Гостевая

Написать сообщение:

Название/имя:

Электронная почта:

Сообщение:


Почему против фильма «Матильда»  выступил публично Рамзан Кадыров (поклон ему низкий!), руководители Дагестана и Крыма, а наши многие, крещенные в православной вере и давшие обет служить Богу в рамках Его воли, губернаторы   стоически молчат!  Почему? – вопрос риторический...
Матильда, Матильда-2, Матильда-3, Матильда-N....  1 Сентября 2017
Давно не заглядывал на РНЛ(сайт "Русская Народная Линия") и другие православные сайты, но вот открыл и поразился количеству написанных текстов по поводу готовящегося к прокату фильма «Матильда».  По данной теме высказываются разные авторы,  много разных мнений, но всеми осторожно  опускается,  на мой взгляд, главная проблема в происходящем: «А ПОЧЕМУ  ПОДОБНОЕ  БОГОХУЛЬСТВО  ВООБЩЕ  ВОЗМОЖНО?» Почему всем нашим  либерально настроенным деятелям культуры не приходит в голову мысль, например, снять фильм, написать картину, стихи или книгу, где бы высмеивались или выставлялись в непристойном  виде мусульманские святыни или  религиозные авторитеты?  Наверное, именно потому, что своей головой очень дорожат. Почему же православные святыни в нашей стране можно так откровенно  поносить и высмеивать?

    Вернемся на 2 тысячи лет назад.  Главной движущей силой, происшедшей тогда, Голгофской трагедии  были законники и фарисеи.  Первые требовали неукоснительного выполнения формального закона, не желая разбираться в происходящих событиях. Вторые искажали закон произвольным его толкованием в угоду своим страстям и желаниям.

   Теперь возвратимся в наше время, но на несколько лет назад. Вспомним наши длительные споры в попытках не допустить показа богохульного фильма Скорцезе «Последнее искушение Христа»,  оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре, балета «Нуриев» в Большом театре и вот фильм «Матильда».  И долго ещё мы намерены бороться с государственной системой, которая поощряет подобные соблазны? Деньги на отечественные постановки, как мы знаем, выделяет государство. Ведь, у всех наших оппонентов один железный аргумент: «Мы законов не нарушаем, вам не нравится - не смотрите».  Так они отвечали нам во всех выше перечисленных случаях и, совершенно точно, будут продолжать так отвечать, тыча нам в лицо законами правового государства и неукоснительным соблюдением этих  законов.

   Теперь обратимся к закону.  Писал об этом десятки раз, но вынужден еще раз напомнить, что страна наша, Российская Федерация, в нравственных и моральных вопросах опирается сегодня ТОЛЬКО на Уголовный кодекс РФ. Именно он Уголовный Кодекс является мерилом и главным критерием в вопросах нравственной оценки всех происходящих событий. Напомню также, что коммунисты, придя к власти, «Моральный кодекс строителя коммунизма» почитали высшим законом, определяющим нравственность граждан страны. Сегодня наше государство  руководствуется Уголовным Кодексом…. Зададимся вопросом - почему выбрана самая нижняя духовная граница при оценке нравственности поступков человека?  Ответ может быть только один:  ПОТОМУ ЧТО УЖЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ПОДОБНЫЙ УРОВЕНЬ  ДУХОВНОСТИ, МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ УГОДЕН НАШИМ ВЛАСТЯМ ВСЕХ УРОВНЕЙ. И законодательной, и исполнительной, и судебной, и информационной.  Когда слышишь на различных форумах, ток-шоу выступления наших депутатов, министров, руководителей страны, председателей судов различных уровней, то невольно видишь, что законодательное оформление вопросов нравственности, духовности, морали жестко табуировано. Ибо, это оказалось очень удобно для наших власть предержащих: иметь полную свободу в вопросах морали, ограниченную только УК РФ. Именно поэтому они во всех  наших  попытках обуздать зарвавшихся законников от культуры, словно в рот воды набрали. «А что мы можем сделать, если все происходит в рамках закона?» - это их стандартный ответ. А ведь многие из них крещены в Православной вере. И в Таинстве Крещения давали обет служить Творцу в рамках Его воли. Но оказывается ЗАКОН СВЕТСКИЙ выше обетов Таинства Крещения, выше Закона Божия. Все, как две тысячи лет назад. И когда мы призываем  культурный бомонд прекратить нас оскорблять, то они, глядя на депутатов, только иронически улыбаются: «Мы же закон не нарушаем».

     Вспоминаю советское время, когда провозглашенный государством воинствующий атеизм позволял  властям разных уровней глумиться, высмеивать и поносить нашу веру.  Моя старенькая бабушка Варвара всегда вздыхала и говорила: «Ну, критикуйте, доказывайте, аргументируйте, обличайте, но не смейте творить хамов грех – смеяться над нашими святынями. А все потому, что ХАМЫ  У  ВЛАСТИ!!!» Напомню, тем, кто плохо знает Библию, что Хам - младший сын Ноя, иронизирует  над отцом и  высмеивает его.   Другими словами: хам – это тот, кто  глумится над своими близкими и высмеивает идеалы и святыни оппонента. И когда я вижу, то, что происходит в последние  годы, то бабушкин вздох «хамы у власти» все чаще приходит на ум после появления очередных современных культурных «шедевров».

     Теперь о лицемерии.  Это один из самых тяжелых грехов, особенно в духовной области. Наверное, неслучайно, Христос именно лицемеров обличал особенно резко.

      Я думаю, что подавляющая часть наших власть предержащих в глубине души все сознает и понимает, но лицемерие всегда позволяла данной категории людей договориться с собой.  Вообще, как показывает  опыт,  при осознанном совершении греха человек удивительно просто и быстро научился договариваться  с самим собой.

      Давайте посмотрим конкретные примеры. О нашей законодательной власти больше не будем. Если они, уже столько лет,  принимают сотни законов, но так и не удосужились заняться законами, которые  хоть как-то бы  определяли границы добра и зла, критерии и дозволенного и недозволенного, помимо УК  РФ, и при этом не вздыхали о загубленном (а когда-то лучшем в мире) образовании. Значит, лицемерие у этих людей запредельное, ибо они считают нормальным воспитание детей в государственных школах по Уголовному Кодексу. И обсуждать или что-то говорить этим людям просто бесполезно.
Но, все-таки несколько конкретных примеров духовной теплохладности(апокалиптическая болезнь) некоторых наших лидеров попробую привести.

    Меня всегда поражал лидер КПРФ  Геннадий Андреевич Зюганов. Какие страстные патриотичные речи, какой обличительный пафос!!!  И вот он заявил, что членам КПРФ разрешена вера в Бога и посещение  храмов.  Это больше не противоречит уставу партии. Теперь прочитаем текст партийного гимна КПРФ «Интернационала», в котором символическим языком отражаются главные идеалы, цели и задачи партии. Напомню, что данный гимн поется при открытии и закрытии главного органа партии – съезда. И что мы читаем?..... откровенное богохульство!!! «Бог никто, а мы своими руками можем все!!!»  Как может верующий  открыто богохульствовать, оставаясь при этом верующим человеком, совершенно непонятно. Какая-то запредельная форма шизофрении.  Но лицемерие – это та страшная болезнь, которая, ради собственной выгоды, позволяет идти на любые  грехи, лишь бы добиться цели.
   Не часто, но всегда с интересом, смотрю авторскую программу «Бесогон», которую ведет господин Никита Михалков.  Особенно запомнилась одна из последних, которая называлась «Хватит врать!» В программе разбиралось эссе Яны Поплавской, которая написала, что она ненавидит слово толерантность, где каждая буква  лжива и фальшива. Что, прикрываясь этим лозунгом, насаждается разврат, глумление, непотребство. Никита Сергеевич очень аргументировано и доказательно прокомментировал данное эссе, усилив акценты. Действительно, термин толерантность (в отличие от веротерпимости) призывает признать истинность любого вероисповедования. Другими словами 2х2=4, 6 8, 15 и. т. д. – все истина. То есть, если истина во всех вероучениях, то истины нет совсем. Ибо догматы различных вероисповедований, порой, прямо противоположны. Иначе говоря, термин толерантность  провозглашает, что  истины нет, а, значит, и Бога нет. Самая вульгарная и страшная форма духовного атеизма.

Но вернемся на несколько лет назад, когда Президентом был избран Дмитрий Анатольевич Медведев. Его первая речь начиналась призывом к толерантности..... Ничего не напоминает? Собственно, наши либералы сегодня отрабатывают призыв своего руководителя. Но, ведь позиционирует он себя, как православно  верующий человек. Так и хочется вспомнить слова Спасителя, что дерево будем узнавать по плодам. Кстати, после первого года своего президентства в своей речи по итогам года нынешний премьер министр заявил, что «на гос. закупках украден триллион».  Казалось бы, ну коли на гос.закупках, значит, украдены госслужащими, которым Вы доверили данный участок работы. И какие же последовали выводы?.... Да никаких!!! Лицемерие бездонно.  Оно  позволяет  обладателем этой черты не замечать своего самодовольства, самовосхваления, чванного тщеславия, постоянно пытаясь напоказ показать свою значимость.

   Кстати, еще раз обращусь к Никите Сергеевичу Михалкову с благодарностью  за его передачу.  Автор передачи всегда ведет ее на фоне православных икон, тем самым, наверное, подчеркивая свою приверженность к православной вере. Я уже неоднократно говорил в его адрес, но коли уж речь идет о лицемерии....  «Уважаемый господин Михалков!  Который год Вы проводите Московский кинофестиваль во время Петровского поста, соблазняя десятки тысяч людей зрелищем, которое к православной вере никакого отношения не имеет. Наверное, Вы помните из Евангелия, что случается с теми «кто соблазнит малых сих»?  И потом, Ваше неоднократное, настойчивое, публичное требование разрешить нецензурную брань в Ваших фильмах и признание, что без сквернословия фильм снять нельзя, вызвало у моих студентов множество вопросов: «Почему ему можно?...»  Простите, но, на мой взгляд, это очень неприятное и тяжелое лицемерие.

     И наконец, о самом тяжелом и самом неприятном. Почему против фильма «Матильда»  выступил публично Рамзан Кадыров (поклон ему низкий!), руководители Дагестана и Крыма, а наши многие, крещенные в православной вере и давшие обет служить Богу в рамках Его воли, губернаторы   стоически молчат!  Почему? – вопрос риторический. Если уж вопрос о том, кто должен в школе покупать парты, решается через Президента, то реально действующей власти на местах просто нет. Два миллиона вопросов в основном из области хозяйственно-бытовой  деятельности, оказывается, могут быть решены только на высшем уровне. Значит, мы имеем парализованную лицемерным страхом власть на местном, районном, областном  уровнях.    И, похоже, это всем нравится и всех устраивает.  Наверно потому, что лицемерие заставляет не служить, а прислуживать!

Теперь о фильме «Матильда».  Многие недоумевают, почему при таком накале страстей  Высшая власть молчит? Неправда не молчит.  Хорошо помню, как дважды в программе «Время» лет 7-8 назад с интервалом в год наш президент В.В.Путин обронил фразу в адрес, уже прославленного Русской Православной Церковью в лике святых, царственного Страстотерпца (простите, люди добрые за вынужденную цитату) - «Николай кровавый».   Казалось бы, ну если оговорился, скажи, чтобы вырезали и не оглашали на всю страну. Нет, оставили: пусть все слышат мнение православного руководителя страны в адрес прославленного православного святого Земли Русской. Я думаю, губернаторы областей это выражение хорошо запомнили со всеми вытекающими последствиями. Но если у кого-то еще остались сомнения, то приведу еще один пример лицемерия. Правда, это было чуть раньше, чем предыдущий случай, тогда наш Президент занимал должность премьер-министра. В программе «Время» был показан сюжет, где наш тогдашний премьер, осматривая картинную галерею художника Глазунова, выразил недоумение по поводу изображения первых русских святых, князей-мучеников Бориса и Глеба. Заявил Путин на всю страну буквально следующее: «А вот Борис и Глеб, хотя и святые, но страну отдали без боя. Просто легли и ждали, когда их убьют. Это не может быть для нас примером». Что это - толерантность? Или святотатство?! Сколько раз в русской истории, когда грозила вспыхнуть междоусобная вражда, князей примиряли именно примером наших первых святых: «Мучеников Бориса и Глеба вспомни!» Для любого православного христианина подобные слова  премьера были оскорбительны. Или толерантность позволяет и подобное?

      Совсем недавно смотрел встречу нашего Президента со школьниками.  Где ему был задан ему вопрос: «Какие качество руководителя Вы цените больше всего?»  Помните, что он ответил? «ПОРЯДОЧНОСТЬ»!!!  
    И что здесь сказать. Толерантность(духовное беззаконие) позволяет трактовать любые термины кому как вздумается, видимо, оставаясь порядочным в своих глазах. Патриотами себя объявляют Навальный, Ходорковский, Невзоров, Зюганов, Жириновский…   Но как с точки зрения государственной идеологии (которую нам запрещено иметь по Конституции) можно сказать, кто есть кто? Никак!!!  Лицемерной власти удобна позиция узаконенной на государственном уровне безнравственности. И, конечно же, можно и нужно добиваться запрета данного хамского фильма, но, по-моему, нас так и добивают этими «шедеврами» в области литературы и искусства, изнуряя наш,  и так слабые, духовные силы. Бороться с системой соблазнов, которые пришли в мир, с помощью государства, согласно словам Спасителя, в масштабе страны  бесполезно, но все равно нужно. Чем и вызвана данная статья.

  И последнее. Верю ли я в возможность хоть каких-то изменений в нравственно духовной области в ближайшее время?  Однозначно нет, уж слишком не равны силы.  Лицемерие заставляет власти постоянно утверждать ложные  «истины».  Я неоднократно писал, что демагогическое утверждение о многонациональности и поликонфессиональности нашей страны, которое мы постоянно слышим в различных СМИ, не выдерживает никакой критики. Это ложь! Наши демократы, либералы и правозащитники, поминутно кричащие о приоритетности права и свободы, почему-то забывают, что по международным критериям, принятым ООН, мы - мононациональная страна (если основной этнос составляет не менее 67% населения). Сегодня русских в России около 80 % и подавляющее число из них крещены в Православной вере. Тогда о чем речь?  Оказывается основной этнос не имеет право, в отличие, скажем, от мусульман, защищать свои духовные святыни.

Но моя статья продиктована еще  одним обстоятельством.  В 1938 году был расстрелян мой дед, протоиерей Петр Соколов, служивший в Свято-Сретенском храме деревни Мечетка в Воронежской епархии. Приговор был вынесен, как написано в личном деле, за антисоветскую пропаганду. Но самом деле причина была совершенно другая. Любил мой дед Царскую Семью и в двадцатых годах прошлого века за каждой службой поминал за упокой, тогда еще не прославленных, Царя Николая, Царицу Александру и чад их Ольгу, Татиану, Анастасию, Марию и Алексия. Донесли, конечно, и деда сослали в Сибирь на пять лет. К началу тридцатых годов он вернулся, сначала служить не разрешали, а потом допустили, но строго-настрого запретили поминать Царскую Семью. Дед подчинился, Царя не поминал, а поминал просто рабов Божиих Николая, Александру, Ольгу, Татиану, Анастасию, Марию и Алексия, но и этим подписал себе смертный приговор. И вот я думаю: приду в тот горний мир, а дед мне скажет: «Я в суровое, страшное время гонений, еще не прославленных, не причисленных к лику святых, Царственных Страстотерпцев поминал, а ты в толерантное время свободы и демократии первых прославленных русских святых, мучеников Бориса и Глеба не защищал, когда их хулили, царскую семью, прославленную в лике святых, позволил публично оскорблять. Что же ты наш род опозорил своей трусостью?» И что мне ему отвечать? Вот и пишу, в который раз пишу, но, думаю, и это не послужит для меня оправданием. А обратиться к лицемерной, на всех уровнях власти, язык не поворачивается. Даже, если сегодня запретят этот  толерантный фильм, завтра же еще с десяток новых появится.  Лицемеры........ и Бог им судия… и мне тоже: за неумение защитить наших святых.

Протоиерей Евгений Соколов


http://www.pravoslavie-nord.ru/2017/2/17010
Доклад протоиерея Евгения Соколова «Власть светская, власть духовная – точки соприкосновения» на ежегодной конференции Barents Press International 28 апреля 2017 года.  

    
О соотношении светской и духовной власти  1 Мая 2017
И, как обычно, прежде чем говорить о высоких материях, попробуем договориться о терминах.  Что такое власть? Открываем популярную ныне википедию и читаем:
Вла́сть — это возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей, даже вопреки их желанию или сопротивлению.
Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.
Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

      Итак, власть - это умение навязывать свою волю, взгляды, методы управления с целью достижения поставленной цели.
      Из определения понятия власти вытекает, что главной задачей людей, приходящих во власть, является озвучивание этой самой цели, которую иначе называют национальной идеей. Другими словами, власть предержащие должны  четко объяснить людям  страны смысл существования своего народа на данной территории.  

      Или, если говорить совсем просто, люди, пришедшие во власть, должны сказать, что они хотят построить, какое общество создать, придя к власти.  И всегда, во все прошедшие века, правители, прежде всего, провозглашали духовные ориентиры, которые исповедует руководство страны, морально-нравственные  принципы, на которые будет опираться государство, стремясь к поставленным целям. Это светская власть.

     Духовная власть призвана контролировать, чтобы те духовные идеалы, которые светская власть берет на вооружение для достижения своих целей, соответствовали духовным законам, положенным в основу мироздания Творцом мира.  То есть, чтобы направление движения государственного корабля в  «реке времени»  не противоречило воле Божьей.  Собственно, в этом центр проблемы, его суть и самая главная болевая точка.

    Рассмотрим современные сообщества наиболее развитых государств.    Внимательно посмотрим на предвыборные  лозунги и призывы лидеров всех партий, которые борются за власть. Что общее в духовно-нравственном плане для каждого из них, что главное, в чем схожи их программы??!

                   Ответ один: В  НИХ НЕТ МЕСТА  БОГУ!!!

    Самое странное в происходящем, что все эти люди: лидеры партий, кандидаты в президенты и премьер-министры заявляют о своей религиозности, о том, что они верят в Бога.  И это вызывает изумление. Как можно верить, что у мира есть Творец, что Он приводит каждого из нас в мир, награждая нас Своим образом и подобием, для того, чтобы мы выполнили Его волю, а мы ее, эту Божественную волю, знать не желаем.

        Простая и понятная духовная аксиома: «Творение имеет смысл бытия только тогда, когда служит Творцу в рамках Его воли» определяет смысл жизни каждого человека, получившего от Бога дар этой самой жизни.

    Каждый из нас, приобретая те или иные вещи или предметы, желает, чтобы они служили нам в рамках нашей воли.  Творец не спрашивает творение об его желаниях. И, если мы купили микроскоп, чтобы им колоть орехи, то микроскоп не возражает, а только выполняет наши желания. Что происходит с нами? Почему воля Божия перестала интересовать человечество?  Где сегодня на земле есть правитель государства, который бы искал волю Божию,  как главный смысл существования своей страны.

      Можно вспомнить приход Христа Бога на землю, когда после 40-дневного поста, дьявол начинает искушать Спасителя, предлагая Ему различные формы прихода к власти. Первое искушение – накорми людей, преврати камни в хлебы, покажи, что при Твоем правлении наступит материальное изобилие. Христос отвергает этот путь «Не хлебом единым жив человек…..», показывая нам, что это тупиковый путь, ибо безнравственного человека не накормить. Безнравственность всегда ненасытна.  Второе искушение – покажи людям чудо, зрелище. И этот путь Христос отвергает, показывая его ошибочность, ибо развращенное безнравственное сознание ненасытно и в развлечениях.

     Давайте посмотрим программы и лозунги наших правителей, на которые они опираются, борясь за власть.  В чем главное содержание предлагаемых программ.  Ответ один – власти нас обещают накормить. Практически все предвыборные обещания, практически всех кандидатов объединены лозунгом «ХЛЕБА и ЗРЕЛИЩ!».  Разница только в способах и методах, как наши лидеры собираются реализовать данный лозунг, но принцип у всех один. Как будто, Бог не приходил на землю и не показал нам  ошибочность и бесперспективность данного пути развития.

    Почему же светская власть позволяет себе сегодня подобные безнравственные  принципы при управлении государством? Ответ может быть  только один: потому что это им позволяет власть духовная.  В том, что практически все предлагаемые экономические и политические программы противоречат Евангельским истинам, сомневаться не приходится.  Но почему молчит духовная власть остается только догадываться.

     Напомню, что национальная идея всегда имеет духовные корни и конкретно формулирует ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ ДАННОГО НАРОДА НА ДАННОЙ ТЕРРИТОРИИ.

Внимательное прочтение основных законов всех европейских стран говорит нам о том, что никакого духовного содержания в Конституциях  этих стран нет, кроме общих слов и деклараций. А, значит, по умолчанию,  всегда будет исповедоваться духовный лозунг древнего языческого Рима «Хлеба и Зрелищ».

        Главным духовным принципом, который исповедуют наши лидеры в достижении материального изобилия, стал принцип свободы.  Свобода, позволяет нам забыть о  национальной идее, которая дается Богом для каждого государства. Другими словами, приоритет свободы, как главного духовного идеала, позволяет нам быть свободным, прежде всего, от Бога, от Его божественной воли. Поразительно, мы знаем, что о каждой человеческой душе, которую Бог призывает в мир, есть промысел Божий. Кому-то дается 10 талантов, кому-то один, но кому много дано, с того много и спрашивается.  Естественно, что и о каждом народе есть промысел Божий, но сегодня среди наших умных верующих руководителей нет ни одного, которого бы промысел Божий интересовал.  Ни на одном большом форуме будь то Совет Европы, или заседание ООН,  слов о воле Божьей мы никогда не слышим. Бог отрезан нами от участия в жизни мирового сообщества государств, Его воля никому не нужна и не интересна. Что же можно вспомнить подобный период в истории человечества, который закончился Всемирным потопом, когда в живых от всего населения земли осталось только 8 человек, которые признавали волю Божию в своей жизни.  Мы что этого ждем?  Очень похоже, что именно так.

    Воля Божия в отношении каждого народа – это тот духовный Крест, который нам предлагает нести Творец. Правильно определить волю Божию должна помочь светской власти власть духовная. И потом жестко следить, чтобы руководители государства  всеми силами помогали своему народу нести Крест служения Творцу в рамках Его воли.
     А вот если такого несения Креста не будет, то мы можем вспомнить судьбу многих империй, начиная от Римской и кончая Российской, которые распались, когда бросили свой Крест, поменяв его на чечевичную похлебку, на бездуховный смысл существования хлеба и зрелища.  Собственно, такой конец ждет, похоже, и нас в самом ближайшем будущем, если не опомнимся и не поймем простую житейскую истину: построить рай на земле без Бога невозможно. Все бы было понятно, если бы нынешние политические лидеры заявили о своем атеизме. Так ведь нет!!!  Все они говорят о своей вере в Бога. Но в какого Бога они верят, в чем духовный смысл их веры совершенно не понятно. Если Бог отвергнут современным мировым сообществом, как Творец мира, со всеми вытекающими отсюда последствиями, то это уже не вера, а суеверие или, если уж говорить совсем прямо, современное язычество. Модная ныне идея толерантности призывает признавать истинными все религиозные организации, которые исповедуют совершенно разные духовные догматы. Если признавать, что 2х2= и 4 и 5, 6, 10 , 25,.. сколько угодно – то это уже не математика, а набор цифр. Если признавать все религиозные доктрины истинами, то нужно признать, что тогда истины нет, а, значит, и Бога нет вовсе. Многобожие – суть безбожие. Именно это мы и наблюдаем в современном языческом мире наших ведущих государств.

    Последнее.   Все наши попытки выстроить мир без воли Божьей обречены на провал. Чья здесь вина больше светской или духовной власти вопрос, увы! риторический, ибо и та и другая отказываются жить по воле Божьей, приближая нас к пропасти Апокалипсиса. Одна своими безбожными действиями, другая своим бездейственным безмолвием.  
  
Протоиерей Евгений Соколов
Евангелие о Победителе смерти


СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА  16 Апреля 2017
Продрогшие собираются вокруг огня; алчущие собираются вокруг трапезы; измученные долгою ночною тьмой радуются восходу солнца; изнуренные тягчайшею борьбой ликуют при неожиданной победе. О воскресший Господи, как Ты воскресением Своим для всех стал всем! О пребогатый Царю, как Ты одним Своим даром наполнил все пустые руки, воздетые к небу! Радуется небо, радуется и земля. Радуется небо, как радуется мать, питающая своих алчущих чад; радуется земля, как радуются чада, принимающие пищу из рук своей матери.

Победа Христова есть единственная победа, коей могут радоваться все человеческие существа от первозданного и до последнего. Всякая другая победа на земле разделяла и разделяет людей. Когда один царь земной одержит победу над другим царем, один из них радуется, а другой скорбит. Когда человек победит своего соседа, то под одною крышей – песня, а под другою – плач. Но нет на земле победной радости, что не отравлена злорадством: обычный победитель земной радуется сколько своему смеху, столько и слезам побежденного противника. Он и сам не замечает, как злоба наполовину разбавляет его радость.

Когда Тамерлан победил султана Баязида, он посадил последнего в железную клетку и пред клеткою устроил празднество и пир. Вся его радость состояла в злорадстве; его злоба служила пищею его веселью. О братия, какою же краткою радостью бывает злорадство! О, какою ядовитою пищей веселью является злоба! Когда король Стефан Дечанский победил короля болгарского, он не хотел ни вторгаться в болгарские земли, ни порабощать болгарский народ, но с поля битвы направился в уединенную келию, чтобы поститься и молиться Богу. Сей победитель благороднее оного; однако и эта победа, как и всякая человеческая победа, не лишена своего жала для побежденных. И самая благородная человеческая победа подобна некоему солнцу, которое одною половиной испускало бы светлые, а другою – темные лучи. Только Христова победа – как солнце, изливающее светлые лучи на всех тех, кто стоит под ним. Только Христова победа исполняет все сердца человеческие полнотою радости. Только она – победа, в коей нет злорадства и злобы.

«Таинственная победа», – скажете вы? Да, но в то же время – явленная всему роду человеческому, живому и умершему.

«Великодушная победа», – скажете вы? Да, и более того. Разве мать не более чем великодушна, если она не только один или два раза защитила чад своих от змия, но, дабы навеки спасти их, храбро пошла в самое логово змия и попалила его огнем?

«Исцеляющая победа», – скажете вы? Да, исцеляющая и спасающая на веки веков. Сия беззлобная победа спасает людей от всех зол и делает их бессмертными – делает их бессмертными и безгрешными. Ибо бессмертие без безгрешности означало бы только продление века злу, продление века злорадству и злобе. А бессмертие вкупе с безгрешностью рождает неомраченную радость и делает людей братиями пресветлых ангелов Божиих.

Кто не возрадуется победе Господа Иисуса Христа? Се, Он победил не ради Себя, но ради нас. Его победа не сделала Его ни более великим, ни более живым, ни более богатым; но сделала таковыми нас. Его победа – не себялюбие, а любовь, не похищение, а дар. Земные победители вырывают победу; Христос – единственный, Кто победу отдает. Ни один земной победитель, царь или воевода, не желает, чтобы его победу отделяли от него и приписывали другому; только воскресший Господь обеими руками протягивает Свою победу каждому из нас и не гневается, но радуется, когда Его победа делает нас победителями, то есть более великими, живыми и богатыми, чем мы являемся.

Земные победы, если на них смотреть издалека, выглядят красивее, вблизи же они более уродливы и отвратительны. А о победе Христовой невозможно сказать, когда она красивее: если на нее смотреть издалека или же вблизи. Смотря на победу сию издалека, мы восхищаемся ею, как единственной по блеску, красоте, чистоте и спасительности. Смотря же на нее изблизи, мы восхищаемся ею, видя, сколь ужасных врагов она сокрушила и какое множество рабов освободила. Нынешний день более, нежели прочие дни в году, посвящен прославлению и празднованию этой победы Христовой, и потому подобает рассмотреть ее вблизи как ради лучшего ведения, так и ради большего радования.

Итак, приблизимся к воскресшему и победоносному Господу нашему и спросим себя: во-первых, кого Он победил воскресением Своим и, во-вторых, кого Он освободил победою Своею?

I.

Воскресением Своим Господь победил двух злейших врагов человеческой жизни и человеческого достоинства: смерть и грех. Сии два врага рода людского родились еще тогда, когда первый человек перестал быть родным Богу, преступив заповедь послушания Творцу своему. В Раю человек не знал ни смерти, ни греха, ни страха, ни стыда. Ибо, прилепившийся к Богу живому, человек не мог знать смерти; и, живущий в совершенном послушании Богу, он не мог знать греха. А где не ведают смерти, не ведают и страха; и где не ведают греха, не ведают и стыда от греха. Как только человек согрешил, нарушив спасительное послушание Богу, страх и стыд вошли в него; он почувствовал себя бесконечно удаленным от Бога и предугадал над собою косу смерти. Поэтому, когда Бог воззвал к Адаму и сказал ему: Адам, где ты? – тот ответил: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся (Быт.3:9-10). Доселе глас Божий укреплял, радовал и оживотворял Адама; а ныне, после содеянного греха, тот же самый глас Божий расслабляет, страшит и умерщвляет его. Доселе Адам видел себя облаченным в ангельское одеяние бессмертия; а ныне он узрел себя грехом обнаженным, окраденным, униженным до скота и умаленным до карлика. Так ужасен, братия, малейший грех непослушания Богу. Убоявшись Бога, Адам скрылся между деревьями рая (Быт.3:8). Как домашняя кошка, когда одичает и убежит в лес, и начинает прятаться от хозяина и кормильца своего. У бессловесной твари, над коей Адам ранее был всемогущим господином, начал он искать защиты вне Защитника своего. Один грех с молниеносною скоростью повлек за собою другой, третий, сотый, тысячный, пока человек наконец не оскотинился и не заземлился телом и духом. Греховный путь, которым отправился Адам, вел его к земле и в землю. Отсюда и слова Божии: в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт.3:19), – выражают не только Божий суд, но и уже начавшийся и быстро развивающийся процесс человеческого заземления и распада.

Потомство Адама, поколение за поколением, заземлялось и распадалось, греша со стыдом и умирая со страхом и ужасом. Люди скрывались от Бога между деревьями, между камнями, между золотом и прахом; и чем больше они скрывались, тем больше от истинного Бога удалялись и истинного Бога забывали. Природа, некогда лежавшая у ног человека, постепенно вознеслась над главою его, так что в конце концов совершенно заслонила от него лице Божие и стала для него вместо Бога. И человек начал обожествлять природу, то есть ее слушаться, с нею соотносить свое поведение, ей молиться и ей приносить жертвы. Но обожествленная природа не могла спасти ни себя, ни человека от смерти и тления. Страшный путь, которым шло человечество, был путь греха; и сей окаянный путь безошибочно вел в один только многоскорбный град – град мертвых. Цари людские царствовали над людьми, а грех и смерть царствовали над людьми и над царями. Чем дальше, тем больше росло бремя греха, будто снежный ком, катящийся с горы. Род людской находился в крайнем отчаянии, когда явился небесный Исполин, дабы спасти его.

Исполин Сей был Господь Иисус Христос. Вечно безгрешный и вечно бессмертный, Он посетил гнилое кладбище рода человеческого, повсюду рассыпая цветы бессмертия. От духа уст Его убегал смрад греха, и от Его слов мертвые оживали. Но Он из человеколюбия взял на Себя гору греха человеческого, как из человеколюбия облекся в смертное человеческое тело. Однако грех человеческий был так тяжек и страшен, что под его бременем и Сам Сын Божий пал во гроб. Стократно блажен гроб сей, из коего потекла для рода людского река бессмертной жизни! Чрез гроб сей Исполин нисшел до ада, где разорил престол сатаны и уничтожил гнездо всех злых и коварных заговоров против рода человеческого; из гроба сего Исполин восшел до наивысших небес, проложив новый путь – ко граду живых. Своею силой Он разорил ад, Своею силой прославил тело Свое и восстал из гроба – Своею собственною силой, нераздельной от силы Отца и Духа Святаго. Смиренно как агнец пошел незлобивый Господь на страдания и смерть, и стойко как Бог перенес Он страдания и победил смерть. Его воскресение есть истинное событие и в то же время пророчество и образ нашего воскресения – ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными (1Кор.15:52).

Кто-нибудь спросит: «Как же говорят, что воскресший Господь победил смерть, ведь люди все еще умирают?» Всякий, входящий в эту жизнь чрез материнскую утробу, исходит из этой жизни чрез смерть и гроб. Таково правило. Но только для нас, умирающих во Христе, смерть является уже не мрачною бездной, а рождением в новую жизнь и возвращением в отечество свое. Гроб для нас уже не вечная тьма, а лишь врата, у которых ожидают нас светлые ангелы Божии. Для всех исполненных любви к прекрасному и человеколюбивому Господу гроб стал просто последнею преградой, преступив кою они окажутся в присутствии Божием, – и преградой тонкою как паутина. Потому славный апостол Павел восклицает: для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (Флп.1:21). Как же Господь не победил смерти, если смерть более и не видна из-за Него? Гроб не глубокая пропасть более, ибо Господь исполнил его Собою; гроб не мрачен более, ибо Господь осветил его; гроб не страшен и не ужасен более, ибо означает не конец жизни, но начало; и гроб не вечное наше отечество более, но лишь врата отечества сего. Различие между смертью до воскресения Христова и смертью после оного подобно различию между страшным пожаром и пламенем свечи. Такою коренною была победа Христова, и так поглощена смерть победою (1Кор.15:54) Его.

Далее кто-нибудь спросит: «Как же говорят, что воскресший Господь победил грех, ведь люди все еще грешат?» Воистину Господь победил грех. Он победил его Своим безгрешным зачатием и рождеством; и победил его Своею чистой и безгрешной жизнью на земле; и победил его, как Праведник страдая на Кресте; и наконец увенчал все те победы Своим преславным воскресением. Он стал лекарством, верным и непогрешимым лекарством от греха. Зараженный грехом может излечиться только Христом. Не желающий грешить может осуществить сие желание свое только с помощью Христовой. Когда люди нашли лекарство от оспы, они говорили: «Мы победили эту болезнь!» Точно так же говорили, и найдя лекарство от болезни горла, зубной боли, подагры и иных недугов: «Мы эти болезни одолели! Мы эти болезни победили!» Итак, найти лекарство от некоей болезни означает победить болезнь сию. Христос есть несравненный и величайший Врач в истории человечества, ибо Он дал людям лекарство от болезни всех болезней, то есть от греха, из коего рождаются все прочие болезни и все прочие страдания человеческие, и душевные, и телесные. Это лекарство – Он Сам, воскресший и живый Господь. Он является единственным и только одним надежным средством от греха. Если люди и поныне грешат и погибают во грехах, сие не означает, будто Христос не победил греха; а означает только то, что данные люди не употребляют единственного Лекарства от своей смертельной болезни; значит, Христос как Лекарство еще недостаточно им ведом; или, если и ведом, они все-таки по каким-либо причинам не принимают Его. Но история свидетельствует тысячами тысяч голосов: возлившие Это Лекарство на душу свою и принявшие Его в тело свое исцелились и стали здравы. Зная немощь нашего естества, Господь наш Иисус Христос повелел верным принимать Его как пищу и питие под видимым обликом хлеба и вина. Сие сделал Человеколюбец из безмерной любви к людям, лишь бы только облегчить им доступ к живоносному лекарству от греха и от тления греховного. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною (Ин.6:56–57). Грешащие питаются грехом, и от греха жизнь в них постепенно исчезает. Ядущие же живаго Господа воистину питаются жизнью, и жизнь в них все более возрастает, а смерть умаляется. А чем более возрастает жизнь, тем отвратительнее становится грех. Пошлая и жалкая сладость греха заменяется в них животворящею и радостною сладостью Христа Победителя.

Блаженны испытавшие и вкусившие эту тайну в своей жизни. Их можно назвать сынами света и чадами благодати. Когда они преставятся от жития сего, они словно выйдут из врачебницы – но уже не как болящие.

II.

А теперь спросим: «Кого воскресший Господь освободил победою Своей над грехом и смертью?» Людей только ли одной национальности? Или одной расы? Или одного сословия? Или одного общественного положения? Никак. Подобное освобождение свойственно злорадным и злобным победам земных победителей. Господь не назван ни иудеелюбцем, ни еллинолюбцем, ни бедняколюбцем, ни аристократолюбцем; но назван Он Человеколюбцем. Следовательно, Свою победу Он предназначил человеку, вне зависимости от всех различий, которые люди проводят между собою. Он одержал победу на благо и пользу всем сотворенным людям, и Он предложил ее всем сотворенным людям. Тем, кто приимет и усвоит победу сию, Он обещал жизнь вечную и сонаследие в Царствии Небесном. Он никому не навязывает Своей победы, хотя она и столь драгоценна, но оставляет людям свободу: принять ее или не принять. Как в Раю человек сделал свободный выбор, взяв из рук сатаны погибель, смерть и грех, так и сейчас он должен свободно избрать, взять ли ему жизнь и спасение из рук Бога Победителя. Христова победа есть бальзам, бальзам животворный, для всех людей, ибо все стали прокаженными грехом и смертью.

Бальзам сей больных делает здоровыми, а здоровых – еще более здоровыми.

Бальзам сей мертвых животворит, а в живых умножает жизнь.

Бальзам сей умудряет, облагораживает, обоживает человека, стократно и тысячекратно увеличивает его силы и возносит его достоинство высоко над всею сотворенною природой, даже до возвышенности и велелепия Божиих ангелов и архангелов.

О дивный и животворящий Бальзам! Какая рука Тебя не приимет! Какое сердце не изольет Тебя на раны свои! Какие уста возмогут воспеть Тебя! Какое перо опишет Твою чудотворную силу! Кто исчислит доныне исцеленных Тобою больных и воскрешенных мертвецов! Кто имеет достаточно слез, чтобы возблагодарить Тебя!

Так придите все вы, братия, страшащиеся смерти. Приступите ко Христу воскресшему, ко Христу Воскресителю, и Он освободит вас от смерти и страха смертного.

Придите и вы, все живущие под стыдом явных и тайных грехов своих, ближе подойдите к Живому Источнику, Который омывает и очищает, Который и чернейший сосуд может сделать белее снега.

Придите вы, все взыскующие здравия, силы, красоты и радости. Се, воскресший Христос есть пребогатый Источник всего того. Он с состраданием и тоскою ждет всех вас, не желая, чтобы кто-нибудь прошел мимо.

Поклонитесь Ему телом и душою. Соединитесь с Ним всем умом своим и всеми помышлениями своими. Обнимите Его всем сердцем своим. Поклоняйтесь не поработителю, но Освободителю; соединяйтесь не с губителем, но со Спасителем; обнимайте не чуждого, но самого близкого Сродника и самого любезного Друга.

Воскресший Господь – чудо чудес; однако именно как чудо чудес Он есть истинная природа ваша, истинная природа человеческая, первозданная, райская природа Адамова. Истинная природа человека и не должна быть в рабстве у окружающей ее бессловесной природы, но призвана властвовать над нею могущественно, всемогуще. И не состоит истинная природа человека в уничижении, в болезни, в смертности и в греховности; но в славе и здравии, в бессмертии и безгрешности.

Воскресший Господь снял завесу с истинного Бога и с истинного человека и явил нам Собою величие и красоту и Одного, и другого. Никто не может познать истинного Бога, кроме как чрез воскресшего Господа Иисуса Христа; и никто не может познать истинного человека, кроме как чрез Него единого.

Христос воскресе, братия!

Воскресением Своим Христос победил грех и смерть, сокрушил мрачное царство сатаны, освободил порабощенный род человеческий и снял печать с величайших тайн Бога и человека. Ему подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом – Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Святитель Николай (Велимирович)

http://www.pravoslavie.ru/34733.html
Наш долг – бережно хранить драгоценную жемчужину нашей Православной Церкви – церковнославянское богослужение, которое уже более тысячи лет просвещает русский православный мiр и души верующих и является неотъемлемой частью церковного Предания Русской Церкви.

Интернет сайты, посвященные церковнославянскому языку  27 Марта 2017
http://churchslavic.narod.ru - Сайт для изучающих церковнославянский язык

http://paerok.narod.ru - Сайт Церковнославянского семинара (Санкт-Петербург)

http://www.blagogon.ru/biblio/232/ - Учебник церковнославянского языка

http://drevo-info.ru/articles/2418.html - Статья о церковнославянском языке из Открытой православной энциклопедии.

https://azbyka.ru/1/uchebnye_posobiya - Учебные пособия по церковнославянскому языку.

http://ruskline.ru/tema/religia/cerkovnoslavyanskij_yazyk/

http://www.churchslavonic.org/ - Церковнославянская клавиатура онлайн.

http://xraniteli-azbuki.vrata-uchenosti.ru/ - Церковнославянский язык для учащих и учащихся.

https://vk.com/cherkovnoslavyanskij - Страница преподавателя церковно-славянского языка Норкина Виктора Сергеевича. Свято-Симеоновская гимназия, Екатеринбург, Россия

http://www.blagogon.ru/biblio/232/ - Полная электронная версия Учебного пособия по церковнославянскому языку, составленного преподавателем Московской Духовной академии Натальей Ефимовной Афанасьевой


Неделя четвертая Великого поста

Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича).


ЕВАНГЕЛИЕ О БЕССИЛИИ НЕВЕРИЯ И СИЛЕ ВЕРЫ  26 Марта 2017
С тех пор, как существуют мир и время, все народы на земле веровали, что есть мир духовный, что есть духи невидимые. Но многие народы обманывались в том, что приписывали злым духам большую силу, чем добрым и со временем злых духов провозгласили богами, воздвигали им храмы, приносили жертвы и молитвы и во всем полагались на них. Со временем многие народы полностью отошли от веры в добрых духов, оставшись только с верою в злых духов, или жестоких богов, как они их называли; так что этот мир был похож на ристалище людей и злых духов. Злые духи все более и более мучили людей и ослепляли их, чтобы люди полностью стерли из своей памяти представление о Едином благом Боге и о данной Богом великой силе добрых духов.
И в наши дни все народы на земле веруют в духов. И сия вера народов по сути правильная. Отрицающие духовный мир отрицают его потому, что смотрят только своими телесными очами - и не видят его. Но духовный мир не был бы духовным, если бы его можно было увидеть телесными очами. Всякий человек, ум у которого не ослеплен, а сердце не окаменено грехом, может всем своим существом почувствовать, каждый день и каждый час, что люди не одни в этом мире, исключительно в обществе бессловесной природы, камней, трав, животных и других составляющих природы, ее стихий и явлений, но что душа наша непрестанно соприкасается с миром невидимым, с некими невидимыми существами. Не правы, однако, те народы и люди, кои уничижают добрых духов, а злых называют богами и покланяются им.

Когда на землю пришел Господь наш Иисус Христос, почти все народы верили в силу зла и слабость добра. И действительно, злые силы возобладали в мире, так что даже Сам Христос называл их предводителя князем мира сего. А старейшины иудейские приписывали демонам и их силе даже и все Божественные дела Христовы.

Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы сломить и искоренить малодушную веру людей в зло и посеять в их душах веру в добро, во всемогущество добра, в непобедимость и вечность добра. Древнее и всеобщее верование в духов Христос не уничтожил, но подтвердил. Он лишь открыл духовный мир таким, каков он есть, а не каким представлялся людям по наветам диавольским. Единый благий, премудрый и всемогущий Бог является властителем миров духовного и физического, видимого и невидимого. Добрые духи суть ангелы, и трудно исчислить их множество. Добрые духи, или ангелы несравнимо сильнее злых духов. Злые духи на самом деле и не имеют сил учинить что-либо, чего бы не попустил им Всевышний Бог. Но и число злых духов весьма велико. В одном одержимом человеке в Гадаре, которого Господь исцелил, находился целый легион, то есть несколько тысяч злых духов. Сии злые духи обманывали в те времена людей и целые народы, как и сегодня обманывают многих грешников, нашептывая о своем всемогуществе, о том, что они - единственные боги и нет другого бога, кроме них, а добрых духов якобы и вообще не существует. Но стоило появиться где-нибудь Господу нашему Иисусу Христу, как они в ужасе бежали от него. Они узнавали в Нем Вседержителя и Судию, Который может их изобличить, изгнать из этого мира и ввергнуть в адскую бездну. Они распоясались в мире по Божию попущению; они налетели на человеческий род, словно мухи на падаль, и вели себя так, будто этот мир на веки вечные обеспечен им в качестве гнезда и трапезы. И вдруг появился пред ними Носитель добра, Господь наш Иисус Христос, и они от страха затрепетали и завопили: пришел Ты сюда прежде времени мучить нас! Никто так не боится мук, как мучащий других. Злые духи мучили человечество несколько тысяч лет и в муках человеческих находили удовольствие. Но при виде Христа, своего величайшего мучителя, они затрепетали и были готовы, выйдя из людей, войти хотя бы в свиней или в любую другую тварь, лишь бы не быть совсем изгнанными из мира сего. Но Христос не помышлял о том, чтобы совсем изгнать их из мира. Мир сей есть мир смешанных сил. Мир сей есть поле битвы, на котором люди должны сознательно и добровольно выбрать: или пойти за Христом Победителем, или за нечистыми и побежденными демонами. Христос пришел как Человеколюбец, дабы явить превосходство силы добра над силой зла и утвердить в людях веру в добро - и только в добро.

И сегодняшнее Евангельское чтение описывает один из бесчисленных примеров того, как человеколюбивый Господь еще раз показал, что добро сильнее зла, и как Он постарался утвердить веру людей в добро, во всемогущество добра, в победу добра.

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду. Это событие описывают еще два евангелиста: Марк (гл.9) и Лука (гл.9). Они добавляют некоторые подробности о болезни отрока. Он один сын у отца и одержим духом немым. Когда сей злой дух схватывает его, то повергает на землю, и отрок вскрикивает, испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Злой дух целится своими стрелами сразу в трех направлениях: в человека, во все творение Божие и в Самого Бога. Чем новолуние виновато в болезни человеческой? Если оно вызывает беснование и немоту у одного человека, почему тогда не вызывает их у всех людей? Зло не в луне, но в злом лукавом духе, прячущемся и обманывающем человека: он обвиняет луну, дабы человек не обвинил его. Он также хочет этим достичь и того, чтобы человек решил, будто все творение Божие - зло, будто зло человеку приносит природа, а не злые духи, отпавшие от Бога. Потому он и нападает на свои жертвы в новолуния, чтобы люди подумали: «Вот, источник этого зла - луна!»; а поскольку луна сотворена Богом, следовательно: «Источник этого зла - Бог!» Так обманывают людей сии звери, кои хитрее и свирепее всех зверей.

По сути все, сотворенное Богом, хорошо; и все творение Божие служит человеку для пользы, а не для погибели. Если и есть что-нибудь, мешающее удобству человеческого тела, то в таком случае оно служит душе человека, подбадривая и обогащая его дух. Твоя суть небеса, и Твоя есть земля, вселенную и исполнение ея Ты основал еси (Пс.88:12). Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь (Ис.66:2). А раз всё это - от Бога, стало быть, всё это не может не быть благим. Из источника может изливаться только то, что в нем есть, но не то, чего в нем нет. В Боге нет зла, так как же зло может происходить от Бога, источника самого добра, чистого добра? Многие люди по неведению всякое страдание называют злом. На самом деле страдание не есть зло, но одни страдания являются следствием зла, другие же - лекарством от зла. Безумие и беснование представляют собою следствие зла, а само зло - злой дух, действующий в безумном или бесноватом человеке.

Беды и несчастья, кои случались со многими царями израильскими, делавшими то, что было злом в очах Господа, суть следствие и действие грехов этих царей. Беды же и несчастья, что Господь попускает праведникам, являются не следствием зла, но лекарством, как для самих праведников, так и для тех из окружающих их людей, которые понимают: страдания сии посланы Богом во благо.

Итак, страдания, проистекающие из нападения злых духов на человека или из человеческих грехов, - страдания от зла.

Но страдания, которые Бог попускает людям, чтобы совершенно очистить их от греха, освободить из-под власти диавола и приблизить к Себе - не от зла и не зло, но от Бога и людям во благо. Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим (Пс.118:71). Диавол - зло, а путь к диаволу - грех. Вне диавола и греха вообще не существует никакого зла.

Таким образом, в страданиях и муках сего отрока была повинна не луна, а сам злой дух. Если бы Бог по человеколюбию Своему не сдерживал злых духов и не защищал от них людей, непосредственно Сам или чрез Своих ангелов, злые духи за кратчайшее время уничтожили бы весь род человеческий и душевно, и телесно, как саранча уничтожает посев на ниве.

Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его, - так говорит Иисусу отец болящего. Среди этих учеников отсутствовали трое: Петр, Иаков и Иоанн. Сии трое были со Господом на горе Фаворской во время Его преображения, и вместе с Ним они сошли с горы, придя на место, где их встретило много народа, собравшегося около прочих апостолов и больного. Не найдя Христа, скорбящий отец привел своего сына к ученикам Христовым, но те не смогли ему помочь. Они не смогли помочь ему, во-первых, по своему собственному маловерию, во-вторых, по маловерию самого отца, а в-третьих, по совершенному неверию присутствовавших книжников. Ибо сказано, что тут были и книжники, спорящие с учениками. А что вера отца была слабою, видно из слов, с которыми он обращается ко Христу. Он не говорит, как прокаженный - человек крепкой веры: Господи! если хочешь, можешь меня очистить (Мф.8:2). И не говорит он, как начальник синагоги Иаир, призывавший Христа даровать жизнь его дочери: приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива (Мф.9:18). И тем более не говорит он, как сотник из Капернаума, слуга которого был болен: скажи только слово, и выздоровеет слуга мой (Мф.8:8). Это все - свидетельства весьма крепкой веры. Но человек с самою великою верой даже и не говорит ничего, а просто подходит ко Христу и прикасается к краю одежды Его, как это сделала кровоточивая женщина и многие другие. Не так поступает и не так говорит сей отец, но он обращается ко Христу со словами: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Если что можешь! Несчастный! Значит, он должен был совсем немного слышать о силе Христовой, раз так говорит Всемогущему. Его слабую веру еще больше ослабило бессилие апостолов, не сумевших ему помочь, а также, скорее всего, и злобная клевета книжников на Христа и его учеников. Если что можешь. Тут проглядывает только бледный луч веры, готовый вот-вот совсем угаснуть.

Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Этот укор Господь обращает ко всем вообще, ко всем неверным и развращенным во Израиле и ко всем, пред Ним стоящим: к отцу болящего, к ученикам, а особенно - к книжникам. О, род неверный! Иными словами: род, покоряющийся злу (то есть диаволу), крепко верящий в силу зла и рабски служащий злу; противящийся добру (то есть Богу), слабо верующий или вовсе не верующий в добро, бунтующий против добра и уклоняющийся от него! А для чего Господь добавляет и слово развращенный? Дабы показать, откуда произошло неверие: от развращенности, или, еще яснее: от греха. Неверие есть следствие, развращенность - причина. Неверие - дружба с диаволом, а грех, или развращенность - путь, которым доходят до такой дружбы. Развращенность - отпадение от Бога, а неверие - тьма, слабость и ужас, в которые впадает отпавший от Бога человек. Но взгляните, как Господь внимателен и осторожен в выражениях. Он не обличает никого лично и поименно, но говорит в целом. Он хочет не судить людей, но пробудить их. Он хочет не оскорблять и унижать отдельных людей, но привести их в сознание и помочь им восстать. Как велико значение урока сего для нашего времени, для нашего поколения, многоглаголивого и любящего оскорблять! Если бы теперешние люди только обуздали и укротили свой язык и перестали словом наносить друг другу личные оскорбления, половина всякого зла в мире исчезла бы и половина злых духов была бы изгнана из среды людей. Послушайте, как великий апостол Иаков, хорошо усвоивший уроки своего Учителя, мудро говорит: все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их (Иак.3:2-4).

Что означают слова Христовы: доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Представьте себе благородного и просвещенного человека, который вынужден жить среди дикарей. Или представьте великого царя, сошедшего с престола и поселившегося в цыганском таборе, чтобы не просто кочевать с цыганами, наблюдая их жизнь, но учить их мыслить, чувствовать и поступать по-царски, благодушно и великодушно. Разве всякий смертный царь не воскликнул бы через три дня: «Доколе буду с вами?» Разве с него не было бы довольно и трех дней дикости, глупости, нечистоты и смрада? А Господь наш Иисус Христос, Царь царей, изрек сии слова после тридцати трех лет жизни среди людей, которые были удалены от Его благородства более, чем самый дикий человек - от самого культурного и благородного и чем самые грязные бродяги - от величайших царей земных. Хотя и время Он исчислял не днями и годами, а делами и чудесами, совершенными в присутствии многих тысяч свидетелей, и учением излитым во многие тысячи человеческих душ и в них посеянным. И после всех этих дел и чудес, поучений и событий, которые могли бы наполнить собою тысячу лет и солью осолить тысячи поколений человеческих, Он вдруг видит, что Его ученики не могут исцелить лунатика и изгнать из человека одного злого духа, хотя Он и словом, и примером учил их, как изгонять легионы. И Он слышит, как маловерный грешник говорит Ему: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

Упрекнув таким образом всех присутствующих за маловерие, Он повелел привести к нему больного: приведите его ко Мне сюда. И запретил Иисус бесу, и бес вышел из отрока, и отрок исцелился в тот час. Так повествует евангелист Матфей. Другие два евангелиста упоминают еще о некоторых подробностях самого исцеления отрока. Это, главным образом, три детали: во-первых, Христос спрашивает отца, как давно это сделалось с его сыном; во-вторых, Он подчеркивает веру как условие исцеления; и в-третьих, когда бесноватого привели ко Христу, то, как скоро тот увидел Его, испуганный бес в тяжких муках вышел из отрока и бежал. Как давно это сделалось с ним? - спрашивает Господь отца больного отрока. Он спрашивает об этом не для Себя, но для окружающих Его. Ясно все провидя, Он знал, что болезнь отрока давняя. Отец ответил: с детства. Пусть все слышат и знают, какие ужасные мучения причиняют людям нечистые духи; и как могущественно Божие заступление, без коего злой дух давным-давно окончательно погубил бы и тело, и душу отрока; и, наконец, какую власть исцелять и наиболее тяжко страждущих от злых духов имеет Сын Божий. Сжалься над нами, - обращается ко Христу отец мальчика. Над нами, - говорит он, а не только над отроком. Ибо страдание сына является страданием и для отца, и для всего дома, и для всей родни. Если бы его сын исцелился, это сняло бы камень со многих человеческих душ. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. По всегдашнему образу Божественного домостроительства, Господь наш Иисус Христос и здесь хочет сразу сотворить как можно больше благого. Благо - возвратить здравие отроку. Но почему бы не сделать и другое доброе дело, утвердив веру в отце отрока? И почему бы одновременно не сотворить и третье благо, показав Свою силу как можно явственнее, дабы люди в Него уверовали? И почему бы не сделать и четвертое, обличив неверие и развращенность людей, их подличанье пред злом, злыми духами и грехом? И пятое, и шестое, и седьмое, и вообще все те добрые дела, кои влечет за собою одно доброе дело? Ибо доброе дело никогда не остается в одиночестве. Но взгляните еще раз, как Господь премудро сочетает строгость и снисходительность. Резко обличая неверие, Он говорит в общем, будя веру во всех, но не унижая никого лично. Теперь же, обращаясь лично к просителю, Он разговаривает с ним не строго, а заботливо и снисходительно: если сколько-нибудь можешь веровать. Такие забота и снисходительность Христовы произвели ожидаемое действие. Отец отрока заплакал и воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Ничто так не растапливает лед неверия, как слезы. В час, когда человек сей заплакал пред Господом, он покаялся в своем неверии и, в присутствии Божием, вера прибыла в нем стремительно, словно речная вода в половодье. И тогда он произнес слова, оставшиеся громогласным поучением для всех поколений людских: верую, Господи! помоги моему неверию. Эти слова показывают, что человек без Божией помощи не может стяжать даже веры. Своими силами человек может стяжать только маловерие, то есть веру и в добро, и во зло, или, иначе говоря, сомнение и в добре, и во зле. Но от маловерия до истинной веры - долгий путь. И путь сей человек не может пройти, если его не поддержит десница Божия. Помоги мне, Боже, веровать в Тебя! Помоги мне не веровать в зло! Помоги мне полностью отлепиться от зла и сочетаться Тебе! Вот что означают слова: помоги моему неверию.

Когда же отрок еще шел, бес поверг его и стал бить. Сие было последнее попущение Божие бесу, да увидит народ весь кошмар и ужас того, что злой дух может сделать с человеком, и да уверится: недостаточно сил человеческих, даже сил величайших в мире врачей, чтобы спасти от этого кошмара и ужаса одну-единственную человеческую жизнь. И таким образом, видя власть бесовскую и ощущая свое полное бессилие, да познает он величие и Божественную силу Господа нашего Иисуса Христа. Евангелист Марк приводит и предшествующие тому слова, изреченные Господом злому духу: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. Я повелеваю тебе, - говорит Господь. Он есть источник силы и власти, и Ему ни у кого не нужно их заимствовать. Все, что имеет Отец, есть Мое (Ин.16:15), - сказал Господь наш Иисус Христос в другом случае. И доныне Он подтверждает это делами. «Я от Себя говорю, Моею властью тебе повелеваю, Моею силой тебя изгоняю». Пусть познает народ, что Он - не один из пророков, совершавших свои дела с Божией помощью, но предвозвещенный пророками и ожидаемый народами Сын Божий. Следует обратить внимание и на вторую часть повеления Христова, данного бесу. И впредь не входи в него. Господь ему приказывает не только выйти, но больше не возвращаться и впредь не входить в долго мучимого отрока. Сие значит, что человек и после очищения может снова навлечь на себя нечистоту. Однажды изгнанный из человека бес может возвратиться и снова войти в человека. Это происходит, когда покаявшийся и Богом помилованный грешник вновь возвращается к своему старому греху. Тогда и бес возвращается в свой старый дом. Потому Господь и повелевает нечистому духу не просто выйти из отрока, но и впредь никогда не входить в него: во-первых, чтобы Божественный Его дар отроку был полным и совершенным; а во-вторых, чтобы мы извлекли из сего урок и после Божия помилования не возвращались к своему старому греху, как пес на свою блевотину, и не подвергались вновь душепагубной опасности, отверзая двери злому духу и приглашая его войти в нас и властвовать над нами.

После сего преславного чуда Христова все удивлялись величию Божию, как пишет евангелист Лука. О, если б только это удивление величию Божию осталось в душах людей прочным и неизгладимым! Только бы оно не лопнуло быстро, словно пузырь на воде! Но Бог не сеет напрасно. Если пропадет семя, упавшее при дороге, или на места каменистые, или в терние, не пропадет упавшее на добрую землю, но принесет плод во сто крат.

А когда ученики остались наедине со Христом, то спросили Его: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас. Таким образом, причиною бессилия является неверие. Чем больше веры, тем больше сил; чем меньше веры, тем меньше и сил. Ранее Господь дал Своим ученикам власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь (Мф.10:1). И они некоторое время употребляли сию власть с пользою. Но по мере ослабления их веры - страха ли ради мирского или от гордости, умалялась и данная им сила. Адаму дана была власть над всякой тварью, но Адам утратил и потерял ее из-за своего непослушания, алчности и гордости. И апостолы из-за каких-то своих прегрешений утратили данную им силу и власть. Но эту утраченную силу может возвратить только вера, вера и еще раз вера. Потому Господь в сем случае особенно подчеркивает силу веры. Вера может горы передвигать, для веры нет ничего невозможного. Мало горчичное зерно, но оно может придать свой вкус целому сосуду пищи. («Ибо как горчичное зерно, малое по величине своей, сильно по действию; и быв посеяно на малом пространстве, много пускает отраслей; а возрастая, и птиц укрывать может; так и вера в душе весьма скоро творит дела величайшие. Итак, имей ты со своей стороны веру в него, дабы и от Него получить веру, действующую выше сил человеческих». Свт. Кирилл Иерусалимский, Поучения огласительные и тайноводственные, V). Если вы будете иметь веру хотя бы с горчичное зерно, горы будут отступать пред вами и переходить с места на место. Почему же тогда Сам Господь не передвигал горы? Потому что в этом не было нужды. Он совершал только те чудеса, которые были нужны и полезны людям для их спасения. Но разве передвигать горы - большее чудо, чем делать воду вином, умножать хлебы, изгонять бесов из людей, исцелять всякую болезнь, ходить по воде, укрощать одним словом или мыслью морские бури и ветры? Безусловно, не исключено, что последователи Христовы для указанной цели и по великой вере совершали и чудо передвижения гор. Но разве есть гора более высокая, скала более тяжкая, бремя и груз более страшные для души человеческой, чем мирские попечения, мирские страхи, мирские связи и оковы? Кто смог эту гору сдвинуть и ввергнуть в море, воистину сдвинул с места самую большую и самую тяжелую гору на земле.

Сей же род изгоняется только молитвою и постом. Пост и молитва суть два столпа веры, два огня живые, попаляющие злых духов. Постом утишаются и уничтожаются все плотские страсти, особенно блуд; молитвою утишаются и уничтожаются страсти души, сердца и ума: злые намерения и злые дела, мстительность, зависть, ненависть, злоба, гордость, славолюбие и прочие. Постом очищается телесный и душевный сосуд от нечистого содержимого - мирских страстей и похотей; молитвою низводится благодать Духа Святого в освобожденный и очищенный сосуд, а полнота веры состоит в обитании Духа Божия в человеке. Православная Церковь испокон веков подчеркивала значение поста как испытанного лекарства от всех страстей плотских и как грозного оружия на злых духов. Все, уничижающие или не признающие пост, в действительности уничижают и не признают ясное и важное правило, вписанное Господом нашим Иисусом Христом в систему человеческого спасения. Пост усиливает и продлевает молитву, молитва и пост укрепляют веру, вера же передвигает горы, изгоняет бесов и все невозможное делает возможным.

Последние слова Христовы в сегодняшнем Евангельском чтении словно и не связаны с описанным событием. После великого чуда исцеления одержимого бесом отрока, когда народ удивлялся величию Божию, внезапно Господь начинает говорить Своим ученикам о Своих страданиях. Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. Зачем Господь после сего чуда, как и после некоторых других чудес, говорит ученикам о Своих страданиях? Чтобы потом, когда придет то, чему должно прийти, не смутилось сердце их. Он говорит им это после великих Своих дел, дабы сие предсказание, будучи прямой противоположностью Его великим делам, заслугам, славе и восхищению, с которым Его встречали и провожали, как можно лучше врезалось в память учеников. Но Он говорит это в поучение как апостолам, так и нам, чтобы мы после каких бы то ни было великих своих дел не ожидали награды от людей, но были готовы к самым тяжелым и сильным ударам и унижениям, даже и со стороны тех, которым мы больше всего принесли пользы. Впрочем, Господь предсказывает не только страдания, убийство и смерть Свою, но и воскресение. То есть в конце концов все-таки будет воскресение, победа и вечная слава. Господь в присутствии Своих учеников предсказывает нечто самое невероятное внешне: чтобы пробудить их веру в то, что свершится, чтобы научить их веровать Его словам. Имея веру с горчичное зерно и менее, каждый человек в этом мире может с готовностью встречать всякого рода страдания, уверенный, что в конце концов наступит воскресение. Всю славу мирскую и все похвалы человеческие мы должны почитать тщетою. После всех триумфов в мире мы должны быть готовы пойти на страдания. С кротостью и послушанием должны мы принимать все, посылаемое нам Отцом нашим Небесным. Никогда не следует подчеркивать свои заслуги перед людьми, перед своим городом или селом, перед народом, перед отечеством или же роптать, когда нас одолевают скорби. Ибо если мы и принесли окружающим нас людям какую-нибудь пользу, то это стало возможным благодаря Божией помощи. Точнее сказать, всякое благое дело чрез нас сотворил Бог. Потому и праведен Бог, посылающий нам и страдания после мирской славы; унижение после похвал; бедность после богатства; презрение после уважения; болезнь после здравия; одиночество и заброшенность после множества друзей. Бог знает, зачем нам это посылает. Он знает, что все это - нам во благо. Во-первых, дабы мы научились искать сокровищ вечных и непреходящих, вместо того чтобы до самой смерти обольщаться ложным и преходящим блеском века сего; а во-вторых, дабы мы не получили всю награду за все свои благие дела и труды еще в этой жизни, от людей и мира; ибо тогда в мире ином нам больше нечего будет ни ожидать, ни принимать. Словом, дабы у врат Царства Небесного мы не услышали: «Пойдите прочь, вы уже получили плату свою!» И дабы не случилось этого с нами, и дабы мы не погибли навсегда при неизбежной гибели мира сего, от коего мы принимали славу, хвалу и почести, Господь наш Иисус Христос, учит нас, чтобы мы после величайшей славы, хвалы и почестей мирских готовы были принять крест. Господу же нашему подобает вечная слава и хвала, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Святитель Николай (Велимирович)Сербский.

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 ... 51 След.