Гостевая

Написать сообщение:

Название/имя:

Электронная почта:

Сообщение:

ВЕРТИКАЛЬНАЯ КООРДИНАТА
Человек – существо с прямым позвоночником. Ему невозможно, не теряя достоинства, менять естественное положение тела. На четвереньках человек – не совсем человек. Вот блудный сын, измученный голодом, желает питаться из свиного корыта. Не иначе, ему для этого нужно склониться, опуститься на землю, стать одного роста с презираемыми животными.
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ  9 Июня 2021
Так грех гнет нас к земле. Сначала – напором искушений, от которых подгибаются колени. Затем – стыдом, когда лицо опущено и на высоту небесную смотреть совестно. Еще грех не стал делом, не совершился как факт, еще он только в виде помысла живет в сердце, словно червь – в яблоке, а человек уже опускает глаза.

Так было с Каином, когда жестокая боль обиды уязвила его гордыню. «Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт. 4: 5). Зная сердце человеческое, видя, какие мысли зреют в его недоступной человеческому взору глубине, Бог предостерегает Каина от зарождающегося в нем греха. «Если делаешь доброе, – говорит Господь, – то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 7).

Что было после с Каином, мы помним. И та успешность в делах земных, которой отличалось затем потомство Каина, есть отчасти следствие его некогда опущенных в землю глаз. Отсюда – успехи в скотоводстве, металлургии и выделывании тканей, которыми отличались каиниты. Опустив однажды лицо к земле от стыда, Каин стал со временем отцом успешной в делах земных цивилизации.

Такое естественное движение головы и глаз, как взгляд на небо, не всем дается одинаково просто. Человек, мучимый совестью, гораздо естественней сгибается к земле, опускает глаза. Небо, этот «престол Божий» (Мф. 5: 34), осознается чистым и святым. Поэтому блудный сын, составляя покаянную молитву, готовится сказать: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15: 18).

И вот Вознесение выпрямляет наши согбенные спины. Оно заставляет смотреть вверх. Причем – с радостью.

Смотрели вверх и очевидцы Христовых страданий. Гора сама по себе высока. Снизу вверх смотрят на гору все, кто стоит у ее подножия. Крест же возвышается над самою горою. Христос сказал: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12: 32). Он доныне влечет к Себе человеческие души, и, когда мы поднимаем лицо к Голгофе, глаза наши бывают полны слез.

Но не так в Вознесение. Тогда, проводив Его долгим взглядом, апостолы возвратились в Иерусалим «с великой радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24: 52–53).

Христос жив! Христос вышел победителем из схватки со смертью! Правда, Царство Израильское Он устроит еще не в это лето. И вообще Он творит много такого, что люди оказываются к Его делам не приготовленными. Вот и сейчас повелевает не отлучаться от Иерусалима, но ждать «силы свыше». Он не говорит все сразу, а то, что говорит, не сразу понятно. Его мысли – не наши мысли. Но главное – Он жив и обещал быть с нами до скончания века! А раз так, то ничего не страшно.

Христос возносится, и люди смотрят в небо. Вот знаменательная картина. Ничего великого и интересного в этот час нет для апостолов на земле. Все самое важное для них там, куда Христос восходит.

Как интересно, что язычники всматривались некогда в ночное небо, и это небо светом особенной звезды привело их к Младенцу-Мессии. Первое пришествие возвещено темным небом, украшенным звездами. Небом же, но уже ясным и дневным, будет возвещено и Второе пришествие. Вот ангелы в белых ризах говорят апостолам: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1: 11).

Праздник Вознесения становится праздником возвещения о Втором пришествии. Это теперь – главная цель поднятия на небо глаз.

Но не забудем и Крест Голгофский. Он тоже, как помним, заставлял поднимать лицо к небу. Крест, Вознесение, Второе пришествие. В последний день все эти события сольются в одно, потому что перед славным явлением Христа для суда над миром, «явится знамение Сына Человеческого (Крест, то есть) на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24: 30). Восплачутся, потому что до сих пор все время смотрели в землю, все дела свои делали только ради земли, земным успехом мерили свои усилия. Тем же, кто не забыл о небе и о Том, Кто восшел туда после Воскресения, Господь говорит: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21: 28).

Восклонимся и распрямимся, грешники. Распрямим спины все, искупленные кровью Сына Божия; все, не забывшие об этой великой цене искупления; все, говорящие Христу: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20).

Нам не нужно более ползать в прахе и стоять на четвереньках. Достоинство нам возвращено, и усыновление нам подарено. Вертикальную координату сообщает вознесшийся Господь мыслям верующего сердца человеческого. И вновь слышит домой вернувшийся сын голос Отца: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться» (Лк. 15: 22).

Протоиерей Андрей Ткачев
Панегирик на Воскресение Господне

Приидите, вси верни, поклонимся святому Христову Воскресению, се бо прииде Крестом радость всему миру…
Тропарь Воскресению

    
СЕГОДНЯ АД, РАСХИЩЕННЫЙ, ПЛАЧЕТ  3 Мая 2021
Христос воскресе!

И это несказанное чудо, совершившееся на горе Голгофе, молнией облетело небесные пределы, сокрушило затворы адовы, ужаснуло Ангелов, смертельно ранило бесов, разорвало завесу храма надвое, и в силе его славы родился новый мир.

Христос воскрес из мертвых!

И свет Его Воскресения пламенем взметнулся из гроба, виден быв всему Иерусалиму, он пересек пределы Палестины, пронесся до пределов вселенной, и в сиянии его славы нам дан был новый закон. И это чудо Божественное трубой возгремело во мраке бездны, развеяло всё ветхое, вернуло к жизни погибших, разорвав рукописание осуждения, и на руинах ветхого воздвигло новый жертвенник.

Сегодня воскрес Христос! И эта победная весть, возвещенная Ангелом у гроба, стрелой пронзила улицы Иерусалима, потрясла архиереев-убийц, перепугала ветхий храм и, пронесясь над всеми веками, сегодня победно звучит по лицу всей земли.

Сегодня воскрес Христос! И эта великая радость, коснувшись сперва сердца Марии Магдалины, заставила Ангелов петь на небе, апостолов – радоваться, убийц – бежать, грешников – снова вернуться к покаянию.

Сегодня воскрес Христос из мертвых! И, воскреснув, Он исцелил землю от язв греха, опустошил ад, упразднил рукописание Адама, утвердил веру в мире, умножил надежду в сердцах, соединил души, примирил совести, иссушил слезы и воздвиг под небом Церковь новую с законом новым, соблюдаемым верующими даже ценой жизни.

Сегодня воскрес из мертвых Спаситель мира. Сегодня состоялось полное примирение человека с Богом, земли с небом, дольних с горними. Сегодня произошло великое чудо в Иерусалиме. Сегодня Голгофа увидела великий свет и ужаснулась, воины узрели славу Божества и стали как мертвые, мироносицы увидели Ангелов, возвещающих им Воскресение, и исполнились страха и неизреченной радости.

Сегодня гора Голгофа вошла в историю Церкви и всего мира. Сегодня Сын Божий завершил Свое шествие по земле. Тот, Кто был запечатан людьми во гробе, вышел из него со славой. Повешенный на Древе рукою человека пришел, чтобы вновь исцелять язвы человека. Проданный грешниками на тридцать сребреников куплен теперь Церковью ценой крови. Поруганный устами людей славится теперь сонмом Ангелов.

Храм продает Его за сребреники, а Церковь получает Его в дар

Книжники Его продают, Церковь покупает. Архиереи распинают Его, как убийцу, но Господь оживает как Податель жизни. Евреи грозят Ему камнями, а верующие встречают благословениями. Избранный народ отрекается от Него, а чужаки и язычники принимают. Храм продает Его за сребреники, а Церковь получает Его в дар.

Беседовавшие с Богом на горе Синай отрекаются от Него на горе Голгофе…

Как велики предречения о Воскресении Христовом!

Сегодня Сын прославился. Сегодня Отец несказанно радуется, сегодня Дух Святой неизреченно веселится. Сегодня небо хором Ангелов поет, земля гласом радования празднует. Всё облеклось в праздничный наряд. Ветхое прошло, иное, новое, началось.

Сегодня Христос одержал победу над Велиаром. Сегодня ад, расхищенный, плачет; сатана, уязвленный, обманывается, а мир, спасенный, в великой радости ликует. Жалеет ад, что остался без ворот, но радуется рай, что больше не нуждается в воротах. Сетует храм о катапетасме, но веселится Церковь, что больше не нуждается в ней. Иерусалим жалеет о том, что сделал, а христианство радуется тому, что стало. Сион, Жениха лишившись, горюет, а Новый Сион, со Христом обручившись, ликует. Архиереи, стыдом покрывшись, длинные одежды свои разрывают, а Великий Архиерей, в одежду света облекшись, вовеки царствует.

О, как славны чудеса Воскресения Христова! Ибо сегодня порфира царская посрамлена льняным хитоном, золотая корона – венцом терновым, дворец Ирода – гробом Христовым, гордыня Рима – смирением Господа, облачения архиереев – плащаницей Спасителя.

Сегодня храм опустошается, а недра Церкви наполняются чадами. Сегодня Сион, потеряв сокровище, плачет, а мы, обретя Жемчужину, ликуем. Иерусалим надевает траур, а мы в белых одеждах со Христом веселимся.

Итак, напрасно негодуют старцы и архиереи, напрасно гневается ветхий храм, ибо за стенами Сиона колокола Воскресения Христова победно звенят в тысячах храмов, до самых краев земли, возвещая всем чудо, совершившееся на горе Голгофе. Гневаются они не потому, что обманулись, а потому, что не преуспели в злобе своей. Ибо посеяли то, чего не хотели, а мы пожали то, что желали. Они посеяли терния, а мы пожали венцы с каменьями драгоценными. Они посеяли раны и боль, а мы пожали совершенное исцеление. Они посеяли смерть и проклятие, а мы пожали жизнь и благословение.

Как велики плоды Воскресения Христова! Придите же, народы, восхвалим Воскресение Христово! Придите, верные, воспоем и возрадуемся чуду Воскресения Господа!

Сегодня все уста поют, все сердца ликуют, глаза бодрствуют, уши услаждаются. Сегодня колокола звонят как никогда красиво, с самой полуночи, и несут далеко, во все уголки сёл и стран радость Воскресения Христова. Сегодня все веселятся: и нищий, и бездомный, и голодный, и больной. Ибо раны облегчаются, боли утоляются, надежды утверждаются, слезы на глазах высыхают, радости и чаяния друг с другом сплетаются, образуя лестницу в небо для создания человеческого.

Сегодня сёла надевают праздничный наряд, природа вся зеленеет, суматоха на улицах исчезает, стихии материи, устыдившись, смолкают, моря утихают, всплески страстей замирают, рассадники удовольствий запираются, смех унимается, а храмы Божии, собрав чад своих, единым сердцем и едиными усты славят Пасху Господню спасительную.

Да веселится человек, ибо сегодня тело его обожилось; да ликует весь мир, ибо сегодня он спасен

Да радуется тварь, ибо она сегодня искуплена; да веселится человек, ибо сегодня тело его обожилось; да ликует весь мир, ибо сегодня он спасен. Да исполнится дерзновения грешник, ибо прощение ему из земли воссияло. Да радуется разбойник, ибо он избавился от смерти.

Радуйся, Назарет, ибо ты Сына приютил. Радуйся, Галилея, ибо ты Господа приняла. Не плачь, Самария, ибо Самарянин всей вселенной ныне воскрес. Веселись, Дева, ибо Сын Твой в Воскресении Спасом мира явился. А вы, святые жены, не готовьте более благовоний с алоэ, ибо плащаница ныне одна осталась.

Радуйся, гора святая, ибо ты увидела свет первой. Радуйся, Божественный гробе, ибо отныне уста христиан будут тебя восхвалять. Радуйся, Святый Кресте, ибо отныне все будут с благоговением тебя целовать.

Радуйтесь, нищие, веселитесь, болящие, утешайтесь, странники, и алчущие, и язычники, все народы, ибо сегодня воскрес Спаситель, и Врач, и Избавитель душ наших.

Выходите на проповедь, ловцы человеков! Вас ждет Иерусалим недоумевающий. Вас ищет Галилея язычников

А вы, святые апостолы, что еще сидите, спрятавшись в доме? Может, боитесь архиереев? Но они, ужасаясь, не знают, как скрыть чудо Воскресения. Страшитесь Пилата? Но он сам, услышав о Воскресении, сидит потрясенный и объятый страхом. Разве дверь заключенная защитит вас лучше, чем десница Воскресшего из мертвых? Или вы не знаете, что случилось на горе Голгофе? Или вы одни негодней всех в Иерусалиме? Отбросьте же страх, взломайте запертую дверь. Выходите на проповедь, ловцы человеков! Вас ждет Иерусалим недоумевающий. Вас ищет Галилея язычников. Иерихон и Дамаск стонут по вам. Азия и Европа спрашивают о вас. Самария и Кипр, Македония и Ахаия, все народы мира жаждут увидеть вас, чтобы последовать вашему слову.

Выходите же, апостолы, на проповедь и расскажите всем о чуде Воскресения Христова. Вас ждут мудрецы афинские, военачальники, императоры и сами кесари римские хотят услышать вас проповедующих!..

И вот чудо совершилось. Христос воскрес, рыбаки вышли в мир. Народы уверовали. Кесари покорились, мудрецы афинские уступили место рыбакам. Философы повинулись, капища разрушены. Храмы величественные воздвигнуты. Воскресение повсюду встретило веру и всю вселенную изменило. Что было зелено, то высохло, и другое, новое, взросло. Мудрое обуяло, и иная мудрость проповедуется. Что было полно, то пролилось, и новое питие миру приготовлено. Что было избранным, то отвергнуто, и позорное почтено. Всё изменилось, всё обновилось Воскресением.

    
Ветхое отложено, и иное, новое, начинается. Древний храм оторопел, а вокруг Церковь новая поднимается. Ветхий закон завершается, и иной, новый, в сердцах пишется. Архиереи в недоумении тщетно негодуют. Старцы, изнемогшие от размышлений, умирают, книжники засыпают в притворе Соломоновом, избранный народ цепенеет, утомленный палящим солнцем Палестины, а из его ствола рождается новый мир, утверждается новый жертвенник с новым уставом – христианство, Церковь живая, Евангелие любви! Как велики плоды Воскресения Христова!..

Сатана, где твои слуги?

Иуда, где твои сребреники?

Каиафа, где твое предсказание?

Иерусалим, где теперь честь твоя?

Храм, где твоя катапетасма?

Архиереи, где ваши воскрилия и интриги?

Ад, где твоя победа? Смерть, где твое жало? Сатана, где твои слуги? Иуда, где твои сребреники? Каиафа, где твое предсказание? Иерусалим, где теперь честь твоя? Храм, где твоя катапетасма? Архиереи, где ваши воскрилия и интриги? Облачения свои вы разодрали, но от Христа не избавились. Двери ада сломлены, слуги диавола побеждены, злоба книжников открылась, сребреники Иуды рассыпались, гордыня евреев смирилась. Последнее оставлено, другое, новое, принято.

Вместо древнего храма теперь – Церковь, вместо Моисея – Христос, вместо Давида – Царь славы, вместо жезла Ааронова – Крест, вместо жертвенных животных – Кровь Господня, вместо Ветхого закона – Евангелие примирения, вместо горы Синай – гора Голгофа. Вместо смерти – жизнь вечная, вместо печали – радость, вместо ада – рай сладости.

Воскресением Господним всё изменилось, обновилось, усовершилось. Гнездо разорено, сеть прорвалась, средостение пало, птица улетела, и мир исцелен. Горнее с дольним ныне смешалось, горизонты соединились, небо и земля подружились, ибо сегодня воскрес Иисус Христос.

Мужи палестинские, напрасно мятетесь, напрасно в иные дали вглядываетесь и из других стран Мессию ждете! Уже две тысячи лет, как Он пришел, как Он воскрес из мертвых. Мы все видели Его, раны Его осязали, Тело Его вкушали, Кровь Его пили, Крест Его лобзали, Воскресение Его возвещали.

Все концы мира веруют. Храмы оглашаются песнопениями, века преклоняются, зори отвечают им эхом веселия, ибо сегодня воскрес Спас мира.

Как велики чудеса Голгофы! Как велик Бог наш! Ибо кто Бог велий, яко Бог наш? Ты истинный Бог, творяй чудеса!

Но, боясь славы Христовой, сыны Израиля из последних сил всё еще противятся. Архиереи негодуют, книжники сокрушаются, сыны лжи измышляют ложь, старцы Сиона снова советуются, снова собираются, мечутся, решают… Что они решают? Ложью упразднить Истину, словами связать Слово жизни, за сребреники продать чудо Воскресения Христова. И сделав совещание, довольно денег дали воинам, чтобы те сказали людям, что Господь не воскрес, что это ученики ночью украли Его (см.: Мф. 28: 12–13).

Никому не скрыть свет Воскресения Христова

Но напрасно они стараются, напрасно мечутся, считают свои сребреники, нашептывают ложь и собирают совет на Праведного, ибо никому из смертных не скрыть свет Воскресения Христова, который все мы видели, и веруем в него, и исповедуем его до самых краев земли.

Братья христиане!

Сегодня – Пасха Господня великая и славная. И подобно матери, собирающей в кладовую всё, что у нее есть лучшего, для детей своих, так и Церковь, наша общая мать, бережет в своих сокровищницах для нынешнего дня всё, что у нее есть самого ценного. И как мать, когда наступает день великой радости, вынимает из закромов всё самое лучшее и накрывает стол сынам своим для всецелого веселия, так и Церковь наша сегодня, в этот день неизреченного веселия, раскрывает свои духовные кладовые и, устроив пир всецелого празднования для всех чад ее, предлагает им всё, что у нее есть самого лучшего, всё, что у нее есть самого ценного и прекрасного: песнопения самые красивые, богослужения самые блистательные, радости самые чистые, облачения самые нарядные, чтобы все христиане наслаждались и насыщались благословениями Воскресения Христова.
На этот пир веры приглашены и мы сегодня, возлюбленные верующие, чтобы вместе с Ангелами славить Воскресение и вкушать Пасху Господню.

Потому, как учит нас святитель Иоанн Златоуст, никто да не пропускает этот великий праздник. Никто да не опаздывает, никто да не медлит. Да соберутся все сегодня в святой храм, да радуются все, да празднуют, да поют все Воскресение Христово – и нищий и богатый, и простец и мудрец, и страждущий и здоровый; да придут все, чтобы увидеть славу Воскресения Его, славу Единородного от Отца.

Да не будет никто печален, ведь сегодня день радости. Да не будет никто тревожен, ведь сегодня примирение между небом и землей состоялось. Да не плачет никто, ведь сегодня Иисус Христос утер всякую слезу со всякого лица. Да не ходит больше никто во тьме, ведь сегодня Свет победил тьму. Да не страдает никто от голода, ведь Христос Телом Своим нас напитал. Да не лежит больше никто на одре, никто да не ленится, никто да не сомневается, никто да не отягощается сегодня сном, но все вы – и мал и велик, и стар и млад – придите на пир Христов, чтобы веселиться, чтобы воспеть, чтобы утешиться.

Колокола в храме звонят, священник в облачениях ждет нас. Придите в храм, вкусим Пасху Господню!

Вот, всё уже готово. Двери распахнуты, светильники возжжены, стол накрыт, обед приготовлен, телец заклан, Жених воскрес, хлеб преломлен, чаша наполнена Божественного пития, колокола в храме звонят, священник в облачениях ждет нас. Придите в храм, вкусим Пасху Господню и выпьем «пития нового, не из камня неплодного чудом истекшего, а из источника нетления», дарующего всем жизнь вечную.

Вы постились, теперь питайтесь; вы молились, теперь радуйтесь; вы трудились, теперь отдыхайте; вы каялись, теперь празднуйте; вы страдали за Христа, теперь будьте счастливы, ведь сегодня воскрес Спаситель мира.

Все радуйтесь, все веселитесь, все вкушайте на великом пиру Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. А если кто-нибудь из нас всё еще печален или нуждается, болен или в ссоре с кем-нибудь – пойдем в его дом, чтобы его утешить, накормить, примирить, а потом, постучав в дверь сердца его, гласом, полным радости, так воспоем ему:

Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем: братие, и ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопим: «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Аминь.

Архимандрит Иакинф (Унчуляк)
Иуда протянул руки к беззаконным; та искала оставления грехов, а этот взял сребренники. Грешница принесла миро для помазания Господа; ученик соглашался с беззаконными. Она радовалась, тратя миро многоценное; этот заботился продать Неоценимого. Она Владыку познавала, а этот от Владыки удалялся. Она освобождалась от греха, а этот делался пленником его.

Святитель Иоанн Златоуст

ВЕЛИКАЯ СРЕДА СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА  28 Апреля 2021
В ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он об ее поступке. Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены грешницы, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена грешница и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

В день предания Господа на страдания и смерть за грехи наши, когда Он простил грехи жене грешнице, Церковь по совершении часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже», которою она в продолжение Великого Поста ежедневно, на богослужении повечерия, при приклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших. В последний также раз в Великую среду совершается Литургия Преждеосвященных даров, на которой Церковь благовествует о жене, помазавшей Господа миром, и о предательстве Иуды (Мф. 26, 6-16). В Великую среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего». После среды постановлено совершать эту молитву до Великого пятка только инокам в келиях. Таким образом, молитва Ефрема Сирина в среду седмицы Сырной начинается, и в среду Страстную оканчивается.

Протоиерей Г.С. Дебольский,
«Дни Богослужения Православной Церкви», т.2

Песнопения из службы в среду Страстной седмицы Великого Поста

Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! Яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, Иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, Иже безмерную имеяй милость.

«Женщина, предавшаяся многим грехам, Твое, Господи, ощутившая Божественное естество, как мироносица, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Как ночной кошмар мое блудное непотребное разжжение, мрачное и безлунное служение греху. Прими потоки моих слез, Наполняющий моря дождевыми каплями; приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим воплощением, да облобызаю пречистые Твои ноги и отру их своими волосами – те самые ноги, шаги которых Ева в раю услышав, в страхе скрылась. Множество моих грехов и тайны Твоих судеб кто исследует? О Спаситель моей души, бесконечно Милостивый, не презри меня, Твою рабу».

Евангелие от Матфея

Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.

Мф. 26, 6-16

Толкование на святого евангелиста Матфея


В то время, как все прочие жены приходили только за получением исцеления телесного, она (грешница) пришла исключительно за тем, чтобы воздать честь Иисусу, и получить душевное исцеление. Она не имела никакого повреждения в теле, и потому особенно всякий должен ей удивляться. И не как к простому человеку подходит она к Иисусу, – иначе не отерла бы своими власами ног Его, – но как к такому лицу, которое выше человека. Поэтому и принесла к ногам Христовым главу свою, часть тела, которая драгоценнее всего тела…

Они (ученики) слышали, как Иисус говорил: милости хочу, а не жертвы, и порицал иудеев за то, что они оставляли важнейшее – суд и милость и веру, как на горе рассуждал с ними о милостыне, и из всего этого выводили заключение и рассуждали друг с другом: если не допускает всесожжений и древнего богослужения, то тем менее допустит помазание елеем. Но так думали ученики, Иисус же, видя мысли жены попускает ей приблизиться. И, так как благоговение ее было велико и усердие невыразимо, то Он, по величайшему снисхождению Своему, позволил ей излить миро на главу Свою. Если Он не отказался соделаться человеком, был носим во чреве, питался млеком, то чему удивляться, если и этого не отвергает? Как Отец Его принимал курение и дым, так и Он принял блудницу, одобряя, как я прежде сказал, ее расположение…

Умолчано о подвигах бесчисленных царей и полководцев, которых памятники еще сохранияются; неизвестны ни по слуху, ни по имени те, которые построили города, соорудили стены, одержали победы на войнах, воздвигли трофеи, покорили многие народы, хотя они и поставили статуи и издали законы; но то, что жена блудница излила елей в доме некоторого прокаженного в присутствии десяти мужей, все воспевают во вселенной. Прошло столько времени, а память об этом событии не истребилась; и персы, и индийцы, и скифы, и фракияне, сарматы, и племя мавров, и жители Британских островов повествуют о том, что сделала жена блудница в Иудее – тайно, в доме. Велико человеколюбие Господа! Он принимает блудницу, блудницу лобызающую ноги, возливающую елей и отирающую власами, принимает и упрекает тех, которые обвиняют ее…

Иуда не тронулся этим и не убоялся, когда услышал, что Евангелие будет проповедано повсюду (а сказанное заключало в себе не выразимую силу); тогда как жены, и жены блудницы, оказывали такую честь Иисусу, он совершал диавольское дело… Вот какое великое зло сребролюбие! Оно именно сделало Иуду и святотатцем, и предателем. Услыште все сребролюбцы, страждущие болезнию Иуды, – услыште и берегитесь этой страсти. Если тот, кто находился со Христом, творил чудеса, пользовался таким учением, низвергся в такую бездну от того, что не был свободен от этой болезни, то тем более вы, не слышавшие даже Писания и всегда прилепляющиеся к настоящему, удобно можете быть уловлены этою страстию, если не будете прилагать непристанного попечения. Иуда ежедневно находился с Тем, Кто не имел, где главы преклонить, ежедневно был научаем делами и словами тому, что не должно иметь ни золота, ни сребра, ни двух одежд, – и при всем том не вразумился. Как же ты надеешья избежать этой болезни, когда не употребляешь сильного врачевания и не прилагаешь сильного старания? Ужасен, по истине ужасен этот зверь. Впрочем, если захочешь, легко победишь его. Это не есть похоть врожденная, как то доказывают освободившиеся от нее. Естественные влечения всем общи; а эта похоть происходит от одного нерадения; от него рождается, от него возрастает, и когда уловит пристрастных к ней, заставляет их жить противоестественно. В самом деле, когда они не признают единоплеменников, друзей, братьев, сродников, словом – всех, а с ними вместе не знают и самих себя, то не значит ли это жить противоестественно? Отсюда ясно, что противоестественна и злоба, и болезнь сребролюбия, подвергшись которой, Иуда сделался предателем. Как же он сделался предателем, спросишь ты, когда призван Христом? Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости, и не делает насилия воле тех, которые не желают избрать добродетели; но увещевает, подает советы, – все делает и всячески старается, чтобы побудить их сделаться добрыми; если же некоторые противятся этому, Он не принуждает. Если ты хочешь узнать, отчего Иуда сделался таким, то найдешь, что он погиб от сребролюбия. Отчего же, спросишь, он уловлен этою страстию? Отого, что был безпечен. От безпечности происходят такие перемены, тогда как от ревности происходят перемены противоположные…

Все это сказано мною для того, чтобы показать, что если мы будем бодрствовать, то никто не может сделать нам вреда, и что не от бедности, а от нас самих бывает нам вред. Поэтому умоляю вас всеми силами истреблять болезнь сребролюбия, чтобы нам и здесь сделаться богатыми, и насладиться вечными благами, которых да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.

Святитель Иоанн Златоуст
Рцыте дщери Сионове: се, Царь твой грядет тебе кроток, и всед на осля и жребя, сына подяремнича.

(Мф. 21: 5)

СЛОВО НА ВХОД ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА В ИЕРУСАЛИМ  25 Апреля 2021
Торжественный вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим перед последнею Пасхой служит полным, ясным и точным внешним выражением того характера, которым запечатлены были все Его действия и учение. В самом деле, братья, присмотримся к жизни нашего Спасителя и увидим, как Он действовал, чему и как учил.

Он всё достоинство человека поставлял во внутренних добрых качествах его и совсем или весьма мало обращал внимания на внешнее его положение. Соответственно этому и собственное величие Он проявлял в том, что был святейшим святых, кротким, смиренным, любящим, благотворительным, нисколько не думая и не заботясь о внешнем Своем величии, ибо как Он говорил: лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же человеческий не имать где главы подклонити (Мф. 8: 20).

Он поистине был кротким, смиренным и любвеобильным. Так Он и людей учил жить в духе любви и кротости, в смирении, терпении и чистоте. Вообще Он и Сам любил, и последователям Своим завещал отличаться высшими совершенствами духовными, не заботясь об удобствах в жизни и не гонясь за почестями и славою мирскою, столь соблазнительными для легкомысленных. Все эти качества были выражены Иисусом Христом и в торжественном входе Его в Иерусалим. Этот вход, повторяю, служил точным внешним выражением характера всей Христовой деятельности.

В самом деле, братья, каким скромным, простым, даже убогим должен показаться людям, привыкшим к блеску и величию торжественных царских встреч, вход Господа Иисуса Христа в Свой царственный город Иерусалим!

Царь Сиона восседает не на коне, а на осленке, окружен не блестящею свитою, а бедными, простыми людьми – апостолами, сопровождается и встречается не с музыкой и воинством в блестящем вооружении, а тихими и мирными жителями города Иерусалима, простым народом, встречающим Его с пальмовыми ветвями. Тут нет блеска, нет внешнего величия. И, несмотря на эту простую обстановку, вход Господа Христа в Иерусалим воистину величествен и торжественен. Он пришел в Свой город не как царь к своим подданным рабам, а как отец к своим любящим детям. Несмотря на отсутствие внешнего блеска, Он был осенен внутренним величием, смотрел на всех с радостным лицом и глазами, сияющими святостью, благостью и кротостью. Вот почему весь народ всякого сословия и возраста приветствовал Его громкими, полными глубокого чувства и искреннего восторга кликами, встретил Его со слезами и радостью, постилал по пути Его самые драгоценные одежды свои, устилая путь пальмовыми ветвями, потрясая ими в своих руках и от чистого сердца, от всей души восклицая ему: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» (ср.: Мф. 21: 9).

Почему, возлюбленные братья, Иерусалим устроил такую торжественную встречу Господу Христу?

Ведь Он же не первый раз входит в Иерусалим, Ему приходилось и раньше бывать в Святом граде, однако в прежние годы Он не обращал на Себя никакого внимания, оставался незаметным среди толпы, а теперь – взоры всего народа были обращены на Него. Теперь Он не мог пройтись по улицам Иерусалима и быть незамеченным. На этот раз Иерусалим устроил Ему единственную, небывалую встречу, подобной которой Святой град никогда никому не оказывал; многотысячная толпа переполняла улицы, переулки и площадки Иерусалима, оглушая воздух громкими восклицаниями: «Осанна Сыну Давидову!» И это многотысячное шествие, и эти восторженные приветствия говорили жителям Святого града, что Царь Сиона идет. Это был один из самых счастливых дней в жизни богоизбранного народа, это был день народного ликования и торжества.

Но почему такую встречу и высокое внимание оказали Христу? Ведь встречи такие приличествуют только царям. Потому, братья, так торжественно Господа Спасителя встретили, что до Иерусалима еще накануне дошел слух, что Он воскресил умершего и погребенного Лазаря, сотворил величайшее чудо и этим засвидетельствовал Свое Божественное достоинство. Вот почему весь путь от Вифании до Иерусалима был занят множеством ликующего народа.

Радостное настроение многотысячного народа как будто вызвало радость некую и на лице Спасителя. Но вот близится Святой град, и когда с высоты Елеонской горы Господь Иисус Христос увидел Иерусалим, то заплакал о нем. Никто из смертных людей не мог знать причину такого резкого переворота во внутреннем настроении Спасителя, но этот плач о Иерусалиме имел глубокий смысл, значение которого Сам Спаситель открыл. Он после плача обратил взор Свой на Иерусалим и сказал: яко аще бы разумел время посещения твоего (ср.: Лк. 19: 42) – да если бы разумел, то не распял бы Сына Божия.

Да, братья мои, сегодня Иерусалим торжественно встречает Господа и поклоняется Ему как Царю и Богу, но это сделали не все; между народом были и такие, которые негодовали на Иисуса, не узнали времени Его посещения, отвергли Его и вместо царского венца преподнесли Ему венец терновый, а вместо царского трона приготовили Ему голгофский крест. Они не хотели вместе с детьми и благочестивыми жителями Иерусалима приветствовать своего Царя: они, наоборот, просили Спасителя запретить ученикам и толпе нарушать порядок и тишину шумными восклицаниями: «Осанна Сыну Давыдову».

Спаситель, как Сын Божий, как Бог, предвидел, чем кончится Его земная жизнь, Он знал, что будет вознесен на древо, и этого не боялся Он, ибо на сие и пришел; не страшна Ему мысль о смерти, и не потому Он плакал, что умрет самою позорною смертью – смертью крестною, а плакал о погибших чадах дома Израилева. Род развращенный и грешный в сегодняшний день восклицает Ему «Осанна», а через несколько дней оглушает воздух кощунственными словами, полными варварского насилия: «Распни, распни Его». Сегодня отдает Ему Божеское поклонение, а через несколько дней дерзко поднимает руку свою на Сына Божия. Спаситель не сопротивлялся, ибо Он принес на землю мир, а не меч. Но страсти людские и в самых делах, в учении мира и любви, в мирном и любвеобильном действовании Христовом находят для себя повод к кровопролитию вопреки учению Спасителя. Род человеческий не хотел и не хочет последовать Его примеру и отвращаться насилия.

Не потому Он плакал, что умрет позорною смертью крестною, а плакал о погибших чадах дома Израилева

Торжественный вход Спасителя в Иерусалим без войска и оружия, в сопровождении людей простых и мирных ясно показал, что Спаситель и прежде действовал в духе кротости, и впредь будет действовать в таком же духе и только кротость признает действительною, целесообразною мерою нравственного исправления человечества.

Этим духом кротости и должны проникаться в своем действовании последователи Христовы. Но, к несчастью, большинство их не усвоило себе Христова духа кротости. Многие во имя Его совершали и совершают страшные и мерзкие насилия.

В наше время многие ревнители блага народного, кощунственно дерзая даже именовать деятельною верою во Христа совершение ряда гнусных убийств, не останавливаются ни перед какими мерами насилия, не гнушаются обмана, воровства и иногда дерзко оправдывают свою преступную деятельность заповеданною людям Христом любовью к ближним. Да обличит и устыдит наглую ложь эту, этот обман Христос и всею жизнью Своею, и торжественным входом Своим в Иерусалим, входом кротким и убогим! Мерою возрождения человечества и улучшения его жизни Христос считал кротость, ибо она, по мирному характеру своему, не возбуждает в людях острой вражды и ненависти против себя и против всего того, что в ее духе делается. Все, что проводится в жизни мерами кротости, встречается общим сочувствием, а что принимается с сочувствием, то бывает и прочно, и благотворно! Поэтому кротость составляет великую силу, способную преодолевать всякие препятствия. Припомните, в каком положении находилось христианство в первые века своего существования среди могущественного язычества. Против христианства, только что зарождающегося, восстало язычество во всеоружии своего всемирного могущества. Оно употребляло для подавления и искоренения христианства всевозможные насильственные меры – мучения и пытки. Но христианство отвечало на все это незлобием и кротостью и не только не было побеждено язычеством, но и восторжествовало над ним, вытеснило его из греко-римского мира и само заняло место господствующей религии.

На христианах, таким образом, оправдалось обетование Христа, что кроткие наследуют землю (ср.: Мф. 5: 5). И если бы люди всегда водились духом кротости, который внушает им Спаситель, то благополучие разлилось бы на всех обильным потоком. Сам Обновитель человечества был кроток, смирен сердцем и нам заповедал кротость и смирение. Очевидно, что кротость – лучшее средство для того, чтобы водворить в общество нравственность и добродетель и упрочить его счастье и благоденствие.

В настоящий день торжественного входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим оставим и мы, братья, земные попечения, злобу и вражду и присоединимся к ликующей толпе иерусалимских жителей и пойдем навстречу нашему Спасителю и воскликнем Ему от души: «Осанна!».

Но вместо радости я вас приглашаю к плачу, и не удивляйтесь, что я вместо веселья предлагаю вам слезы. Пусть святой пророк восклицает: «Радуйся, дщи Сиона». Пусть радуется, кто может радоваться, но не мы с вами, возлюбленные друзья, ибо это пророческое «радуйся» относится к святым и чистым душам и эти чистые души должны и в настоящий, и в последующие дни и всегда радоваться (ср.: Флп. 4: 4), а нам с вами, братья мои, надобно плакать, и плакать без конца, плакать и каяться в своих грехах, пока не почувствуем благодатной силы Святого Духа, дабы дела наши говорили «Осанна», а не «Распни, распни Его».

Но мало Христу принести одно «Осанна» в этот торжественный день – такое «Осанна», несомненно, выливалось из предательского сердца Иуды и других виновных в крови Сына Божия. Мы отдадим Ему все свое существо. Отдадим Ему свои одежды, свои заботы, что любили и о чем думали в житейской тревоге, отдадим память о вчерашнем и расчеты на завтрашний день, отдадим скорби дней и счастье, которое Он нам посылает, отдадим и похвалу людскую, которая так срастается с душою, отдадим сознание достоинства и подвигов, довольство труда, успех самостоятельной мысли, отдадим все, что вырастила в душе и чем облекла ее жизнь вседневная, и останемся перед Ним наги – как младенец, с простым детским чувством, с простою детскою радостью.

Господи, пошли нам такое чувство на этот час, чтобы мы могли встретить Тебя, как нам хочется, как жаждет душа наша!

И пусть оно придет к нам опять в ту решительную минуту, когда Ты в последний раз нам явишься – взять нашу душу. Пусть тогда не останется на нас ни одного земного пристрастия, чтобы мы могли с детскою радостью встретить Тебя и сказать с последним дыханием: «Осанна Сыну Давидову!» Ей, гряди, Господи Иисусе (Откр. 22: 20).

Аминь.

Сказано в церкви кишиневской 2-й мужской гимназии 11 апреля 1910 года.

Святитель Мардарий (Ускокович)
История отношений Русской Православной Церкви и отечественной космонавтики берет свое начало с момента первого полета человека в космос. Эти отношения развивались даже в период активной борьбы советского государства с религией, в последние же годы им придан особенный позитивный импульс. О некоторых эпизодах взаимодействия православной церкви и российской космонавтики в интервью порталу "Интерфакс-Религия" рассказал один из их главных очевидцев, доцент Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина полковник Валентин Петров.


Я ГОРЖУСЬ ОБВИНЕНИЯМИ В ТОМ, ЧТО ВВЕЛ ЮРИЯ ГАГАРИНА В ПРАВОСЛАВИЕ  12 Апреля 2021
История отношений Русской Православной Церкви и отечественной космонавтики берет свое начало с момента первого полета человека в космос. Эти отношения развивались даже в период активной борьбы советского государства с религией, в последние же годы им придан особенный позитивный импульс. О некоторых эпизодах взаимодействия Православной Церкви и российской космонавтики в интервью порталу "Интерфакс-Религия" рассказал один из их главных очевидцев, доцент Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина полковник Валентин Петров.

- Валентин Васильевич, Вы близко дружили с Юрием Гагариным. Первый космонавт, по некоторым рассказам, был человеком верующим, хотя и не афишировал этого. Можно ли сказать, что православная вера была еще одним негласным, но связующим звеном вашей дружбы - молодых советских летчиков в те непростые для Церкви годы государственного атеизма?

- Юрий Алексеевич, как все русские люди, был человеком крещеным и, насколько я могу знать, верующим. Для меня незабываемой остается наша совместная поездка в Троице-Сергиеву лавру в 1964 году, как раз когда Гагарину исполнилось 30 лет. Он, такой заводной по натуре, как-то напрямую меня спросил, был ли я в лавре. Получив утвердительный ответ, предложил поехать еще раз, и мы отправились сразу же - вечером, переодевшись в "гражданку". Дураки дураками, конечно, потому что Гагарина ведь во что ни переодень... Когда мы пришли в лавру, толпа народу пошла к нему за автографами. Еще даже служба не успела кончиться, но все, узнав о приезде Гагарина, поспешили к нему. Вот такая была народная любовь к Юре, и он не мог никому отказать.

Юрий Алексеевич как личность вообще был уникален - он никогда не кичился свой славой. Если ты к нему обращался, он уже никого не видел и слушал только тебя. Равно как у детей его не было и нет напыщенности от осознания того, что они - дети первого космонавта.

Тогда, в лавре, нас, а в первую очередь, конечно, Гагарина спас отец наместник. Он завел нас к себе в келью, где, по русскому обычаю, конечно, налил нам и после третьей рюмки говорит: "Ну, а кто мне поверит, что у меня в келье был Гагарин?" А Гагарин ему с ответным юмором: "Ну, а кто не поверит?" Достал свою фотографию, надписал "отцу наместнику от Гагарина, с наилучшими пожеланиями" и подарил. Тот говорит: "Ну, это обмыть надо!". Мы и обмыли, конечно!

Потом отец наместник предложил нам посетить ЦАК. Мы удивленно отвечаем: "Что Вы, отче, да мы в ЦАГИ были!", имея в виду наш Центральный аэрогидродинамический институт. Потом выяснилось, что речь идет о Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии. Мы туда, конечно, пошли, и там произошел случай, который меня потряс полностью. Когда мы подошли к макету храма Христа Спасителя, Юра заглянул внутрь, посмотрел и говорит мне: "Валентин, посмотри, какую красоту разрушили!" Очень долго он на него смотрел тогда...

Когда мы возвращались в тот раз из лавры, на нас такое впечатление произвело все увиденное, что мы ехали как под гипнозом. Юра мне неожиданно сказал: "Валентин, вдумайся в слова: "иже еси на небеси"". Я распахнул глаза: "Юрий Алексеевич, Вы что, молитвы знаете?!" Он говорит: "А ты думаешь, один ты их знаешь? Ну, молчать-то ты умеешь". А ведь на дворе - 1964 год, время, когда Хрущев раздавал свои обещания "показать последнего попа"...

Для меня эта поездка даром не прошла, меня обвинили в том, что я Гагарина "тащу в религию". Гагарин же меня и спас, он сказал: "Как это так - капитан полковника тащит в религию?! Не он меня возил - а мы ездили на моей машине". В результате я получил выговор по партийной линии за то, что "ввел Юрия Гагарина в православие", и теперь этим очень горжусь.

А спустя некоторое время после нашей поездки Юрий Гагарин, выступая на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи, в открытую предложил восстановить храм Христа Спасителя как памятник воинской славы, как выдающееся произведение православия. Одновременно он предложил восстановить и разрушенную в то время Триумфальную арку. Мотив у Гагарина был очень простой: нельзя поднимать патриотизм, не зная своих корней. Поскольку храм Христа Спасителя - это памятник воинской славы, то люди, которые идут защищать Родину, должны это знать.

Никто на пленуме, конечно, не ожидал таких слов от первого космонавта, реакция была потрясающая, раздались бурные аплодисменты. Президиум, конечно, был серьезно напуган, но ничего сделать против Юрия Алексеевича они, разумеется, не могли.

- А как же знаменитая фраза, которую приписывают Гагарину - "летал в космос, а Бога не видел"?

- Да это совершенно точно говорил не Гагарин, а Хрущев! Это было связано с пленумом ЦК, на котором решался вопрос об антирелигиозной пропаганде. Хрущев тогда ставил задачу для всех партийных и комсомольских организаций поднять эту самую пропаганду и сказал: ну что вы там за Бога цепляетесь? Вот Гагарин летал в космос, а Бога не видел. Однако спустя некоторое время эти слова стали преподноситься уже в другом аспекте. Cтали ссылаться не на Хрущева, а на Гагарина, который ведь был любимцем народа, и такая фраза из его уст имела бы огромное значение. Хрущеву-то, мол, не очень поверят, а вот Гагарину поверят наверняка. Но у Гагарина никогда ничего об этом не было сказано, он такого произнести не мог.

- Эта поездка с Гагариным в лавру и положила начало Вашей традиции возить по святым местам своих учеников - студентов Военно-воздушной академии?

- В общем, так оно и было. После этого я съездил в лавру с Германом Титовым, который, кстати, был такой же православный человек. Когда мы с ним были в Питере, он меня первым делом попросил свозить его в Александро-Невскую лавру. А потом, под впечатлением Александро-Невской, Герман попросил поехать с ним в Загорск. Кстати, вместе с Титовым мы посещали патриарха Алексия II еще до его интронизации на патриарший престол, когда Святейший служил в Ленинграде в сане митрополита.

Еще был замечательный случай, когда из космоса прозвучало поздравление всей стране в честь тысячелетия крещения Руси. Когда Володя Титов должен был на год лететь в космос, я его первым делом повез в ЦАК, а после - в Данилов монастырь. А он летел в год тысячелетия крещения Руси, у него старт был 21 декабря 1987 года, а посадка - ровно 12 месяцев спустя, то есть весь год тысячелетия он крутился на орбите. Когда его утвердили, он захотел получить благословение на свой полет. Я привез его поздним вечером к тогдашнему главе Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата владыке Филарету. У нас была поразительная встреча. Володя получил в подарок церковный календарь в честь тысячелетия крещения Руси, много икон. Еще Володе очень понравился чай, который мы пили - в итоге по благословению владыки ему специально запаковали несколько пачек, и весь год мой друг на орбите пил архиерейский чай.

Когда Володя весь Союз из космоса поздравил с тысячелетием крещения Руси, все здесь, конечно, просто одурели: откуда он может знать про это?! А у него на орбите ведь - церковный календарь Мне хотели голову оторвать, тут же повыгоняли отовсюду, но на следующий же день Горбачев встретился по поводу тысячелетия крещения с патриархом Пименом и другими иерархами, и как-то после этого обвинения с меня спали.

А однажды у меня появилась идея свозить в Лавру американцев - как раз в 1975 году, когда был "Союз-Аполлон". И мы поехали перед стартом - наш первый отряд космонавтов и американцы. Переводчика в конце концов мы напоили, и переводить стал один из батюшек. По итогам поездки мы сделали потрясающий снимок и повесили его в Московской Патриархии, и когда приезжали иностранные делегации и говорили, что у нас атеистическое государство, им отвечали: "Да какое атеистическое! Вот наши космонавты, вот - американские!" Им крыть было нечем.

А вообще такая традиция повелась еще с 1960-х годов - все экипажи, которые я готовил, я возил в Троице-Сергиеву лавру и Свято-Данилов монастырь. Отец наместник Даниловского монастыря был мой друг. Я был катехизатором - учил ребят и одновременно учился сам.

- Но в атеистическую эпоху такие поездки не могли для Вас, военного летчика, проходит бесследно...

- Выговоры от партии я получал постоянно. Но выгнать меня нельзя было - я к тому времени стал уже известным преподавателем, космонавты за меня стояли горой. Меня в очередной раз хотят сдвинуть - а они говорят: кого угодно убирайте, а этого оставьте. Хотя голову мне оторвать хотели неоднократно. Когда командир отряда космонавтов узнавал, что я, такой нахал, со всеми езжу в монастыри, сразу разгорался небольшой скандал. Тем более я в то время в Военно-воздушной академии читал еще и курс философии. При атеизме в качестве официальной идеологии говорить о православии было смертельным номером. Но все равно я, воспитывая космонавтов в то время, продолжал возить их по обителям.

- Однако теперь, спустя определенное количество лет, Вы можете свободно говорить со своими студентами о православной культуре.

- А мне уже спустя какое-то время помог наш патриарх, который договорился с министром культуры о том, что неплохо было бы преподавать православную культуру в военных академиях. И я, единственный представитель военных, вошел в первый набор катехизаторского факультета Свято-Тихоновского института. В этом году будет десять лет, как я успешно закончил обучаться катехизации. Сам Святейший вручал мне диплом при выпуске.

Я вообще считаю, что невозможно изучать российскую историю, не зная при этом истории Русской православной церкви, основ православной веры. Да примеров, доказывающих необходимость этого, можно найти сколько угодно! Та же Троице-Сергиева лавра держала польскую блокаду в течение 16 месяцев - как же военный человек может не знать об этом!

- Как полковник авиации и преподаватель с 40-летним стажем, чем Вы могли бы объяснить особенную потребность в религиозной вере у людей, связанных с военным делом?

- Летчик постоянно рискует жизнью и поэтому волей-неволей приходит к Господу. И у военных в такой ситуации рождается именно истинная вера. Своих учеников я считаю должным воспитывать в православном духе. Я не беру их за руку и не тяну насильно креститься. Ведь верить, как и любить, заставить нельзя. Но многие студенты нашей академии сами принимают крещение в процессе учебы.

- В таком случае идея введения в армии института военного духовенства, вероятно, должна быть Вам близка?

- Введение института военного духовенства я не просто приветствую - без этого нельзя, на мой взгляд! Однако важно, чтобы военное духовенство было бы именно военным, чтобы у таких священников был опыт военной службы, чтобы они познали специфику армейского дела именно изнутри. Обычные батюшки едва ли смогут пронести этот крест. Вот, например, такие священники, как отец Константин Татаринцев, капитан запаса ВВС, или отец Федор Соколов - это настоящие авторитеты, им армия знакома изнутри. Но я убежден, что мы еще обязательно придем к той ситуации, когда в армии у нас будет достаточное количество хорошо обученных, профессиональных военных священников.


Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 64 След.