Настоятель храма: протоиерей Евгений Соколов

Настоятель домового храма в честь cвятого праведного Иоанна Кронштадтского при САФУ им М.В. Ломоносова

info@hram29.ru

Дата рождения: 28.01.1951

Дата диаконской хиротонии: 23.05.1996

Дата иерейской хиротонии: 31.05.1998


  • Автобиография
  • Выступления
  • Статьи
  • Видеозаписи
  • Проповеди
  • СМИ о батюшке
  • Фотографии

Отец Евгений о себе

Я родился в 1951 году в поселке Волошка Коношского района Архангельской области. В семье нашей, по линии отца, шесть поколений священников. Мой дед, протоиерей Петр Соколов, был дважды судим за антисоветскую деятельность. В 1925 году сослан на пять лет в Сибирскую ссылку, а в 1937 году вторично приговорен к 10 годам лишения свободы без права переписки. Причина обвинения: продолжал за богослужением поминать убиенных Николая, Александру, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексея (Семью Царственных Страстотерпцев). В 1938 году отец Пётр был расстрелян. Родные узнали об обстоятельствах его гибели только спустя 70 лет. Место последнего служения деда – Сретенский храм в деревне Мечетка близ города Боброва Воронежской области.

Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.

Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.

Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.

В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.

В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. 
В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.

Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.

В моей семье трое детей и восемь внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.

Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений

Выступления



О нашем лицемерии

О нашем лицемерии

09.06.2010

Импортируем продовольствие из-за границы, пустив по миру свою родную деревню, «разбазаривая» своих детей и лицемерно говорим, что денег нет, организаторов нет, правда, на организацию различных шоу и зрелищ все находится. Ладно, большевики. Те хоть не скрывали своих целей, а открыто заявили, что будут строить рай - «светлое будущее» без Бога. А сегодня все гораздо страшней... И это стояние наших правителей в Церкви и одновременное поклонение золотому тельцу (скольких миллиардеров успели вырастить!) и зрелищ убивают остатки веры в русском человеке...

А.Дюрер. Христос среди книжниковЛицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком,
сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф. 15:7-8)

      О лицемерии. О страшном пороке, поразившем нашу жизнь. О повсеместной лжи, которая выдается за правду или, что еще горше, за истину.  Одним словом, о страшном... 

 Орудие разрушения                                                            


Откроем толковый словарь Ушакова, читаем: «Лицемер - человек двуличный, дурной, злонамеренный, но притворяющийся добродетельным, добрым, чистосердечным».

В духовном смысле лицемерие - порок, который ведет к непоправимым последствиям, разрушающим человеческую личность. Но что еще страшней, это касается не только самого лицемера, но и окружающих его людей. Чем выше социальное положение лицемера, тем пагубней его воздействие на окружающий мир.  Сегодня мы стоим перед необычным явлением: лицемерие стало повседневной нормой жизни, мы перестали его замечать.  Такое впечатление, что все известные и влиятельные люди заключили договор и начали дружно играть в замечательную детскую игру «как будто». Игра, правда, замечательная, но  совершенно недопустимо, когда в нее начинают играть в реальной жизни, люди, облеченные властью, когда от их игры страдают миллионы простых жителей, которые играть в эти детские игры совсем не желают.  В Святом Евангелии  мы часто слышим слова Спасителя, адресованные грешникам: «Прощаются тебе грехи твои». Но в адрес  лицемерных руководителей еврейского народа, сохраняющих лишь внешнюю набожность, соблюдение обрядов, но в своем жестокосердии выхолащивающих веру, любовь к Богу и  ближнему, Христос обращается со словами резкого обличения:  «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23:13).  «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обрести хоть одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас». (Мф. 23: 15). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставляете важнейшее в законе: суд, милость и веру...» (Мф. 23:23).  Именно лицемерие сделало души этих людей  столь жестокими и слепыми, что они не узнали обетованного Мессию, и это привело еврейский народ к страшной Голгофской трагедии. «И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших». (Мф.27:25)

Вспомним наше недавнее прошлое, нашу трагедию. Как много сил и средств тратили большевики, насаждая новую, искусственно созданную национальную идею: «построение  светлого будущего». Это «светлое будущее» требовало огромного жертвенного подвига со стороны народа, и именно поэтому  вся идеология была направлена на возвеличивание этого подвига. Так продолжалось до той поры, пока люди не увидели лицемерие властей. А когда поняли, что власть лицемерит и сама следует совершенно другим нравственным идеалам, чем те, которые насаждает, тогда пропала вера в это «светлое будущее» и великая советская империя рассыпалась, как карточный домик.  

Лицемерие разрушает веру, разрушает духовный стержень народа. Если лицемер говорит о патриотизме, о любви к Родине, о помощи ближнему, а люди видят, что сам он живёт по иным принципам, то пропадает  вера в этого человека, пропадает вера в проповедуемые им цели. А если этот человек - крупный руководитель, то теряется  смысл достижения целей, которые он предлагает. И наступает разочарование, апатия, равнодушие,  пристрастие к пагубным привычкам и наслаждениям. Наступает духовный коллапс, а далее - распад государства и вымирание нации, так как все высокие цели без веры в них теряют смысл. А как можно верить лицемерной личности? Все это неоднократно можно было наблюдать в мировой истории. 

Повторюсь, лицемерие сегодня - это норма жизни, которую, к великому сожалению, всячески насаждает, прежде всего, элита нашего общества. Возможно, совершенно  бессознательно, так... по привычке. В духовном плане - это страшный грех, мерзость перед Богом.             

Аксиома лицемерия

Давайте посмотрим, как это делается. В 2009 году вместе с другими настоятелями домовых храмов я был приглашен в храм св. муч. Татьяны при МГУ. Службу возглавлял Святейший Патриарх Кирилл. По окончании службы Предстоятель Церкви вручил высокую церковную награду ректору университета В.А. Садовничему. В ответном слове Виктор Антонович произнес слова благодарности и вместе с тем заявил, что проблема воспитания студентов становится все более актуальной. Ректор заверил, что руководство университета приложит все усилия для решения этой важной задачи - воспитание юного  поколения. Позже, на семинаре, который состоялся сразу после окончания Божественной Литургии, я обратился к собравшимся пастырям: «Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности, устремление личности  к духовным и нравственным идеалам. Но я точно знаю: никакого нравственного кодекса в МГУ принято не было и, по-моему, нет и до сих пор. Как же можно воспитывать личность, когда об одних и тех же духовно-нравственных проблемах мнение у ректора одно, у проректора - другое, у декана - третье, у куратора - четвертое, у однокурсников - пятое, у родителей - шестое, а у самого студента - седьмое. А о духовном раздрае, который вносят в юные души Интернет, телевидение и прочие СМИ, просто говорить страшно.  И как можно при такой разноголосице всерьез говорить о  воспитании?!»

Нет, конечно, можно приучать, например, к чистоте: курить только в отведенных местах, окурки бросать не на пол, а в специальные урны и.т.п. Но говорить о духовно-нравственном воспитании в таких условиях, при отсутствии единых утвержденных  духовных ценностей - абсурд. Настоящее лицемерие. Но ведь не кто-нибудь, а ректор ведущего ВУЗа страны говорит. Говорит вслух, в храме и... ничего.  Можно это как-то внятно объяснить?  Что происходит с нами?  

Вернусь  еще раз к  сериалу «Школа». Премьер-министр в одном из своих выступлений объяснил, что он не может запретить этот сериал, оскорбляющий учителей страны. Слов премьер-министром по этому поводу было сказано достаточно много. Но первое, о чем тогда подумалось: «Что же это за власть, которая не может навести порядок на государственном телеканале?» Кто командует информационной политикой в стране? Неужели г-н Эрнст? Если так, прискорбно, но, право, в это не верится. Не верится хотя бы потому, что когда премьер-министр совершал «историческое» освобождение леопарда из клетки,  все российские телеканалы это «историческое» событие  показали. Но ведь кто-то дал соответствующую команду, просто так, как мы помним, ничего не бывает. Как-то не слишком верится, что новость была столь важной, что ее нужно было показать многократно всей стране и по всем каналам. Значит, можно, оказывается, призвать к послушанию и дисциплине даже свободолюбивое ТВ-сообщество.  Да конечно, можно!  А вот лицемерить нельзя! Нельзя доверять съемки фильма о школе молодой дамочке (матери двухлетней дочери, ко всему прочему!), которая может уходить в запой на длительное время, так, что потом приходится откачивать в больнице. Что она нравственного могла создать, какие духовные проблемы осветить?  Неужели не знали об этом? Конечно, знали (давайте не лицемерить), но, наверное, сознательно снимали   подобную гадость как своеобразный «подарок» в Год учителя нашим бесконечно терпеливым педагогам. И, конечно же, с самыми «благими намерениями» - аксиоматической составляющей лицемерия. 

Говоря о состоянии школы, нельзя не коснуться  проблемы, где проявление лицемерия уже невозможно скрыть.  Когда вводили ЕГЭ, одним из наиболее сильных аргументов «за» была ликвидация взяточничества на вступительных экзаменах. Сколько пафоса было в выступлении г-на Фурсенко...  Ну и чем все закончилось? А тем, что в ходе проведения операции «Образование-2009» правоохранительные органы установили, что взятки в образовательной сфере за год увеличились практически в 2 раза (!). И это, как говорится, только начало. Кстати, я совершенно уверен, что уж эту сторону проблемы (какая разница, где давать взятку, в школе или в университете) нельзя было не предвидеть. 

Но лицемерие нашего министра не имеет границ.  Заканчивая школьную тему, вернусь еще раз к вопиющей, масштабной, всероссийской акции лицемерия в образовании, о которой уже не раз писал. Вернусь потому, что молчат наши кесари, лицемерно молчат!  Вспомним еще раз, как наше министерство образования в конце прошлого века директивными, а можно сказать, и насильственными методами насаждало уроки валеологии в школах, университетах, лицеях. Сколько же было прямо-таки истерического крика в адрес противников этой, безусловно, оккультной «науки». В ответ слышалось привычное: «Речь идет о здоровье нации! Чего вы, попы, лезете не в свое дело?» Сколько кафедр открыли, сколько диссертаций защитили, сколько учебников напечатали, сколько учебных часов отняли у  физики, истории, литературы. С тех пор прошло почти 15 лет.  Хочу спросить г-на Фурсенко и его предшественников: «И как? Стала нация здоровей? Анализировал ли кто-нибудь, куда ушли такие громадные деньги?» Нет, ответа не будет, потому что они хорошо знали, что здоровье нации от этого оккультизма не улучшится, просто нужно было «проесть» государственные миллиарды с благими намерениями, как же от этого отказаться?  И потом, лицемеры всегда найдут оправдание своим благим деяниям, перекладывая  ответственность на других. А то, что теряется вера в справедливость, что болят от этой безответственности души простых людей... что же тут поделать. Намерения же были благие. Вспомним:  «Лицемер - человек двуличный, дурной, злонамеренный, но притворяющийся добродетельным, добрым, чистосердечным».

Совет нечестивых

Еще о лицемерии. Почти год назад обе наши палаты приняли, а затем Президент утвердил Европейскую социальную хартию. Согласно этому документу наша страна обязана принять законы о ювенальной юстиции, внедрить секс-просвет в школах и полностью узаконить права содомитов.  Помню, в своем комментарии "Русской линии" я сказал тогда, что всех крещеных депутатов за такие деяния нужно отлучать от Церкви. Одно дело - личный грех, другое - когда человек, облеченный властью, принимает законы, по которым грех легализуется, становится нормой жизни. Тогда, помнится, лидеры правящей партии "Единая Россия" на приеме у Святейшего Патриарха заверили, что будут отстаивать российские традиции в области воспитания детей и защиты их прав и обсуждать спорные законопроекты с представителями Патриархии. Прошел год, и что? Совсем недавно я разговаривал  с работниками прокуратуры, которые подтвердили, что решение о внедрении ювенальной юстиции в России принято окончательно и бесповоротно и уже повсеместно внедряется, правда, без лишнего шума. А присвоение звания заслуженного артиста Борису Моисееву, а недавно - народного артиста России г-ну  Виктюку, который не только не скрывает своей нетрадиционной ориентации, но и всячески пропагандирует её в своей деятельности, говорит только о том,  что процесс узаконивания мерзкого греха содомии идет полным ходом. Непонятно только, зачем год назад нужно было лицемерить?  Все-таки партия-то - правящая. И еще не очень понятно, как люди, поощряющие грех содомии, всерьез могут считать себя православными гражданами. Верх лицемерия!!!

Псалтирь, одна из книг Священного Писания, начинается такими словами: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых».  Совет Европы  - это место, где узаконивают страшный грех содомии, где принуждают уважать этот  смертный грех. Это место духовного нечестия! И что же мы никак не желаем внимать Св. Писанию? Или наши депутаты считают, что эти великие слова из Св. Писания ошибочны и к ним не относятся? Мы  что, духовно нечестивым людям что-то желаем объяснить, утверждая принятые ими законы в своей стране? Или у нас совсем страх Божий пропал, а лицемерие и «благие намерения»  истребили веру в Божий промысел?  Зачем мы на этот совет нечестивых идем?  «Благие намерения», как всегда, понятны, но ведь «блажен муж иже не иде на совет нечестивых». Неужели забыли? Может, просто не знали? Св. Писание никогда не открывали, лицемерно  называя себя православными? 

Однажды попросили меня посмотреть фильм «Гладиатор», который обсуждался на факультативном занятии по истории. Запало в памяти, как молодой император, преступным путем пришедший к власти, укреплял свой авторитет: он дал жителям Рима ЗРЕЛИЩЕ - бои гладиаторов. Через некоторое время он обращается к своей сестре  с вопросом: «Как ты считаешь, я уже завоевал Рим и могу ставить вопрос о роспуске Сената?»  Как просто, оказывается, можно добиваться популярности.  Посмотрим на нашу жизнь, где ЗРЕЛИЩЕ так поощряется нашими властями. Я писал об этом уже неоднократно, но вынужден возвращаться снова и снова к этому страшному пороку современного мира, когда шоу становится национальной идеей, смыслом жизни государства.  Масштабы и, следовательно, затраты на зрелища во всем мире поражают всякое воображение. Соответственно и наша страна в лице своих руководителей старается не отстать. Сколько миллиардов тратится на ЗРЕЛИЩА, подсчитать трудно. Как-то мне пришлось ехать в поезде с большой группой школьников с Дальнего Востока, которые возвращались из Северодвинска с соревнований по Восточным единоборствам. Детей освободили от занятий в школе, оплатили длительный перелет, питание, но то, на каком языке (сплошной сленг) они говорили, темы, которые они обсуждали - вызывало только оторопь. Олимпиады, универсиады, Евровидение, фестивали, КВНы, чемпионаты Европы, мира, России... Все это освещается СМИ на миллиардные аудитории и, как правило, с участием первых лиц государства. Чрезвычайное внимание уделяется его величеству ЗРЕЛИЩУ и, как  всегда, с «благими намерениями». Не вдаваясь в полемику, хочу еще и еще раз спросить: какому ребенку, в каком детском доме, какому ветерану в доме престарелых, какой старой бабке в наших умирающих деревнях, в нашем ветхом жилье стало легче от этих выигранных позолоченных побрякушек??? И при этом можно, оказывается, говорить о патриотизме, о любви к Родине, которые проявляются на спортивных аренах, на ЗРЕЛИЩАХ! Вот сейчас чемпионат мира по футболу приглашаем, мало нам, оказывается, всевозможных шоу, нужно разнообразить. И не слышно было, чтобы спрашивали мнение людей: нужно ли нам проводить это очередное всемирное ЗРЕЛИЩЕ. Похоже, все уже решили: для народа нашего важней ничего нет. Древний Рим, право!  Неужели Патриархи в IV веке от Р.Х. ошибались, требуя от императора запретить Олимпийские игры, считая их пережитком язычества? Или мы  лицемерно полагаем, что уровень нашей духовности выше, чем у тех патриархов? Полноте. Тысячи вымирающих деревень, полтора миллиона бездомных детей (в войну такого не было) и на этом фоне зрелища, зрелища, зрелища. Мне бы хотелось сразу предварить «глубокие» размышления о престижности и уважении страны, которой доверили провести Олимпийские игры, и прочую подобную риторику. Вспомним высочайший организационный, спортивный, культурный уровень Московской Олимпиады. Сколько было восторженных отзывов, похвал от этого великолепно проведенного зрелища и дальше что? Через 11 лет страны, которая проводила это ЗРЕЛИЩЕ, не стало. Где остались престиж, авторитет, уважение мирового сообщества к СССР?  Кто помог нам в то непростое время? Нет, было только сплошное лицемерие мирового сообщества, радостно потирающего руки от осознания своей победы, от развала великой империи. И что же, сегодня нас опять пытаются убедить, что зрелище важнее умирающих русских деревень? Похоже, так, но тогда не нужно лицемерить, потому как грех это, смертный грех. И всем крещенным в Православной вере сильным мира сего хотелось бы напомнить слова нашего великого поэта: «Но есть и Божий суд...» Или «благие намерения» успокаивают? В рамках провозглашенной духовной толерантности можно, конечно, себя успокаивать вместе с «Русским радио», что «всё будет хорошо», да только народу русском от этого легче не станет. Потому что не все еще русские бабки вымерли в наших деревнях, не все, кое-где еще живы. 

На службе у двух господ

Еще немножко о лицемерии и об умирающей русской деревне. Недавно  в день Победы был проведен грандиозный парад, который (как любое зрелище) потребовал многомесячных репетиций, огромных затрат и.т.п. Много слов было сказано о героях войны, сохранении памяти о погибших воинах, заботе о ветеранах. Так вот, хотелось бы напомнить нашим организаторам ЗРЕЛИЩ, что очень много среди убитых наших бойцов в Великой Отечественной войне было деревенских жителей.  Если бы они могли увидеть, во что мы сегодня превратили их родные деревни... Вновь приведу слова одной старой деревенской женщины из Мезени, сказавшей мне с горечью: «По нашим деревням как будто Мамай прошел».  Неужели не страшно будет там, в Горнем мире,  объяснять этим простым солдатам, что их малая Родина, за которую они воевали, оказалась менее важной, чем ЗРЕЛИЩЕ. Да где там, нам лишь бы парадно и зрелищно отрапортовать на юбилее, а деревня, дети бездомные... не до этого сегодня. Детей, оказывается, можно «экспортировать»  в другие страны (им там, якобы, будет лучше), а потом громко и лицемерно возмущаться жестокости иностранных «благотворителей». И  разве за важностью организации масштабных ЗРЕЛИЩ кто-то всю эту боль чувствует и понимает? Импортируем продовольствие из-за границы, пустив по миру свою родную деревню, «разбазаривая» своих детей и лицемерно говорим, что денег нет, организаторов нет, правда, на организацию различных шоу и ЗРЕЛИЩ все находится.  Ладно, большевики. Те хоть не скрывали своих целей, а открыто заявили, что будут строить рай - «светлое будущее» без Бога. А сегодня все гораздо страшней... И это стояние наших правителей в Церкви и одновременное поклонение золотому тельцу (скольких миллиардеров успели вырастить!) и ЗРЕЛИЩУ убивают остатки веры в русском человеке.  Вспомним второе искушение, которым испытывал дьявол Сына Божия, когда предлагал Ему броситься вниз с крыла храма, говоря, что, по Писанию, «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иными словами, сатана предлагал Спасителю покорить людей чудом, через зрелище заставить их служить Себе. Какой же ответ он получил от Христа? «Иисус же сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего». Почему же мы искушаем? Неужели совсем Писания не знаем, или лицемерно препарируем эти слова в угоду обстоятельствам, как всегда, с благими намерениями? 

Пределов лицемерия наша, особенно журналистская, элита прямо-таки не ведает. Еще раз вернусь к теме, о которой я писал в прошлой статье, но коли пишущая братия на это не реагирует, то повторюсь, обращаясь к конкретным лицам. Совсем недавно по Пятому каналу недолго (долго сил не хватает) посмотрел передачу об исторической роли Сталина с ведущей Ксенией Собчак. В очередной раз известные журналисты Венедиктов, Ганапольский и иже с ними обрушились на вождя всех народов. Не спорю, что каждый может иметь свое мнение. Другое непонятно: мы с вами кто, господа хорошие? Население сокращается практически на миллион в год, и это в мирное время. Давно уже вышла за пределы критической ситуация с абортами, распадами семей, наркоманией, пьянством, венерическими заболеваниями, детской преступностью и социальным сиротством. При всей жестокости  Сталина страна не вымирала, а работала и возрастала. И если вы, господа, характеризуете тот  режим, как преступный, то я не смею с вами спорить. Но хотелось бы услышать и характеристику нашего режима. Ведь ни ОГПУ, ни НКВД, ни КГБ подобное и не снилось, чтобы на миллион в год уменьшалась численность граждан страны, как бы сама по себе. Без войны, без эпидемий, без террора, а в условиях демократии и свободы. Как вы считаете, что лет через сорок-пятьдесят скажут потомки в наш с вами адрес, какой эпитет подберут нашему режиму? Смутно подозреваю, что это вас совершенно не волнует, иначе бы подобного лицемерия вы себе не позволяли. «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:5)

Вспомните, душа же не умирает, она в вечность уходит. А как следует из Св. Писания, лицемеров там не очень чтут. 

Интересную форму лицемерия можно наблюдать у продолжателей дела большевиков, нынешних руководителей коммунистической партии. Как утверждает г-н Зюганов, коммунистам ныне не запрещено верить в Бога, ходить в Церковь и прочее. Но мне очень интересно, как подобные коммунисты на своих съездах и собраниях Интернационал будут петь, текст которого - совершенное богохульство? Как эти люди пойдут к "мощам" Ленина, который изощренно искоренял Православие на Земле Русской?  Или лицемерие позволяет (вопреки Евангелию) служить двум господам? Право, куда ни брось взгляд, всюду весело и радостно продолжается прекрасная детская игра «как будто»,  с «благими намерениями», конечно, это аксиома лицемерия. 

Какая же духовная усталость охватывает от этой обыденной повседневности лицемерия, игры в правду, в справедливость, в заботу о людях. Святейший Патриарх Кирилл в августе 2009 года на встрече с жителями Архангельска сказал, что лицемерие - страшная черта, но «особенно недопустимо лицемерие в духовной области». Как бы хотелось, чтобы это услышали сильные мира сего. 

* * * 

Мой дед протоиерей Петр Соколов был расстрелян в 1938 году. Его жена матушка Варвара пережила его на 23 года и умерла 1961 году в глубокой старости.  Когда после похорон все близкие родственники уезжали к себе домой, ко мне подошла тётя, их дочь, глубоковерующая женщина, и сказала: «Завтра утром все уйдут на работу, ты останешься дома один. Зажги лампадку в Красном углу у бабушкиных икон, встань на коленки и помолись Боженьке о бабушке».  На мое робкое «Я не умею», она ответила: «Молись, как сумеешь». И  многие дни, когда родители уходили на работу, я зажигал  лампадку и неумело, по-детски, молился за свою очень любимую, добрую бабушку. Прошло время, я оканчивал школу, надвигались «грозные» выпускные экзамены. ЕГЭ тогда, слава Богу, еще не придумали. Первым шло сочинение. Я очень сильно волновался и  вечером перед экзаменом, как когда-то в детстве, зажег старую лампадку, встал на колени, и, не понимая еще, что Бог есть абсолютная Любовь и Милосердие, взмолился: «Господи, помоги мне завтра, укрепи мой разум, память...»  И неожиданно подумал: «А почему мне Господь должен помогать? Ведь  ничего в духовной области все эти годы я не делал. Ни одной Церкви в радиусе 300 км не было, в храм не ходил, не молился. За что мне помогать?»  И вдруг, как молния: «Господи, но я же тогда молился за бабушку! Господи, помоги мне за ту детскую молитву». И Господь помог, и помогал еще много и много раз. Ибо «все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:22)

Прошло много лет, я рукоположен в сан иерея, служу у Престола Божия, окончил богословский институт и очень часто молюсь за близких, знакомых и незнакомых людей. Но, порой, когда помолиться надо сугубо, о помощи в особо больших и скорбных проблемах и бедах,  с которыми часто обращаются люди, нет, нет, да и приходит на ум то, детское: «Господи, но я же тогда молился за бабушку...». Вот и сейчас так хочется, глядя на все это повседневное, толерантное, лицемерное духовное беззаконие, творимое в многострадальной нашей стране, молитвенно сказать: «Господи, помоги нашим власть имущим, научи их любить страну, народ и воинство наше. Дай им силу переносить искушения и соблазны окружающего мира. Дай им мудрость понять, что не хлеб и зрелище нам нужны, а справедливость, чистота, правда Божия. Помоги им преодолеть все духовные пропасти,  напасти и укрепить Православную веру в русском народе и в себе самих, ведь они тоже считают себя православными. Помоги им, Господи, вразуми их.... Ведь я же тогда молился за бабушку». 

PS. О многих фактах, изложенных в этой статье, я говорил и писал неоднократно, задавал прямые вопросы при личных встречах с представителями власти и правящей партии, но, к сожалению, так ни разу и не услышал ответов. И вряд ли услышу, пока лицемерие правит нашей жизнью... 

Впервые опубликовано на сайте "Православие на Севернной земле"


Возврат к списку

Статьи

Элемент не найден!

Возврат к списку

Видеозаписи

Проповеди

Элемент не найден!

Возврат к списку

СМИ о батюшке

Элемент не найден!

Возврат к списку

Фотографии