Гостевая

Написать сообщение:

Название/имя:

Электронная почта:

Сообщение:

ГОМИЛИЯ О СТРАСТЯХ СПАСИТЕЛЯ

    
Преподобный Ефрем Сирин  29 Апреля 2016
Страшусь поведать и коснуться языком моим
Этого страшного рассказа о Спасителе,
Ибо поистине страшно изречь все это.
Господь наш предан был сегодня в руки грешников!
По какой же причине предан был Святой и Безгрешный?
Ибо ни [одного] греха не имея, предан Он был сегодня.
Придите же, исследуйте, почему Христос Спаситель был предан.
Ради нас, безбожных, Владыка был предан.
Кто не изумится? Кто не восхвалит?
Когда согрешившими были рабы, предан [на казнь] был Владыка.
Сыны погибели и чада тьмы вышли из мрака, чтобы схватить Солнце,
Которое имело силу испепелить их в мгновение ока.
Но Владыка, зная их бесстыдство и злобу,
С мягкостью, по Своей воле, предал Себя в руки безбожных.
И беззаконники, связав пречистого Владыку,
Издевались над Тем, Кто «связал сильного»[1] неразрывными узами
И освободил нас от уз греха.
Они сплели венец из своих шипов, бывших порождением корня иудейского.
Глумясь, называли Его «Царем», плевали в лицо Пречистого,
Чьего взгляда трепещут все небесные воинства и лики ангелов.
Се, снова скорбь и слезы сковали сердце мое,
Когда я вижу, как Владыка терпит от рабов
Насмешки, оскорбления, плевки и побои.
Придите и узрите полноту сострадания,
Терпения и милосердия нашего Сладчайшего Владыки.
У Него был бесполезный раб в раю наслаждения,
И когда тот согрешил, то предан был на муку.
Но когда Единый Благий увидел его душевную немощь,
То испытал сострадание к рабу и смилостивился над ним
И явил Себя, чтобы подвергнуться бичеванию от раба.
Я хотел бы умолкнуть, так как ум мой поражен до крайности,
Но страшусь, как бы молчанием своим не отвергнуть благодати Спасителя.
Ибо трясутся кости мои, когда я помышляю об этом:
Создатель всяческих, Сам Господь наш, сегодня обвиняем перед Каиафой,
Словно один из преступников, и один из слуг дает Ему пощечину;
Трепещет сердце мое, когда я помышляю об этом:
Раб сидит, а Владыка стоит,
И преисполненный беззакония выносит приговор Безгрешному.
Небеса трепещут, основы земли сотрясаются;
Ангелы и архангелы умолкли в ужасе,
Гавриил и Михаил закрыли лица крылами своими.
Херувимы у Трона скрылись за колесами,
Серафимы ударили крылами друг о друга
В тот момент, когда слуга дал пощечину Владыке.
Как основы земные выдержали землетрясения и дрожь,
Когда Владыка был подвергнут поруганию?
Снова изумляюсь я, когда, трепеща, гляжу
На долготерпение любящего Владыки.
Ибо чувствую, как сотрясаются внутренности мои, когда говорю,
Что был ударен Творец, милостиво создавший человечество из праха.
Убоимся же, братие, и не будем слушать беспечно –
Всё описанное претерпел Спаситель ради нас.
Несчастный раб, скажи, почему ты ударил Владыку?
Все слуги, освобождаясь, получают пощечину, чтобы обрести тленную свободу,
Но ты, презренный, нечестиво дал пощечину Освободителю всех.
Видимо, ты ожидал награды от Каиафы за это?
Слышал ли ты, знал ли ты, что Иисус есть небесный Владыка?
Дав пощечину Владыке всяческих, ты на веки вечные стал рабом рабов,
Мерзостью и позором, навсегда осужденным [быть] в огне неугасимом.
Чудо великое, братия, – видеть благородство Христа Царя!
На удар раба он ответил терпеливо, с мягкостью и уважением.
Раб возмущается, а Владыка спокоен, раб в ярости, а Владыка добр.
Во время гнева кто в силах стерпеть ярость и возмущение?
Но Господь подчинился всему этому по доброте Своей.
О Владыка, кто в силах выразить долготерпение Твое?
Вы, стремящиеся ко Христу и возлюбленные Им,
Приступите с раскаянием и устремитесь к Спасителю.
Придите, узнаем, что случилось в Сионе, граде Давидовом,
Что сотворили сегодня они – желанное и избранное потомство Авраама.
В день сей предали смерти пречистого Владыку.
Христос, Спаситель наш, на древе крестном
Повешен был несправедливо руками беззаконников.
Придите, омоем себя слезами и стонами, ибо Господь наш,
Царь славы, ради нас, безбожных, предан был смерти.
Если кто-то вдруг услышит, что его любимый умер,
Или внезапно увидит мертвое тело возлюбленного своего,
То изменится выражение лица увидевшего и потемнеет [от горя].
Так и в небесной вышине, когда увидели поругание Владыки на кресте,
Сияние солнца изменилось, погасило оно лучи свои,
И покрылось скорбью и мраком,
Не в силах будучи смотреть на поругание Владыки.
А Дух Святой, когда увидел возлюбленного Сына на древе крестном,
Сошел внезапно в виде голубином и разодрал завесу – украшение храма.
Всё создание было в страхе и трепете, когда страдал небесный Царь и Спаситель.
В то время как мы, грешные, ради которых предан был Единый Бессмертный,
Относимся к этому с небрежением.
Мы смеемся всякий день, когда слышим о страданиях и муках Спасителя.
Ежедневно наслаждаемся, с большим рвением одеваясь в красивые наряды,
Солнце в небе переменило сияние свое на тьму ради мук Владыки,
Чтобы мы, видя их, могли следовать его примеру.
Владыка на кресте был поруган ради тебя,
В то время как ты, жалкий, наряжаешься в роскошную одежду.
Не ужасается ли сердце твое, когда ты слышишь об этом?
Тот, Кто один безгрешен, ради тебя предан был позорной смерти,
Издевательствам и поношениям, а ты слушаешь об этом равнодушно.
Всё умное стадо [христиан] должно всматриваться в своего Пастыря,
Почитать Его и стремиться к Нему, ибо ради нас пострадал Он, чистейший.
[В день сей] не должно наряжаться, предаваться радостям и мирским заботам,
Но воздать Творцу честь [своим] подвижничеством и истинным поклонением.
Да не станем подражателями иудеев, людей жестких и непокорных,
отвергших благословение и благодеяния Божьи.
Ради Авраама и завета с ним Всевышний с самого начала
Терпел непокорство людей сих.
Он посылал им манну с небес,
Они же, негодные, скучали по чесноку – зловонной пище.
В пустыне Он извел им воду из скалы,
А они дали Ему уксус, когда пригвоздили ко кресту.
Будем осторожны, братия, чтобы не сделаться нам подражателями иудеев,
Которые распяли Владыку, Создателя своего.
Будем всегда в трепете, вспоминая страдания Спасителя.
Будем держать в уме муки Его, ибо ради нас пострадал Он, бесстрастный;
Ради нас был распят Единый Безгрешный.
Чем можем воздать мы Ему за всё это, братия?
Будем же внимательны к себе, и да не отнесемся к страстям Его пренебрежительно.
Приблизьтесь все вы, чада Церкви,
Искупленные драгоценной и святой кровью пречистого Владыки.
Будем со слезами размышлять о страданиях Его,
думая со страхом и трепетом, говоря себе:
«Христос, Спаситель наш, ради нас, нечестивых, предан был смерти!»
Хорошенько усвой, брат, то, что слышишь:
«Бог, не имеющий греха, Сын Всевышнего, ради тебя предан был».
Открой сердце свое, запомни подробно Его страдания и говори себе:
«Бог, Который без греха, сегодня был предан, сегодня осмеян,
сегодня поруган, сегодня избит, сегодня подвержен бичеванию,
сегодня увенчан терновым венцом, сегодня распят – Он, небесный Агнец».
Содрогнется душа твоя, затрепещет сердце.
Проливая слезы всякий день, размышляя о страданиях Владыки.
Слезы становятся сладкими, а душа просвещается,
если всегда размышляет о страданиях Христовых.
Всегда размышляй об этом, проливая слезы всякий день,
Благодаря Владыку за страдания, которые Он претерпел за тебя,
И в день Его Пришествия твои слезы смогут стать
Твоей похвалой и возвышением перед седалищем судии.
Терпи, размышляя над страданиями любящего Учителя,
Стойко переноси искушения, благодаря за свою душу.
Блажен тот, кто всегда взирает на небесного Владыку и Его страдания,
Кто распинает себя, [освобождаясь] от всех страстей и мирских дел,
Кто стал подражать своему Владыке.
Таково понимание и [должное] отношение слуг, которые любят Бога, –
Когда они добрыми делами начинают подражать своему Владыке.
Бесстыжий человек, видишь ли ты пречистого Владыку, висящего на кресте,
Когда ты проводишь время, данное тебе на земле, в удовольствиях и смехе?
Ужели не знаешь, несчастнейший, что распятый Господь потребует отчета
За все твои негодные дела, о которых ты, когда слышишь о них, не заботишься,
И как ты наслаждался, веселился и развлекался с равнодушием?
Придет день, ужасный день, когда ты будешь непрестанно рыдать
И кричать в огне от боли, и никого не будет, чтобы ответить и
смилостивиться над твоей душою.
Поклоняюсь Тебе, Владыка, благословляю Тебя, Боже, умоляю Тебя, Святой,
Простираюсь ниц пред Тобою, Человеколюбец, и прославляю Тебя, Христос,
Ибо Ты, Единородный Владыка всяческих, единый безгрешный,
Ради меня, недостойного грешника, предан был на смерть, смерть крестную,
Чтобы Ты мог освободить душу грешника из когтей греха.
И чем воздам я Тебе за это, Владыка?
Слава Тебе, Человеколюбцу,
Слава Тебе, Милосердному,
Слава Тебе, Долготерпящему!
Слава Тебе, прощающему всякую вину!
Слава Тебе, снисшедшему спасти наши души!
Слава Тебе, воплотившемуся в Девической утробе!
Слава Тебе, укрытому пеленами!
Слава Тебе, подвергшемуся бичеванию!
Слава Тебе, распятому!
Слава Тебе, погребенному!
Слава Тебе, воскресшему!
Слава Тебе, проповеданному!
Слава Тебе, в Которого уверовали!
Слава Тебе, вознесшемуся!
Слава Тебе, с великой славой воссевшему на трон одесную Отца,
И грядущему снова со славой Отчею и святыми ангелами судить всякую душу,
Которая презрела Твои святые страдания в тот ужасный и страшный час,
когда силы небесные потрясутся;
Когда ангелы, архангелы, херувимы и серафимы соберутся со страхом и
трепетом перед славой Твоей;
Когда все основы земли потрясутся, и всё живое задрожит от Твоей
великой и невероятной славы.
В тот час Твоя рука сокроет меня под крылами, и душа моя будет избавлена
от страшного огня, скрежета зубов, внешней тьмы и нескончаемого рыдания,
так что, благословляя Тебя, я смогу сказать: «Слава Единственному,
Кто пожелал спасти грешника множеством дел Своего сострадания».

Преподобный Ефрем Сирин


Перевел с английского Диакон Георгий Максимов

Перевод выполнен по изданию: Lash Ephrem, archim. Sermon on the Saviour
    «Почему ты плачешь, сыночек?» – «Мне жалко Иисуса Христа. Его сейчас мучают. Ему больно…» – «Успокойся, Егорушка! Всё это давно прошло. Понимаешь?» Нет, он не понимал...
ПОЧЕМУ ТЫ ПЛАЧЕШЬ, СЫНОЧЕК?  29 Апреля 2016
Заканчивался Великий пост. Вместе с ним подходили к концу наши вечерние чтения с детьми Нового Завета из книги «Священная история для детей». Она была подарена еще мне на крестины в далеком 1989 году, да так и осталась самой интересной из всех детских Библий, которые потом дарили мне и нашим детям. Рождественским постом мы обычно читаем с ними истории Ветхого Завета, Великим – вторую часть книги – детское Евангелие. На Страстной читаем о Страстях Господних, обсуждаем каждый день Страстной седмицы.

Наши дети еще маленькие: Любаше только-только исполнилось 7, в этом году она пойдет в первый класс; Егорушке 5 с половиной, Ромашке 2 года. Но слушают ребята эту книгу не первый раз. Каждый из них слушает по-своему, по-своему воспринимает, по-своему запоминает.

Ромашка, слушая, засыпает. Но завтра в его игре пластмассовые солдатики поведут израненного человека в половинку заброшенного замка, откуда его заберет ангел и на своих белых тряпичных крыльях унесет в счастливую страну.

Егор замер. Его огромные карие глаза смотрят со страхом и грустью из-под пушистых длинных ресниц. Он глубоко и сильно переживает несправедливость.

Дочка обнимает медвежонка, внимательно слушает, чтобы не пропустить детали. Вопросы задает только она. Ее вопросы в основном уточняющего характера.

– Лавровый венок из чего сделан?

– Зачем его одевают?

– Почему Гефсиманский сад так называется?

– А что в нем растет?

– Что такое «вечеря»? И т.д.

Егор расстраивается, потому что вопросы сестры отвлекают от слушания и переживаний. Я его понимаю и предлагаю порассуждать на эти и другие вопросы после чтения. Люба кивает, но видно, что она недовольна. Ей хочется получить ответы сразу. Да и потом можно забыть, о чем хотела спросить. Я и ее понимаю, поэтому некоторые особо важные моменты, без понимания которых дальше читать сложно, обсуждаем по ходу.

Сегодня пятница. Читаем о самом страшном. Мне самой читать трудно, я человек эмоциональный, слезы еле сдерживаю. Посматриваю искоса на детей. Все трое распахнули глаза, слушают. Даже маленький Ромка не засыпает. Что он там понимает, не знаю, но слушает, затаив дыхание. Да и Люба не задает вопросов, вся в напряжении, как натянутая струнка.

Егор закрывает глаза, из-под ресниц текут слезы. Он уткнулся лицом в подушку, плечики вздрагивают. Я замолкаю и смотрю на него. Он поднимает мокрое лицо от подушки и, как и Люба, вопросительно смотрит на меня. Я продолжаю чтение.

В этот пятничный вечер я стараюсь дочитать последние главы книги, потому что завтра с утра мы уедем к нашему батюшке, отцу Михаилу, в далекий сельский храм на границе двух областей. Уже с четверга мы готовились к поездке. Старшие дети сами собирали себе рюкзачки с теплыми вещами. Они знают, что ночью будет очень холодно и на крестный ход надо одеваться потеплее. Взяли мы и куличи, и крашеные яйца. В этом году даже Ромка участвовал в раскрашивании и украшении яиц. Дети очень ждут поездки, Праздника, ночной службы и трапезы после нее. А еще ждут они утра Светлого Воскресения, когда можно будет забраться на колокольню и самим звонить, звонить, звонить в колокола, разнося на всю округу радостную весть: «Христос воскрес!»

Вот и последние странички дочитаны. Ромка спит, уютно подложив ладошки под щечку. Любаша обнимает меня, целует и благодарит за чтение. Ее глазки уже сонно закрываются, но я вижу радость и спокойствие в них. Егор смотрит на меня грустно, из глаз катятся слезы.

Подсаживаюсь к нему на кровать, беру его на колени, завернув в одеяло, обнимаю. Малыш прижимается ко мне, уткнувшись мокрым лицом в мое плечо.

– Почему ты плачешь, сыночек?

– Мне жалко Иисуса Христа!

– Он же воскрес.

– Да, потом. А сегодня, сейчас Его мучают. Ему больно. В Его руки воткнули гвозди, и из них течет кровь. Мамочка, это ведь очень больно? И страшно! – в глазах ребенка ужас, боль, страх.

– Егорушка, – говорю я, – это было очень давно. Две тысячи лет назад. Ему действительно было очень больно. И страшно. Но всё это осталось позади. Сегодня мы лишь вспоминаем Страдания Христа.

– Ты думаешь, Ему сейчас не больно? – недоверчиво спрашивает Егор. Он смотрит мне в глаза, а я смотрю в его. И мне кажется, в них отражается что-то такое, что мне не дано понять или почувствовать. Мои слова в попытке успокоить ребенка кажутся мне самой неправильными, неубедительными. Но я переживаю из-за того, что мой ребенок страдает.

– Ну, конечно, малыш! Сейчас Ему не больно.

– Но сегодня Страстная пятница, мам! Он висит там, на Кресте. Совсем один. Его били, плевали в Него. А потом забили гвозди в руки и ноги. И вместо воды дали уксус. А Он так хочет пить, мамочка! – и снова слезы потекли по щекам.

“Мне жалко Иисуса Христа. Его сейчас мучают. Ему больно…” – “Успокойся, Егорушка! Всё это давно прошло. Понимаешь?” Нет, он не понимал
– Успокойся, Егорушка! Всё это давно прошло. Понимаешь?

Но нет, он не понимал, мой славный добрый малыш. Я видела в его глазах страдание, мне казалось, что его переполняют такие чувства, будто он там, рядом с Христом, и не может помочь. Конечно, он мальчик очень впечатлительный, самый эмоциональный из моих детей. И хотя прочитанная сейчас книга адаптирована для дошкольников, я не представляла, что она ТАК повлияет на него.

Постаравшись убедить сына, что все мучения Христа позади, я уложила его спать. Мне надо было еще кое-что собрать и приготовить к завтрашней поездке и продумать, как лучше спланировать день, чтобы дети успели поспать перед Пасхальной заутреней.

***

В руках детей фонарики со свечками. Светятся окна храма. Огни вокруг мерцают, ярко сверкают звезды в темном небе. Еще полчаса назад шел дождь, шел, не переставая, несколько дней подряд. Мы одели куртки с капюшонами, кто-то плащи, некоторые даже приготовили зонтики, чтобы не намокнуть во время крестного хода. И вдруг, выйдя из храма, мы видим звезды, над храмом повисла яркая, почти полная луна. Не чудо ли? В глазах детей удивление и восторг!

«Христос воскресе!» – летят над храмом, селом и рекой радостные слова. «Воистину воскресе!» – вторят им люди. Светло и торжественно становится на душе. Смотрю на детей: их переполняет радость. Глаза горят, улыбки не сходят с лиц, щеки раскраснелись.

– Мам, – шепотом говорит мне Егор, – вот теперь Ему – не больно! Теперь Он – воскрес! Понимаешь?

Торжественным светом сияют глаза моего мальчика. Он серьезен и радостен одновременно. Каким наивно-детским и в то же время взрослым кажется мне его таинственный взгляд. Как будто своей детской чистой душой мой сын прикоснулся к Великой Тайне, которую мне пока не дано понять.
    
– Какие взрослые стали ребята у вас, – говорит мне матушка уже днем, после обеденной трапезы, когда мы убираем со стола и моем посуду. – Любашу уже, наверное, записали в школу?

– Да, еще 1 апреля, как запись открылась, – отвечаю я.

– А у Егора как успехи? Он стал хорошо говорить, много мне рассказал.

– Он любит поговорить, – улыбаюсь я, – но с логопедом еще занимаемся.

Я рассказала, как мы занимаемся, какой Егор эмоциональный, как мы читали про Страсти Христовы. Вкратце я передала матушке разговор с Егором после чтения и как я его потом успокаивала, но не смогла убедить.

– А знаешь, зря ты его убеждала, ведь Егор прав, – вдруг говорит мне она.

– В смысле – прав?

А ведь Егор прав!..

– Он своей детской душой почувствовал то, что нам, взрослым, и понять-то трудно бывает. Егор не просто поверил, а ощутил присутствие Христа. Он ощутил Его боль, Его страдание и… Его любовь.

Я молчала.
    
Из окна было видно, как сверкает на солнце река и дальний лес окутывает зеленоватая дымка первой листвы.


Елена Брюлина

http://www.pravoslavie.ru/78541.html
    
Страстная седмица… Совершенно особые семь дней – самые насыщенные и напряженные из всего церковного года. Дни, когда произошли самые важные события в истории человечества. Дни, когда произошли события самые поразительные. Самые страшные.

ДЕНЬ ОТКРОВЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ  29 Апреля 2016
И среди дней этих особняком – Великий пяток.

Память о том, до чего может дойти человек, захотевший стать властителем своего бытия в безумной и бессмысленной борьбе против Бога. Память о безмерной цене нашего искупления. Память… Нет – откровение превосходящей любую меру и любое понимание Божественной любви.

«Бог есть Любовь»… Это самые прекрасные, самые вдохновляющие слова, которые когда-либо звучали или были записаны на бумаге. Не тиран, не преследователь, карающий за все совершенные нами когда-то проступки, прегрешения и даже преступления, а Любовь. Но что же такое эта Любовь в своем существе? Какая она, как ее увидеть, узнать, ощутить?

В те мгновения, когда мы радуемся и ликуем, словно дети, когда каждое мгновение переживается, как некий дивный дар? Когда сбываются наши самые сокровенные желания и мечты? Или когда мы, наоборот, достигнув самого дна бездны отчаяния, вдруг избавляемся от беды, болезни, скорби – нечаянно, совершенно неожиданно?

Да, и в эти мгновения тоже, но только отчасти, в какой-то очень малой, ограниченной способностями нашего восприятия мере. Ограниченной нашим легкомыслием, нашей занятостью текущим моментом и самими собой в этом моменте.

А когда еще? А еще… Еще – когда мы приходим в храм в Страстной пяток и замираем вдруг перед Распятием, точно увидели его впервые. Замираем, потому что потрясает до глубины души то, что прежде едва скользило по самой поверхности сознания. Этот Крест… Этот терновый венец на главе… Эти капли Крови… Эти руки и ноги, пронзенные гвоздями… Всё это – самое потрясающее, самое полное и самое ясное откровение того, что есть Божия любовь, ее свидетельство, ее явление.

Почему Господь избрал именно такой путь нашего спасения?
Нет единого ответа на вопрос, почему Господь избрал именно такой путь нашего спасения, да и кто мы, чтобы требовать этого ответа, откуда у нас на него право? Но мне самому всё же особенно близка мысль о том, что Господь желал показать нам, что нет ничего, на что Он не был бы готов ради нас пойти – какое бы это ни было уничижение, какое бы это ни было страдание, какая бы это ни была боль. Чтобы мы поверили, что действительно так бесконечно дороги Ему. Чтобы поняли, что никого у нас нет ближе. Чтобы не отчаивались и не унывали, когда наши грехи делают нас противными даже самим себе: Ему мы никогда не противны, даже когда противимся, потому что именно о противящихся и – больше того – распинавших звучали слова со Креста: «Отче, прости их, не ведают, что творят». И руки, на Кресте простертые, не что иное, как объятия, всему миру открытые, не избранным лишь каким-то, а каждому человеку в нем.

Мы жестокосердны и хуже того – равнодушны. Наши души становятся пустыми и бесплодными от наших грехов. Мы чувствуем холод и враждебность окружающего мира, который делаем таким сами. И нам не спастись, если наше столь же холодное и враждебное сердце не согреет любовь. Такая, какой не найти человеку у человека, такая, в истинности которой мы не усомнимся, такая, которая никогда не прекратится, что бы мы для этого ни делали, ни творили. Такая, Которую мы видим распятой на Кресте.

Всё в этот день – Великий пяток – направлено к тому, чтобы нас пробудить и оживить. Чтобы мы поняли наконец хоть отчасти – что же произошло тогда на Голгофе и прежде нее. Чтобы ужаснулись, осознав, что это всё не только ради нас было, но и по нашей вине. Чтобы устыдились – от того, как живем, будучи приобретены, искуплены такой немыслимой ценой.

В чем заключается наше спасение? В том, чтобы ощутить Божественную любовь и откликнуться на нее. А откликнувшись, пойти за ней туда, куда она поведет, дать сотворить с нами то, что будет ей благоугодно, довериться всецело и до конца.

Довериться… именно это труднее всего. Мы точно боимся, что у нас будет отнято что-то очень важное, очень нужное, без чего не прожить. Боимся, что Господь лишит нас чего-то бесконечно нам дорогого. И не доверяемся. Боремся. Сопротивляемся. Буквально вырываемся из Его рук.

Довериться… именно это нам труднее всего. И Бог, чтобы преподать нам пример доверия, отдает Себя в руки человеку
А Он… А Он для того, чтобы преподать нам пример доверия, помочь преодолеть этот глупый, детский страх, совершает всё то, о чем вспоминаем мы в Страстной пяток. Творец предает Себя в руки твари. Бог отдает Себя человеку. Доверяется ему, дозволяя делать всё, что тому будет угодно. Он, Всемогущий, создавший всё единым мановением воли Своей, становится совершенно беззащитным, уязвимым. Что делает Его таким? Только Любовь.

И именно она, только она может побудить решиться на такую же беззащитность и уязвимость нас. Может убедить довериться Ему, не страшась ничего, не трепеща ежеминутно от мысли о том, к чему это приведет. Может упразднить наше сопротивление, нашу нелепую и гибельную борьбу с Ним и тем самым спасти.

И спасает. И Великий пяток – ее откровение, страшное и потрясающее, погружающее в немыслимую скорбь и претворяющее ее в немыслимую же радость.

Игумен Нектарий (Морозов)

http://www.pravoslavie.ru/78557.html
Благодарственная молитва по Причащении преподобного Симеона Метафраста


«И СЫНОМ СВЕТА ТВОЕГО СОДЕЛАЙ СЛУЖИТЕЛЯ»  28 Апреля 2016
Сегодня — Великий Четверг, день Тайной Вечери и установления Евхаристии. Нынешний день побуждает нас к размышлениям о Таинстве Таинств и о связанных с ним молитвах, в том числе и благодарственных.

    
Православный читатель постоянно слышит благодарственную молитву преподобного Симеона Метафраста. Однако, вряд ли многие знают или же догадываются, что это — стихи, правда, не совсем обычные для русского читателя. Ведь в них нет рифмы. Но зато есть ясный и четкий размер. А главное — глубокое богословие.

Русский читатель знает преподобного Симеона Метафраста (940–1020)[1] как агиографа. Ведь он создал подлинно энциклопедический свод[2] — Жития святых на каждый день. Эти жития начиная с ?? в. стали обязательным чтением в греческих, а затем в славянских и грузинских монастырях. Преп. Симеон собрал практически все доступные ему жития, очистил их язык, переработал их и риторически украсил. Его деятельность явилась подлинным переворотом в агиографии[3]. Труд преп. Симеона имел огромное значение и для Руси и России. Наши русские Жития святых, написанные свт. Димитрием Ростовским, во многом зависят от свода, созданного преп. Симеоном Метафрастом. Удивительно, что столь глубокие духовные труды и исследования преп. Симеон сочетал с делами государственными, ведь он был высокопоставленным чиновником при дворе византийского императора Василия ?? Болгаробойцы.

Менее известной стороной творчества преп. Симеона является церковная поэзия. Он явился создателем целого ряда канонов и стихир. Кроме того, им был написан Гимн к Троице, опубликованный Кодером[4]. Гимнографические творения преп. Симеона характеризуются ясностью, яркостью и глубиной. Особенно это касается публикуемой ниже молитвы.

В начале преп. Симеон исповедует добровольность дарования Христом Своей Плоти каждому верующему и косвенно свидетельствует о добровольности страданий Христа, без которых Евхаристия оказалось бы невозможной. Далее он говорит о Боге, как об огне, попаляющем недостойных. Не исключено, что здесь мы имеем цитату из апокрифического Апокалипсиса Иоанна «Огнь, попаляющий грешников»[5]. Однако, гораздо более вероятен другой источник — Послание апостола Павла к евреям, где о Христе говорится следующее: «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 28:29). Он молит Бога, чтобы Тот не опалил его, но, напротив, проник во все составы тела и оживотворил и преобразил, обожил, попалил тернии всех грехов. Образ греха как терновника, возможно, восходит к святителю Григорию Нисскому, который так говорил о гордости: «Гордость есть корень терновника, под названием грех»[6]. Значимо, что преп. Симеон осмысляет спасение человека, как сораспятие Христу: «Всего мя пригвозди ко страху Твоему». Здесь чувствуются отзвуки слов св. апостола Павла: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Согласно преп. Симеону, на верующем христианине, достойно принявшем Святые Дары, исполняются слова Христа: «Веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 12:36). Он становится сыном света и всецело пронизан Божественным огнем, так что от него бегут враги видимые и невидимые, злодеи и страсти. Упоминание обо всех святых во главе с Пречистой Божией Матерью напоминает их литургическое поминовение после освящения Святых Даров и связано с евхаристическим контекстом молитвы.

Преп. Симеон Метафраст был современником преп. Симеона Нового Богослова и, вероятно, воспринял ряд его богословских идей, в частности — видения Святого Причащения как некоего духовного огня, который может попалить недостойных. Однако, не только это объединяет преп. Симеона Метафраста с преп. Симеоном, но и понимание спасения как уврачевания и обожения человека, просвещения его «ума и тела, чревес и утробы» и его преображения в сына света.

Молитва написана шестистопным ямбом или ямбическим триметром. Теперь читатель может ощутить, как она могла восприниматься современниками преп. Симеона. Перевод выполнен по изданию ?????????? ?? ????. ??????, 1992. Надеемся, этот скромный труд удостоится благосклонного внимания читателей.

***

Святой Симеон Метафраст

Молитва благодарственная по святом Причащении

Ты, Давший в пищу плоть Свою мне волею,
Огонь, что недостойных попаляет,
Меня не опали — нет, о Создатель мой,
Пройди, однако в членов всех сложения,
Во все суставы, во утробы, в сердца глубь.
Сожги же терния моих падений всех,
Очисти душу, также мысли освяти,
С костями мне суставы укрепи,
И просвети простую пятерицу чувств.
И пригвозди ко страху Твоему,
Меня покрой всегда и защити,
От дела всякого и слова душетленного.
Очисти и омой и украси меня.
Ты удобри и вразуми и просвети меня.
Яви меня лишь духа обиталищем,
И более уж не греха селением.
Да буду дом твой входом причащения,
Да как огня меня бежит злодей и страсть.
Всех освященных приношу просителей,
Чиноначалия бесплотных, высших сил,
Предтечу твоего и с ним Aпостолов
Премудрых, Матерь Чистую Нескверную.
Моления их приими, Христе Благий,
И сыном Света твоего слугу создай.
Ведь Ты же освящение и светлость наших душ.
И, как Владыке Богу подобающе,
Мы воссылаем славу каждый день.

Перевод и комментарии к молитве преподобного Симеона Метафраста диакона Владимира Василика


[1]. Такой датировки придерживался С.С.Аверинцев. А.Каждан предлагал гораздо более расплывчатую датировку, осторожно говоря о годе кончины после 1000 г. См. ?azhdan A. Symeon Metaphrastes. Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 3. 1991. P. 1983.

[2] Такова, в частности, оценка П. Лемерля. См. Лемерль П. Византийский гуманизм. М, 2012. С. 337.

[3] Такова оценка известного исследователя Эрхарда. См. ?rhard E. Uberlieferung und Bestand der hagographischen Handschriften. Bd. 2. Leipzig, 1914. S. 307.

[4] ?oder. Jahrbuch fuer der Osterreiche Byzantinistik. 1965. Vol. 14. S. 133-139.

[5] ?? ????? ??? ?????? ???? ??????????, ???? ?? ???? ????????. Apocalypsis Apocirpha Joannis. P. 320.

[6] Св. Григорий Нисский. О девстве.
К 30-летию трагедии на Чернобыльской АЭС


Чернобыльские чудеса  26 Апреля 2016
В годовщину 30-летия аварии на Чернобыльской атомной электростанции впервые публикуются неизвестные ранее факты о предвестии данной катастрофы планетарного масштаба. Этому посвящена особая глава из книги «Тератургима, или Чудеса нового века», которая должна в скором времени выйти в Киеве. Сама книга содержит чудесные истории нашего времени. Заметим, что часть из них была впервые опубликована порталом Православие.Ru.

О чудесах в Чернобыле свидетельствует настоятель Чернобыльского Свято-Ильинского храма архимандрит Сергий (до монашества – протоиерей Николай Якушин), Рождественским постом 2015 года принявший постриг в честь священномученика Сергия Чернобыльского, убиенного в 1930-е годы. Промыслом Божиим день тезоименитства архимандрита Сергия (Якушина) – 26 апреля.


Явление Божией Матери над Чернобылем

Первое великое знамение Чернобыльской катастрофы, от которой в 1986 году содрогнулась вся планета, было явлено в пору бурного развития в нем атомной энергетики – задолго до взрыва четвертого реактора на ЧАЭС. Свидетели и очевидцы события потом вспоминали, что произошло это ровно за десять лет до аварии: 26 апреля 1976 года – день в день. То есть 40 лет назад Господь явил знак. О приближающейся трагедии предупредила сама Царица Небесная. В то время в местной газете «Прапор перемоги» («Знамя победы») даже напечатали заметку об этом под названием «Выдумки церковников». В ней писалось о том, что в небе появилось облако необычной формы и церковники утверждают, что это было явление Богородицы. Однако это была совсем не атмосферная причуда.

Под вечер многие местные жители видели, как к земле опустилось облако так, что на нем стали ясно и четко видны очертания фигуры Пресвятой Богородицы. Был виден лик и одежды – все в ярких красках. В руках Она держала пучки сухой полыни, которую у нас называют чернобыльник. Матерь Божия уронила полынь над городом. Затем сияние переместилось в сторону леса и остановилось над храмом святого пророка Илии. Богородица повернулась к нашему храму и дважды двумя руками благословила его. Когда Она явилась, сразу же утих дождь и установилась теплая тихая и ясная погода. Об этом явлении рассказали местному священнику отцу Александру Прокопенко. Он тогда объяснил, что двумя руками может благословить только Божия Матерь, больше никто. Также двумя руками благословляют архиереи, но это был не мужской образ.

Истолковано явление было так: следует ожидать неурожайного засушливого лета. И лишь спустя годы, уже после аварии, стало понятно, что предвозвещало это знамение. Некоторые люди нашли и подобрали упавшую с неба полынь. А ровно через десять лет произошла авария на ЧАЭС. Но тогда такое творилось, что никому в голову не пришло, что между событиями, разделенными десятилетием, есть связь. Только гораздо позже люди вспомнили и начали осознавать, что это был знак Божий.


В 2002 году по благословению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, была написана икона, на которой запечатлено явление Пресвятой Богородицы над Чернобылем. Создал ее раб Божий Иоанн, который расписывал нам храм. Он художник, киевлянин. Главное, человек очень верующий, благочестивый и серьезный. К тому же сирота. Приступая по благословению к такой важной работе, он по обыкновению постился и причащался. На иконе изображен наш Ильинский храм, над которым в небе возвышается Царица Небесная с архангелами Михаилом и Гавриилом с обеих сторон. В руках у Нее трава полынь. Справа и слева от иконы укреплены капсулы с полынью, собранной в Чернобыльской зоне. Блаженнейший Владимир благословил этот образ как нашу чернобыльскую местно чтимую икону.


Икону «Чернобыльский Спас»
парторг ЧАЭС увидел на смертном одре

Другая известная икона Свято-Ильинского храма – «Чернобыльский Спас», у которой тоже своя, особенная история. Эта икона, можно сказать, пошла из народа. Люди пережили трагедию, подобно которой не знала история. Они нуждались в поддержке и сочувствии. Многие болели, поначалу была огромная паника.

Так получилось, что Юрий Борисович Андреев, ныне уже покойный, парторг Чернобыльской атомной электростанции, коммунист, и можно представить, каких воззрений человек, серьезно заболел, получив огромные дозы радиации. Он очень страдал, уже лежал на смертном одре. Думали, что его дни сочтены. И ему постоянно снился один и тот же сон-видение. Парторг ЧАЭС ясно видел эту икону. Потом он в точности рассказал иконописцу, как она должна выглядеть. Он и мне рассказывал, затем я об этом сообщил Блаженнейшему митрополиту Владимиру. Будучи уже одной ногой за чертой, парторг все время просил: «Напишите эту икону…» Увидев открывшуюся его духовному взору небывалую картину, он остро чувствовал, что она должна быть воплощена. И Блаженнейший благословил.

Икону написали в Троице-Сергиевой Лавре в 2003 году. А освятили в Киево-Печерской Лавре на престольный праздник Успения Божией Матери. Когда Блаженнейший митрополит Владимир освящал образ «Чернобыльский Спас», в небе появились сразу три знамения: прямо над иконой на глазах у сотен людей пролетел голубь, в небе появилась радуга, а затем крест, в центре которого сияло солнце. И что интересно – парторг Юрий Борисович после этого выздоровел, Господь его исцелил. Удивительно, что именно парторг ЧАЭС, впоследствии президент Союза «Чернобыль – Украина», был избран для такой миссии – через него в мир пришла икона «Чернобыльский Спас», у которой с той поры Господь не раз исцелял страждущих и болящих.


Над иконой работал иконописец Владислав Горецкий, мастер высокого класса. Образ исполнен тонко и выразительно. В центре ее мы видим летящую с неба «звезду полынь» над зловещим заревом взрыва и сосну в виде креста-распятия. Этот феноменальный знак грядущей трагедии рука Господня воздвигла на полесской земле за десятилетия до аварии: уже во время Великой Отечественной войны это было большое, взрослое дерево. И вышло так, что станция была построена буквально в двух километрах от этого огромного живого креста, выросшего на опушке. Когда зараженный радиацией «рыжий лес» ликвидировали и пространство очистилось, открылась ошеломляющая картина, сродни духовному видению: два символа вселенской катастрофы, соединенные в одной плоскости, – взорвавшийся четвертый реактор на фоне дерева-креста.

С двух сторон от древа-креста на иконе стоят погибшие и живые ликвидаторы. А над всем этим Господь Иисус Христос со свитком Апокалипсиса, Пресвятая Богородица и архангел Михаил. Так все это увидел парторг ЧАЭС.


Спаситель каждую ночь смотрел на священника,
показывая, где в зоне спрятан Его образ

Образ Спасителя из храма архистратига Михаила в деревне Красно Образ Спасителя из храма архистратига Михаила в деревне Красно
Есть еще одна необыкновенная икона, о которой я прежде не рассказывал. Это образ Спасителя из храма архистратига Михаила в деревне Красно в зоне отчуждения.

У этой чудесной иконы поистине такая же чудесная история. После аварии из деревни Красно всех выселили, поскольку через нее в направлении Беларуси прошло радиационное облако и там был очень высокий уровень радиации. Один житель этой деревни попал в Санкт-Петербург, где и остался. Там его рукоположили, и с тех пор он служит священником в Петербурге.

Лет одиннадцать назад он разыскал мой номер и однажды позвонил. Батюшка назвался, рассказал свою полную испытаний историю и говорит: «Отец Николай, у меня к вам большая просьба. Я постоянно вижу во сне глаза Спасителя с одной иконы, оставленной в зоне. Вы не могли бы ее найти? Это большая икона Христа на доске». Я спрашиваю: «А как же я ее найду?» Питерский священник отвечает: «Я вам скажу где». И подробно рассказывает, в каком селе, в какой хате и на каком чердаке спрятана эта икона. В тонком сне он точно увидел место, где находится дивный образ Спасителя с живым взглядом, и описал мне местонахождение иконы. Просто так ее бы не смогли найти: надо было быть местным и хорошо ориентироваться в округе, которая к тому же стала зоной, загрязненной радиацией.

В храме архангела Михаила многие годы служил его дед. Эту необыкновенную старинную икону когда-то украли, но Господь чудесным образом ее вернул. После аварии замечательный деревянный Михайловский храм, 1800 года постройки, к сожалению, полностью разворовали мародеры. А этот образ был спрятан его дедом, ныне уже покойным, и никто не знал, где находится дивная святыня, которая, как можно понять, настолько дорога Господу, что Он Сам подал о ней знак и научил, как ее найти.

И вот в Петербурге священнику родом из Чернобыльской зоны стала сниться эта икона: Спаситель глядел на него каждую ночь. Батюшка дозвонился мне. Я поехал в деревню, отыскал описанный заброшенный дом – все точно! Снял с чердака икону и вынес ее. Когда мы ее отреставрировали и привели в порядок, священник из Питера специально прилетел поклониться спасенной святыне – увидеть ее не во сне, а наяву.

Христос смотрит с этой иконы как живой, такой взгляд действительно невозможно забыть. Увидев однажды эти необыкновенные глаза, никогда их больше не забудешь, сколько будешь жить.


Ангельская служба в радиоактивной зоне

Старинный храм деревни Красно давно оставлен людьми. Но он не оставлен теми, кому он посвящен, – архистратигом Михаилом и бесплотными небесными силами. У нас есть свидетельства того, что там совершают службу Божию святые ангелы. Несколько раз в разные годы с 2005-го по 2009-й ко мне приезжали подразделения чернобыльской милиции с необычными сообщениями и вопросом: «Батюшка, как это понимать? Что все это значит?»

После обстоятельных разговоров с милицией выяснилось следующее. Однажды дежурный наряд, патрулируя зону отчуждения, ехал по узкой проселочной дороге, которую с двух сторон плотно обступили деревья и кустарники. Приближаясь к тому месту, где стоит храм, милиционеры еще издали отчетливо услышали звуки голосов. Сначала решили, что показалось. В изумлении они остановились и прислушались. Людей здесь быть не могло: тут давно никто не живет, самоселы тоже исключены. Внутри зоны на въезде в зараженные районы стоит еще один КПП, через который уже давно никто не проезжал. Пробраться через лес практически невозможно – он превратился в дикую и опасную чащобу.

    Из заброшенного храма доносилось благоговейное церковное пение неземной красоты

Патрульная машина тронулась дальше и приблизилась к храму. Оттуда доносилось благоговейное церковное пение неземной красоты, видны были отблески света. Парни вышли из машины и замерли. На них вдруг нашел невиданный страх, объял священный ужас. Надо сказать, что Чернобыльский батальон милиции – это серьезные, подготовленные к разным экстремальным ситуациям люди. Но эти здоровые мужики испугались как дети и, запрыгнув в свой джип, дали деру. Отъехав несколько километров, они успокоились и, рассудив между собой, решили вернуться к церкви еще раз. Когда они подъехали туда вторично, там уже было тихо. Но в храм они все же войти не посмели. О замеченном необычном явлении патрульные сразу же доложили начальнику. Весь батальон милиции, охраняющий Чернобыльскую зону, знал об этой невероятной истории. Потом они приехали ко мне в церковь и рассказали о том, что слышали и видели. Спрашивали у меня, что это может значить. Я им объяснил, что такие случаи в церковной истории были известны и раньше. Ангелы не отходят от освященного престола до конца времен. И они сами совершают службу, когда храм по каким-то причинам оставлен людьми. Тем более что храм в Красно воздвигнут в честь начальника небесного воинства. На этом месте, обожженном смертельным дыханием радиации, тем не менее пребывает святость и благодать, поэтому там и служат ангелы. Господь благоволил, чтобы люди узнали об этом, избрав в вестники чуда Божия ответственных свидетелей.

Архимандрит Сергий (Якушин)
Записала Валентина Серикова

http://www.pravoslavie.ru/92817.html

Страницы: Пред. 1 ... 23 24 25 26 27 ... 64 След.