия, растерялась. Полиция исчезла с улиц, а кое-где даже губернаторы поспешили приветствовать "прогрессивные перемены". Именно тогда, видя, что власть недееспособна, народ смог взять дело спасения Отчизны в свои руки. В 1905 году массы выходят на улицы. С одной стороны, действуют боевики террористических организаций, агитаторы леворадикальных партий и уголовные элементы, с другой - возмущенные ревнители порядка и спокойствия. В октябре 1905 года почти во всех городах происходят столкновения.

Тогда на волне противостояния смуте стали быстро развиваться и расти православно-патриотические партии и организации.  Русское Собрание и Союз Михаила Архангела, Союз Русского Народа и Монархическая партия, другие общественные союзы и объединения встают на пути дальнейших потрясений. И революция - отступает...

Типичными  пунктами  программ  правых  партий (которые с "легкой" руки советской исторической "науки" до сих пор представляются человеку, мало сведущему в этом вопросе, некими зловещими организациями) были следующие требования (на примере Русского Собрания):

- Православная Церковь должна сохранить в России господствующее положение... Голос ее должен быть выслушиваем законодательной властью в важнейших государственных вопросах.

- Царское Самодержавие должно основываться на постоянном единении Царя с народом.

- Племенные вопросы в России должны разрешаться сообразно готовности отдельной народности служить России... в достижении общегосударственных задач... Все попытки к расчленению России под каким бы то ни было видом не должны быть допускаемы.

- Верховным мерилом деятельности государственного управления... должно быть народное благо, причем государство, открывая достаточно простора для местного самоуправления, должно блюсти, чтобы это самоуправление нигде не клонилось к ущербу русских народных интересов - религиозных, умственных, хозяйственных, правовых и политических.

Это была платформа, которая смогла тогда сплотить здоровые силы русского общества. Но творцы революции быстро учли все свои  ошибки:  когда  через  десять  лет на  Россию  накатила  новая революционная волна, православно-патриотические группы были искусно разобщены и противопоставлены друг другу (вспомним намерение богоборцев соделать человеческие страсти главным орудием достижения своих целей), высшие эшелоны власти  парализованы  масонским  политическим  заговором,  а многократно усиленная Думой пропагандистская антиправительственная кампания беспрепятственно подорвала народное доверие к Государю и его министрам... Так готовился 1917 год.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн(Снычев).

Страницы: Пред. 1 ... 42 43 44 45 46 ... 64 След.