Гостевая

Написать сообщение:

Название/имя:

Электронная почта:

Сообщение:



Выступление на Круглом столе Клуба национальной прессы «Церковно-государственные отношения и будущее России» …
Вопросы взаимоотношения Церкви и государства, Церкви и общества достаточно полно раскрыты в документе под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», который был утвержден Архиерейским Собором в 2000 г.

Приведем из него некоторые уместные здесь положения.

«Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание».

В разделе «Церковь и государство» присутствуют следующие слова: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции… обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению».

Теперь возьмем такое понятие как «гражданское общество». Оно было выдвинуто в конце XVII века Джоном Локком. В его Втором трактате о правлении представлена глава под названием «О политическом и гражданском обществе». Гражданское общество здесь противопоставлялось государству в качестве некоего нравственного противовеса, призванного смягчать произвол властей. Оно противопоставлялось и господствовавшему вероисповеданию, что естественно, потому что глава государства был провозглашен в Англии главой церкви. Мы не собираемся спорить с тем, что в известный исторический период, когда европейские нации были раздираемы религиозными войнами, гражданское общество способствовало преодолению внутринациональных разногласий. Однако мы намереваемся оспорить слишком активно в последнее время навязываемое утверждение, будто гражданское общество – некая универсальная ценность, одинаково благотворная для любого государства.

Имелись достаточно веские причины появления гражданского общества в рамках Западной цивилизации. В ходе отпадения Западной Церкви от вселенского Православия отношения церкви и государства на Западе постепенно приняли извращенную форму. Ибо церковь там стала конкурировать с государством, пытаясь его подменить, подмять под себя. Возник вакуум того самого внутреннего противовеса произволу государственной системы, который должна являть истинная Церковь, ибо, став государством, Римская  церковь сама погрязла во властном произволе. Отсюда явилась потребность гражданского общества, которое люди стали создавать уже независимо от Церкви.

Однако вдумаемся в его суть, применительно не к западной, а к русской цивилизации. Оно призвано быть совестью общества, призвано давать оценку действиям властей. Все эти функции присущи Православной Церкви в России на протяжении веков. После известного декрета об отделении Церкви от государства те же функции пыталась выполнять, правда, без особенных успехов, коммунистическая партия. То, что для западной цивилизации является естественным и необходимым, в России выступает в качестве чего-то чужеродного и лишнего. Сейчас Церковь деятельно восстанавливает свое законное влияние на государство. Это вызывает недовольство и ропот у представителей имплантированного в Россию гражданского общества. Само его развитие в России является, на наш взгляд, признаком нестабильности и разложения. Напротив, сокращение влияния гражданского общества служит признаком выздоровления России от вирусов смуты, что мы в последние месяцы и наблюдаем. Я имею в виду принятые летом изменения законодательства о неправительственных организациях, этих первейших институтов пресловутого гражданского общества, ибо части из них теперь должно присваиваться звание иностранных агентов; а также Закон им. Димы Яковлева, согласно которому действующие в России НПО не могут возглавлять граждане США.

В Википедии, а это один из, скажем так, мягких  инструментов по промыванию мозгов нашей публики, сказано: «В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность церкви; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации».

Нужно признавать очевидные факты и называть вещи своими именами: гражданское общество в России враждебно исторически сложившемуся здесь государству. И оно же враждебно Церкви, во-первых, в силу своей природы, как имплантант другой, западной, цивилизации; во-вторых, в силу своих идеологических установок; в-третьих, в качестве конкурента. Вывод: применительно к России гражданское общество – это антицерковь.  Оно представляет собою убогий суррогат принципа симфонии, на котором веками утверждалось православное государство.

В тех же «Основах социальной концепции» приводятся слова из 6-й новеллы благоверного царя Юстиниана Великого: «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое заботится о божественных делах, а второе руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни… И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всем, что служит на пользу и благо человеческого рода».

Приведем еще одну цитату из «Основ социальной концепции»: «Классическая византийская формула взаимоотношений между государственной и церковной властью заключена в «Эпанагоге» (вторая половина IX века): «Мiрская власть и священство относятся между собою, как тело и душа, необходимы для церковного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке.  В связи и согласии их состоит благоденствие государства».

Исходя из этого, можно сказать, что радетели развития в России гражданского общества стремятся поменять душу России, хотят ее переформатировать для более успешного решения своих интересов, для ее подчинения и эксплуатации. Следовательно, от того, как разрешится вопрос противостояния гражданского общества Церкви будет зависеть ни много, ни мало – бытие России в качестве самобытной цивилизации, т.е. суверенитет России.

Гражданское общество осуществляет свою враждебную по отношению к Церкви деятельность посредством «кнута и пряника». Кнут оно показало после кощунственной пляски в феврале прошлого года в Храме Христа Спасителя, в пиар-акциях против Патриарха. А пряник оно дает через включение представителей Церкви в свои структуры. К ним относятся всевозможные общественные палаты, советы и т.п. Возможно, на каком-то этапе такое присутствие было оправдано. Но теперь ситуация меняется. Подобные структуры, включая в себя представителей Церкви, скорее сами влияют на нее, чем позволяют Церкви влиять на себя. Наблюдение за названными структурами приводит к выводу: людей, сознательно отстаивающих в них христианские идеалы, от силы 10-20%. Это чудовищная диспропорция. Ибо православных в России 80%.

Возьмем для примера такой институт гражданского общества, как Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Тотчас после расправы над Верховным Советом 1 ноября 1993 г. президент Ельцин учредил Комиссию по правам человека. Со временем она трансформировалась в названный Совет, ныне возглавляемый Михаилом Федотовым. Он известен как выдающийся десталинизатор; по поводу же приговора кощунницам, сплясавшим в Храме Христа Спасителя, он высказался так: «Меня, как юриста, не удовлетворяет никакой другой приговор, кроме оправдательного. Не вижу в действиях этих дам того, что им инкриминируется». Этим он лишний раз подтвердил, что гражданское общество – враг Церкви. На что может рассчитывать Церковь, имея в этой структуре своего представителя?

Строго говоря, пресловутое гражданское общество даже Европе принесло больше вреда, чем пользы. О преобладании пользы над вредом можно говорить (хотя даже это небезспорно) только в отношении Англии и США. Потому что на Европейском континенте, будучи выведенным на арену истории, гражданское общество стало использоваться для борьбы против христианской государственности, притом особенно успешно, когда оно действовало через сеть масонских организаций. В ходе революций появились так называемые светские государства.

В связи с этим уместно вспомнить слова небезызвестного Карла Маркса из написанной им в 1843 г. работы «К еврейскому вопросу»: «Политическая революция есть революция гражданского общества». И у нас оно, хоть и проталкивается официальной пропагандой в качестве элемента правового государства, в действительности является фактором революции.

События последнего месяца показали: представители гражданского общества готовы сдать и продать не только государственную собственность, не только русский суверенитет, но не брезгуют и продажей детей за рубеж.

Деятельность таких псевдограждан, таких волков в овечьей одежде, И.А.Ильин в работе «О сущности правосознания» оценивает следующим образом: «Нельзя быть членом политического союза вопреки собственному чувству и желанию; это значит превратить всю свою жизнь в систему явного и тайного полупредательства, разлагающего изнутри тот самый союз, который гражданину подобает создавать и поддерживать. Государство, имеющее в своем составе таких членов, совершает величайшую ошибку, сохраняя за ними звание граждан; оно творит самообман и готовит себе разложение».

Маркс в работе «К еврейскому вопросу» отмечает выдающуюся роль евреев в деле развития гражданского общества: «Еврейство удержалось рядом с христианством не только как религиозная критика христианства, не только как воплощенное сомнение в религиозном происхождении христианства, но также и потому, что практически - еврейский дух - еврейство - удержался в самом христианском обществе и даже достиг здесь своего высшего развития. Еврей, в качестве особой составной части гражданского общества, есть лишь особое проявление еврейского характера гражданского общества».

Следующее откровение, свидетельствующее об успехах разложения христианских государств идеологией либерализма: «Еврейство достигает своей высшей точки с завершением гражданского общества; но гражданское общество завершается лишь в  христианском мире. Лишь при господстве христианства, превращающего все национальные, естественные, нравственные, теоретические отношения в нечто внешнее для человека, - гражданское общество могло окончательно отделиться от государственной жизни, порвать все родовые узы человека, поставить на их место эгоизм, своекорыстную потребность, претворить человеческий мир в мир атомистических, враждебно друг другу противостоящих индивидов.

Христианский эгоизм блаженства необходимо превращается, в своей завершенной практике, в еврейский эгоизм плоти, небесная потребность - в земную, субъективизм - в своекорыстие. Мы объясняем живучесть еврея не его религией, а, напротив, человеческой основой его религии, практической потребностью, эгоизмом».

Многие отмечают непропорционально большое присутствие в современном российском гражданском обществе евреев. И это уже настораживает лояльных к существующей власти представителей еврейского народа. Потому что смутьяны могут спровоцировать волну недовольства по отношению ко всем евреям. Т.е. обозначенные выше институты гражданского общества – фактор риска, и этим не следует пренебрегать.

Представляется, что гражданское общество России не нужно – это противоестественная прослойка между государством и народом, между государством и Церковью, препятствующая их непосредственному нормальному общению, взаимодействию, да к тому же еще вредная и опасная для большей части еврейского народа. Церковь имеет достаточные возможности влияния на жизнь государства через государственных деятелей-членов Церкви. Всякое присутствие представителей Церкви в качестве «свадебных генералов» в совещательных органах типа Общественной палаты или Совета по развитию гражданского общества и правам человека, где решения принимаются большинством голосов, наносят скорее вред престижу Церкви в обществе, чем пользу. Ибо представители Церкви в этих органах в меньшинстве, что позволяет использовать их просто в качестве ширмы, т.к. они вынуждены разделять степень ответственности за принятие каких-либо богопротивных решений.

Церковь имеет достаточный вес в обществе и не подобает ей выглядеть столь убого. Консолидированное мнение Церкви по каким-то животрепещущим вопросам, высказанное от лица общецерковного Собора, будет звучать раз в сто мощнее, чем мнение по не вполне понятным принципам формируемых Общественных палат.

Священник Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия
Церковь или гражданское общество?  29 Января 2013


Предисловие:

Тоталитарные секты и свобода совести

Замечательный немецкий поэт Райнер Мария Рильке как-то сказал о России, что в то время как остальные страны граничат друг с другом, она граничит с Богом. У российских границ, продолжил он, есть еще одно странное свойство; многое из того, что их пересекает, превращается в камень. Возможно, камень этот - драгоценный, но, тем не менее, для еды он непригоден.

Эти слова можно отнести и к концепции свободы совести. Безусловно, она является неотъемлемым элементом демократического общества. Но тот закон о свободе совести, который сегодня действует в России, годится лишь для страны с высоким уровнем религиозной информированности. Уровень религиозной информированности в нашей стране увы, пока можно назвать катастрофически низким. И на этом фоне существующий закон дает свободу действий группам, которые сплошь и рядом нарушают права наших сограждан.

Начнем с нарушения права на информацию. Если группа считает, что при вербовке можно скрывать от потенциальных новых членов часть правды о себе, а то и напрямую лгать им, то она нарушает конституционное право человека на свободу получения информации. А без свободы информации никто не может сделать свободный выбор. По закону даже на консервных банках должно быть написано их содержимое. Почему же позволяется деятельность организаций, которые, путем сложных психологических манипуляций, замешанных на обмане и гипнозе, принуждают человека предать им самого себя? Законом преследуются плуты и мошенники, входящие в доверие к человеку и выманивающие у него деньги и ценности. Почему же остаются безнаказанными группы, отбирающие у человека не только материальные ценности, (кстати, без этого в сектах никогда не обходится), но и его собственную личность?

Мы выступаем против конфессиональной анонимности. Члены любой религиозной организации, проповедующие ее учение, обязаны с самого начала излагать его честно, без прикрас и умолчаний, более того - обязаны разъяснить, какое место занимает их группа в пестрой палитре религиозных организаций. Недопустимо и противоправно самоотождествление "новых" сект с традиционными мировыми религиями. Группа, практикующая тайную доктрину и разные степени посвящения в учение, в принципе не подпадает под нормы, принятые в демократическом обществе, ибо человек, которого приглашают в нее вступить, заведомо не получает полной информации о той организации, членом которой он становится. К тому же старая народная мудрость учит, что правилам вступления должны соответствовать права свободного выхода. А разные степени истины; для внешних, для внутренних, для еще более внутренних и так без конца, - это приблизительно то же самое, что и пресловутые разные степени свежести для осетрины. Если группа, прикрываясь правом на свободы совести, ежедневно нарушает гражданские и человеческие права своих членов, она не должна свободно функционировать в демократическом обществе. Закон должен предусматривать равную защиту свободы граждан. И отдельные граждане и общество в целом имеют право быть свободными от навязчивого влияния тоталитарных сект с их заведомо недобросовестной рекламой.

Итак, слово сказано. Тоталитарными сектами, или деструктивными культами называются секты, нарушающие права своих членов и наносящие им вред путем использования определенной методологии, называющейся "контролирование сознания". Секты - это не новое явление. Сколько существовало человечество, столько существовали и секты, состоящие из групп фанатиков, следующих за неким харизматическим лидером. Но в XX веке у них появилось нечто новое; систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения. Наша страна традиционно многоконфессиональна; всю ее историю люди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Но именно этого права стремятся лишить человека тоталитарные секты.

Например, Общество Сознания Кришны стремится к установлению самого жесткого контроля над средствами массовой информации и ратует за введение кастовой системы. Теоретики Общества предусматривают в случае своего прихода к власти суровые наказания для всех, кто не соглашается с их идеями. Другая тоталитарная секта, Сайентология, определяет этику как искоренение всех идей, противоречащих сайентологии, а после того, как эта цель будет достигнута - искоренение вообще всех несайентологических идей. Трудно назвать такое определение этики совместимым с равными правами для всех и со свободой совести.

Тоталитарные секты строятся вокруг тоталитарного лидера. Слово "религия" значит связь, связь личности и личностным Богом. В тоталитарных сектах поклонение Богу фактически заменяется поклонением богоподобному лидеру или созданной им организации. Все начинается с личности лидера и все замыкается на ней. За последние 7-8 лет в нашей стране появилось множество организаций, систематически нарушающих права своих членов, прибегающих к разного рода злоупотреблениям с целью как можно больше ограничить для них возможность мыслить и действовать, как подобает ответственным взрослым гражданам. Эти организации целенаправленно подрывают физическое и психическое здоровье своих членов, подменяют их самосознание, обрывают их связи с близкими и родными. Человек, попавший в тоталитарную секту, постоянно подвергается насилию; от избиений и изнасилований до изматывающей, истощающей работы от 15 до 18 часов ежедневно, без необходимого питания и достаточного количества сна. Иными словами, члены сект превращаются в рабов, лишенных как финансовых, так и личных и общественных ресурсов, необходимых для выхода из группы, которая, в свою очередь, делает все возможное, чтобы держать их у себя, покуда они еще могут быть полезными. Когда же они заболевают или их производительность сильно понижается, их попросту выкидывают на улицу.

Мы много говорим об утечке мозгов, имея в виду отъезд за рубеж талантливых специалистов. Но есть и другая утечка мозгов, внутренняя и поэтому еще более опасная. Сектанты охотятся за талантливыми, энергичными, разумными молодыми людьми и девушками, за цветом нации, за будущим нашей страны. Сколько из них уже навсегда покинуло науку, производство, семью и сферу нормальных человеческих отношений вообще для того, чтобы отдать всего себя тому или иному "гуру" или "мессии". Приведу лишь небольшой пример. Мунитская служба принесения обетов проводится каждое воскресенье, каждое первое число каждого месяца и в каждый из мунитских праздников. Члены секты совершают три полных земных поклона (лицом до земли) перед алтарем с портретом корейского предпринимателя и повторяют клятву верности Богу, своему "истинному" отцу Муну и своему "истинному" отечеству - Корее. Могут ли они после этого считать себя настоящими гражданами своей страны?

Мы можем говорить о протестантской производственной и предпринимательской этике, мы можем говорить о католических орденах милосердия, мы можем говорить о православных бытовых и семейных традициях. Традиционные христианские конфессии созидательны, их члены стремятся принести пользу обществу, стране, народу. К какому созидательному труду способны члены тоталитарных сект, кроме многочасового попрошайничества на улицах - и только для своей секты? Между членами любой традиционной конфессии и обществом идет постоянный взаимообмен, в то время как деструктивные секты не только забирают из общества молодежь, но и постоянно тянут из него соки, существуя за его счет и ничего не давая взамен. Типичный пример такого поведения в организме - раковая опухоль. И как раковые клетки начинают бурный рост в ослабленном болезнью организме, так и тоталитарные секты используют организационные и структурные слабости молодых демократических государств, чтобы утвердиться в них и насильно навязать свою систему ценностей только что освободившимся от политического тоталитаризма народам.

Цель всех тоталитарных сект - не только завербовать ничего не подозревающую молодежь, но прийти к власти. Они не стремятся к немедленной прибыли; они вкладывают средства, наращивают свое влияние и готовятся к захвату власти. Поэтому они не обременяют себя попытками обращения масс, но вербуют лидерские кадры для грядущих лет. Эта стратегия была четко и недвусмысленно провозглашена Муном в январе 1990 г.: "Во время падения Римской империи христиане наследовали государственные должности различного рода... Ясно вижу, что если наши члены помимо нравственного совершенства, которого они достигли путем следования за преподобным Муном, добьются еще и профессионального развития, наши возможности в Восточной Европе будут безграничными. Кто-то должен наследовать государственные должности распадающейся коммунистической империи, а настоящих лидеров там весьма не хватает. Так что мы должны с надеждой смотреть на 90-е годы" [Мунитская газета "Unification News", январь, 1990 г.].

Тоталитарные секты не имеют ничего общего с христианством, и использование ими христианской символики и терминологии, вплоть до названия себя "церковью", для нас не просто кощунственно. Мы видим в этом еще одну сознательную попытку создать более приемлемый для общественного мнения имидж своей организации и ввести в заблуждение искренне ищущих Христа людей. Деструктивность или тоталитарность сект определяется не их верованиями, а их методами деятельности. Если кому-либо нравится веровать, что г-н Мун - мессия или что по воле ныне покойного г-на Хаббарда перемещаются планеты - это их личное дело. Однако, граждане должны быть защищены от воздействия тех, кто стремится заставить, вынудить их поверить, что Мун - мессия или что Хаббард - господин Вселенной.

Каким образом группа вербует новых членов? Что с ними происходит, покуда они находятся в секте? Этим определяется, сохраняет ли группа за человеком право самому выбирать, во что он хочет верить. Если для вербовки новых членов и для дальнейшего руководства ими используются обман, гипноз, кодирование и другие средства контролирования сознания, то очевидно, что тем самым права человека нарушаются самым бесстыдным образом. Так как все тоталитарные секты считают, что цель оправдывает средства, то все они ставят собственные интересы выше закона. Им всем присуща "двойная мораль" и "двойной стандарт". Если их члены уверены, что цель, поставленная ими перед собой, "праведна" и "справедлива", они не остановятся перед тем, чтобы солгать, украсть, ввести человека в заблуждение, прибегнуть к контролированию сознания своих собратьев или, в конце концов, оклеветать должностных лиц и общественных деятелей, оказывающих им сопротивление и даже физически устранить неугодного им человека (или группу лиц). По существу, мы имеем дело с мафиозными структурами, скованными железной дисциплиной и беспрекословным повиновением своему руководству [См. напр. Ж. Ф. Буайе "Империя Муна" (М., 1990); статья "Сайентология - процветающий культ жадности и власти" (журнал "Time" от 6 мая 1991 г.) Hubner F. & Gruson L. "Monkey on a Stick" (HBJ, 1988) и др].

Секты самым фундаментальным образом нарушают гражданские права тех, кого они пытаются обратить. Они превращают ничего не подозревающих людей в рабов. Опыт показывает, что людям, попавшим в секту, будет нанесен серьезный вред. Разрушатся семьи, будет подорвано здоровье, деньги и собственность будут потеряны и в конце концов, когда человек все-таки покинет секту, перед ним встанет проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко не всегда в состоянии решить. В среднем, человеку, нашедшему в себе силы, чтобы порвать с сектой, для полного выздоровления требуется 2 года.

Некоторые секты оставляют куда более тяжелые последствия, чем другие, причем это не связано напрямую с количеством часов, проведенных в ритуалах и программировании. Практика показывает, что сложнее всего оправиться от сайентологии, хотя она требует от своих последователей поменьше затраченного времени, чем, например, кришнаиты или муниты. Кришнаиты тратят в среднем 70 часов в неделю на ритуалы и совместные молитвы, муниты - 53 часа, а сайентологи - неполных 43. Однако для выздоровления покинувшему кришнаизм требуется в среднем 11 месяцев, бывшему муниту - 16 месяцев, а сайентологу - 25, 5 месяца. Но и тогда "выздоровление" -термин лишь относительный; существуют и долгосрочные последствия, сказывающиеся еще многие годы. Один консультант, работавший со многими бывшими сектантами, заявил, что по его мнению, от последствий сайентологии до конца оправиться не может никто [Цифры взяты из книги Джин Ричи "Тайный мир культов" (Jean Ritchie, The Secret World of Cults. An Angus & Robertson Book, 1991.]. Судя по всему, такие наши отечественные "самоделы", как "Богородичный центр" и "Белое братство" по своим разрушительным для личности и общества последствиям вполне сравнимы с сайентологией.

Тоталитарные секты смертоносны. Достаточно вспомнить сотни смертей, которыми завершилась история сект Джима Джонса, Дэйвида Кореша [См. книгу Джеймса Бойла "Секты-убийцы" в "Иностранной литературе", 1996, №№ 7, 8.]. Этим может кончиться в нужный для лидеров момент история любой тоталитарной секты. Ведь мы имеем дело с безоговорочно послушной армией рабов, для которых нет невозможного. А что говорить о несчастной судьбе детей, родившихся от родителей-сектантов! Кстати, более трети жертв Джонса и Кореша были дети. Был ли у них выбор жить или покончить с собой? Вспомним Белое братство. Организаторы этого чудовищного эксперимента, кто бы они ни были, решили кончить его бескровно. Им было достаточно убедиться в силе своего могущества. Теперь они могут выбирать нужное им время...

В самом начале перестройки один известный православный священник сказал, что сейчас люди обратились к Западу в надежде испить из чистого источника, однако многие перепутали и припали вместо этого к канализационной трубе. Увы, это правда и сегодня. Почти все тоталитарные секты имеют долгую историю нарушения законов, судебных разбирательств, громких скандалов и разрушенных судеб. Давайте не повторять чужих ошибок. У нас сейчас и так хватает поводов для напряжения и конфликтных, взрывоопасных ситуаций. Не будем же добавлять к ним еще один - чреватый самыми непредсказуемыми последствиями конфликт на религиозной почве.

Десять контрольных вопросов

Все мы приучаемся жить при новых рыночных условиях. Рынок воцарился во многих областях нашей жизни, в том числе, увы, и в религиозной. На нас обрушился грандиозный поток религиозной информации подчас чисто рекламного характера. Вновь и вновь мы встаем перед выбором. Думаю, на сегодняшний момент вряд ли найдется человек, ни разу не сталкивавшийся с миссионерами, учителями, проповедниками новых религий, учений, философских систем. В наших городах появилось множество религиозных групп и организаций. О некоторых из них мы раньше знали лишь понаслышке, о многих - не слышали вообще никогда. И каждая провозглашает себя носительницей истины в последней инстанции, которая способна вас спасти, помочь преодолеть все ваши проблемы и добиться невиданных успехов.

Как узнать, насколько истинны эти обещания? Как узнать, не принадлежит ли подошедший к вам человек к тоталитарной секте (деструктивному культу)? Как узнать, не являетесь ли вы объектом вербовки, не вовлекают ли вас в организацию, в которую вы, при наличии у вас полной о ней информации, никогда бы не пошли? Сразу хочу предупредить, что все нижесказанное не относится к традиционным в вашем регионе религиям, плоды деятельности которых вы можете увидеть в культуре и истории нашей страны. Здесь говорится лишь о новых, неизвестны вам ранее религиозных учениях и теориях. Я обращаюсь прежде всего к людям, еще не сделавшим свой религиозный выбор; пожалуйста, будьте бдительны. Это неправда, что Православная Церковь борется с инаковерующими, боясь конкуренции. Она лишь предупреждает: если уж нам довелось жить при религиозном рынке, будем грамотными потребителями. Ведь каждый человек со вниманием относится к покупке товара, проверяет его на качество и остерегается подделок. Но, приобретя некачественный товар, вы лишь потеряете деньги. Имея дело с духовными подделками, вы рискуете гораздо большим: всем своим имуществом, окружением, карьерой, семьей, здоровьем, да и всей вашей жизнью, наконец.

Итак, если к вам подошел кто-либо, приглашающий вас прийти на лекцию или семинар, обещающий вам интересную работу в иностранной фирме с высокими заработками или предлагающий ввести в вашей школе (институте, на предприятии) новый учебный курс, посоветуем вам задать этому человеку десять конкретных вопросов, которые помогут отсеять по крайней мере 90% всех сектантов-вербовщиков.

Лучше всего, если вы зададите предлагаемые вопросы спокойным, не агрессивным тоном, но тем не менее ясно дадите понять, что не удовлетворитесь уклончивыми отповедями, а ждете прямых и искренних ответов. Вам нужно знать, что все тоталитарные секты в той или иной степени используют при вербовке обман. Однако далеко не все сектанты осознают, что, пытаясь обрести нового члена для своей организации, они вводят его в заблуждение. Поэтому, задав эти вопросы, вы сможете обнаружить, что либо вербовщик скрывает от вас часть правды, либо он и сам не обладает всей полнотой информации.

Скорее всего сектанты попытаются отделаться от вас уклончивыми ответами, общими местами и попытками переменить тему разговора. Поэтому если вы услышите что-то вроде: "Мы просто стремимся помочь людям освободиться от их проблем", или: "Мы просто приглашаем вам на интересный семинар, где будут обсуждаться вопросы, волнующие все человечество", или: "Мы просто собираемся для обсуждения слова Божия", или даже: "Мы просто хотим угостить вас бесплатным вегетарианским ужином", у вас есть полное основание насторожиться. Предлагаемые вместо ответов уклончивые замечания типа: "Я понимаю ваше скептическое отношение к нам: я и сам был таким, прежде чем я наконец не пришел к истинному пониманию", или "Неужели вас действительно это интересует?" также должны прозвучать для вас предупреждением.

Другой метод, который часто используют сектанты - это перемена темы разговора. Например, если вы спросите, подвергался ли основатель секты уголовным преследованиям, вы можете вместо ответа услышать длинный монолог о том, что все великие религиозные деятели мира подвергались гонениям и преследованиям. Вам могут привести пример Сократа, осужденного за совращение юношества, или рассказать о том, что Иисуса осуждали за дружбу с блудницами и всяким сбродом, и так далее. В такой ситуации вам следует вежливо, но твердо прервать вашего собеседника и сообщить ему, что в данный момент вы не намерены затевать дискуссию о Иисусе или Сократе - вы хотите получить прямой ответ о лидере его группы. Если вербовщик уклоняется от прямого, ясного и конкретного ответа, можно быть уверенным - он хочет что-то от вас скрыть. И помните, что у вас всегда в запасе есть аргумент, на который ни одному вербовщику нечего возразить; вы всегда можете уйти от него или, наоборот, попросить его немедленно покинуть вашу квартиру или кабинет.

Еще одно правило вы должны сделать для себя абсолютным: никогда не давайте вашего адреса или телефонного номера тому, кого вы подозреваете в членстве в секте. Если у вас есть сомнения, но вы все же хотели бы получить больше информации, прежде чем сделать окончательные выводы, попросите его дать вам адрес и телефон, чтобы дальнейшие контакты происходили по вашей инициативе. Помните, ситуация должна контролироваться вами! Не позволяйте никому оказывать на себя давление с тем, чтобы вы предоставили личную информацию о себе; берите пример со скромной девушки, которая никогда не даст своего адреса и телефона впервые встретившемуся ей парню, прежде чем не разузнает о нем побольше. Всегда лучше повременить, чем дать свой телефон, а затем не зная покоя ни днем, ни ночью от приторно-настойчивых непрошеных вторжений.

Если вам удастся задать предлагаемые вопросы нужным тоном, без агрессии или скрытой издевки, они могут заставить сектанта задуматься. А это уже очень много; задумавшись, человек может увидеть в ином свете свое членство в секте и сделать первые шаги для выхода из нее. Помните, что стоящий перед вами человек - прежде всего жертва, и что он нуждается в сочувствии и снисхождении.

Итак, вот 10 предлагаемых вопросов:
1.
Как долго вы состоите членом группы? Вам важно с самого начала узнать, с кем вы имеете дело. Человек, вовлеченный в тоталитарную секту менее года назад, обычно еще весьма неопытен. Следовательно, вероятность того, что он прибегнет ко лжи - меньше, но в любом случае он не сможет врать так же убедительно, как опытный вербовщик. Если же ваш собеседник был членом группы уже много лет, требуйте от него наиконкретнейших ответов на все ваши вопросы. Если же он будет пытаться увильнуть, всегда можно поинтересоваться, как же так случилось, что он, проведя в группе столько-то лет, так и не удосужился получить для себя ответ на столь простые вопросы.

2.
Вы хотите завербовать меня в какую-то организацию? Чаще всего вербовщик ответит на это: "Нет, просто вы мне понравились, и я захотел поделиться с вами информацией о нашем учении (методе, организации). Дальше все будет зависеть от вас: захотите ли вы воспользоваться ею или нет". Прекрасно. Запомните этот ответ, потому что если ваш собеседник - представитель тоталитарной секты, он все же не сможет не прибегнуть к методам вербовки и давления, и тогда самое время будет вспомнить, что он вам соврал, напомнить ему об этом и вежливо, но твердо попросить оставить вас в покое.

3.
Можете ли вы перечислить названия всех других организаций, связанных с вашей группой? Задавая этот вопрос, вы пытаетесь выяснить, не является ли ваш собеседник членом известной вам тоталитарной секты. Почти все секты такого рода создают вокруг себя ряд прикрывающих (фронтовых) организаций, чтобы сходу не отпугивать потенциальных членов. Например: "Церковь Христа" часто действует как кружок или общество по изучению библейской литературы; секта "Семья" (она же "Дети Бога") представляется "Союзом независимых христианских миссионерских общин"; "Местная церковь" Свидетеля Ли (или просто "Церковь в NN") распространяет свою литературу под видом независимого издательства "Живой Поток"; "Дианетика", "Нарконон", "Криминон", "Хаббард-колледж" и т. д.- лишь иные названия для так называемой "Церкви сайентологии".

Но больше всего фронтовых организаций у мунитов (кстати, официальное название их секты "Ассоциация святого духа по объединению всемирного христианства"). Один их список составляет весьма объемистую брошюру. Тут и "Международный фонд образования", и "Международный религиозный фонд", и "Международная ассоциация по изучению принципа - CARP", и "Международный женский фонд за мир во всем мире" и "Академия профессоров за мир во всем мире" и многие, многие другие.

Терпеливо повторите вопрос; есть ли организации, связанные с группой, в которой состоит ваш собеседник, или были ли таковые в прошлом? Если ваш собеседник скажет, что он не в курсе, попросите его разузнать это у его коллег и записать на бумажке названия всех таких организаций. А вы позвоните ему завтра. Если вербовщик отвечает вам, что таких организаций нет, а позже вы обнаружите, что он вам врал, - вот вам опять отличный повод для того, чтобы выставить его вон. Если вы не зададите этого вопроса, вы рискуете не обнаружить, что вам и тут солгали.

4.
Назовите основателя и, если он уже скончания, верховного руководителя вашей группы. Попытайтесь и тут получить максимально полный и правдивый ответ на ваш вопрос. Не исключе-на возможность, что вербовщик будет стараться не назвать вам настоящего главу группы, так как его имя может быть достаточно одиозным. Для прикрытия ваш собеседник может сослаться на руководителя отделения секты в вашем районе, городе, в России. Требуйте, чтобы фамилия настоящего главы секты все же прозвучала. Возможно, если вы ее услышите, вам сразу все станет ясным, и вы не захотите более продолжать этот диалог.

5.
Расскажите о прошлом главы организации, об образовании, которое он получил. Нет ли у него уголовного прошлого? Привлекался ли он к судебной ответственности? Если да, то за что? Важно знать, действительно ли лидер - тот, за кого он себя выдает. Например, основатель "Гербалайфа" Марк Хьюз не имеет ни медицинского, ни фармакологического образования. Самопровозглашенный Христос - Виссарион (Сергей Тороп) раньше работал милиционером. Самый первый мормон - Джозеф Смит - начинал свою духовную карьеру со спиритизма и кладоискательства, в то время как крестный отец иеговизма -Чарльз Тэйз Рассел с 11 лет был мелким лавочником. Бхактиведанта Свами Прабхупада - основатель кришнаизма - до выхода на пенсию и провозглашения материального мира иллюзией был успешным бизнесменом, а "божественный учитель" (он же "дух истины") Секо Асахара глава секты "Аум Синрике" - и до сих пор владеет сетью дешевых ресторанчиков-забегаловок в Японии.

Ну и нельзя не вспомнить основателя сайентологии, "гения всех времен и народов" Л. Рона Хаббарда, который до изобретения "дианетики" не смог закончить ни одного высшего учебного заведения, проваливал любое дело, за которое брался, был замешан в ряде весьма нечистоплотных финансовых махинаций и едва сводил концы с концами штампуя низкопробную научную фантастику для бульварных журнальчиков. Столь же важен вопрос о криминальном прошлом основателей сект. Например, основатель "Церкви объединения" корейский предприниматель Сан Мен Мун дважды привлекался к ответственности в Корее (по некоторым сведениям - за двоеженство и сексуальные извращения). В 1985 г. он отсидел 13 месяцев в федеральной тюрьме США за нарушение налогового законодательства.

Естественно, само по себе прошлое главы секты не делает его автоматически жуликом или шарлатаном, но, как правило, все же дыма без огня не бывает. На самом деле удивительно, насколько часто бывает подмоченной репутация руководителей деструктивных культов. Изучив прошлое главы секты и стиль его жизни, вы можете сделать некоторые выводы о степени доверия, с которой вы готовы к нему отнестись.

Например, если секта предлагает вам прослушать курс лекций о том, как научиться строить успешные и эффективные отношения с людьми, вам было бы полезным узнать, что ее глава уже три раза разводился. Если основатель секты принимает наркотики и известен своим крайне странным (чтобы не сказать большего) поведением и образом жизни, как, например, Л. Рон Хаббард, стоит задуматься, действительно ли он может, как он утверждает, разрешить все проблемы человечества. Если вы узнали, что пламенный проповедник божественной любви - основатель секты "Семья" Дэвид Берг - под старость лет спрятался от всего мира, залег в какой-то норе и, окружив себя гаремом из молодых девушек, собирает откровенно порнушные видеоматериалы от членов своей секты, стоит задуматься, к какой именно любви призывает этот "пророк". Когда Сан Мен Мун провозглашает, что вся его деятельность направлена на утверждение мира во всем мире, к месту вспомнить, что в Корее его движению принадлежит завод, производящий автоматические винтовки М-16.

Естественно, возможно, что и ваш собеседник ничего не знает о прошлом главы своей группы, так как он сам не задал вовремя нужного вопроса вербовавшему его сектанту. Тогда вам самое время спросить: "Как же вы могли посвятить всю свою жизнь этому человеку, ничего не узнав о нем?". Помните, любой деструктивный культ стремится завербовать человека до того, как ему будет сообщена важная информация о самой организации и о ее лидере, а любая добропорядочная организация вначале предоставляет полную информацию о себе и приглашает человека стать своим членом лишь тогда, когда он сам осознает, что готов к этому.

6.
Во что ваша группа верит? Верит ли она, что цель оправдывает средства? Бывают ли обстоятельства, когда человеку полезно, если его обманут? Большинство вербовщиков вряд ли станет излагать вам учение секты прямо на месте. Их учат возбуждать ваше любопытство и любознательность, чтобы затащить вас к себе; прослушать лекцию, посмотреть фильм, принять участие в семинаре. Они знают, что там, на своей территории, у них будет гораздо больше возможностей и способов подчинить вас влиянию секты.

Если человек в ответ на ваш вопрос отказывается изложить вам основные положения вероучения группы - будьте уверены, он что-то от вас скрывает. Он может сказать вам, что боится, как бы вы не поняли его ложно и как бы у вас не сложилось превратное представление о группе из-за несовершенства его краткого сообщения. Тем не менее настаивайте на своем вопросе. Любая достойная религиозная организация в состоянии кратко изложить основы своей веры. А вот тоталитарные секты совсем не заинтересованы в том, чтобы вы сразу, без соответствующей подготовки узнали бы все, во что положено верить их членам, что распространяется среди них в материалах "для внутреннего пользования".

Если вербовщик все же начнет излагать вам учение секты, не позволяйте ему уходить в сторону и отделываться от вас лишь оценочными терминами: "хорошая", "возвышенная", "честная", "истинно христианская" и т. д. Все это лишь очередная попытка запудрить вам мозги и сменить тему разговора. Попросите его быть конкретнее. Если через какое-то время вы узнаете, что предложенное вам описание содержало в себе существенные искажения и пробелы, у вас есть полное моральное право отправить ваших собеседников восвояси. Сектанты приложат все усилия, дабы убедить вас, что они должны были вас обмануть (не сообщить вам всей правды), ибо вы находились под влиянием определявших ваше сознание средств массовой информации, и что если бы они вам сразу все сказали, вы не стали бы их слушать. Не попадайтесь на этот аргумент, ибо он значит лишь одно: вербующая вас организация считает, что цель оправдывает средства. Никакая достойная организация не станет прибегать ко лжи для помощи людям.

7.
Если я вступлю в вашу организацию, как я должен буду изменить свою жизнь? Должен ли я буду бросить учебу или работу, пожертвовать вам свои сбережения и свою собственность и разорвать отношения со всеми близкими и друзьями, если они будут высказываться против этого моего решения? Если ваш собеседник член тоталитарной секты, он скорее всего скажет вам, что от вас ничего или почти ничего не будет требоваться, и что вы сможете продолжать ваш прежний образ жизни и даже сразу достигнете всего, к чему стремитесь. Однако этот вопрос будет весьма неприятен большинству сектантов и сразу же заставит их занять оборонительные позиции. Поэтому, задав этот вопрос, вни-мательно наблюдайте за реакцией вербовщика. После его ответа спросите, чем он сам занимался до вступления в секту и чем он занимается сейчас. Позвольте себе выразить сомнение, если он самоатте-стуется как обладатель редкой профессии или назовется студентом престижного вуза. Вновь спросите, позволено ли членам его организации лгать. Если вам предлагают записаться на бесплатную программу, полезно уточнить, действительно ли она бесплатная, или же после первого, вводного курса вам придется платить по прогрессирующей шкале. То же самое относится и к работе на слишком выгодных условиях; мол, стоит лишь заплатить вступительный взнос (пройти платный подготовительный курс, по "льготной" цене приобрести первую партию товара и т. п.). Помните, что в любой "пирамиде" богатеет лишь ее верхушка.

8.
Считается ли деятельность вашей организации небесспорной? Если кто-то выступает против вашей организации, какие аргументы они приводят? Этот вопрос покажет вам, насколько ваш собеседник информирован или насколько он готов к открытому диалогу. Если вы зададите его вежливо и с дружелюбной улыбкой, то, как это ни невероятно, вы весьма часто можете услышать в ответ: "Вы знаете, есть такие странные люди, которые называют нас тоталитарной сектой, говорят, что у нас у всех промыты мозги, и называют нас зомби. Представляете себе? Вот я, например, разве я похож на зомби с промытыми мозгами?" На это можно задать встречный вопрос: "А как, по-вашему, должны выглядеть зомби с промытыми мозгами? Как они себя ведут?" Скорее всего ваш собеседник почувствует себя довольно неуютно, и если вы будете настаивать на ответе, он побыстрее постарается найти благовидный предлог, чтобы удалиться.

9.
Что вы думаете о бывших членах вашей организации? Приходилось ли вам когда-нибудь серьезно говорить с бывшими членом и выслушать от него причины, по которыми он ушел из организации? Если нет, то почему? Неужели ваша организация не позволяет вам общаться с покинувшими ее людьми? Реакция на этот вопрос сможет открыть вам очень многое. Ни одна из достойных организаций не будет запрещать своим членам поддерживать контакт с ушедшими из нее людьми. Любая достойная организация с уважением относится к свободе человека и в том числе к праву своих членов покинуть ее. Как бы она ни жалела их за их решение, она никогда не станет препятствовать им в этом. А вот о деструктивных культах этого нельзя сказать. Для них все покинувшие их члены - лютые враги, изменники и предатели. Все секты внушают своим членам страх перед ними, делая все возможное, чтобы они держались подальше от критиков организации и от ее бывших членов. Хотя некоторые опытные вербовщики могут на ваш вопрос ответить вам: "Да, конечно, некоторые мои близкие друзья ушли от нас", но если вы попросите их рассказать вам об этом поподробнее, вы вновь увидите, что вам лгут. Уместно спросить: "Какие причины они приводят, обосновывая свое решение уйти из вашей организации?" и "Ну и что, теперь, когда они ушли от вас, считают ли они себя более счастливыми, чем раньше?" Мало какой вербовщик сможет вам вразумительно ответить на эти вопросы.

10.
Назовите три вещи, которые вам не нравятся в вашей организации и в ее верховном руководителе. Мы знаем множество православных, открыто критикующих свою Церковь и ее иерархов. Мы знаем католиков, критикующих папу, и протестантов, весьма резко высказывающихся о своих церквах. Можно относиться к этому по-разному, но это факт. А вот слышали ли вы хоть об одном сектанте, открыто высказывающем хотя бы умеренно критические мысли об основателе своей группы, о ее руководстве или о ней самой? Я много раз видел сектантов, которые в ответ на вопрос о том, практикуется ли в их организации контролирование сознания, широко улыбались и говорили: "Ну что вы, конечно нет". Но точно так же и душевнобольной никогда не признает себя неполноценным, или алкоголик будет с жаром отрицать свою зависимость от спиртного. Если человек осознает свою болезнь - это уже первый шаг на пути к выздоровлению.

Лучший способ доказать человеку, что он наркоман - уговорить его попробовать воздержаться несколько дней от приема наркотика. Лучший способ проверить, находится ли человек под воздействием контролирования сознания - проверить, осталась ли у него способность к критическому восприятию окружающего. Внимательно наблюдайте за сектантом, когда вы задаете ему предлагаемый вопрос. Он как бы запнется и несколько мгновений будет выглядеть ошарашенным. Когда он все-таки соберется с мыслями для ответа, вряд ли он сможет сказать вам что-либо конкретное. Это и "естественно", потому что сектантам запрещено не только высказывать, но и в мыслях допускать критические замечания о своей организации и ее руководителе. Если вы задали все эти вопросы, не заметили никакой фальши в ответах вашего собеседника и все еще хотите получить дополнительную информацию о его организации, предпримите еще некоторые меры предосторожности, прежде чем принимать окончательное решение. Встретьтесь с другими членами организации, задайте им те же самые вопросы и проверьте, насколько совпадают друг с другом полученные вами ответы. Если ответы сильно различаются, спросите ваших собеседников о причинах этого и посмотрите, что они вам на это скажут.

До того, как вы согласитесь принять участие в каком-либо мероприятии организации, попробуйте сами разузнать что-либо о ней. Если она называет себя христианской, поинтересуйтесь, что о ней думают представители традиционных христианских исповеданий вашего региона, если мусульманской - спросите у мусульман, буддийской - буддистов и т.п. Если же организация утверждает, что ее основа
Десять вопросов навязчивому незнакомцу  25 Января 2013

Известный экономист о письме Сергея Глазьева Владимиру Путину, в котором говорится о финансовой войне Запада против России …

Советник Президента России Владимира Путина Сергей Глазьев направил в Кремль письмо, в котором предупредил о финансовой войне со стороны развитых стран за обладание реальными ресурсами. При этом, как отмечает Глазьев, с нынешней политикой Россия эту войну проиграет, сообщает Лента.ru.

По словам Глазьева, крупнейшие государства мира, в частности США, Япония, Великобритания и страны Евросоюза наращивают свою валютную эмиссию, с помощью чего скупают реальные активы. Он приводит данные, согласно которым за последние два года было эмитировано 1,5 триллиона долларов, 1,2 триллиона евро и сравнимые суммы в иенах и фунтах стерлингов. Глазьев называет такую политику «легализованной агрессией». По его мнению, в рамках нынешней экономической модели предложение денег в России зависит от внешних источников, из-за чего финансовый рынок зависит от иностранных инвесторов, а недостаток внутренних возможностей долгосрочного кредитования, маломощность и неконкурентоспособность банковского сектора приводят к сырьевой ориентации экономики и упадку обрабатывающей промышленности.

Чтобы использовать «окно возможностей», которое, по мнению Глазьева, откроется во время экономического спада, нужно нарастить норму накопления, инновационную активность и вложения в науку и технологии. Последние должны вырасти до четырех процентов ВВП. Мобилизацию средств, отмечает экономист, может обеспечить только государство. Глазьев предлагает отразить в законе «О стратегическом планировании» роль Президента, кардинально изменить денежно-кредитную политику и создать бюджет развития на основе накопленных резервов (в том числе в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния).

Владимир Путин поручил президенту РАН Юрию Осипову подготовить доклад о том, как Россия может обеспечить себе устойчивое развитие в условиях мирового кризиса. Рабочую группу возглавил вице-президент РАН и член совета директоров «Роснефти» Валерий Некипелов. В администрации эту работу будет координировать Сергей Глазьев, доклад и предложения РАН должны быть представлены в марте.

Прокомментировать мнение Сергея Глазьева мы попросили известного российского ученого, доктора экономических наук, профессора МГИМО (У) МИД России Валентина Катасонова.

Валентин Юрьевич Катасонов«90% моих публикаций раскрывают положения письма Глазьева, для многих людей это не является откровением. Другое дело, что достаточно неожиданно, что это письмо подается первому лицу нашему государства. Может, и раньше подавались такие записки, но только сейчас возник информационный эффект.

Относительно содержания письма, всё это мы уже много раз обсуждали, могу только напомнить свои публикации лета 2012 года, когда активно обсуждался вопрос вступать или не вступать в ВТО. Я говорил о том, что если у наших геополитических противников есть такое мощное оружие как печатный станок, а у нас его нет, то мы практически в сухую проиграем все конкурентные войны. Потому что мы начали отцеживать комара, но верблюда не увидели. Обсуждали вопрос, насколько государство участвует в субсидировании тех или иных отраслей экономики. А то, что у противника есть печатный станок, который обеспечивает дешевыми, иногда даже бесплатными деньгами все сектора их экономики, об этом почему-то никто даже не заикался.

Те цифры, которые приводит Сергей Юрьевич, это весьма заниженные показатели, потому что в своих публикациях на РНЛ, ссылаясь на очень серьезные зарубежные источники, я говорил о том, что эмиссия на самом деле намного больше. Об этом говорят не какие-то маргинальные источники, а например, «Отчет счетной палаты США о частичном аудите ФРС». Согласно этому докладу, в период финансового кризиса ФРС эмитировала 16 триллионов долларов в виде низкопроцентных или беспроцентных кредитов, которые она раздала крупнейшим банкам Уолл-Стрит и крупнейшим европейским банкам. Куда пошли эти деньги, неизвестно. Они вообще не отражаются в балансах центральных банков. Данные, которые приводит Глазьев, содержатся в финансовых отчетах центральных банков. А указанные суммы, судя по всему, отражают очень мощные забалансовые или внебалансовые операции.

Мы не можем конкурировать с Западом, потому что наш ЦБ - это не печатный станок, а фабрика по перекраске зеленых долларов в национальные цвета рубля. Фактически мы не являемся эмиссионным центром. Мы вывозим за рубеж природные ресурсы, при этом ведется учет этого вывоза, который называется «валютными резервами». По сути, эти резервы не являются деньгами, потому что на них нельзя, например, приобрести инвестиционные товары на мировом рынке, нельзя на них приобретать активы в тех же западных странах. Это квазиденьги или просто учетные записи. Рост валютных резервов это показатель того, что мы все более превращаемся в колониальный сырьевой придаток Запада.

Можно привести такую аналогию. Накануне Второй мировой войны Третий Рейх и Гитлер организовали систему клирингов, т.е. внешне все выглядело достаточно цивилизованно. Страны Европы поставляли в Третий Рейх товары и сырье. Все это записывалось на соответствующие счета двусторонних и многосторонних клирингов. Но было понятно и это можно прочитать в любом учебнике по истории, Гитлер никогда и не собирался погашать свои обязательства по этим клирингам. Сегодня мы имеем точно такую же ситуацию. Мир оккупирован, Россия - часть этой оккупированной территории. Создается иллюзия, что когда-то что-то из этого накопленного долга Запад нам будет погашать. Ничего этого, конечно, не будет. Эти валютные резервы, в лучшем случае могут быть использованы для погашения обязательств российских резидентов перед западными банками. Вот такая интересная динамика: кривая роста валютных резервов и кривая роста нашего внешнего долга, не только государственного, но и корпоративного, совпадают. То есть Запад не предоставит нам больше кредитов и инвестиций, чем мы имеем валютных резервов. Эти валютные резервы не больше чем своеобразное гарантийное покрытие всей этой так называемой «благодетельной» деятельности.

Теперь что касается того, как соотносится валютная эмиссия с приватизацией по всему миру. Я писал на РНЛ, что осенью 2012 года произошла частичная приватизация нашего Сбербанка. На самом деле «приватизация» не совсем точный термин, потому что продавалась доля, принадлежащая Центробанку. Произошла продажа достаточно крупного пакета акций. На первый взгляд, удивительное совпадение, что первая волна «количественного смягчения» (так американцы называют увеличение эмиссии) совпала по времени именно с приватизацией Сбербанка. Сейчас эта эмиссия нарастает и соответственно дана команда всем колониальным администрациям по всему миру, чтобы они всякими правдами и неправдами обеспечивали выставление на продажу государственных активов. Потому что деньги должны быть связаны товарами и активами. Так что нынешняя кампания по очередной приватизации обусловлена не какими-то субъективными настроениями наших руководителей. Это всё синхронизировано с этой финансовой войной.

Сергей Юрьевич написал все правильно и лаконично, может быть, кому-то не понятно, но полагаю, что Президенту понятно, потому что он уже не один год занимается этими вопросами. Это особый разговор и особая тема. Другое дело, чем это всё закончится. Тут я ничего не могу сказать, потому что я не специалист в политических вопросах и не знаю какая ситуация наверху. Президент дал поручение написать серьезный документ по этому вопросу, слышал я и о том, что оно поручено Фетисову и академику Некипелову. У меня сильное сомнение, что эти два человека подготовят доклад, который поможет нам что-то изменить в кредитной и денежно-финансовой политике. Если бы это было поручено людям, которые более четко мыслят и действуют, то можно было бы чего-то ожидать, но, зная стиль Фетисова и Некипелова, думаю, что в итоге будет опять ни рыба, ни мясо. В свое время большевики говорили, что надо начинать с захвата банков, так и нам, прежде всего, необходимо иметь нормальный Центральный банк. Без этого все разговоры о каких-то реформах будут совершенно бессмысленны».

Валентин Катасонов.
«Мир оккупирован, Россия – часть этой оккупированной территории»  21 Января 2013


Новогодняя ночь – это прощание с уходящим годом, как со старым другом, который делил с нами скорби и радости, а теперь навсегда покидает нас; это встреча с наступающим годом, который как гость уже стучится в ворота нашего дома. Новолетие – время благодарения и надежды: благодарения Богу за Его милости, и надежды, что они не оскудеют и впредь. Как рыба, находящаяся в воде не понимает, что такое вода, как птица, парящая под облаками, не знает, что такое воздух, на который опираются ее крылья, так и мы не знаем обо всех благодеяниях Божиих, которые окружали нас.

Только в загробной жизни откроется, от каких опасностей ежедневно избавлял нас Господь, от скольких бед сохранял невредимыми, от каких огненных испытаний и искушений отводил; Он защищал нас от врагов видимых и невидимых, извлекал из духовных ям и расставленных сетей, разоблачал ложь и коварство завистников и притворных друзей, чудесно исцелял от смертоносных болезней – об этих благодеяниях мы знаем только немного, они откроются нам в загробной жизни. Поэтому, что бы с нами ни случилось, мы должны верить, что это благо и говорить: «Слава Богу за все». Надо благодарить Бога за дар самой жизни. Он извлек нас из бездны небытия, дал земную жизнь и обещал вечное царство. Мы должны благодарить Господа, что видим солнечный свет, что над нами сияет небо и мы твердо ступаем по земле; а сколько наших друзей и ровесников уже лежат под землей, как под черным саваном!

Новый год учит нас благодарить Бога за каждый день жизни, который через покаяние может стать днем спасения. Год – это замкнутый круг времени, но духовно можно представить его лестницей, ступени которой идут ввысь и вниз – в обители вечного света и во тьму преисподней, в зависимости от нашей веры и дел. Поэтому канун нового года – это экзамен прожитого времени. Мы должны испытать себя перед своей совестью: какие ошибки совершили, в какие грехи впадали, какое добро могли сделать и не сделали, что надо исправить и совершить в наступающем Новолетии.

Новый год – это надежда, что мир, возвещенный ангелами в Вифлееме, пребудет в наших сердцах, как огонь в лампаде. Новый год – это время встречи с друзьями в знак духовного единства. Многих из них уже нет с нами: они окончили земную жизнь, опередив нас на пути в вечность, и мы должны молитвенно помянуть их, как бы этой молитвой разделить с ними новогоднюю трапезу. Любовь сильнее смерти. Как очи неба – звезды – смотрят на землю, так глаза усопших устремлены к нам: они покинули нас телесно, но не разлучились духовно своей любовью.

Новый год – время размышлений о смысле жизни, о вечности и времени. Смысл и цель жизни – единство с Богом, вхождение в Его превечный свет. А время для христианина – сокровище, за которое покупается вечность. Мы живем во времени. Каждому отпущен срок пребывания на земле. Однако время, которое так привычно для нас, на самом деле – таинственно и непостижимо.

Великий ум древности Аристотель говорил, что из всего, окружающего человека, самым загадочным является время. Блаженный Августин считал, что знает о времени тогда, когда не думает о нем; а когда начинает размышлять о времени, то теряется, недоумевает и изумляется. Платон писал, что время – это космос в движении, оно возникает вместе с вселенной и исчезнет с ней. Гераклит сравнивал время с потоком, в который нельзя войти дважды. Он скорбел, что земное бытие это полубытие – соединение жизни со смертью. Человек живет и не живет: живет, потому что реально существует, и не живет, так как время уничтожает, как бы сжигает все и его самого, что настоящее невозможно остановить и удержать – возникнув из бездны будущего, оно тут же тонет в бездне прошлого.

Средневековые алхимики искали эликсир бессмертия, который дал бы власть над временем, но это было ловлей призраков и погоней за сновидениями. Чародей Фауст продал душу диаволу за способность останавливать мгновения по своему желанию, но был обманут злым духом. Ни ангелам, ни демонам не дана власть и господство над временем.

Человек находится во времени, как в невидимом потоке; эту реку невозможно преградить и остановить. Человек часто забывает о времени, но время никогда не забывает о нем. Каждый год меняется лицо человека, каждое столетие изменяется лик земли. Время похоже на жемчужную нить, сотканную из мгновений, которые, просверкав, исчезают. Но в этом есть свой таинственный смысл: мгновенье невозможно вернуть, поэтому время должно быть особенно ценно и дорого человеку. Время для живущих по воле Божией превращается в метафизический свет; время, растраченное в грехах и суете – в метафизический мрак.

Новый год для христианина – это новый этап духовной борьбы с демоническими силами, обычаями полуязыческого мира и своими страстями – невидимыми змеями, обитающими на темном дне души. Каждый человек должен осознать и выявить свою главную страсть и положить начало борьбы с ней.

Новый год – всегда подарок и радость. Он озаряет своим светом и дворцы, и убогие хижины, согревает сердца и богатых и бедных. Пусть новогодняя радость станет для христиан преддверием будущей, непреходящей радости в Небесном царстве, когда время уступит свое место вечности!

Архимандрит Рафаил (Карелин)
Новый год  21 Января 2013


Как изменился Интернет в 2012 году и что ждет его в 2013-м?

Итоги и прогноз жизни в Сети от Игоря Ашманова – одного из основоположников российской IT-индустрии. 51-летний математик, программист, писатель, специалист в области искусственного интеллекта и один из отцов-основателей Рунета.)


Государство повернулось к Рунету

В 2012 наша власть наконец обнаружила, что Рунет оккупирован чуждыми политическими и идеологическими силами. И это обстоятельство влияет на все вокруг. Понятно, что никакая власть не может полноценно править на оккупированной территории, поэтому власть встряхнулась. Но у этих "чужих" большой опыт, они давно работают, успешно обкатали технологии информационных войн – в Сербии, в Грузии, на Украине, в Египте, Ливии, в Тунисе – и везде выиграли. Российской власти противостоит игрок мирового уровня, гроссмейстер. При этом у него в руках большинство интернет-технологий (браузеры, поисковики, социальные сети, операционные системы).

Для сохранения информационного суверенитета нужно что-то делать, но что? Быстро развить собственный Интернет, операционку и прочее – нереально.

Суверенный инструмент государства – это закон. И наше государство взялось за этот инструмент. Летом 2012 были приняты законы о защите детей, о реестре плохих сайтов (педофилия, суицид, детское порно, наркотики). Готовятся другие законы "про Интернет". Началось блокирование сайтов и страниц. Было много, очень много шума о том, что это цензура, наступление и все такое.

На самом деле это – пока не цензура. Пока это действительно защита детей.

Здесь стоит задать другой вопрос: не будет ли в ходе реализации закона о защите детей создана техническая и организационная инфраструктура для блокирования нежелательного политического контента? Ответ очень простой: да, такая инфраструктура есть в большинстве государств, будет она создана и у нас; при этом она будет создана в любом случае, независимо от закона о защите детей.

Изменение ландшафта в соцмедиа

Когда-то бывший главной дискуссионной площадкой Рунета Живой Журнал почти умер, из-за постоянных технических сбоев и отсутствия развития. Руководство ЖЖ сваливает вину на DDoS -атаки и неизвестных хакеров (туманно намекая, что это, наверно, злые хакеры ФСБ хотят заткнуть рот демократической общественности в ЖЖ). Но остальные популярные социальные и коммерческие сервисы Рунета испытывают не меньший нажим хакеров, однако продолжают работать стабильно. Мне кажется, если в ЖЖ все останется с руководством, целями и владельцами, как было в 2012 – ЖЖ не переживет 2013 год.

Блицкриг Фейсбука в Рунете окончательно провалился, количество активных пользователей ФБ стабилизируется на уровне нескольких миллионов, стало ясно, что стомиллионный ВКонтакте ему не одолеть. ВКонтакте удобнее, роднее, а кроме того, как дословно говорят студенты: зачем Фейсбук, если в ВК мы "можем смотреть видео и слушать музыку беспалевно". Более того, появилась модная тенденция и среди сетевой интеллигенции – демонстративно переходить во ВКонтакте, громко заявляя об этом. Ожили Одноклассники и снова начали набирать аудиторию.

Яндекс и Mail.ru также укрепили свое лидерство как самые популярные порталы Рунета. Твиттер также стабилизировался на отметке примерно в 2 миллиона активных пользователей в месяц.

Похоже, социальные сети и порталы Рунета в 2012 отстояли свое пространство от иноземцев.

Интернет-пузырь 2010 – 2012 годов сдувается

Провалились громкие IPO Фейсбука и Групона. Вообще начался закат купонных, групповых и подобных им сервисов, построенных на чистой жадности. Стартап-истерия, фишка 2011 года, тоже как-то сходит на нет. Вообще сомнительная романтика фронтира в Рунете, кажется, совсем закончилась. Интернет-бизнес окончательно стал прагматичным и регулярным: он вступил в эпоху больших батальонов, больших аудиторий и бюджетов, обработки транзакций на высоких скоростях, основанных на продаже пользовательских данных на аукционах площадок и рекламодателей. Похоже, романтика и истории успеха уходят в сторону мобильного Интернета и телевидения.

Персонализация

Ведущие поисковики в 2012 ввели персонализацию результатов поиска. Это означает, что результаты поиска по одному и тому же запросу теперь будут разными для всех пользователей, в зависимости от их поискового поведения и оценки их интересов поисковиком. Алгоритм анализа интересов и настройки результатов, конечно, не раскрывается.

Ведущие социальные сети, в первую очередь Фейсбук, также значительно усилили персонализацию лент сообщений для своих пользователей, подбирая для них "самое интересное", также с помощью секретных алгоритмов. Это изменения вроде бы направлены на повышение удобства для пользователя.

На мой взгляд, они на самом деле вызовут дальнейшее отчуждение людей сети, их замыкание в своих узких тематических нишах, семантических квартирках, кельях: по сути, станет легко не видеть ничего, что тебе не нравится или кажется неинтересным, а значит, шансов узнать новое и изменить свою точку зрения будет все меньше. А это процесс усиливающийся, с положительной обратной связью, приводящий к "закапсулированию" сознания.

Потеря внимания и памяти

В 2012 Рунет захлестнула эпидемия "клипового мышления": внимание пользователя стало фрагментарно, неустойчиво, средний пользователь не удерживает фокус внимания, не может воспринимать длинные тексты. Никто не смотрит длинных роликов, контент должен быть мелко гранулированным, легкоусвояемым, читаться наискось, состоять из привычных образов, мемов и архетипов.

При этом память среднего интернетчика окончательно стала короткоживущей, никто не помнит даже того, что было в прошлом месяце, не говоря уж о прошлом годе.

Раньше основной дискуссионной политической площадкой Рунета был Живой Журнал, уникальное, чисто российское явление. Это было и место дискуссий, и хранилище довольно длинных и продуманных текстов. Там можно было читать и обсуждать даже то, что было написано в 2003 году.

Сейчас же политическая тусовка Рунета в значительной мере перебежала из ЖЖ в "Фейсбук" (в силу моды, технических проблем и стагнации в ЖЖ и т.п.).

А Фейсбук не только не поощряет написание длинных текстов и комментариев, не только сам автоматически решает за пользователей, кого им читать, а кого нет, он еще и практически без памяти, там весь контент быстро тонет, уходит за край экрана и не находится поиском.

Время жизни сообщения в социальных сетях (когда оно получает все комментарии, лайки, прочее внимание) – несколько часов. Недельной давности сообщение найти трудно, месячной – практически невозможно, и оно никому не интересно.
То же самое – в "Твиттере", только в еще более выраженной форме.

Короткая память во всех смыслах стала своего рода трендом года. Что и показывают нынешние интернет-баталии, каждая из которых как будто начинается с нуля. Никто не помнит, что все это уже обсуждали, испытывали, опробовали – и ничего хорошего не вышло. Это как сейчас в Сирии ищут химическое оружие, а публика уже и забыла, как в свое время искали в Ираке ядерное оружие. Клиповое восприятие и короткая память публики позволяет повторять старые пропагандистские схемы: раз прием когда-то сработал, сработает и сейчас.

Это про Рунет, а в глобальном Интернете, возможно, аналогичные изменения произошли еще раньше.

Сеть и ответственность СМИ

В Рунете окончательно сложилась инфраструктура "отмывки" новостей и снятия ответственности со СМИ.

Рунет весь год занимался генерацией информационных поводов для СМИ. Например, наваливаемся, выводим некое сообщение в тренды русского "Твиттера" – и вот это уже информационный повод для СМИ, ну как же – тренд Твиттера! Вброс в социальных сетях будет чего-то стоить лишь после того, как произойдет его отмывка в СМИ.

Почему я называю информационный вброс отмывкой? Потому что СМИ с себя снимают ответственность после ссылки на сеть. Раньше СМИ были хоть как-то раньше ответственны за то, что они писали. А сейчас все можно, потому что можно сказать: ну вот же в Интернете сказали… "Как сообщают в Интернете" можно услышать и на центральных каналах ТВ.

Таким образом журналисты окончательно сняли с себя ответственность за сообщаемые читателю сведения.

Роботы наступают

Появление гигантского числа текстовых роботов – тоже итог года. Например, в русском сегменте Твиттера – до 4-5 млн. сообщений в день. Из них 2,5-3 млн. – откровенный спам, который генерируют всего 50-100 тыс. аккаунтов. И большинство из них – боты, скрипты. Пример: вдруг возникает огромный всплеск, несколько десятков тысяч сообщений за полдня такого вида: "я прошел такой-то уровень в такой-то игре". Собственно, сама игра этому помогает: генерирует сообщения через аккаунты пользователей в социальных сетях. И хотя это не спам в чистом виде, но он загаживает инфопространство.

Или, например, утром 26 октября всего за 3-4 часа было создано больше 250 000 сообщений с тегом "#Олимпиадынебудет" и автоматически сгенерированным текстом (всего сотня-две вариантов типа: "все украли", "как же стыдно перед иностранцами"), в этом участвовали примерно 20 тысяч аккаунтов. Тег попал в тренды Твиттера, а через полдня все закончилось. Зачем – неизвестно, возможно отчитывались за пропагандистский бюджет, а может быть, в это время в Сочи происходило какое-то важное совещание.

А из оставшихся 1,5-2 млн. сообщений 20-30% процентов тоже спам, но более мелкий, россыпью (наши системы, которые мониторят Рунет, не всегда его видят, он более размазан, нужно смотреть глазами).

В итоге: содержательных сообщений в "Твиттере", да и часто в "Фейсбуке" – 1-2%. Даже перепост с комментарием, то есть сообщения по схеме "скопировал и прокомментировал" – редкость. Почти никто не комментирует. Все инфопространство заполняет тупой перепост, лайки и пр.

Эту эпидемию я бы назвал даже не итогом, а событием года. Когда мы, мониторя Рунет, это поняли – это было для нас шоком. Оригинального контента и реального общения практически нет, происходит тривиальная трансляция. Но все читают. Почему? Дело в том, что сеть, как и традиционные СМИ – увеличительная линза, средство усиления, там даже самый маленький сигнал, правильно поданный, усиливается на многие порядки. И поэтому можно малыми средствами добиваться многого.

Без барьеров

Грустный тренд года: теперь в Интернете все можно. Многие в прошлом году перессорились на политической почве, в интернет-обществе возник огромный раскол. Градус ненависти повысился кардинально. В том числе к людям, с которыми много лет мирно общались. Эмоции зашкаливают, люди друг друга перестали слышать, в общении легко переходят на ругань, оскорбления и быстро привыкают к такой манере общения… Многие находят этому стандартное оправдание: да в сети всегда так, это Интернет, мальчик, тут могут и послать, и т.п. Как будто оскорбление перестает быть оскорблением, если оно написано в Фейсбуке, а не сказано голосом.

При этом и в публичном поле, в СМИ, произошло нагнетание ненависти и падение моральных барьеров, сбрасывание всех масок. Деловые и информирующие СМИ, которые раньше хотя бы соблюдали видимость объективности, сейчас перестали стесняться и окончательно заняли одну из политических сторон (в основном, конечно, либеральную). Сейчас журналист, в том числе интернет-журналист – это яростный политический боец, а вовсе не трезвый наблюдатель. И ему не стыдно за потерю профессиональной невинности.
Уже не стыдно журналисту делового издания быть активным участником митингов, драться с ненавистными омоновцами, входить в партии и политические структуры, не стыдно распространять в своем якобы нейтральном СМИ чистую пропаганду. Не стыдно солидным изданиям раздавать массово своим соратникам "пресс-корочки" для "отмазывания" на митингах и т.п.

В общем, раскол, ненависть, отбрасывание ответственности, снятие масок и окончательная потеря стыда – это тоже, увы, итог 2012 года. И Рунет активно поучаствовал в этом.

Сформировалось государственническое интернет-ополчение

У людей государственнического мировоззрения сложилось ощущение, что власть в Интернете проигрывает, что в общем-то -правда.

В 2012-м сформировалось интернет-ополчение: эти люди считают своим долгом бороться в интернете с либералами. "Государственники" сплотились партизанским образом, постепенно, в основном за время прошлогодних протестов и митингов. Причем по всей России, без призыва и помощи власти: это "движение снизу", и достаточно сильное. Я за ними наблюдал: образовывались как капли, постепенно сливались во все большие отряды. Надо помнить, что к этому времени уже была давно создана мощная армия интернет-бойцов со стороны либерального лагеря. Им долгое время никто не противостоял. Или почти никто. Были некие структуры Суркова, т.н. боты нашистов, но, на мой взгляд, это больше были страшные слухи от противоположной стороны. А если и были, то они свою задачу не выполняли, поскольку ботами (или дешевыми биороботами) с живыми людьми бороться нельзя, плохо получается. Да, в общем, с осени 2011 года было видно, как они выполняли свою задачу: Рунет был по сути оккупирован либеральной пропагандой. В 2012 году в сети не только возникли оппоненты, но и начались настоящие бои.

Что будет

Как говорят китайцы, предсказывать очень трудно, в особенности, если это касается будущего. Так что я могу только назвать тенденции.

Влияние государства на Рунет будет усиливаться

В новом году проникновение государства в Интернет будет продолжаться. Продолжится и законодательная борьба за влияние на Рунет. В Думу будут внесены законопроекты о спаме, об Интернете в целом. Будет строиться государственно-частная инфраструктура фильтрации. Мы увидим первые громкие судебные процессы о блокировании сайтов, а также об ответственности за "интернет-базар".

Политизация Рунета будет усиливаться

Казалось бы, куда уже? Однако роль сети растет – значит, попытки воспользоваться ею будут только усиливаться. Технологии вбросов и распространения информации тоже не стоят на месте. Мы увидим окончательное размытие границы между текстовыми роботами и роботизированными людьми. Рунет превратится в непрерывно громыхающее поле политической битвы, где в основном будут биться между собой роботы и немного – роболюди.

Частота возникновения новых тем, бешеных эпидемий обсуждения и полного забывания увеличится еще в разы, от сегодняшнего цикла в пару недель до периода в 3-4 дня.

Поговори с телевизором

В 2013-2014 годах произойдет слияние Интернета и телевидения. Причем, возможно, не на компьютере, как многие думали, а на телевизоре. Многие модели телевизоров уже не менее мощные, чем компьютеры, они подключены к сети, позволяют выходить на "Youtube", скачивать музыку и фильмы с торрентов. На рынке появится технология "второго экрана": скачиваешь рекомендательное приложение на свой планшет и управляешь с его экрана телевизором или выбираешь передачу в реальном времени. В 2013-м предложат новые услуги: смотреть, скажем, спортивную передачу и тут же ее обсуждать на сайте телеканала, в приложении на "умном" телевизоре, на специальных интернет-площадках для телевизионного интерактива. Многим пользователям окажется достаточно умного ТВ, они перестанут быть или уже не станут пользователями персонального компьютера.

Мобилизация Сети

В 2013 году с мобильных устройств в Интернет будет выходить больше половины пользователей. Многие новые мобильные пользователи в ближайшие 2-3 года могут уже пропустить стадию обзаведения настольным компьютером, потому что планшет и смартфон покроют все их интернет-потребности. Возникнут совершенно новые сервисы и социальные сети, изначально живущие на мобильном гаджете и не имеющие Интернета в своей основе.

Из досье "РГ"

Игорь Ашманов. Кандидат технических наук, известный специалист в области искусственного интеллекта, разработки программного обеспечения, управления проектами. Управляющий партнер компании "Ашманов и партнеры". Закончил механико-математический факультет МГУ.
Занимается информационными технологиями с 1983 года. Руководил разработкой программы проверки правописания Орфо в "Информатике", был совладельцем и генеральным директором компании "МедиаЛингва", выпускавшей словари МультиЛекс, исполнительным директором интернет-холдинга "Рамблер". За это время он выпустил несколько десятков проектов, среди которых:

    лингвистический модуль ОРФО (программа проверки правописания и стиля, тезаурус, модуль переносов) в русской версии Microsoft Office, которым пользуются миллионы людей по всей России;
    электронные словари "МультиЛекс", до сих пор остающиеся лучшим профессиональным инструментом переводчика в России;
    современная версия поисковой машины "Рамблера" в 2001 г. и большинство сайтов и сервисов, работающих сейчас на портале "Рамблер".
    спам-фильтр "Спамтест", защищающий десятки миллионов пользователей (сейчас продается под маркой "Антиспам Касперского").
    новостной поисковик "Новотека", агрегирующий и кластеризующий новости из сотен источников.
    народный поиск "Флексум" – сервис для создания тематических поисковиков.

В настоящее время – генеральный директор "Ашманов и партнеры", председатель совета директоров компании "Наносемантика".
Игорь Ашманов – участник Международного союза интернет-деятелей "ЕЖЕ", два раза побеждал в номинации "Человек года" в сетевом конкурсе РОТОР (в РОТОР 2004 и в РОТОР-2006), в рамках движения "ЕЖЕ" существует Галерея видных сетевых деятелей, в которой есть ФРИ Игоря Ашманова.

Игорь Ашманов
Короткая память  21 Января 2013

Страницы: Пред. 1 ... 48 49 50 51 52 След.