Гостевая

Написать сообщение:

Название/имя:

Электронная почта:

Сообщение:

Слово в день памяти святой великомученицы Варвары


КОГДА БОГ В СЕРДЦЕ  17 Декабря 2020
От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли; хотя Он и недалеко от каждого из нас (Деян. 17: 26-27). Это очень глубокие слова, ибо Бога надо именно ощущать. В этом великое таинство богопознания.
Бог не познается умом, Бог ощущается сердцем. Так ощутила сердцем своим Бога шестнадцатилетняя отроковица Варвара. Отец ее, богатый и знатный римлянин, был упорным язычником, и, конечно, она не была воспитана в познании Истинного Бога. Он желал, чтобы она не знала людей, не знала мира, постоянно держал ее взаперти, поселив ее в высокой башне, из окон которой открывался широкий вид на поля, луга и леса. По ночам Варвара любовалась сиянием звезд. И вот, глядя на природу, на ее великую стройность и красоту, на удивительный порядок, царящий в ней, отроковица глубже и глубже задумывалась над тем, Кто же все это сотворил.

Когда она беседовала об этом со своими прислужницами, те отвечали: «Это все сотворили боги, которых чтит твой отец». Но Варвара глубоко сомневалась: «Разве возможно, чтобы бездушные идолы, сделанные людьми из серебра и золота, сотворили весь мир? Должен быть единый Истинный Бог, Который властвует над всем миром. Он должен быть Благий. Он должен быть совсем не таким, как боги языческие». Пришла Варвара к этой мысли, а Господь дал ей истинное, глубокое познание Себя.

Отец Варвары надолго уехал и разрешил ей в это время выходить из терема и гулять в саду. Там она встретила девушек-христианок, завела с ними беседу о Боге и от них услышала проповедь о Господе Иисусе, о Святой Троице. И возгорелся дух ее глубокой любовью, а Господь послал ей священника, который просветил ее и крестил. Отец, возвратившись, узнал, что Варвара приняла христианскую веру.

Это таинство веры и ныне совершается в сердцах людей, которые ощущают Бога. И эта вера влечет их к Богу, и они откликаются на призыв. Приходят в храм дети, юноши и девушки, которые никем не научены истинной вере. Условия их жизни даже хуже тех, которые выпали на долю великомученицы Варвары. Они отовсюду слышали только, что Бога нет, и тем не менее неведомая сила влечет их в храм Божий. Нерешительно входят они сюда, озираются по сторонам, прислушиваются к песнопениям, присматриваются ко всему строю нашего богослужения. И все это глубоко воздействует на их души, потому что в храме они ощущают Бога сердцем, а сердца их, детские, отроческие и юношеские, еще не запятнанные никакой грязью житейской, не испорченные, не омраченные тьмою греха, чисты и способны воспринять Бога.

И они приходят к вере и познают Бога. Возблагодарим Его за то, что так нежно, так благостно касается Он юных сердец. Возблагодарим за то, что Он воздвиг для нас, как светоч, святую агницу Варвару. Ведь если бы не было таких избранников Божиих, горящих любовью и верой в Него, то жалкой, несчастной и темной, как осенняя ночь, была бы наша жизнь. Кто помог бы нам идти во тьме ее? Кто согрел бы наши сердца, на которые тяжко действует холод жизни? Кто просветил бы нас, кто явил бы нам правду и свет? Кто взял бы нас за руку и повел бы по страшной дороге жизни греховной, мирской? Кто укрепил бы нас в вере? Кто, если не эти светочи? Те, в чьих сердцах ярко горит вера, чья любовь пламенна, как любовь Херувимов и Серафимов, освещают нам путь во тьме существования. Господь знал, что человек заблудится на тяжком пути мирской жизни, если не будет праведников, и во множестве воздвигал их во все века.

Яркой звездой сияет в этом сонме святая великомученица Варвара в величии небесном. Кроме удивительного познания Бога, к Которому она пришла своим чистым сердцем, восхвалим ее безграничную любовь к Нему и ее страдания за Него. Ее обнаженную водили по улицам города, а вместе с ней — другую мученицу, Иулианию, которая, видя страшные истязания святой Варвары, исповедала, что и она христианка, и подверглась таким же страшным мучениям. Пожалуй, этот позор, это обнажение их чистых девственных тел, был страшнее всех остальных мучений.

Приклонимся и перед тем, как бесстрашно святая Варвара исповедала веру перед своим свирепым отцом. Он так ненавидел христианство, так чтил языческих богов, что, услышав от дочери увещание оставить идолопоклонство и уверовать в единого Истинного Бога, тотчас выхватил меч и бросился на нее, желая ее умертвить. Но Господь чудесным образом спас Свою рабу. Ей предстояла не быстрая смерть от меча, а тяжкие ужасные пытки, после которых ее звероподобный отец сам повлек ее на место казни и отрубил ей голову.

Постараемся хоть немного быть подобными ей. Если мученичество — удел немногих избранных, то исповедание обязательно для всех. Как великомученица Варвара ничего не боялась, так и нам надлежит не молчать, а проповедовать о Христе тем, кто о Нем ничего не слышал, кто живет во тьме неведения Бога. Нам нельзя прятать свою веру, а нужно открыто, высоко подняв голову, исповедовать Святую Троицу, за Которую святая великомученица положила свою жизнь. Аминь.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех (Матф. 10, 32), говорил Господь Иисус Христос ученикам Своим, требуя от них не одной веры и последования Себе, но и исповедания и проповедования сей веры пред человеками.
СЛОВО В ДЕНЬ СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО  13 Декабря 2020
Как верно и точно исполнили все они сию заповедь, свидетельствуют их проповеднические труды и подвиги и их страдальческая кончина. Их красные ноги обтекли всю вселенную, их духоносная проповедь огласила все языки, их апостольские труды сопровождались повсюду гонениями, страданиями, мученическою смертью за исповедание имени Господа Иисуса.
Одного из сих богоносных исповедников, который своими апостольскими стопами освятил и нашу землю, посеял живоносное семя Слова Божия и в наших, диких тогда, странах, ублажает ныне св. Церковь. Обтекши многие страны с проповедью Евангелия, св. Андрей окончил свое течение в городе Патрах подвигом исповедническим и мученическим. Сколько ни склонял его градский епарх Эгеат и ласками и угрозами престать от проповедования об имени Иисусове, первозванный Апостол не преставал оглашать самого епарха таинствами веры Христовой. Сколько ни истязал его Эгеат многоразличными муками, св. Андрей не преставал исповедовать велегласно пресвятое имя Господа Иисуса, и молил только о том, чтобы Господь благодатью Своею просветил самого мучителя и сподобил его жизни вечной. Наконец, распятый на кресте, он три дня не умолкал в исповедании имени Господа Иисуса Христа пред собиравшимися окрест его толпами народа, неумолкаемо поучал всех не только вере, но и исповеданию веры и терпению за веру, глаголя: «яко несть ни едина мука достойна к имущему быти воздаянию». Значит, брат мой, заповедь об исповедании Иисуса Христа пред человеками, принятая св. апостолами, обязательна и для всех, уверовавших во Христа по проповеди апостольской. Истинный христианин не может не быть исповедником. Глагол веры не в сердце только, но и в устах его: сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10, 10), говорит Апостол в чтенном ныне послании. Итак, не довольно только веровать, надобно и исповедовать веру свою и словом, и делом, и устами, и жизнью. Истинно верующий необходимо глаголет устами, потому что верует сердцем: веровах, темже возглаголах; и то только глаголет, чему верует: всяко слово гнило не исходит из уст его, но точию еже есть благо к созиданию веры, да даст благодать слышащим; необходимо живет и действует по вере, потому что убежден всем сердцем, что вера без дела мертва есть по себе, и не может даровать ему жизни вечной.

В этом совершенном согласии уст и сердца, жизни внутренней и внешней и состоит, брат, истинная вера; от сего происходит и оправдание и спасение наше: аще исповеси усты твоими и веруеши в сердцы твоем, спасешися.

Что вера без исповедания? Светильник под спудом, ничего не освещающий; мало сего, это светильник безелейный, скоро погасающий. Ибо кто не хочет являть своей веры в словах и действиях своих, у того вера мертва, не оживлена истинною любовью к Тому, в кого верует. Вера, любящая Господа, не может не говорить о Возлюбленном, не прославлять Его любви и благости, не славословить Его милосердия и человеколюбия, не благодарить Его щедрот и милости. Сердце, исполненное сильным чувством любви и благоговения к Господу, не может не изливать сего чувства посредством слова: от избытка бо сердца уста глаголют. Отсюда и происходит живая потребность общественной молитвы и славословия, богослужения в храмах, проповедования, благочестивых бесед, благоговейных и богомысленных упражнений: все это – сияние веры, горение ее, исповедание. Посему-то, братия мои, кто стыдится выказывать пред другими плоды веры сердечной, кто уклоняется даже от храма Божия и собрания верующих, когда требует того мода, кто скрывает свои сердечные убеждения веры пред глумлением бесстыдных нечестивцев и, таким образом, невольно подлаживается под тон неверия; тот должен страшиться, да не падет на него оное слово Господне: аще кто постыдится Мене и словес Моих в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми (Марк. 8, 38).

С другой стороны, что и исповедание уст без веры сердца? Свет обманчивый, хладный, украшение мертвого, гроб повапленный, как называет Сам Господь. Приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя, говорит Господь: сердце же их далече отстоит от Мене, всуе же чтут Мя усты своими. Горе вам книжницы и фарисеи лицемери, яко подобитеся гробом повапленым: внеуду убо являетеся человеком праведни, внутрьуду же есте полни лицемерия и беззакония (Матф. 15, 8-9; 23, 27). Итак, не должно думать, братия мои, чтобы исповедание веры ограничивалось одними словами. Где есть вера сердечная и исповедание по вере, там сами собою являются и дела веры и любви, – само исповедание непостыдное, небоязненное есть уже великое, святое и богоугодное дело веры: иже бо исповесть Мя пред человеки, говорит Господь, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех. И целые сонмы святых мучеников, прославленных в царствии Божием, свидетельствуют истину слов Христовых. Какой подвиг выше их исповеднического подвига? какая добродетель славнее их непобедимого терпения в исповедании Христа? Но и все другие добрые дела не происходят ли, как благие плоды, от доброго древа, от веры истинной и исповедания по вере? И не отсюда ли получают они истинную цену и достоинство дел святых и богоугодных? Почему истинный христианин есть верный слуга Царю и отечеству, покорный начальству, преданный всем сердцем возложенному на него долгу, верный во всем до последней капли крови? Потому, что сердце его исполнено веры в Господа Иисуса Христа, потому, что убежден, что не человекам, но Господу Христу работает. Несть бо власть аще не от Бога: темже противляяйся власти, Божию повелению противляется (Рим. 13, 1-2). Почему он верный, благодушный, снисходительный супруг, попечительный, чадолюбивый отец, любящий, покорный и благородный сын, преданный, любвеобильный, заботливый сродник? Потому, что он верует от всего сердца, что всякое отечество на небеси и на земли именуется от единого Отца, Иже на небесех, – потому, что исповедует с Апостолом: аще же кто о своих, паче же о присных не промышляет, веры отверглся есть и невернаго горший есть. е. снискала нам оправдание от грехов во Христе Иисусе. Так надобно и исповедовать небоязненно нашу веру везде и всегда, чтоб исповедание веры послужило нам во спасение вечное, по обетованию Господню. Так необходимо жить и действовать по вере, чтобы ни уста наши не разногласили с сердцем, ни дела и поступки не противоречили словам, чтобы Господь Иисус Христос, Которого святое и поклоняемое имя на себе носим, не сказал нам, когда явимся к Нему по смерти: не вем вас: отступите от Мене вси делателие неправды. Аминь. Отчего верующий есть мирный гражданин, безобидный, услужливый и обязательный сосед, верный, нежный и попечительный друг, благотворительный ко всем, отец сирым, око слепым, нога хромым, кроткий и незлобный к самим недоброжелателям и врагам своим? Оттого, что он верует всем сердцем слову Господа своего: якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Матф. 7, 12); оттого, что исповедует себя сыном Отца небесного, который благо есть на безблагодатныя и злыя, сияет солнце Свое на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя; потому и тщится быть милосердым, якоже Отец небесный милосерд есть. Отчего истинный ученик Христов спешит в храм Господень при всякой возможности, любит, подобно древнему Пророку, паче приметатися в дому Божием, нежели жити в селениих грешничих, едино просит у Господа, еже жити ему в дому Господни вся дни живота своего, зрети красоту Господню и посещати храм святый Его? Оттого, что верует всем сердцем, что храм Господень есть воистину дом Божий, в коем пребывает вечно Сам Господь и Спаситель его не только Божеством Своим, но и Своею пречистою плотью; есть святое очистилище, в коем приносится искупительная жертва за грехи людей; есть сокровищница благодати Божией и нашего освящения; есть место соединения и общения всех верующих во Христа Иисуса. Оттого, что убежден всем сердцем, что, удаляясь от храма Божия, он отпадает от союза верующих, отторгается от тела Христовой Церкви, становится омертвевшим ее членом, сухою ветвью на животворной лозе. Словом, истинный раб Христов, исповедуя Господа сердцем и устами, не может не исповедовать Его и делами своими; ибо помнит и исполняет слово Господне: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Матф. 5, 16). Покажи ми веру твою от дел твоих (Иак. 2, 18): вот, чего требует от нас Господь наш! Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в иарствие Божие, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех (Матф. 7, 21). Так должно, братья мои, и веровать сердцем, чтобы вера наша вменилась нам в правду, т.

Источник: Полное собрание проповедей Димитрия, Архиепископа Херсонского и Одесского. Том второй: Слова и Беседы на дни Богородичные и Святых. — М.: Типография Ф. К. Иогансон, 1889. — С. 401-406

Архиепископ Димитрий (Муретов)
И над ней совершилось то, что мы сегодня читали в Евангелии, в том отрывке, который положен в день ее праздника – о том, что будет, когда будет приближаться конец времен: будут войны, известия о войнах, будут землетрясения, восстанет народ на народ, государство на государство; ненависть охватит тысячи людей…

СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕКАТЕРИНА  7 Декабря 2020
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Три события сегодня перед нашим взором. Мы еще в сиянии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Для человечества это один из самых светлых, самых дивных праздников: Одна из нас, Дева Мария, вошла в самые глубины тайны Божией. Введение Ее во храм, жизнь Ее во Святая Святых – образ того, как с ранних лет Она вошла в область Божию, в самые глубины, в самые тайники отношений, общения человеческой души с Живым Богом в молитве: не в молитвословии, не во множестве слов, а в том углублении во святыню, которое Ее сделало Матерью Божией. В день Введения во храм Пресвятой Богородицы раскрывается перед нами величие человека, который может вступить в эти таинственные, дивные глубины и общаться с Богом в святом месте Его.
Мы празднуем сегодня также день святой Екатерины Александрийской. Она тоже была молоденькой девушкой, 18-ти лет, когда ей пришлось стать перед судом человеческим. Преданная родителями-язычниками за то, что она поверила во Христа, оставленная всеми по крови, по роду самыми ей близкими, осталась она одна стоять перед судьей, от которого не могла ожидать милости, и окруженная толпой, от которой, кроме враждебности, она не ожидала ничего.

И над ней совершилось то, что мы сегодня читали в Евангелии, в том отрывке, который положен в день ее праздника – о том, что будет, когда будет приближаться конец времен: будут войны, известия о войнах, будут землетрясения, восстанет народ на народ, государство на государство; ненависть охватит тысячи людей…

И в первую очередь эта ненависть обрушится на верующих во Христа, потому что мы, верующие во Христа, – как Матерь Божия, как юная, хрупкая и несокрушимая Екатерина – верим в одного Господа, в одного Царя, поклоняемся одному только Богу, отказываясь поклониться тем идолам – власти или иным, которые воздвигаются вокруг нас. И мы должны быть готовы к тому, что подобно Екатерине и мы можем быть приведены на суд человеческий, ради, как Христос говорит, свидетельства, ради того, чтобы представ перед людьми и будучи осужденными на заключение, на муки, на смерть, мы торжествующе проповедали нашу любовь к Богу и нашу верность Ему, и нашу несокрушимую любовь не только к тем, кто нас любит, но и к тем, кто нас ненавидит, кто желает нам зла, кто творит нам зло. Тогда не нужно будет искать мудрых слов, тогда не нужно будет искать убедительных доводов: верность, любовь, правда, святыня могут в то мгновение воссиять перед людьми через каждого из нас более убедительно, чем какие-либо слова.

И поэтому, когда мы сейчас видим, что исполняется пророчество Христово, и действительно иссякает любовь, действительно гремит слух о войнах, встает царство на царство, народ на народ, предательство множится, отдаются в руки гонителей, человеконенавистников люди веры, люди чистого сердца, даже самыми близкими им людьми, мы должны вспомнить слова Христовы: Когда вы услышите все это – восклонитесь! – то есть выпрямьтесь, подымите голову, потому что это значит, что близится время последней свободы, последней победы Божией, торжества любви, торжества Христова...

Поэтому научимся и от Пречистой Девы, и от хрупкой и непобедимой Екатерины, и от бесчисленного количества свидетелей Христовых жить без страха в страшном мире, без страха ожидать всего, что может случиться, и бояться только одного: как бы в наших сердцах не потускнела вера, как бы в наших сердцах не стала вымирать любовь, как бы мы не перестали быть верными до конца. В терпении, в твердой верности будем спасать свою душу от погибели, от гниения, и тогда тысячи спасутся вокруг нас, по слову Серафима Саровского: «Стяжи мир – и тысячи вокруг тебя спасутся». Аминь.

Митрополит Сурожский Антоний
Яко благочестиваго корене/ пречестная отрасль был еси, блаженне Александре,/ яви бо тя Христос, яко некое Божественное сокровище Российстей земли,/ новаго чудотворца, преславна и богоприятна./ И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию,/ во псалмех и пениих радующеся славим Господа,/ давшаго тебе благодать исцелений,/ Егоже моли спасти град сей,/ и державе Российстей/ богоугодней быти,// и сыновом Российским спастися.
(Тропарь благоверного великого князя Александра Невского)

ЩИТ РУСИ НА РЕКЕ НЕВЕ  6 Декабря 2020
1240 год... Разрушен стольный град, мать градов русских — Киев. Несметные полчища татар заливают Русскую землю, разрушая ее города, сжигая селения. Гибнут одно за другим воинства отдельных русских княжеств, осмелившихся вступить в борьбу с ними. Но вот новая беда — и с запада двинулись враги на Русь Православную. Шлют на нее рать шведы, а за ними оттачивают свои мечи тевтонские и ливонские рыцари. У них общая цель — завладеть не только землей, но и душой русского народа, поработить тело русского человека иноземной власти, а душу — Римскому престолу. Вот приблизился решительный час. Шведские войска уже высаживаются в новгородских пределах. Что делать? Покориться им или вступить в бой, рискуя погубить все немногочисленное новгородское войско?
Правит Новгородом тогда благочестивый князь Александр Ярославич. Понимает он, что покорностью спасет жизнь новгородцев и их имущество, но потеряна будет не только государственная, но и духовная свобода, что — где насилием, а где хитростью — уловят пришельцы в сети римские русскую душу и что потеряет Русь православную веру! Знает князь Александр, что Православие есть истина и является бесценным бисером, ради которого нужно всем жертвовать. Верит он, что Бог не оставит тех, кто подвизается за истину и правду, и решается вступить в битву.

15 июля 1240 года, в день кончины крестителя Руси великого князя Владимира, нападает он на только что высадившееся шведское войско и с помощью Божией разбивает его наголову. С поспешностью покидают остатки иноземных войск Русскую землю, а князь Александр вскоре затем отражает и иных неприятелей с запада.

С востока тем временем движутся на Русь все новые татарские полчища. Но не страшится их Александр: татары, облагая русское население данью, не вмешиваются во внутренний уклад его жизни. Видит князь Александр, что бороться с ними силой сейчас невозможно, но знает, что, если сохранится православная душа русского человека, настанет время, когда он сбросит с себя иго татарское. Зрит он в татарах бич Божий, ниспосланный на Русь за грехи ее, и решается смиренно переносить Божие испытание. Покорно едет он в Орду, исполняет все веления хана, уговаривает русских людей не противиться татарской власти, а копить в себе силы духовные и возлагать упование на Бога. Нелегко было унижаться перед ханом славному Невскому победителю, нелегко было убедить и русских людей следовать его примеру. Но подвиги святого великого князя Александра,мужественное стояние его за православную веру и смирение при Божием испытании дали плоды свои, хотя и не вскоре. Сохранивший Православие русский народ окреп, находясь под татарской властью, которая постепенно слабела.

Настал день — выпрямилась Русь Православная и сбросила с себя татарское иго. И, неся свет Православия, двинулись сами русские люди в места, населенные татарами. Вот пал и сильнейший оплот бывшего татарского царства — Казань в день Покрова Пресвятой Богородицы. Немедленно вслед за присоединением Казани к России прибыли туда православные проповедники, и много татар приняло святое крещение.

Прошло почти 27 лет после покорения Казани, и благочестивая девушка Матрона как-то увидела во сне Пречистую Божию Матерь, повелевшую ей возвестить церковным и гражданским властям, чтобы откопали Ее икону в указанном Ею месте. Явление то повторилось трижды, и девушка исполнила Ее приказание.

Когда 8 июля 1579 года стали копать в указанном Богородицей месте, нашли зарытую там икону. Священник храма Св. Николая по имени Ермолай вынул из земли икону и перенес ее в свой храм. Вскоре икона та прославилась многими чудесами и стала по всей Руси известна как чудотворная икона Казанская. Священник Ермолай, овдовев, вскоре затем принял монашество с именем Ермоген, впоследствии был митрополитом Казанским, а в Смутное время стал патриархом Всероссийским и столпом земли Русской. Уже после кончины свт. Ермогена, умученного голодом врагами России за его стойкость, его грамоты, разосланные по Руси вместе с письмами архимандрита Троице-Сергиевой лавры преподобного Дионисия, сделали свое дело. Они всколыхнули Русь, и из Нижнего Новгорода двинулась рать на освобождение Руси от захвативших ее поляков. С собой она несла принесенную из Казани икону Божией Матери, обретенную некогда святителем Ермогеном. С ней она освободила Москву, и торжественным крестным ходом русская рать вошла в Москву, неся впереди чудотворную Казанскую икону, в 1612 году, 22 октября, каковой день стал праздноваться с тех пор и празднуется ныне всей Россией.

В память того в Москве была построена церковь, в которую поставлен точный список иконы. А когда царь Петр вернул России берега Невы, утерянные ею в лихолетье, и построил там новую столицу, в ней была устроена и обитель имени св. Александра Невского. Туда, на берега, прославленные мужеством святого князя Александра, были перенесены из Владимира его святые мощи, а в построенный величественный собор во имя Казанской иконы Божией Матери была поставлена чудотворная икона, обретенная в бывшей столице царства татарского, пред которым некогда смирился великий князь Александр, подготовивший своим смирением победу над ним, объединение и величие земли Русской.

***

Святитель Иоанн (Максимович)
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является
(из Тропаря праздника)

ПАНЕГИРИК НА ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ  4 Декабря 2020
Возлюбленные верующие!

Мы, сегодняшние люди, любящие столько удовольствий, с трудом можем представить себе, как скорбели родители, у которых не было детей. Бесплодие супругов, особенно в народе еврейском, считалось наказанием Божиим и позором перед людьми. Святые богоотцы Иоаким и Анна, долгое время не имевшие детей, слезно молились, чтобы Бог даровал им хотя бы одного ребенка, и обещались даровать его Богу.

И вот, после долголетних усердных молитв, после множества просьб и слез, Всемилостивый Бог даровал им Младеницу наисвятейшую и избраннейшую, Которую они назвали Марией и Которой предстояло стать надеждой спасения рода человеческого. И кто может поведать, какая несказанная радость объяла святых богоотец Иоакима и Анну и всю родню их об этом чудесном рождении?

Когда исполнилось 3 года по Ее рождении, святые Иоаким и Анна вспомнили свой обет даровать Господу Деву Марию. И после усердных приготовлений собрали в Назарете всю родню свою, а происходил святой Иоаким из рода царского, святая же Анна была архиерейского рода. И нарядили Божественную Младеницу в царские одежды, созвали юных дев и, облачив их в праздничные наряды, повелели им идти впереди и позади Девы с возжженными светильниками в руках и воспевая псалмы Давидовы. А посередине шли святые Иоаким и Анна с Божественной Девой Марией. Какое же чудное шествие дев можно было увидеть тогда! Какое необычайное зрелище открылось всему народу! Какая несказанная радость охватила тогда все сердца!

После трехдневного путешествия пришли они в Иерусалим. Увидев столь необычное собрание девочек, множество народа окружило Деву, и все вместе направились они к великому храму Соломонову. Тогда исполнились слова пророка Давида, который говорил:

«Дщери царей в чести Твоей: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего: и возжелает Царь доброты Твоея… Приведутся Царю девы вслед Ея, искренния Ея приведутся Тебе» (Пс. 44, 10–12, 16).

Затем, подойдя к храму, где их дожидались священники, они остановились перед пятнадцатью его ступенями. И Божественная Дева Мария Сама взошла на самую высокую ступеньку, не останавливаясь на других. И, приняв Ее, святой Захария, отец святого Иоанна Крестителя, внес Деву прямо во Святая святых, туда, где никогда не бывало не то что лица женского пола, но даже священника, а мог заходить только архиерей, и то раз в год, и «не без крови, которую приносил за себя и за грехи неведения народа» (ср. Евр. 9, 7).

Там отвел он Ей место для молитвы, не в церкви и не в алтаре, где полагалось молиться остальным девам.

Святые Иоаким и Анна, передав Деву в руки священников, чтобы Она дарована была ими Богу по обету, и принеся дары, приготовленные для всесожжения, сказали непорочной Деве такие слова:

— «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего» (Пс. 44, 12). Слушайся гласа Господа, приклони ухо Твое пред святыми иереями, забудь отныне народ Свой. Забудь родню Свою, забудь Назарет, забудь и дом, в котором родилась, забудь родителей Своих, ибо «возжелал Царь доброты Твоея». Родилась Ты на свет не для того, чтобы веселиться о земном, и не для того, чтобы вкушать радостей детских и человеческих, но родилась Ты по молитве, чтобы пребывать только в молитве. Ты родилась, чтобы стать радостью всего мира, хотя понесешь в сердце Своем много боли. Дома и имущества на земле не будет у Тебя, но по чистоте Своей Ты соделаешься обиталищем вечного Бога. Жизнь Твоя будет далека от радости, смеха и веселия, но слезами Своими Ты отрешь всякую слезу со всякого лица. На земле будешь жить как самая бедная «Раба Божия», но по отшествии Твоем Тебя «ублажат все роды».

Послушайся же, Дщи возлюбленная, нашего совета. Исполняй повеления Господа и священников. Войди во Святая святых. Молись о Галилее, молись о храме, о Назарете и о нас, Твоих родителях, обветшавших днями. Вот, мы возвращаемся назад. Может, еще увидишь нас во плоти. Оставайся Сама «во дворах дома Бога нашего», ни о чем не жалея. Отныне «отец Твой и мати Твоя оставляют Тя, Господь же Тя воспринимает» (ср. Пс. 26, 10), ибо «возжелал Царь доброты Твоея». Не печалься, Мария, радуйся, Дщерь Сиона Небесного, веселись, святое Дитя, ибо Ты — упование всех народов и примирение Адама с Богом.

Радуйся, Дщерь Сиона Небесного, веселись, святое Дитя, ибо Ты — упование всех народов и примирение Адама с Богом

После таковых слов Божественные родители, благодаря Бога за то, что смогли исполнить свой обет, с миром возвратились в Назарет, откуда время от времени наведывались в Иерусалим, чтобы взглянуть на плод молитв своих и увещать Дочь к жизни ангельской. Затем, спустя немного лет, святые богоотцы Иоаким и Анна преселились из жизни сей. А святая Дева Мария осталась на попечении святых иереев, осеняемая во все дни жизни Своей благодатью Святого Духа.

Нам хорошо было бы знать, что вокруг большого храма стояло несколько домов, в которых обитали те, кто служил Богу. Прямо у храмовой стены располагалось трехэтажное здание, на каждом этаже которого было по 30 помещений. В комнатах этих, словно ветхозаветные монахи, подвизались три категории людей, принесенные в дар Богу для служения Ему в великом храме. Первыми шли всенепорочные девы, которые хранили девство до конца жизни, затем были вдовы, решившиеся блюсти вдовство свое до смерти, каковой была Анна пророчица, дочь Фануилева, а третий сонм составляли юноши, всецело посвятившие себя Господу. Они всю жизнь проводили в девстве и назывались назореями.

Дева Мария, вверенная более старшим девам, во всем покорна была священникам и большую часть жизни проводила в молитве и беседе с Богом. Она превзошла прочих дев, проводя жизнь ангельскую. Утром молилась во Святая святых до часа третьего (до 9 часов утра). Затем до часа девятого (15 часов) трудилась с прочими девами, научаясь рукоделию: пряла лен и шерсть, ткала шелк для священнических облачений и т.д. Говорят, сам хитон (льняная рубашка), не шитый руками, который носил Иисус Христос, соткала Матерь Божия.

На трапезе Дева Мария есть не хотела, как прочие девы, но, раздав Свою еду нищим, снова скрывалась во внутреннейших храма и молилась там Богу до позднего часа, когда приходил ангел, неся Ей небесную пищу.

Однако кто может рассказать о пребывании Девы в храме? Кто может поведать Ее пламенные молитвы, собеседования с ангелами, насыщение Архангелом Гавриилом, Ее радости неизреченные, повиновение совершенное, смирение Божественное? Там, во Святая святых, навыкла Она много поститься, возноситься умом к одному Богу, забыв о Своем доме и родителях в Назарете. Там научилась Она жить как ангел, молиться чистейшей молитвой, какую только возносило когда-либо человеческое существо, беседовать с ангелами небесными. Там впервые увидела Она тело ангела и лицо архангела. Там впервые беседовала с Гавриилом. Там впервые вкусила пищи ангельской и источника неизреченнейших радостей Духа Святого. Там услышала стенания Евы и плач Адама. Там ощутила страдания всех народов, порабощенных грехом. Там Дева постигла множество тайн и пророчеств. Там поняла, что Ей предстоит осуществить на земле неизреченную тайну небесного Домостроительства.

Ей предстоит осуществить на земле неизреченную тайну небесного Домостроительства

После 12 лет пребывания Ее в храме священники, водимые Духом Святым, обручили Ее с праведным Иосифом, мужем святым и престарелым в днях своих, чтобы Он охранял Ее в назаретском отчем доме Ее до времени, когда Ей определено было родить миру Иисуса Христа, Спаса душ наших.

Возлюбленные верующие! Велик и удивителен сегодняшний праздник. Как малая Дева покидает дом родителей Своих и посвящается Богу? Как проводит Она в молитве все 12 лет? Как научается с младенчества жить подобно земному ангелу?

Итак, побуждаемые великолепием праздника и вдохновляемые святостью Девы, восхвалим сегодня Младеницу Божественную, вошедшую в храм Господень. Ибо сегодня самая чистая Дева входит в самое чистое место на земле, чтобы пребывать там. Сегодня беспорочнейший плод рода человеческого сокрывается в святейшем алтаре Божественном. Ибо всё святое в святом сохраняется, светильник на подсвечник водружается, лилия в сосуд поставляется, а сокровище Духа Святого во Святом святых сокрывается.

Сегодня Дева, сопровождаемая девами, в сонм дев принимается. Сегодня светильник Божий, светильниками окруженный, пред жертвенником поставляется. Сегодня Матерь Божия, провожаемая земными матерями, в матери Сиону идет. Сегодня Дева, носящая Сына, Своею матерью, не имеющей сыновей, Церкви многочадной даруется. Сегодня купина таинственная взыскуется, сегодня руно орошенное обретается, сегодня гора несекомая на горе Сион сберегается.

Сегодня древний храм новый храм принимает, но ничего не понимает. Сегодня церковь закона Церковь благодати покрывает, но тайны не постигает. Сегодня жертвенник, руками носимый, блюдет жертвенник, Христа носящий, и не ведает срока исполнения обетования. Сегодня храм Соломонов встречает живой храм Христов. Храм храм вмещает, церковь Церковь принимает, сень закона конец закона осеняет. Кивот закона подле Кивота Духа Святого поставляется, жертвенник, херувимами осеняемый, с жертвенником, серафимами окружаемым, почитается.

Сегодня дверь, заключенная во Святая святых, соблюдается, дабы никто не прошел Ею, кроме Христа Бога. Сегодня клеть Девы ключом Духа Святого запирается, Гавриилом служится, рукою ангела питается, иереями почитается, девами окружается. Сегодня чертог Христов украшается, престол освящается, купина, молитвою освященная, возжигается, руно росу Духа вбирает, дверь запечатывается, сокровище сокрывается, таинство спасения человеческого начинается, жертва совершается, двери храма открываются, девы на моление входят, Гавриил с небес посылается, завеса алтарная опускается, трапеза с хлебами предложения дожидается, иереи кадят недоумевающе, тельцы жертвенные закалаются, книги пророческие разгибаются, народы поклоняются, Палестина еще ожидает, Адам всё воздыхает, а тайна совершается.

Придите же сегодня, христиане добрые, отовсюду, чтобы нам восхвалить вхождение Благодатной во храм Господень. Малые и великие, юные и старые, чада и матери, девы и вдовицы, придите сегодня во святые храмы, чтобы нам вместе почтить любовью своею, молитвами нашими, песнопениями, сердцами нашими и всем, что у нас есть самого ценного, Матерь Божию и Деву, вошедшую молиться о нас во Святая святых. Восхвалим сегодня любовью и добрыми делами Деву непорочную, Матерь Христа Спаса миру, колыбель христианства, Ходатаицу спасения нашего, непрестанно молящуюся о нас на небе.

Ибо тогда Она в храме с ангелами беседовала, а сегодня с Отцом, Сыном и Духом Святым непрестанно на молитве говорит. Тогда иереями во Святая святых соблюдаема была, а сегодня Херувимами и Серафимами в Сионе вечном прославляется. Тогда о Ней чистые девы заботились, а сейчас Она всех верных дев и матерей земных милостью ограждает. Тогда стены великого храма Ее укрывали, а сейчас все концы земли Она омофором Своим честным покрывает. Тогда архиереи Ее прилежно обучали, а сейчас Она всех нас страху Божию учит. Тогда через ангелов Она пищей небесною питалась, а сейчас вся земля милостью Матери Божией насыщается. Тогда храм неплодящий Деву сокрывал, а сейчас Церковь многочадная всему миру Матерь спасения нашего являет. Тогда несколько дев Деву восхваляли, а сейчас все народы земные немолчными песнями Владычицу мира воспевают. Тогда несколько светильников Деву украшали, а сейчас и солнце, и звезды, и луна Матерь Божию лучами света осиявают.

Радуйся, христианство, сегодня больше Назарета Галилейского! Радуйся, Церковь Христа Бога, больше храма горы Сионской, ибо ныне Дева Мария на всей земле почитается и за всех нас Богу молится!

Возлюбленные верующие! Многие и дивные поучения можем мы извлечь из истории нынешнего праздника. Достойно упоминания, прежде всего, рвение, с каким святые родители Иоаким и Анна исполнили свой обет, данный Богу. Поступаем ли и мы так же? Сколько раз обещали Богу, что покаемся, что будем подавать нищим потребное, что не будем больше браниться, не будем упиваться, не будем валяться в плотских грехах! Но как только выйдем из церкви, как только встанем из-под епитрахили священника, сразу же забываем об обещании, нарушаем данную клятву и всё больше огорчаем Бога. Сколько раз, оказавшись в опасности, обещали мы Богу принести большие дары и чистую жизнь! Но, увы, когда минует болезнь, пройдет нужда, всё забываем и собираем себе самое тяжкое осуждение.

Достойно упоминания рвение, с каким святые Иоаким и Анна исполнили обет, данный Богу. Поступаем ли и мы так же?

Достойна упоминания и решимость святых родителей посвятить плод молитв своих церкви Божией. Сколько слез пролили они, вымаливая ребенка, и сколько лет терпеливо ждали исполнения своей просьбы! А мы делаем всё, чтобы избавиться от детей. И если они у нас все-таки есть, зачастую предоставляем им расти как попало, подобно цветам неполиваемым. Где те родители, которые скромно одевают детей своих и в праздничные дни идут с ними в храм святой? Мы таких почти не встречаем. Если и приходят родители в церковь, то забывают взять с собою детей, говоря, что они слишком малы или пока еще молоды и придут позже, в старости.

Достойна упоминания также любовь Матери Божией к храму, Ее ревность о непрестанной молитве, Ее повиновение родителям и священникам, Ее труды и смирение. Ибо Матерь Божия, чтобы стать достойной принять в Свое тело Иисуса Христа, 12 лет пребывала в храме, молясь и постясь; а мы, когда хотим причаститься Пречистых Таин Христовых, не имеем терпения и двух часов постоять в церкви. Мы не можем и дня попоститься, не хотим хотя бы час помолиться и с ближним помириться, а исповедуемся на бегу, молимся второпях, причащаемся с маловерием — и тут же возвращаемся к своим интересам, своим удовольствиям, своим грехам. Если мы будем так продолжать, спасение душ наших окажется в большой опасности.

Так что же нам делать? Покаемся во всех своих грехах. Будем делать дело Господне — Исповедь, молитву, Святое Причастие — с великим тщанием и вниманием, а не с небрежением, ибо Священное Писание говорит: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48, 10).

Посему, братия, приходите регулярно и с великим усердием в церковь, подвизайтесь непрестанно в святой молитве. Не тяготитесь собеседованием с Богом: наступит время, когда мы умолкнем и не сможем больше молиться, когда смерть закроет нам уста, и мы уже не сможем найти дорожку к церкви. Тогда горько мы будем плакать. Но всё будет напрасно.

Приводите же с собою и детей, родных и друзей, чтобы мы все вместе, преклонив колени пред иконой Пресвятой Богородицы, помолились так:

«В храме стояще милости Твоея, на небеси стояти мним. Богородице, дверь небесная, отверзи нам двери милости Твоея».

Аминь.

Архимандрит Иакинф (Унчуляк)

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 61 След.