Вопрос-ответ

Задать вопрос:

Ваше имя:

Электронная почта:

Вопрос:

Дорогие мои, на страничке Архангельской епархии в социальной сети ВКонтакте открыта тема для обсуждения Почему студенты и преподаватели не приходят в храм? Мне бы очень хотелось услышать и ваше мнение.
Отец Евгений  22 Февраля 2012
Ссылка на обсуждение: http://vk.com/topic-29282925_26045404
Адрес странички Архангельской епархии: http://vk.com/arh_eparhia
Батюшка, благословите! Очень боюсь неправильно сформулировать вопрос, так сам по себе он довольно зыбок, если не сказать больше.
В общем, известный факт, что реформа патриарха Никона была делом важным и полезным. В любом случае, нынешние богослужения проводятся в соответствии с этой реформой. Известны различные мнения по этому поводу, да и вся информация довольно противоречива, но так или иначе, реформа была одобрена собором.
Однако Татищев пишет, что реформа сопровождалась гонениями на несогласных. Так, он утверждает, что были сожжены и изгнаны тысячи раскольников. Конечно, существуют мнения, что и святой равноапостольный князь Владимир прибегал к достаточно жестоким мерам при Крещении Руси. Но, однако, в то же время он действовал не как духовный лидер, а кроме того, без этих мер ни о каком создании русской государственности не могло быть и речи.
Батюшка, прокомментируйте, пожалуйста эту информацию по поводу гонений при проведении реформы. Ведь Православие веротерпимо в своей основе. Тем более, что в подтверждение этого существует указ святого страстотерпца Императора Николая II Об укреплении начал веротерпимости, хотя и изданный столетия спустя. Я прекрасно понимаю, что вопрос скользок и может смутить посетителей сайта. Если Вы полагаете, что лучше не отвечать - значит, так лучше. Или, возможно, не опубликовав этот вопрос, Вы сможете ответить на него. Простите. Спаси Господи!
Артемий  21 Февраля 2012
Артемий, спаси Господи за вопрос и за деликатную форму его изложения. Проблема и правда глубокая, противоречивая и о ней до сих пор идут непрерывные споры. И поэтому мой ответ - это личностное восприятие тех трагических событий и, пожалуйста, не воспринимайте его, как некую истину. Нет, тоже вполне могу ошибаться. Реформа, осуществляемая Патриархом Никоном, была необходима. В московских храмах разным чином совершали богослужения, а что творилось в провинции!!! Порой случались совершенно неканонические действия служащих клириков, не было общих правил в толковании устава и т.д. Реформа назрела. Но то, КАК ЕЕ ПРОВОДИЛИ, на мой взгляд, и явилось главной проблемой в последующих событиях. До Патриарха Никона Патриарх Филарет произвел изменения в обряде Таинства Крещения. Во время обряда в нашей Церкви в воде купели гасили свечи, опуская их в воду. Когда Восточные Патриархи сделали нашему Патриарху замечание: свечи гасить не нужно, - то он издает указ с замечанием, что свечи во время обряда Таинства Крещения гасить НЕОБЯЗАТЕЛЬНО.  И только через 20 лет издается указ, запрещающий гасить свечи в крещальной купели. Вот мудрый подход к изменению обряда, учитывающий консерватизм русской души. Реформа Никона происходит совсем иначе. Прежде всего, что двигало Патриархом, откуда такое нетерпение, такая спешка? По Диптиху (очередность по благодати Вселенских Патриархов) наш Патриарх стоял на 5-м месте. Впереди были Патриархи Константинопольский, Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский. Но все эти кафедры находились в странах, где властвовали мусульмане. Все эти Патриархи приезжали в Москву за помощью, жалуясь на гонения и бедность. И Москва щедро делилась с собратьями, но идея Москва - Третий Рим прочно входила в умы московских властей. Если мы самые сильные, то почему мы пятые??? Желание стать первыми (искушение властью всегда самое сильное) прочно овладевало умами и тишайшего  царя Алексей Михайловича, и Патриарха Никона. Когда этот вопрос был поднят перед Восточными патриархами, то в ответ было указано на несоответствие в обряде, которое нужно вначале исправить. Именно, наверное, поэтому так спешно начинается книжная справа. Никогда в истории Церкви не было раскола из-за внешнего обряда, всегда споры рождали догматические разногласия. Как кадить, по солнцу или против солнца, аллилуию двоить или троить, креститься двумя или тремя перстами - все это можно было совместить (на мой взгляд) в разных церквях и допустить различие в обрядах. Тем более, что прошедший накануне Стоглавый собор подтвердил правильность нашей веры, а пленение восточных империй мусульманами говорило русскому человеку о их наказании Богом за грехи. Представление, что великие русские святые Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский крестились неверно не укладывалось в сознании многих простых русских людей. Не могли они сразу принять то, что их отцы, русские святые что-то совершали неверно. Хотя мы знаем, в каких муках, ожесточенных спорах на Вселенских соборах рождалась ПРАВИЛЬНАЯ Православная вера в Церкви. А нашим предкам вдруг, решением собора, приказали в один час поменять обряд. Не все смогли это принять вот так, сразу. Отсюда и начались наши беды, начался закат национальной идеи  созидания Святой Руси и переход к нац. идее созидания Великой России. 25% населения были исключены из общественной жизни страны. Бесследно такие потрясения не проходят. Поэтому, на мой взгляд, причина раскола в методике смены обряда, в сроках, в которые эта смена проводилась. Тщеславная идея стать первыми (любой ценой), в фундаменте которой (по-моему) некая гордыня, и приводит к тяжелым духовным и историческим последствиям для нашей страны.
Батюшка, благословите. Пожалуйста, помолитесь о моей маме (р.Б.Ларисе). Она обследуется в онкодиспансере. Спаси Вас Господи!
Владимир  21 Февраля 2012
Хорошо, Владимир, помолимся (просьба ко всем) о болящей р.Б. Ларисе.
Батюшка, добрый день! Скажите, пожалуйста, что делать с молитвословом, который истрепался в тряпочку? С бумажными иконами, которые выцвели до неузнаваемости образа, изображённого на них? Есть ли вообще не оскорбительный для святыни способ утилизации?
мария  20 Февраля 2012
Да, в таких случаях их сжигают. Так поступают, например, с обветшавшими облачением священнослужителей - просто сжигают. Постарайтесь это сделать на земле и  золу потом  закопать.
ИЕРОМОНАХ СЕРАФИМ (РОУЗ)
ПРАВОСЛАВИЕ И РЕЛИГИЯ БУДУЩЕГО  
ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК ЗНАМЕНИЕ ВРЕМЕНИ
3. ГОВОРЕНИЕ НА ЯЗЫКАХ  
http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/rose_prb/rose31.htm
Ирине  20 Февраля 2012
О сектантской практике говорения на языках.

Страницы: Пред. 1 ... 366 367 368 369 370 ... 711 След.