Настоятель храма: протоиерей Евгений Соколов

Настоятель домового храма в честь cвятого праведного Иоанна Кронштадтского при САФУ им М.В. Ломоносова

info@hram29.ru

Дата рождения: 28.01.1951

Дата диаконской хиротонии: 23.05.1996

Дата иерейской хиротонии: 31.05.1998


  • Автобиография
  • Выступления
  • Статьи
  • Видеозаписи
  • Проповеди
  • СМИ о батюшке
  • Фотографии

Отец Евгений о себе

Я родился в 1951 году в поселке Волошка Коношского района Архангельской области. В семье нашей, по линии отца, шесть поколений священников. Мой дед, протоиерей Петр Соколов, был дважды судим за антисоветскую деятельность. В 1925 году сослан на пять лет в Сибирскую ссылку, а в 1937 году вторично приговорен к 10 годам лишения свободы без права переписки. Причина обвинения: продолжал за богослужением поминать убиенных Николая, Александру, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексея (Семью Царственных Страстотерпцев). В 1938 году отец Пётр был расстрелян. Родные узнали об обстоятельствах его гибели только спустя 70 лет. Место последнего служения деда – Сретенский храм в деревне Мечетка близ города Боброва Воронежской области.

Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.

Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.

Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.

В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.

В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. 
В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.

Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.

В моей семье трое детей и восемь внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.

Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений

Выступления



Мерзость перед Богом

Мерзость перед Богом

09.04.2010

                                      Несть бо власть аще не от Бога:

                                      сущия же власти от Бога учинены суть

                                      (Рим. 13, 1-2)

Закончился Великий пост. Прекрасное время в жизни православного христианина, когда каждый из нас сдает своеобразный экзамен: насколько ты, человек, - образ и подобие Божие. Как сильно мирские привязанности, плотские страсти, различные соблазны и привычки поработили тебя. Насколько любовь к Своему Творцу способна заставить тебя отказаться от привычного течения жизни и сосредоточиться на молитве, труде, бдении, добрых делах. Как правило, современный человек подводит итоги прожитого года в свой День рождения или в первые дни после Новогодних праздников. А я часто говорю своим прихожанам, что итоги года нужно подводить по тому, как вы проживаете Великий пост. Что нового вы сумели привнести в свою жизнь в этот замечательный период, чего сумели добиться. И хоть цель поста, как правило, у всех одна, и она прекрасно выражена в первых строчках 50-го псалма: «Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое...» - пути достижения этой цели у каждого свои.

                                                   Олимпийский соблазн

В этом году начало Великого поста совпало с открытием всемирного шоу - Зимними Олимпийскими играми. Удивительно, но и в православной среде это ЗРЕЛИЩЕ вызвало бурную дискуссию, в которую втянулись даже многие пастыри. Еще в 2007 году, когда город Сочи был выбран столицей Олимпиады-2014, я написал достаточно жесткую и пространную статью, касающуюся этого события, которая тогда осталась незамеченной. Слишком велика была эйфория от одержанной победы. Что же все-таки с нами происходит? Как относиться к этому всемирному зрелищу? Какие критерии нужно взять за основу? Если бы мы имели возможность древним грекам и древним иудеям задать вопрос, на основании чего они квалифицируют тот или иной поступок (событие) как нравственный или безнравственный, мы бы услышали два принципиально разных ответа. Греки, конечно, сразу бы обратились к каким-нибудь идеям - гармонии, целесообразности, пользы и т.д., то есть к неким отвлеченным понятиям. Для иудеев все было бы значительно проще. Мерило любого поступка - Святое Писание, где грех получает однозначную оценку: «Мерзость перед лицем Моим всякий делающий это» - и все! Попробуем и мы с позиций Закона Божьего оценить прошедшее олимпийское ЗРЕЛИЩЕ.

Напомню то, о чем уже писал в предыдущей статье. В античное время Олимпийские игры достигают невиданного размаха. Олимпийские чемпионы становятся культовыми героями - в их честь слагают оды, им платят пожизненные пенсии, освобождают от налогов, славят на собраниях. В IV веке, когда в Римской империи утверждается христианство, православные Патриархи обращаются к императору с общим требованием - запретить Олимпийские игры, потому что хорошо понимают, данное действо - «мерзость перед Богом». Потому что все это сохраняет пережитки язычества, провозглашая культ тела как главную ценность в жизни человека. Спортсмены, в сущности, становятся теми же гладиаторами, ублажающими пресыщенную публику, только без кровопролития.

Спустя полторы тысячи лет олимпийское движение возрождается. Поначалу это просто любительские соревнования энтузиастов: любителей бега на коньках, на лыжах, фигурного катания. Нет никаких федераций, затраты, как правило, несут сами спортсмены или частные лица. Поэтому, когда читаю о том, что Царь Николай II благосклонно относился к этим играм, то не вижу в этом ничего удивительного. Это очень было похоже на сегодняшние соревнования на первенство города, поселка, школы, класса, завода и т.п. О физическом здоровье, как даре Божьем, надо заботиться, кто же против этого? Другое дело - современные спортсмены, спорт высших достижений. Здесь о сохранении здоровья говорить не приходится. Здесь надо много и долго работать на износ, ибо зрелище требует сверхскоростей и сверхрезультатов. Правда, и плата за них высока. Современные «гладиаторы» получают огромные гонорары, воспеваются во всевозможных СМИ, становятся народными кумирами.

Вспомним один из олимпийских лозунгов, который провозгласил Пьер де Кубертен: «О, спорт! Ты - мир!» Какой это мир, мы видели в августе 2008 года в день открытия Олимпийских игр в Китае, когда установки Град стирали с лица земли город Цхинвал. Увы, древние греки были в этом отношении гораздо нравственнее нас, людей XXI века. А «битвы» фанатов в различных странах, драки на хоккейных и футбольных полях, пьянство и разврат в олимпийских деревнях?.. Сплошная страсть, жестокость, злость и ради чего??? Кому, какому детскому дому, какому дому ветеранов, какому обездоленному ребенку стало лучше от этих побед? Чем нынешние болельщики (действительно, по-моему, духовно больные люди) отличаются от зрителей древнего Колизея? Представляю, какой бы пьяный шабаш прокатился по всей России, если бы наши хоккеисты выиграли золотые медали. И это во время Великого поста! Право, не ведаем, что творим. И вот эту «мерзость перед Богом» активно обсуждают православные христиане на многих популярных православных сайтах. Сент-Экзюпери как-то заметил: «Достаточно послушать народную песню XV века, чтобы понять, как низко мы пали». Наверное, подобное же можно сказать, почитав комментарии православных мирян и священников по поводу итогов Олимпиады, качества судейства и прочее.

Теперь о благословении сборной, которое стало поводом для пререканий. Около десяти лет назад я должен был читать лекцию перед высокими военными чинами - заместителями командиров воинских частей по воспитательной работе. Лекция моя оказалась последней в конце рабочего дня, офицеры явно устали, куда-то спешили и предложили мне уложиться в 15 минут. Когда я ответил отказом, то один майор с явным раздражением встал и поведал все, что он думает о моей предстоящей лекции. Он рассказал, что служит в далеком гарнизоне, где 20 лет назад с большим трудом построили 2-х этажную деревянную казарму. И все было хорошо, пока командир части не пригласил попа освятить ее. А потом, через полгода, эта казарма сгорела. «Вот и все, что я могу вам сказать о всей вашей деятельности», - цинично резюмировал офицер. В ответ я попросил его, глядя мне в глаза, честно ответить на три вопроса: «Мат, нецензурная брань в освященной казарме продолжалась? Над молодыми солдатами издевались, их били? Новобранцев объедали?» Он молчал и ничего не отвечал. Тогда я продолжил: «Вы знаете, Господь, похоже, еще долготерпел. Можно было сжигать уже через пару недель. Вы же должны были знать, что «Бог поругаем не бывает». Освятили помещение, ну и ведите себя в нем соответственно». Если крещеный человек просит благословения, как же его не дать? А уж дальше мир на волю дан, простите.

                                                   Зрелище, победившее мир

Если государство придает такое значение зрелищам, то его руководители должны сознавать, что они исповедует языческие идеалы. Когда гордостью страны становятся спортивные гладиаторы, исповедующие культ тела, то о духовности властей страны и народа, избравшего таких руководителей, говорить не приходится. В данном случае мне трудно понять и объяснить это всеобщее негодование и всероссийский «плач» по неудачному выступлению сборной и т.п. Жалко затраченных денег? Как говорят на Севере: «Не пошто и платили!» Кто, интересно, заставлял? А если язычество взяли за основу духовной жизни страны, то надо понимать, что это «мерзость перед Богом». И то, что все цивилизованные страны поклоняются языческим идеалам, не должно служить нам, наследникам Святой Руси, оправданием. Это их выбор. В отличие от сомнительных общественных идеалов, которым поклонялся Запад, на Святой Руси идеалом жизни было обретение святости. Святых почитали, как главных носителей национальной идеи. Потом, когда святость стали терять, и идеалом общественной жизни стала Великая Россия - почитали великих полководцев, ученых, писателей, поэтов, музыкантов, художников. А сейчас кого почитаем: певцов, актеров, телевизионных ведущих, эстрадных клоунов, спортсменов, успешных бизнесменов... И какой же общественный идеал привносят в нашу жизнь эти люди? Ответ один: ХЛЕБА и ЗРЕЛИЩ - ибо ничего другого они просто не умеют. Но это возможно только если языческая культура, языческие идеалы угодны руководству страны.

И правда, язычество все больше входит в нашу жизнь. Как посмотришь, в какой культ превратилось лицедейство (справедливости ради отметим - тоже во всем мире), то так и вспоминаешь слова Экзюпери, о том «как низко мы пали». В прошедшие века лицедеев, как и самоубийц, на кладбище не хоронили, только за оградой. А сегодня языческие статуэтки американских Оскаров, Каннские Пальмовые ветви, Берлинские медведи - это престижнейшие награды, которые делают знаменитым человека, завоевавшего их, на весь мир. Его величество ЗРЕЛИЩЕ поработило, похоже, весь мир. А ведь лицедейство - «мерзость перед Богом». Или уже нет? Если нет, то странно, почему? Законы физики, химии, математики не изменились. А что, духовные законы подвержены влиянию времени? Нет, законы неизменны, меняются правила - продукт человеческого ума: правила поведения, правила хорошего тона, правила языка. А вот духовные законы, похоже, зачем-то стали фальсифицировать. Хотя, казалось бы, понятно: мерзость она и есть мерзость. Вот, например, наш Московский кинофестиваль уже который год проводится в Петровский пост. Ну ладно бы проводили этот фестиваль наши новоявленные язычники. Так ведь нет! Никита Сергеевич Михалков позиционирует себя исключительно православным человеком. Тысячи, десятки тысяч людей впадают в этот соблазн и вместо Церкви, вместо службы идут на просмотр отечественного и зарубежного лицедейства. Более того, СМИ много рассказывают о развлекательной программе фестиваля: фуршеты, поездки, дегустация пельменей по ТВ руководителем союза кинематографистов (и такое было) и многое другое. А когда меня студенты спрашивают: «А почему ему можно?» - вот, право, не знаю, что отвечать. Хочется только напомнить всем православным руководителям этих языческих зрелищ слова Евангелия: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царствии Небесном» (Мф. 5,19).

                                                   Толерантность или святотатство?

Язычество все больше входит в нашу жизнь. И необходимо ответить на вопрос, почему это происходит. Сегодня, когда роль СМИ непомерно высока, очень важно понять, почему подавляющее их число постоянно навязывают нам языческие идеалы. Здесь все - астрология, оккультизм, магия, эзотерика и прочая бесовщина. По-видимому, такова политика сегодняшнего руководства. Наверное, все слышали это часто звучащее и малопонятное слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Так хочется, чтобы нам все-таки объяснили, что за ним стоит. Несколько раз я пытался это выяснить, но четкого ответа не получил. Понятно только, что это не веротерпимость, иначе так бы и сказали. Нет, руководство страны призывает нас быть именно толерантными. Что же это такое? Как я понимаю, нас призывают признать все религиозные направления в России равноправными и равнозначными. Другими словами, признать все религии несущими истину. В язычестве это действительно так. Древние римляне были подлинно толерантными людьми. Они призывали народы, входящие в состав империи, признать, прежде всего, божественность правящего императора, поклониться ему, а дальше - совершенно свободно исповедовать свою веру. Их и возмущало в христианах именно то, что они отказывались признавать императора богом. «Какая вам разница, - возмущались они, - мы же вам не запрещаем верить в вашего Христа, но признайте в начале божественность нашего правителя». Но для любого христианина поклонение идолу, каким бы он ни был, - «мерзость перед Богом». Поэтому для верующего человека навязывание толерантности равносильно навязыванию языческой религии.

Но именно эта идея сегодня активно пропагандируется в России, наследнице Святой Руси. Я неоднократно писал, что демагогическое утверждение о многонациональности и поликонфессиональности нашей страны, которое мы постоянно слышим в различных СМИ, не выдерживает никакой критики. Это ложь! Наши демократы, либералы и правозащитники, поминутно кричащие о приоритетности права и свободы, почему-то забывают, что по международным критериям, принятым ООН, мы - мононациональная страна (основной этнос составляет не менее 2/3 населения). Сегодня русских в России около 80 % и подавляющее число из них крещены в Православной вере. Тогда о чем речь? Какая толерантность? Наоборот, в стране идут явные нападки на веру основного этноса.

Приведу два красноречивейших примера практической толерантности. Однажды в программе «Время» был показан сюжет, где наш нынешний премьер, осматривая картинную галерею художника Глазунова, выразил недоумение по поводу изображения первых русских святых, князей-мучеников Бориса и Глеба. Заявил Путин на всю страну буквально следующее: «А вот Борис и Глеб хотя и святые, но страну отдали без боя. Просто легли и ждали, когда их убьют. Это не может быть для нас примером». Что это - толерантность? Или святотатство?! Сколько раз в русской истории, когда грозила вспыхнуть междоусобная вражда, князей примиряли именно примером наших первых святых: «Мучеников Бориса и Глеба вспомни!» Для любого православного христианина слова премьера - «мерзость перед Богом». Или толерантность позволяет и подобное?

Другой пример. Совсем недавно в Кремле Президент России вручал государственные награды. Среди награжденных был известный режиссер, который не просто не скрывает свою нетрадиционную ориентацию, но и всячески пропагандирует её. В рамках толерантности, конечно, это даже поощряется сегодня, но для православного христианина - это страшный грех содомии, «мерзость перед Богом»! Как это может поощрять верующий человек, непонятно. Мерзость - она и есть мерзость! Но, оказывается, сегодня толерантность важней. Если судить по практическим делам, то идеи древнего Рима - ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ХЛЕБА и ЗРЕЛИЩ - полностью вытесняют национальную идею, данную Богом нашей стране: «Русь Святая, храни веру Православную!».

 

А как же иначе объяснить, что за 20 лет мы так и не смогли добиться внесения в программу школьного обучения основ православной культуры. В то время как утверждение, что у человека с обезьяной общий предок, совершенно нетолерантно насаждается в сознание наших детей все эти годы. Говорим об этом давно и на всех уровнях, но в ответ никакой реакции. Принцип крыловского кота Васьки - основа толерантности. Раз истины нет, и мы у власти, то позвольте делать то, что мы считаем нужным. Одним словом, Москва действительно воплощает Рим, только языческий, ибо толерантность - духовная основа язычества.

О разрастающемся язычестве говорить можно бесконечно. Прошедшим летом наши законодатели как-то быстро, без особых дискуссий приняли Европейскую хартию. И православная общественность обратила внимание, что по этому документу в нашей стране должны быть узаконены ювенальная юстиция и секс-просвет для школьников. И то, и другое - «мерзость перед Богом». Тогда, помнится, руководители правящей партии заверили православных граждан и Святейшего Патриарха, что эти законы не будут приняты без консультации с церковной общественностью. По этому поводу либеральная пресса долго роптала. И похоже была услышана. «Единая Россия» продавливает в Госдуме закон, который фактически легализует порнографию, в том числе в образовательных программах. Также под лозунгами толерантности и защиты прав детей активно внедряется ювенальная юстиция. К чему нас приведут эти законодательные инициативы, объяснять, я думаю, не надо.

Еще раз совсем коротко о сериале «Школа». Члены правящей партии неоднократно ссылались на то, что в фильме показано реальное состояние современной школы. И, безусловно, возникает вопрос - если это так, то за подобную мерзость ответственность должна нести именно правящая партия. Почему вы, уважаемые единороссы, довели школу до такого состояния? Почему вы уже столько лет держите в руководстве образования министра, который ничего не делает для изменения подобного положения? Если есть внятный ответ, то скажите. Если же обстановка в школе иная, и сериал лживый, то почему ваша партия позволяет появляться подобным сериалам на Первом канале, который контролирует государство? Собственно, понятно, что внятного (именно внятного) ответа на данные вопросы мы никогда не услышим. И я совершенно уверен, что принципы толерантности позволят уйти от ответа всем нашим государственным мужам. И не страшно, что подобные зрелища - «мерзость перед Богом», т.к. толерантность на то и существует, чтобы мерзость узаконивать.

                                      Не могу молчать

С искренней завистью я смотрю сегодня на отдельные оазисы на территории нашей страны, где толерантности нет. Оказывается, и такое все-таки возможно. Например, Чеченская республика. Там круглосуточно на местном ТВ читается Коран. Основы ислама, как обязательный предмет, преподаются в школах. Школьники ходят на занятия в форме, не слышно ни о каких религиозных разногласиях. Нет разгула сект, в связи с их полным отсутствием на Чеченской земле. Оказывается, и это можно, и правозащитники как в рот воды набрали, и либералы наши не поучают чеченского Президента. К чему бы это? Лично мне хочется сказать огромное спасибо Рамзану Кадырову за то, что он показал, как можно, если любишь свой народ, любишь веру своих предков, отстаивать свою национальную идею, свои духовные ценности, свои традиции, не боясь Запада и своих доморощенных западников. Ведь любящий руководитель заботится прежде всего о духовном, нравственном и интеллектуальном просвещении своего народа. Презирающий же свой народ - приучает свой народ к развлечениям, сытости, доводит образование до уровня, показанного в сериале "Школа", потому что народ для него - ТОЛПА, которой нужно вовремя дать ХЛЕБА и ЗРЕЛИЩ! 

И в заключение. Зачем я пишу все это? Есть ли у меня хоть малейшая надежда на то, что кто-то извинится или что-то поменяется? Если честно, то практически никакой надежды нет. Но все же попробую объяснить. В 1938 году был расстрелян мой дед, протоиерей Петр Соколов, служивший в Свято-Сретенском храме деревни Мечетка в Воронежской епархии. Приговор был вынесен, как написано в личном деле, за антисоветскую пропаганду. Но самом деле причина совершенно другая. Любил мой дед Царскую Семью и в двадцатых годах прошлого века за каждой службой поминал за упокой тогда еще не прославленных Царя Николая, Царицу Александру и чад их Ольгу, Татиану, Анастасию, Марию и Алексия. Донесли, конечно, и деда сослали в Сибирь на пять лет. К началу тридцатых годов он вернулся, сначала служить не разрешали, а потом допустили, но строго-настрого запретили поминать Царскую Семью. Дед подчинился, Царя не поминал, а поминал просто рабов Божиих Николая, Александру, Ольгу, Татиану, Анастасию, Марию и Алексия, но и этим подписал себе смертный приговор. И вот я думаю: приду в тот горний мир, а дед мне скажет: «Я в суровое, страшное время гонений еще не прославленных, не причисленных к лику святых Царственных Страстотерпцев поминал, а ты в толерантное время свободы и демократии первых прославленных русских святых, мучеников Бориса и Глеба не защищал, когда их хулили». И что мне ему отвечать? Вот и пишу, в который раз пишу, но, думаю, и это не послужит для меня оправданием.

Впервые опубликовано на сайте «Православие на Северной Земле»


Возврат к списку

Статьи

Элемент не найден!

Возврат к списку

Видеозаписи

Проповеди

Элемент не найден!

Возврат к списку

СМИ о батюшке

Элемент не найден!

Возврат к списку

Фотографии