Настоятель домового храма в честь cвятого праведного Иоанна Кронштадтского при САФУ им М.В. Ломоносова
info@hram29.ru
Дата рождения: 28.01.1951
Дата диаконской хиротонии: 23.05.1996
Дата иерейской хиротонии: 31.05.1998
- Автобиография
- Выступления
- Статьи
- Видеозаписи
- Проповеди
- СМИ о батюшке
- Фотографии
Отец Евгений о себе
Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.
Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.
Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.
В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.
В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.
Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.
В моей семье трое детей и восемь внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.
Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений
Выступления
Церковь против соблазнов
Церковь против соблазнов
08.02.2010
Послесловие к Рождественским чтениям …
Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам;
но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
(Мф. 18:7)
О своих впечатлениях от поездки на XVIII Международные Рождественские чтения рассказывает руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгений Соколов:
- Рождественские чтения традиционно начались с Божественной литургии в Храме Христа Спасителя. В этот раз служба пришлась на неделю о мытаре и фарисее. Вечная для человека евангельская тема - подлинного покаяния перед своим Творцом. Святейшей Патриарх Кирилл в своей проповеди указал на особую ответственность всех участников чтений в деле созидания Тела Христова и определил основную задачу - направить наш народ не по пути фарисея, а по пути мытаря. Но чтобы разбудить русских людей ото сна неверия, каждый из служителей Церкви должен сам последовать его примеру - пройти путем самоуничижения и мужественного суда над собой.
Открывая чтения, Патриарх в очередной раз напомнил, что мы живем в эпоху, когда понятия добра и зла смешались, утратились представления о грехе и праведности и, как следствие, а норма жизни стала противоречить основам христианской веры. И в этих условиях голос Церкви - это тревожный набат, к которому должны прислушаться все, кому дорого наше Отечество. Святейший отметил, что, несмотря на развитие церковно-государственного диалога, ситуация с духовно-нравственным образованием и воспитанием в России весьма далека от идеала. На всю страну - 9 православных детских садов и чуть более 100 православных школ. Цифра совершенно несоизмеримая с той потребностью, которая сейчас существует в обществе. Мне кажется, главный посыл Патриарха был в том, что пора уходить от «строительства внешних стен» к наполнению их внутреннего содержания - заниматься образованием, миссией и катехизацией.
Торговля святостью
- Отец Евгений, Вы неоднократно приезжали на Рождественские чтения, выступали с докладами, участвовали в круглых столах и семинарах. Чем Вам запомнился этот форум?
- Сейчас трудно составить общую картину, поэтому буду говорить только о своих субъективных впечатлениях. Сначала о грустном. Вызвало неприятие (и не только у меня одного) то, что многие доклады походили на отчеты вышестоящему руководству. Люди ехали за тысячи и десятки тысяч километров для того, чтобы услышать разговор о конкретных проблемах, ответы на свои многочисленные вопросы, а вместо этого слушали, каких успехов добились та или иная епархия, учреждение или отдел. Конечно, никто не сомневается в важности проделанной работы. Но, на мой взгляд, ситуация в нравственной и духовной области не становится лучше, несмотря на все наши усилия. К тому же, в других епархиях совершенно иные условия и проблемы. Соответственно, и доклады должны затрагивать те вопросы, которые волнуют всех без исключения.
Впервые мы встретились с грубым отношением работников храмов, которые находятся на территории Кремля. На участников чтений, которые пытались войти в храмы по удостоверениям священнослужителей, музейщики буквально набрасывались с требованием показать билеты, и фактически силой выгоняли из храмов. На попытки объяснить, что чтения бывают раз в год, и у многих священников из дальних регионов страны просто больше не будет возможности посетить кремлевские соборы, следовал циничный ответ: «Да вас тут семь тысяч понаехало, всех пускать что ли?!!» Я видел растерянные лица батюшек из провинции - за всю почти двадцатилетнюю историю Рождественских чтений такого еще не было. При чем такое хамство имело место со стороны людей, совершенно посторонних Церкви. Одного из самых рьяных «кремлевских защитников» пришлось даже поставить на место: «Здесь Дом Божий, и Вы здесь в гостях, а еще торгуете церковной святостью. И у Вас хватает наглости так разговаривать со священниками!?» Все это оставило очень горький отпечаток.
Из докладов на пленарном заседании запомнилось выступление Владимира Романовича Легойды. Председатель Синодального информационного отдела высказал очень важную мысль о том, что сегодня СМИ имеют огромное влияние на души людей, но прежде, чем это влияние использовать, надо определиться, в каком состоянии сейчас находится Церковь: где мы и что с нами? Церковь на протяжении своей двухтысячелетней истории жила в разные периоды: когда-то надо было просто выжить (во времена гонений), когда-то главной задачей была борьба с ересями и развитие догматического богословия и т.д. Поэтому так важно определиться, в какое время мы живем, какие формы миссионерства сейчас главные, о чем именно сейчас нужно говорить Церкви. Без ответа на эти вопросы невозможно выстроить грамотный церковно-государственный и церковно-общественный диалог.
Очень хороший доклад был у протоиерея Всеволода Чаплина, который сказал, что православный человек должен всегда помнить о своем вероисповедании и соотносить с ним и свою профессиональную деятельность. Нельзя делить жизнь христианина на церковную и светскую - об этом неоднократно говорил и Святейший Патриарх Кирилл. Мы должны строить свою жизнь по Евангелию не только, когда приходим в храм, в общину, но и когда трудимся, учимся, созидаем. Отец Всеволод призвал православных христиан к соборности. Только вместе, а не по одиночке, мы можем повлиять на все сферы человеческой жизнедеятельности, включая экономику и управление государством.
Когда в товарищах согласья нет...
- Отец Всеволод затронул очень важную тему. Сейчас в адрес Церкви раздается немало упреков в человекоугодии, в том, что пастыри часто строят свои отношения с прихожанами на основании их материального и социального статуса...
- Да, к сожалению, такие упреки часто бывают справедливыми. В зависимости от благосостояния человека, от его возможности помогать Церкви, мы, так или иначе, начинаем потакать ему, закрывая глаза на неправильное поведение и даже вопиющие грехи. По такому принципу у нас нередко строятся и взаимоотношения с властями. Но Христос призывал Своих учеников совершенно к другому. Он нес свое служение среди нищих и обездоленных людей и постоянно свидетельствовал, что Богу важны не материальное богатство, сила или власть человека, а чистота и искренность его сердца, его стремление к покаянию и исправлению.
В связи с этим я хочу отметить доклад архиепископа Орехово-Зуевского Алексия. Владыка подчеркнул, что если государство хочет идти навстречу Церкви в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, то должны быть решены давно назревшие проблемы. Во-первых, нужно отказаться от копирования западных методов образования, которые разрушают российскую школу. Это и ориентир исключительно на материальное благополучие, когда вместо воспитательного акцента в образовании делается упор на прикладные знания и умения. Это и сведение образовательных методик к простому тестированию (пресловутый ЕГЭ, который раскритикован почти всеми специалистами), внедрение ювенальной юстиции, которая окончательно подорвет авторитет педагога. Коммерциализация образования, когда деятельность учителя сводится к функции наемного работника. Архиепископ Алексий отметил, что наряду с введением духовно-нравственной культуры в школе сохраняются обязательные для преподавания материалы, антихристианские по сути и враждебные православию - в курсах истории, литературы, биологии.
Я со страхом жду, когда начнется полноценное преподавание ОПК и боюсь, что Министерство образования сделает все, чтобы усилить антихристианские моменты на других уроках. И тогда мы будем просто разрывать духовное сознание школьника. И представьте себе: на одном уроке ученику рассказывают о христианском взгляде на мироустройство, о Боге, о евангельских истоках русской культуры, о том, что Церковь всегда учила людей милосердию, всепрощению, любви и состраданию к ближнему; а на других - говорят о том, что мир возник сам по себе, человек и горилла произошли от общего предка; христианская церковь (без уточнений) сожгла Джордано Бруно, запретила Галилею заниматься наукой, устроила Варфоломеевскую ночь и основала инквизицию. А потом еще скажут, что совершившая самоубийство Катерина - «луч света в темном царстве», а Воланд - управляет человеческими судьбами и всегда побеждает. И что делать школьнику, который доверяет каждому учителю? Он увидит, что в «товарищах согласья нет», и отвергнет само понятие истины и возможность духовного поиска. В итоге мы вместо воспитания просто покалечим душу ребенка. Поэтому, повторюсь, пока не решены все проблемы, на которые указал Владыка Алексий, радоваться введению ОПК нет даже малейшего повода.
А государство отнюдь не спешит нам на встречу. Прошло 20 лет, как атеизм перестал быть главенствующей идеологией в государстве. Но школьные программы совершенно не изменились, разве что стали хуже по качеству. Это просто парадокс: в классе, где 80 процентов крещеных детей, православный учитель обязан по закону преподавать атеистическую теорию Дарвина. Даже в рамках декларируемых ныне свободы совести, толерантности, плюрализма и демократии, педагог не имеет права озвучить хотя бы две версии возникновения мира и человека. Нам тут же заявляют, что Россия - светское государство, религиозному мировоззрению в школе не место и т.д. Но, простите, светское не означает атеистическое, как и атеистическое не означает - научное. Давайте отделять мух от котлет. Почему атеизм правит бал в школах, а иному мировоззрению вход запрещен? Или у нас сейчас, как и прежде, авторитарное государство с единой обязательной идеологией?
Глумление на главном телеканале
- К озвученным архиепископам Алексием проблемам можно отнести и сериал «Школа», которые многие педагоги назвали личным оскорблением...
- Цинизм всей ситуации в том, что сериал снят по заказу государственного телевидения и показан на главном канале страны в самом начале объявленного Года учителя. Большего глумления над школой и педагогами и придумать сложно.
Как нам сказали руководители ТВ и депутаты партии «Единая Россия», это правда жизни, школа сейчас такая, и мы не должны закрывать глаза на реальные проблемы. Это очень спорный момент. Не знаю, как в Москве, но в провинции такого точно нет, и дети совершенно другие. Но дело даже не в этом. В старом добром советском кино тоже показывался порок, но этому пороку в фильме сразу же давалась нравственная оценка - что это плохо, это мерзко. Сегодня порок показывается как норма, происходит некоторая героизация: что так можно и даже нужно поступать. Наших детей призывают к пороку и соблазняют им. Видимо, сами авторы фильма настолько глубоко порочны, что не осознают, что творят. Так наркомана уже совершенно не интересует, что он делает и как выглядит со стороны - главное достать очередную дозу.
Знаете, за последние двадцать лет школа подверглась страшным экспериментам и выстояла только благодаря самоотверженному труду русских педагогов. Это просто удивительно, как они, в условиях крайней нищеты, постоянного глумления над профессией, внедрения ЕГЭ и бесконечной смены программ, смогли своей любовью к детям, к предмету, к Родине, удержать школу от развала, а подрастающее поколение - от окончательного нравственного разложения. Это самый настоящий подвиг! И вот в год Учителя по педагогам нанесен страшный удар, оскорбление на главном телевизионном канале страны. И все это оправдывается демагогией о «правде жизни». Но если так все и есть, то давайте плакать об этом, в набат бить, пытаться исправлять, а не показывать с особым смакованием.
Совершенно нелепо звучат заявления отдельных политиков о том, что в противовес «Школе» надо снять хорошие сериалы и запустить на том же канале. Простите, это тоже самое как положить перед ребенком конфету и ложку рыбьего жира и сказать: выбирай!
Положительное - это всегда труд. Чтобы стать отличником, нужно пролить много пота и изрядно поскорбеть. Куда проще быть двоечником и хулиганом. Любящая мать конфеты не запрещает, она их прячет. А мы пропагандируем грех и что-то там болтаем о «свободе выбора». Да ребенок всегда выберет конфету! Просто страшно за нравственное состояние этих представителей власти.
Кроме того, руководители страны нам часто заявляют, что сделать с телевидением ничего нельзя, так как у нас в стране нет цензуры. Но это откровенная ложь! Мы прекрасно видим, как за 10 лет изменились новости на главных российских каналах. Муха мимо не пролетит! Все согласуется и цензурируется на самом верху, не дай Бог, что-то не так. Однажды я читал лекцию в одном из отделов внутренних дел и в ходе выступления сделал несколько критических замечаний по поводу деятельности партии «Единая Россия» в духовно-нравственной сфере. Начальник ОВД тут же написал и передал мне записку: «В этих стенах критиковать «Единую Россию» запрещено. Это даже не обсуждается». И вы говорите, у нас нет цензуры? Кто вообще несет ответственность за ситуацию на телевидении? Только не надо говорить, что ответственных нет. Нет желания их искать!
Я призываю всех православных христиан, учителей выразить резкий протест против показа сериала «Школа». Нужно писать письма во всевозможные инстанции, требовать провести проверку и соответствующие экспертизы. Если мы промолчим, проглотим, дальше по телевидению будут показывать еще более гнусные и страшные вещи. Мы знаем, что человеческое падение не знает границ. Пока это только проба, только начало. Чем жестче будет наша реакция, тем больше шансов, что власть и руководители ТВ задумаются, доколе можно испытывать терпение народа.
Миссия через обличение
- Батюшка, Вы также посетили на чтениях Миссионерскую конференцию. Что Вы можете сказать о проблемах современного миссионерства в Церкви?
- Миссия всегда была главной задачей Церкви на протяжении всей ее истории. Вспомним завет Христа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). Другое дело, что формы и методы миссии менялись в зависимости от времени и ситуации.
В начале конференции было выступление председателя Миссионерского отдела Украинской Православной Церкви МП архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа. Владыка рассказал о тех непростых условиях, в которых Украинская Церковь ведет свою миссию. Это состояние постоянной войны и осады: засилье сект, расколы, провокации со стороны властей и т.д. Могу только в ноги поклониться нашим украинским братьям за их силу, мужество и терпение в стоянии за Православную веру. Очень много полезной информации предоставил сотрудник Миссионерского отдела Русской Церкви священник Андрей Хвыля-Олинтер. Это и миссионерские наработки, и юридические документы, и материалы для противодействия сектам и др. методические указания. Далее также были интересные доклады. Выступающие пытались понять критерии успешной миссии: по количеству крещеных людей или посещающих храмы. Была высказана интересная мысль - судить о миссионерских успехах по числу вновь образованных общин. Это основа христианской жизни. Апостолы, приходя в новый город, первым делом, старались организовать общину, чтобы спокойно идти с проповедью дальше.
Были также затронуты и проблемные вопросы. Один из главных - это материальная поддержка миссионерской деятельности. К сожалению, многие миссионеры сетовали на то, что не получают никакой финансовой поддержки от епархии. Церковные средства идут куда угодно, только не на миссию. Выступавшие священники обратились к Патриархии и Миссионерскому отделу Церкви с просьбой взять этот вопрос под пристальный контроль. Зачастую, вся миссия в епархиях держится на энтузиазме нескольких священников и мирян, тогда как сектанты вкладывают громадные деньги в проповедь своего учения, не скупясь ни на рекламу, ни на благотворительность, ни на подарки.
Я выступал на конференции одним из последних и коснулся темы, которая не была озвучена ни на секции, ни на пленарных заседаниях. Я напомнил слова Христа о последних временах: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». (Мф.18:7). Соблазны должны были прийти, и они пришли. Не осталось ни одной области человеческой жизнедеятельности, которую не затронул порок. Золотой телец проломил все стены. Но обратим внимание на вторую часть слов Господа: горе тому, через кого соблазн приходит.
Когда Спаситель совершал Свое служение, Его страшно боялись руководители еврейского народа: саддукеи и фарисеи. Он обличал их за то, что они своей трактовкой Писания, своим законничеством извратили Божьи заповеди и внесли соблазн в свой народ. Вот за это правдивое обличение и ненавидели законники простого проповедника, и, боясь популярности Христа, пытались схватить Его в уединении.
При этом вспомним, что Господь обличал их совсем не политкорректно (как бы сейчас сказали): «Змии, порождения ехиднины! Как убежите вы от осуждения в геенну?», «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того», «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» и т.д. Не удивлюсь, если бы современная лингвистическая экспертиза обнаружила в этих словах признаки экстремизма.
В наше время ничего не изменилось. И Церковь должна следовать примеру своего Основателя. У людей, которые являются источниками соблазнов, должна земля гореть под ногами. Ибо горе соблазняющим - сейчас, а не когда-нибудь. И они не должны вести себя так, как ведут сейчас: насмешливо, покровительственно, ерничая и оскорбляя чувства верующих. В том себя и беда, что у этих людей нет никакого страха, что их обличат. Пускай они хозяева жизни, и мы пока ничего не можем изменить. Но обличать их мы просто обязаны, к этому призывает нас Христос.
Соблазны пришли в мир, и поэтому так мало людей остается в Церкви. Выбирая между церковной жизнью и грехом, человек чаще всего выбирает последнее. Потому что грех стал не просто нормой жизни, он стал идеалом, к которому нас призывают стремиться.
Приведу пример. В Поморском университете, где расположен наш домовый храм, 14 тысяч студентов и сотрудников. За семь лет непрестанной миссионерской деятельности из них воцерковилось человек триста. Остальные пошли по пути соблазнов. При этом нельзя сказать, что мы мало делаем: проводится студенческое православное кафе; конкурсы песни, фотографии и поэзии, балы, работает сайт, выходит стенгазета. Лекции на духовно-нравственные темы я читаю на всех факультетах, создана активная молодежная община, в храме организовано постоянное дежурство. Студенты и сотрудники вуза с радостью принимают участие во всех наших светских проектах, благодарят за их организацию, но в храм не идут - соблазны сильнее. И это не мои предположения. Мне постоянно говорят: батюшка, мы все понимаем, но церковная жизнь (пост, молитвы, богослужения, таинства) для нас слишком тяжела, и от своих увлечений мы отказываться не хотим - тусовок, дискотек, выпивки, сигарет, сексуальных отношений вне брака и т.д. К сожалению, современный человек, боящийся изуродовать свое тело и разум, не задумываясь калечит свою душу и тем более не хочет ее лечить.
Церковь - не «Русское радио»
- Как только какой-либо священник или иерарх выступает с обличением тех, «кто приводит соблазны», сразу начинаются обвинения в политике, в том, что Церковь вмешивается в дела государства...
- Да, Церковь по Конституции отделена от государства. И мы никогда не будем указывать власти, какого министра снять, а какого назначить, или, скажем, как выстраивать внешнеполитические взаимоотношения с тем или иным государством. Но если какой-то вопрос касается духовно-нравственной сферы, то Церковь не просто может, но и обязана возвысить свой голос. Об этом сказано и в «Основах социальной концепции», об этом постоянно в своих публичных выступлениях говорят Святейший Патриарх Кирилл и руководители синодальных отделов - митрополит Иларион (Алфеев), В.Р.Легойда, протоиерей Всеволод Чаплин и др. Если на телевидении творится беззаконие, если внедряются программы и методики, направленные на разрушение традиционной культуры, семьи и школы, если экономические меры приводят к нищете миллионов и богатству единиц, то почему Церковь должна молчать?! В этом случае молчание сродни предательству.
Я обратился к руководству Миссионерского отдела Русской Церкви: скажите, где та граница, когда заканчивается обличение и начинается политика. Может ли врач сказать чиновнику высокого ранга, что он болен гриппом или какой-то другой заразной болезнью, особенно если этот человек не желает лечиться. Или это тоже политика?
Так, если человек, будучи крещеным, нарушает духовные законы, имеет ли право миссионер или пастырь обличить его в этом открыто? Конечно, сначала сказать один на один, и только потом при свидетелях, а затем и перед всей полнотой Церкви? Понимаете, если мы промолчим и человек загубит свою душу, вина будет в первую очередь лежать на нас...
- Батюшка, а здесь уже со стороны православных людей можно услышать обвинения в донатизме, «диомидовщине», попытке загнать верующих в «гетто»...
- Это происходит из-за непонимания самой сути обличения. Помните, ради одной заблудшей овцы оставляется все стадо. Мы не можем прятаться за церковными стенами. Миссия каждого христианина - идти в мир и проповедовать. Вопрос в другом: как мы осуществляем эту проповедь. Категорически нельзя возвышаться над людьми, мы все греховны, и никто не застрахован от падений. Еще раз повторю слова Святейшего: вести народ за собой можно только следуя путем мытаря. Обличение может быть разным. Нужно говорить о том, что в мире наряду с законами физики, математики, химии, биологии существуют объективные духовные законы. И если человек нарушает их, то он уродует свою душу и, как следствие, окружающий мир. Никто не запрещает ходить в мороз на улице раздетым - но к чему это приведет, хорошо известно. И страдать от этого будут все твои ближние. Если человек летом будет ездить на санях, то повредит и себе, и лошади, и сани в конечном итоге поломает.
Человечество долго и мучительно шло к познанию духовных законов, данных нам Богом, чтобы мы могли подготовить свою душу к вечности. Поэтому только из любви к человеку мы должны обличить его в том, что, не исполняя законы, он обрекает себя на страшное будущее. Странно, если Церковь будет говорить как «Русское радио»: «Все будет хорошо!» Это значит совершенно не любить человека. Кого люблю - того наказую. Мать наказывает ребенка исключительно из любви к нему. Наказание и запрет - это формы воспитания.
Конечно, надо нисходить к слабостям современного человека, люди совершенно дезориентированы. 70 лет атеизма, нашествие сект и оккультистов, смешение добра и зла под видом толерантности и «прав человека» - все это не прошло даром. Но когда я шел к заключенным в зоне особого режима, то не говорил: «Оставайтесь такими же!» Сейчас, приходя в молодежные субкультуры, я говорю: «Ребята, все плохо, все ужасно плохо, но все может измениться, если мы с вами начнем работать интеллектуально и духовно, над разумом и над душой».
Сила и слабость искусства
- Кто бы мог оказать Церкви поддержку в этой непростой борьбе с соблазнами, пришедшими в мир?
- Громадный нереализованный потенциал есть у нашего искусства. 28 января я случайно попал на секцию «Ассоциация православных деятелей театров для детей и юношества: перспективы развития», которая проходила в театре русской драмы «Камерная сцена». Известные режиссеры и актеры говорили о роли искусства в деле духовного воспитания, рассказывали о православных спектаклях, дискутировали о том, как донести их содержание до людей.
Я попросил слово, чтобы задать два вопроса. Первое: почему, даже после того, как стала возможной открытая церковная проповедь (с конца 80-х), доступны духовная литература и Евангелие, нравственность продолжала неуклонно падать. Без ответа на этот вопрос очень сложно говорить о духовной миссии искусства и о каких-то реальных плодах.
Второй вопрос: в XIX-м - начале XX века в России был величайший подъем культуры, уровня которой мир не знал. Были созданы гениальные произведения в живописи, литературе, музыке, театре, возникла глубочайшая самобытная философия. Но все это не остановило одну из самых кровавых революций на земле, страшную гражданскую войну, где брат восстал на брата, а сын на отца. Почему?
Я сказал, что пока не даны ответы - бессмысленно приступать к театральной деятельности. Иначе мы, уподобляясь Пилату, просто умываем руки: мы сделали все, что могли, а если люди не воспринимают, то это их проблема.
Если говорить о причинах революции, то вспомним, что в XIX-м веке центр духовной жизни переводится из храмов в салоны, где разговоры о Боге, о вере, о духовности, о патриотизме заменяют самого Бога. Человек не идет на всенощную, на литургию, он идет на лекции, на диспуты и вечера. Вместо Евангелия и Святых Отцов он начинает читать философскую и художественную литературу, вместо Причастия стремится на премьеру в театр.
В этом плане я хотел спросить очень многих режиссеров и актеров: читают ли они утренние и вечерние правила? Мне многие, в том числе называющие себя православными, говорят, а зачем это? Как зачем?! Вы ведь даже за подаренную Вам конфету благодарите, и как при этом не поблагодарить Бога за дарованные 24 часа жизни, за возможность жить, любить и созидать. Иначе как духовным хамством это сложно назвать. Как утром не взять у Творца мира благословение на день? Нет, обойдемся без Его помощи, сами проживем. Это говорит о том, что духовная составляющая таких людей искажена гордыней, самостью, тщеславием. Поэтому и плодов нет, даже от талантливых произведений искусств. Может быть, вместо репетиций какого-то спектакля на духовную тему, взять и всем актерским составом помолиться неделю, например, первую неделю Великого Поста. И посмотреть, от чего пользы больше будет. Но если мы не умеем молиться, то и спектакль не принесет нужного плода. Потому и живем плохо, раз ежедневно хамим Творцу. Повторяем ошибку интеллигенции 100-летней давности: заменяем Бога на высокоумные разговоры о Нем. Но никакие разговоры не заменят Таинства. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом». (Лк.16:10) Это касается не только тружеников сцены, но и многих православных политологов, журналистов и общественных деятелей, которые, как часто выясняется, и правил не читают, и в таинствах церковных не участвуют. Но тогда, какие бы ты высокие и умные слова не говорил, какие прекрасные статьи не писал - все останется втуне. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:5-6).
Если говорить о первом вопросе, то я снова должен напомнить о том, что соблазны пришли в мир. И там где двое пришли в храм, восьмерых увели соблазны. С разрушающим мир пороком и призвано бороться искусство. Вот здесь как раз нужно забыть про толерантность и излишнюю послушность. Именно по проводникам и источникам соблазнов должен быть направлен основной удар. Но вне духовной жизни удар пройдет мимо цели. Пост, правила, службы, таинства, Евангелие - это основа. Можно сказать, уровень первого класса, когда учат считать и писать. Мы же знаем, как в старину иконописцы приступали к написанию икон или росписи храмов (одно из величайших искусств в истории человечества). Предварительный пост, сугубая молитва, исповедь, причастие, иногда затвор или обет молчания - это считалось самым важным и необходимым этапом подготовки. И весь мир до сих пор изумляется красоте и глубине наших икон. А сколько мы знаем случаев, когда икона Святой Троицы, созданная прп.Андреем Рублевым, приводила людей в храмы.
К сожалению, мое выступление на секции было встречено в штыки, хотя говорил я достаточно мягко. Режиссеры заявили, что не мне судить, что они делают очень нужное дело и т.д. Что ж, это только еще раз подтвердило мысль о том, что соблазны проломили все стены и не ведают в своем шествии преград. Но знаю и то, что основанная Христом Церковь устоит до скончания века, и врата ада не одолеют её.
Беседовал Дмитрий Новгородский
Впервые опубликовано на сайте «Православие на Северной Земле»
Статьи
Элемент не найден!
Видеозаписи
Проповеди
Элемент не найден!
СМИ о батюшке
Элемент не найден!