Настоятель храма: протоиерей Евгений Соколов

Настоятель домового храма в честь Святого праведного Иоанна Кронштадтского при ПГУ им М.В. Ломоносова

hram@pomorsu.ru

Дата рождения: 28.01.1951

Дата диаконской хиротонии: 23.05.1996

Дата иерейской хиротонии: 31.05.1998

  • Автобиография
  • Выступления
  • Статьи
  • Видеозаписи
  • Проповеди
  • СМИ о батюшке
  • Фотографии

Отец Евгений о себе

Я родился в 1951 году в поселке Волошка Коношского района Архангельской области. В семье нашей, по линии отца, шесть поколений священников. Мой дед, протоиерей Петр Соколов, был дважды судим за антисоветскую деятельность. В 1925 году сослан на пять лет в Сибирскую ссылку, а в 1937 году вторично приговорен к 10 годам лишения свободы без права переписки. Причина обвинения: продолжал за богослужением поминать убиенных Николая, Александру, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексея (Семью Царственных Страстотерпцев). В 1938 году отец Пётр был расстрелян. Родные узнали об обстоятельствах его гибели только спустя 70 лет. Место последнего служения деда – Сретенский храм в деревне Мечетка близ города Боброва Воронежской области.

Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.

Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.

Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.

В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.

В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. 
В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.

Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.

В моей семье трое детей и шесть внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.

Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений

Выступления

Элемент не найден!

Возврат к списку

Статьи

Элемент не найден!

Возврат к списку

Видеозаписи

Проповеди

Элемент не найден!

Возврат к списку

СМИ о батюшке

Проблемы миссии в условиях государственной идеологии толерантности



Ребенок мечтает о своем отдельном домике.

Поэтому часто в детской комнате строит из

подручных средств свой маленький домик,

где хозяином будет только он. Ему так хочется

быть взрослым и иметь свое независимое пространство.

Дети одни. Фото Даниила Михайлова

 

Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, братья и сестры!

Проблема миссии существовала во все времена. И всегда было очень важно, приступая к проповеди, понимать отношение светской власти к миссионерскому служению. В первые века христианства главной проповедью было простое исповедание Христа, сохранение верности своей вере. Именно эта форма проповеди была в те непростые времена тем фундаментом, на котором созидалась наша Церковь - на крови мучеников.

В период Вселенских соборов нужно было разобраться в правильности тех новых догматов, которые в мучительных богословских поисках рождались на этих соборах. Словом, всегда очень важно оценить, с духовной точки зрения, время, в которое мы выходим на проповедь. Что можно сказать о нашем времени, в которое призвал нас Господь на служение Ему? Что сегодня является главным препятствием, а что важным подспорьем в миссионерском служении? Именно, исходя из этой оценки, мы должны строить свое служение, направляя его на главные духовные проблемы наступившего века.

Современное человечество преуспело в познании законов материального мира. Те приборы, устройства, средства связи, которые мы создали на основе открытых закономерностей, и к которым уже привыкли, используя их в повседневной жизни, еще несколько десятилетий назад воспринимались бы на уровне научной фантастики. И, если рассмотреть причины бурного развития в постижении законов материального мира, то мы увидим, что все различные научные школы опираются на единые законы, принятые всем научным сообществом. Никто не оспаривает базовые законы математики, физики, химии, кибернетики, ботаники, биологии. На базе этих законов формируются разные образовательные и научные программы, но фундамент у этих программ един. И, если кто-нибудь сегодня заявит, что он создал вечный двигатель, то всем научным сообществом будет признан просто-напросто шарлатаном.

Но, удивительно, как только мы начнем рассматривать сферу духовных законов, то сразу слышим резкое неприятие самого понятия об единых духовных истинах. В разные века по-разному обосновывались подобные взгляды, но долгое время человеческое сообщество признавало существование духовных законов, стремясь к их сущностному познанию. Сегодня сложилась странная ситуация: главным духовным приоритетом считается свобода, дарованная Богом человеку, как Своему образу и подобию. Именно прикрываясь понятием свободы, человечество отказывается признавать существование единых духовных законов, лежащих в основе мироздания. Заявления мировых лидеров о свободе, как главной духовной ценности, мы слышим в последние десятилетия с завидным постоянством.

Я служу в домовом храме при Северном Арктическом университете и часто встречаюсь с преподавателями, интеллектуальной элитой нашего общества. Спрашиваю: «Учебник по математике навязывает нам математические истины, ограничивая свободу человека в решении математических задач. Можно, конечно, сказать, что 2х2 не равно 4, но такую вольность никто не приветствует. Правила русского языка предписывают мне слово «корова» писать через «О», хотя можно и через «А», смысл слова все поймут, но за безграмотность осудят и оценку за диктант снизят. Правила уличного движения ограничивают мою свободу, запрещая переходить улицу на красный свет светофора. И никто, надо заметить, не протестует против такого ограничения свободы. Но как только мы начинаем говорить о заповедях, о духовных законах, то вопли о покушении на свободу личности сотрясают все и вся. Почему?»

Трудно себе представить порядок, систему, закономерность возникшую саму по себе. У любого закона должен быть законодатель. Еще труднее представить себе Творца, который созидает красивый, системный, гармоничный, материальный мир, оставляя духовное пространство (межличностное общение) в беззаконии. Совершенно понятно, что если нет духовных законов, то наступают беззаконие и хаос, которые будут разрушать все, в том числе, и материальную систему мира. Исходя из такого понимания, можно прийти к парадоксальному выводу, что мир материальный создается для разрушения, ибо духовное беззаконие всегда разрушает любой порядок, любую гармонию. Чтобы до конца быть понятым приведу простой пример. Мы с вами построили прекрасный дом для людей, вложив в стройку весь свой талант и средства. И нам, очевидно, очень важно, чтобы люди пришедшие жить в наш дом соблюдали определенные правила и, скажем, ванну в гостиной не устраивали. Иначе дом обречен на разрушение и непонятно зачем было его строить для духовно беззаконных жильцов. Кстати, именно поэтому мы видим предписанные правила поведения в гостинице, в метро, в ж/д вагоне. Духовные законы вовсе не ограничивают свободу человека, точно так же, как не ограничивают ее законы физики и русского языка. Нет, духовные законы созданы для сохранения духовного мира, который разрушается от нравственного беззакония.

И вот мы выходим в мир, пытаясь рассказать окружающим о наших духовных законах, по которым Бог построил мир. Кого мы встречаем на улице или в аудитории? По каким духовным законам воспитывает свой народ светская власть? Совпадают эти законы или хоть как-то коррелируют с нашими законами? Однажды, на большом областном совещании, посвященным проблеме воспитания детей, задал вопрос: «Какого ребенка можно считать воспитанным? Какие есть у нас критерии, чтобы понять воспитанный человек или нет?» Ответом было красноречивое молчание очень больших начальников, отвечающих за проблемы образования и воспитания. Кстати, если нет никаких критериев, то возникает естественный вопрос, чем занимаются наши многочисленные замы по воспитательной работе? Если у государства нет никаких общепринятых духовных законов, то никакие программы по воспитанию работать не могут, ибо в школах отстоящих друг от друга на расстоянии 100 метров разными педагогами могут совершенно по-разному трактоваться различные нравственные проблемы. И что делать детям из разных школ, которые начинают эти проблемы обсуждать? Им остается только прийти к страшному выводу, что взрослые так и не пришли к однозначному ответу, «что такое хорошо и что такое плохо?».

Но существует же, должен существовать хоть какой-то ограничитель в нравственной области, который отделяет нравственного человека от безнравственного. И он, действительно, есть. Сегодня нравственным человеком у нас считается тот, кто не нарушает уголовный кодекс, ибо лозунг первого президента России г. Ельцина «Можно все, что не запрещено законом» живет и процветает. И никто этот лозунг из наших последующих руководителей не отменял. Но, что можно ждать от общества, которое воспитывается только на обязательном соблюдении УК? Говоря школьным языком: «На двойки учиться нельзя, а на тройки более чем достаточно». Что мы и наблюдаем в духовной области нашей страны. Что с таким государственным подходом к решению духовно нравственных проблем мы можем сделать? Замечу, что защиту данного подхода обеспечивают государственные СМИ и вся мощная информационная система государства.

Зададимся более сложным вопросом: что могло послужить выбором подобной нравственной идеологии? Что лежит в фундаменте такой позиции? Какие аргументы выдвигают люди в обосновании своего выбора нравственного закона, имеющего в своем основании лишь УК? На наш взгляд - именно ответ на данный вопрос поможет нам определить главные направления в нашей миссии.

Еще раз хочу напомнить, что ограничения, которые накладывают на нас знания о законах бытия материального мира, заставляют человечество лишь более полно учитывать их в своей деятельности. Чем более полно соблюдаем мы эти законы, тем тоньше, умней и совершенней будут созданные нами приборы и устройства. Знание объективных, истинных духовных законов, лежащих в основе бытия человеческой личности, позволяет человеческому сообществу развиваться в русле воли Божией, в гармоничном соработничестве своему Творцу. И наоборот, развитие мира на основе ложных духовных законов приводит к разрушению как духовного, так и материального миров. Именно поэтому во все времена постижение ИСТИНЫ, объективных духовных законов было главной задачей лучших умов человеческого сообщества. Святая Русь - такое имя дали нашей стране иностранцы, пораженные тем, что смыслом жизни русского человека был духовный идеал - обретение святости. Не важен был социальный статус человека, важно было, какого уровня святости он достиг. К примеру, святые: блаженная Ксения Петербуржская и Василий блаженный пользовались в народе куда большим авторитетом, чем князья, богатые купцы или придворные шуты. И кто сегодня помнит, кроме историков, имена знатных и сильных мира сего, а наших святых народ не просто почитает, но даже в их честь храмы переименовывает. Покровский собор на Красной площади в основном все называют собором Василия Блаженного. Если мы вспомним идеал современной общественной жизни: сытость, благополучие, здоровье, материальная обеспеченность, то поймем, почему богатые но, с нравственной позиции, мягко говоря, небезупречные люди, обласканы властью. Почему вульгарные шуты, современные гладиаторы спортсмены стали с помощью власти, законодателями дум современного общества. Ибо из всех соблазнов, которые, согласно евангельскому учению, должны прийти в мир, самым главным и страшным оказалось властолюбие, страсть к власти любой ценой. Мы помним, что сатана предлагает нашему Спасителю, как наиболее коварное, именно искушение властью, предлагая отдать Ему власть над миром, через поклонение себе. И помним ответ Христа: «Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.» [Мф.4-10]

Современные властители не желают разделять власть над миром ни с кем, в том числе и со своим Творцом. Именно поэтому, как основная форма идеологической борьбы за власть, выбрана самая дерзкая и мерзкая форма атеизма - ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Толерантность - это духовный атеизм. Главным в рамках этого учения лежит принцип отсутствия единых духовных законов - ИСТИНЫ НЕТ! А, значит, и Бога нет. Под прикрытием Богом дарованной свободы царедворцы мира воспользовались иллюзорной возможностью (играя в детскую игру как будто) попытаться поставить себя в земной жизни равными Богу. Потому что, если признавать существование в мире духовных законов, то необходимо признать власть Бога над собой, что сильные мира сего категорически не приемлют. Более того, законы о легализации однополых браков и о ювенальной юстиции - это некий вызов Творцу: мы принимаем законы противоположные Твоим заповедям! Мы полновластные хозяева на земле.

Действительно, когда нет принятых государством единых духовных законов, каждый последующий правитель может поворачивать государственный корабль в ту или иную сторону, ничего особо не страшась. Главное не нарушать УК. Важно понять, что и Национальная идея в данном случае не может быть принята нашими правителями, ибо она четко определяет курс движения государственного корабля. Но тогда руководитель любого ранга превращается в талантливого или рядового исполнителя, действия которого народ может контролировать. Пойти на подобное ограничение своей власти современные руководители отказываются. Главное для них полная свобода во власти, ограниченная только УК. И так может продолжаться бесконечно долго до тех пор, пока либо мы не осознаем необходимости принятия государством единых, истинных, духовных законов в рамках которых, с Божьей помощью, поплывем по бурному житейскому морю в русле воли Божией. Либо пока не закончится долготерпение Божие, и апокалиптические силы вступят в свое сокрушительное действие. Не нарушают Божьи заповеди нашу свободу, а лишь указывают многочисленные возможности реализации наших чаяний и желаний, но в рамках духовных законов.

В заключение. Мы выходим в мир с миссией рассказать людям о правде Божией и с призывом жить по этой правде. Выходим в мир, в котором власть имущие призывают этой правде не верить, а жить в свободе от этой правды, в свободе от выполнения в своей жизни духовных законов. Мы должны хорошо понимать, что против нас работает хорошо отлаженная мощная система, пропагандирующая жизнь по ложным духовным законам, призывающая сограждан к духовному беззаконию. Чтобы противостоять данной системе нужно либо создать более мощную систему (что нам сегодня просто не под силу), либо разоблачать порочность и духовную беззаконность навязанной Святой Руси системы демократической толерантности. Христос сказал о наших временах: «Соблазны должны прийти в мир, горе тем через кого они придут». И нужно хорошо понять данный призыв: горе здесь и сейчас!!! И, как человеку, который заявит о создании вечного двигателя, научное сообщество, исповедующее разные взгляды, но в данном случае единодушно скажет: «Шарлатан», так и мы должны всем людям, исповедующим духовное беззаконие под названием «толерантность», дать единодушно соответствующий эпитет - «духовные шарлатаны», ибо они нарушают Закон Божий! И не бояться говорить правду Божию, ибо молчанием предается Бог. Обличение духовного беззакония, которое сегодня процветает в нашем мире, и есть, по-моему, главная задача нашей миссии.

Ребенок строит свой домик. Он еще маленький, но ему так хочется быть взрослым и иметь свой дом, где хозяином будет только он. И это понятно и простительно он же ребенок, но когда взрослые дяди, получив территорию и власть над ней от Бога, стремятся полученное богатство сделать независимым от Творца, то это страшный грех, а молчать об этом грех вдвойне.

Спаси Господи за внимание.

Протоиерей Евгений Соколов, руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии Русской Православной Церкви


Возврат к списку

Фотографии