Настоятель храма: протоиерей Евгений Соколов

Настоятель домового храма в честь cвятого праведного Иоанна Кронштадтского при САФУ им М.В. Ломоносова

info@hram29.ru

Дата рождения: 28.01.1951

Дата диаконской хиротонии: 23.05.1996

Дата иерейской хиротонии: 31.05.1998


  • Автобиография
  • Выступления
  • Статьи
  • Видеозаписи
  • Проповеди
  • СМИ о батюшке
  • Фотографии

Отец Евгений о себе

Я родился в 1951 году в поселке Волошка Коношского района Архангельской области. В семье нашей, по линии отца, шесть поколений священников. Мой дед, протоиерей Петр Соколов, был дважды судим за антисоветскую деятельность. В 1925 году сослан на пять лет в Сибирскую ссылку, а в 1937 году вторично приговорен к 10 годам лишения свободы без права переписки. Причина обвинения: продолжал за богослужением поминать убиенных Николая, Александру, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексея (Семью Царственных Страстотерпцев). В 1938 году отец Пётр был расстрелян. Родные узнали об обстоятельствах его гибели только спустя 70 лет. Место последнего служения деда – Сретенский храм в деревне Мечетка близ города Боброва Воронежской области.

Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.

Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.

Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.

В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.

В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. 
В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.

Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.

В моей семье трое детей и восемь внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.

Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений

Выступления

Элемент не найден!

Возврат к списку

Статьи

Элемент не найден!

Возврат к списку

Видеозаписи

Проповеди

Элемент не найден!

Возврат к списку

СМИ о батюшке

Национальная идея, которую мы потеряли


В течение последних десяти лет я неоднократно писал о нашей национальной идее. Писал, бывало, резко, но никакой реакции от наших властей любого уровня не было. Да, и понятно: мало ли что пишет провинциальный священник. Реальная, а не продекларированная свобода разрешает не только свободу вероисповедания, но и высказывания различных взглядов, в том числе и на духовную природу власти. Приведу отрывок из своего доклада на съезде миссионеров, прочитанного несколько лет назад:

О термине

«Сегодня мы в своем служении сталкиваемся с невиданной доселе проблемой: отсутствием национальной идеи в нашей стране. Есть множество определений национальной идеи, скажу близкое мне. Итак, что же такое национальная идея:

«Это четко и ясно сформулированная и аргументально развернутая историософская позиция, объясняющая ДУХОВНЫЙ смысл существования данных народов на данной территории».

Национальная идея - это не идеологическая роскошь, обеспечивающая работой философов и политологов. Национальная идея - это принцип, на основании которого строится вся национальная политика, как внутренняя, так и внешняя. Не имея национальной идеи, государство, по существу, не имеет компаса в бурном море исторического существования. В том, что национальной идеи у новой власти нет, мы убедились, когда президент Ельцин в 1994 году призвал политологов сформулировать подобную идею - тем самым было признано официально, что ее нет. А значит, невозможно существование никаких доктрин: ни военной, ни внешнеполитической, ни религиозной, ни образовательной. Т.к. все эти доктрины призваны только укреплять общенациональную идею, развивать и уточнять ее. Раз ее нет, то не может быть и инструментов, проводящих эту идею в жизнь.

Самое печальное, пожалуй, что тогда был объявлен своеобразный конкурс на лучшую национальную идею, т.е. национальную идею превратили в рыночный товар, подчинив ее законам маркетинга. Однако еще блаж. Августин учил, что существуют два типа блага. Один тип таков, что если кто-то обладает этим благом, то другие автоматически его лишаются. Второй же таков, что обладание этим благом не препятствует обладать им другим. Эти блага неисчерпаемы, их нельзя продать, как товар. Ими либо обладают, либо нет. Вот к этим благам и относится национальная идея. Современные попытки изобрести её заново, к чему нас призывали, смехотворны и кощунственны одновременно. Национальная идея либо есть, либо ее нет. Нельзя заново изобретать, скажем, кибернетику. Либо мы признаем за ней статус науки и пользуемся ее достижениями и открытиями, либо не признаем со всеми вытекающими последствиями. Но кибернетику изобрести заново нельзя. Так и с национальной идеей. Присутствуя в общественном сознании, она может по-разному выражаться в различные исторические периоды. Но национальная идея либо признается, либо отвергается, но ни в коем случае не изобретается. Если о каждой, призванной к жизни душе, есть промысел Божий, то, конечно же, промысел Божий есть и о каждом народе, о каждой стране. И каждый народ должен воспринять это своеобразное духовное задание Божие, как национальную идею. И, принимая ее, народ тем самым присягает Своему Создателю на верность служения Ему, на несение порученного народу духовного Креста.

Сегодня по данному вопросу у нас в стране абсолютный тупик. Власть всеми силами уклоняется от своей главной законодательной обязанности - конституционно оформить национальную идею страны. Никакие законы, никакие доктрины не должны приниматься, пока национальная идея не озвучена, пока власть не объяснит народу, в чем духовный смысл его существования. Иначе вся нравственная жизнь общества будет официально ограничиваться только уголовным кодексом, что, собственно, мы и наблюдаем. Каждый новый приходящий руководитель без озвученной национальной идеи вправе будет разворачивать политику своего ведомства, министерства, всей страны по своему усмотрению. И те многочисленные реформы, которые происходят и, видимо, дальше будут происходить в нашей жизни, всегда осуществляются на законных основаниях. Ибо духовную и нравственную составляющую в рамки юридических законов не вместить».

Бесцельно прожитые годы

Прошу прощения за длинную цитату, но еще раз хочется подчеркнуть, что есть простые истины. Любая партия, любой человек, стремящийся во власть, должны знать, какой национальной идее они собираются служить. Иначе все служение превращается в исполнение приказаний вышестоящих руководителей, и не исключено, что со временем такая работа может быть признана ненужной и вредной, а люди, исполнявшие ее, просто врагами.

То, что о национальной идее в ближайшие годы заговорят руководители государства, надежды не было никакой. Но вот Валдайская речь президента России В.В.Путина, где впервые за последние 22 года всерьез говорится о национальной идеи. Читаю комментарии различных политических обозревателей, своих собратьев священнослужителей, сколько различных (в основном радостных) эмоций, сколько надежд… Но первое, что приходит на ум: а что случилось? Неужели раньше было непонятно, что подобные эксперименты над народом недопустимы – жить 20 лет без национальной идеи? Приходят и горькие воспоминания, когда во время своего первого президентского срока наш нынешний лидер предложил свою национальную идею – создание конкурентоспособной экономики, видимо, забыв, что национальная идея имеет духовную сущность. Ну да ладно, лучше поздно, чем никогда, хоть горечь от прожитых бесцельных лет все равно никак не оставляет. Но вернемся к Валдайской речи президента. Сразу оговорюсь: пишу о своем восприятии данной речи. Что главное услышал – цитирую:

«После 1991 года была иллюзия, что новая национальная идеология, идеология развития, родится как бы сама по себе. Государство, власть, интеллектуальный и политический класс практически самоустранились от этой работы, тем более что прежняя, официозная идеология оставляла тяжелую оскомину. И просто на самом деле все боялись даже притрагиваться к этой теме. Кроме того, отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности, было выгодно той квазиколониальной части элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы, и не связывала свое будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались. Практика показала, что новая национальная идея не рождается и не развивается по рыночным правилам. Самоустроение государства, общества не сработало, так же как и механическое копирование чужого опыта. Такие грубые заимствования, попытки извне цивилизовать Россию не были приняты абсолютным большинством нашего народа, потому что стремление к самостоятельности, к

духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету - неотъемлемая часть нашего национального характера».

Замечательные слова! Правда, с привкусом того, что последние 12 лет и до сего дня у власти находятся именно те люди, которые «практически самоустранились от этой работы». Из речи Президента непонятно, какие конкретно люди и организации устранились от своей главной политической задачи? Это все-таки нужно знать, чтобы впредь подобные стратегические ошибки не повторялись.

Духовный крест нации

Следующая цитата. «Мы также понимаем, что идентичность, национальная идея не могут быть навязаны сверху, не могут быть построены на основе идеологической монополии. Такая конструкция неустойчива и очень уязвима, мы знаем это по собственному опыту, она не имеет будущего в современном мире. Необходимо историческое творчество, синтез лучшего национального опыта и идеи, осмысление наших культурных, духовных, политических традиций с разных точек зрения с пониманием, что это не застывшее нечто, данное навсегда, а это живой организм. Только тогда наша идентичность будет основана на прочном фундаменте, будет обращена в будущее, а не в прошлое. Это главный аргумент в пользу того, чтобы вопрос идеологии развития обязательно обсуждался среди людей разных взглядов, придерживающихся разного мнения о том, что и как нужно делать с точки зрения решения тех или иных проблем. Нам всем: и так называемым неословянофилам, и неозападникам, государственникам и так называемым либералам - всему обществу предстоит совместно работать над формированием общих целей развития».

Здесь уже возникают вопросы. Обществу над чем предлагается поработать? Над воплощением национальной идеи или над ее очередной разработкой и формулировкой? Если над разработкой, то мы призваны повторить ту, действительно, огромную работу большевиков, которые разработали и умело навязали нашему народу внешне привлекательную национальную идею – построение светлого будущего на основе коммунистической идеологии под руководством КПСС. Как и положено, они закрепили данную разработку в статьях Конституции и создали очень привлекательный механизм по воспитанию человека, который будет воплощать данную национальную идею в жизнь в виде «Морального кодекса строителя коммунизма». Можно вспомнить знаменитую речь Ленина на Третьем съезде Коммунистического союза молодежи в 1918 году, когда власть еще шаталась от слабости, а он призвал юное поколение «учиться, учиться и учиться коммунизму». Изучать основы нового учения о светлом будущем. И был глубоко прав, добиваясь свой цели, ибо без принятия национальной идеи в свое сердце народ жить в соответствии с ней не станет. А для этого ее нужно хорошенько изучить. Все большевики теоретически делали правильно, кроме одного…. увы, Бог был забыт в этом учении, Творцу мира места в данной национальной идее не нашлось. И все закончилось постройкой очередной Вавилонской башни. Потому что духовная аксиома напоминает нам простую истину: национальная идея – это промысел Божий, воля Божия, духовный Крест, который Бог вручает народу, и без несения этого Креста государство жить не сможет. «Без Бога не до порога».

Русские перестали быть народом?

Еще одна цитата из Валдайской речи: «…националисты должны вспомнить, что Россия формировалась именно как многонациональное и многоконфессиональное государство с первых своих шагов, и что, ставя под вопрос нашу многонациональность, начиная эксплуатировать тему русского, татарского, кавказского, сибирского и какого угодно еще любого другого национализма и сепаратизма, мы встаем на путь уничтожения своего генетического кода. По сути, начинаем уничтожать сами себя».

Здесь совершенно ничего не понятно. Только давайте оставим в стороне ярлыки, а рассмотрим просто факты. Я неоднократно писал (и, право, поднадоело), что есть международные критерии, которые определяют, какое государство считается многонациональным и многоконфессиональным, а какое мононациональным и моноконфессиональным. По данным статистики более 80% населения являются русскими, и подавляющее большинство из них крещены в Православии. И именно поэтому Россия – мононациональное и моноконфессиональное государство. В нашем государстве на протяжении почти тысячи лет мирно уживались народы многих национальностей и разных конфессий потому, что основной этнос нашего государства – русский, православный народ был на редкость веротерпимым, добрым, любящим и сильным. Таким он был потому, что вера Православная его именно этому учила. На русский народ можно было опираться, искать у него защиты от внешних врагов и внутренних нестроений. И он на протяжении столетий нес главный жертвенный подвиг по сохранению национальной идеи, а другие народы ему в этом помогали.

Когда я выступаю перед студентами разных национальностей, то привожу в пример мусульманских воинов (басмачей) из Средней Азии, которые присягали русскому царю на Коране. И до начала Отечественной Войны бились с Советской властью, будучи верными своей присяге. Данный пример, который я впервые услышал в телевизионном выступлении митрополита Кирилла (будущего Святейшего Патриарха), прекрасно показывает, как берегли народы своего главного защитника, главный этнос своей страны. Почему сегодня в Конституции различных наших республик есть статьи, где открытым текстом вписаны положения заботы о своем народе, а о нас, русских, нигде и ничего? Мы что, перестали быть народом? Почему Коран можно изучать в государственных школах республик, где преимущественно мусульманское население (и молчат, смиренно молчат наши крикливые правозащитники, как в рот воды набрали, научили их мусульмане уважать свои религиозные взгляды). А мы 20 лет предмет «основы Православной культуры» ввести в основную сетку расписания не можем? Возмущение именно тогда и начинается, когда нет никаких иных возможностей противостоять подобным издевательствам, которые происходят с тем же преподаванием ОПК. Но, право, сколько можно глумиться над здравым смыслом. Свободно преподавать Коран на уроках можно, а нам, православным, ничего нельзя. И длится подобное десятилетиями, и терпим, терпим. А когда терпение кончается, нам вешают ярлык националистов. В конце концов, руководители государства должны представлять, какой страной они руководят. Но постоянное утверждение, что мы многонациональное и многоконфессиональное государство, вызывает недоумение: или притворяются, или не знают, или присутствует синдром нынешнего американского госсекретаря.

Когда многие журналисты написали, что либеральное сообщество было удовлетворено встречей на Валдае, то я понял почему: они услышали главное – национальной идеи в России, по-прежнему, в ближайшие годы не будет. А это главное, чего они так боятся. Услышать из уст руководства страны слова о том, что Бог нам дал простую и ясную национальную идею: «Русь Святая! Храни веру Православную, в ней же тебе утверждение!» - для них просто нестерпимо. Но, похоже, ближайшие годы будут отданы поиску и дискуссиям о национальной идее. Более того, когда ее утвердят, провозгласят и запишут в Конституции (при нашей демократии времени на споры уйдет много), то нужно будет еще разработать механизм воспитания человека, который данную национальную идею будет воплощать. Право, так бы хотелось дожить и услышать, что сумеют в этой области придумать наши власть имущие?

Уголовный кодекс – мерило нравственности

Кстати, многие ли из нас задумывались над тем, какой моральный кодекс сегодня действует в нашей стране без продекларированной национальной идеи? Напомню, что по умолчанию духовный вакуум занимает примитивная национальная идея «хлеба и зрелищ». И в соответствии с ней официально сегодня действует кодекс, который определяет духовный уровень человека, призванного данную идею воплощать. Возможно, многие забыли, напомню: первый президент России Б.Н. Ельцин официально провозгласил: «Можно все, что не запрещено законом». Другими словами, кодекс по воспитанию человека, который принят нынешними властями, укладывается в рамки Уголовного кодекса России. УК РФ нарушать нельзя, все остальное в духовно-нравственной области не возбраняется. Данное положение первого президента никто не отменял, и оно воочию действует сегодня в нашей стране.

Последнее. Накануне Всемирного потопа, пока праведный Ной строил свой ковчег, на землю обрушивались страшные природные катаклизмы. Бог призывал человека к ПОКАЯНИЮ, исправлению своей жизни, но человечество осталось глухо к этому призыву. Испытание огнем 2010 года, испытание водой в этом году никак не воздействовали на очерствевшие, теплохладные души наших правителей. Неужели не понятно, что такие катастрофы - прещение Божие, наказание за безбожную жизнь. Когда подобное происходило в прошлые времена, люди все хорошо понимали и говорили: «Нас посетил Бог». Но мы так и не услышали от наших светских властей ни одного покаянного слова, они не почувствовали посещения Божия. Более того, меня просто потрясло распоряжение президента к следственным органам – проконтролировать действия местных властей на Дальнем Востоке по расходованию денег при ликвидации бедствия. Иными словами, верховная власть открыто признает, что поставленные ею руководить регионом государственные чиновники могут наживаться на чужом горе. Хотя, если вспомнить, что в основе воспитания нынешней власти лежит Уголовный кодекс, а не заповеди, и даже не моральный кодекс коммунистов, то все становится на свои места.

Вспомним строчки Евангелия: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13;1-5).

Такое впечатление, что эти грозные слова Христа обращены прямо к нам. Честно сказать, в свои юные годы, читая пророчества о будущих бедствиях и реакцию на них людей, которые будут жить в то время, я никак не представлял, что подобные духовные слепота и глухота будут возможны, но вот живем…

«…ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф, 24; 37-39).

***

Церковь служит Богу в Таинствах, в молитвах, в научении Св. Писанию. Духовно хранит чистоту веры Православной, которую поручил нашей стране Господь. Светская власть призвана решить, желает ли она служить Богу, становясь внешней оградой Церкви, охраняя ее от внешних и внутренних врагов. А для этого нужна территория, которую охраняет сильная, хорошо вооруженная армия, которой нужны сильные, физически крепкие и духовно хорошо образованные воины. А потому нужны хорошее образование, наука, сильная конкурентоспособная экономика (кто же против?), здравоохранение, развитые промышленность и сельское хозяйство и много, много еще чего нужно, чтобы все наши народы спокойно и мирно жили в своих городах и весях, независимо от их национальности и вероисповедания. Потому что они будут хорошо знать, что данная России от Бога национальная идея, выраженная словами святителя Афанасия (Сахарова) - «Русь Святая! Храни веру Православную, в ней же тебе утверждение!» - выполняется нашими народами, каждым по-своему. Народы, исповедующие другую веру, своим процветанием в России будут укреплять общее могучее дерево последней Православной империи. И в самом конце приведу прекрасную цитату из Валдайской речи президента:

«Россия - как образно говорил философ Константин Леонтьев, - всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России».

Именно так. Русский народ была тем корнем, тем несущим стеблем, на котором росли ветви и цвели цветы других культур и народов, а посему не дело рубить корень, тогда все засохнет. И очень хочется, чтобы наши власти это, наконец, поняли: не изобретается национальная идея, а дается Богом, все остальное от лукавого.

Протоиерей Евгений Соколов, руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии.

 


Возврат к списку

Фотографии