Настоятель домового храма в честь cвятого праведного Иоанна Кронштадтского при САФУ им М.В. Ломоносова
info@hram29.ru
Дата рождения: 28.01.1951
Дата диаконской хиротонии: 23.05.1996
Дата иерейской хиротонии: 31.05.1998
- Автобиография
- Выступления
- Статьи
- Видеозаписи
- Проповеди
- СМИ о батюшке
- Фотографии
Отец Евгений о себе
Я родился в 1951 году в поселке Волошка Коношского района Архангельской области. В семье нашей, по линии отца, шесть поколений священников. Мой дед, протоиерей Петр Соколов, был дважды судим за антисоветскую деятельность. В 1925 году сослан на пять лет в Сибирскую ссылку, а в 1937 году вторично приговорен к 10 годам лишения свободы без права переписки. Причина обвинения: продолжал за богослужением поминать убиенных Николая, Александру, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексея (Семью Царственных Страстотерпцев). В 1938 году отец Пётр был расстрелян. Родные узнали об обстоятельствах его гибели только спустя 70 лет. Место последнего служения деда – Сретенский храм в деревне Мечетка близ города Боброва Воронежской области.
Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.
Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.
Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.
В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.
В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.
Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.
В моей семье трое детей и восемь внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.
Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений
Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.
Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.
Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.
В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.
В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.
Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.
В моей семье трое детей и восемь внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.
Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений
Выступления
Элемент не найден!
Статьи
Выбор духовного тупика
Выбор духовного тупика
О нравственной стороне современной политической ситуации в России …
Протоиерей Евгений СоколовПосле всех своих статей и заметок, которые публиковались на «Русской народной линии», я, казалось, зарекся толочь воду в ступе. Обличения остались не замеченными нашими властями различных уровней. Руководители партии «Единая Россия» отреагировали только однажды - на призыв отлучить от Церкви всех крещеных депутатов, которые проголосовали за принятие Европейской хартии. Да, господа Володин и Исаков пришли тогда в Патриархию и клятвенно обещали в рамках этой хартии не принимать безнравственных законов в сфере нетрадиционной сексуальности и ювенальной юстиции. И что? Прошло всего два года, а ювенальная юстиция во всей своей красе шагает по стране. У нас Архангельский областной суд обязал региональное министерство юстиции зарегистрировать общество содомитов (так называемое ЛГБТ), которому ранее в этом было отказано. Словом, ложь - по-прежнему один из инструментов власти. Ну да ладно, Господь им Судия. Плохо, конечно, но делать нечего, терпим, как и положено православным людям.
Впервые за долгое время заглянув на РНЛ, я поразился разномыслию среди православных, которое перешло уже в открытую вражду. И все из-за чего? Оказывается, буря разыгралась из-за мировой проблемы «за кого голосовать?!?». С горечью замечаю, что и на этом ресурсе политические проблемы становятся приоритетней духовных.
Конечно, мы живем в непростое время перемен, когда, говоря православным языком, «нас посетил Бог», но как же странно мы реагируем на это посещение Божие! Хочется уточнить у всех участников полемики: мы действительно понимаем, что в основе духовной жизни (от которой, впрочем, зависит и все остальное) лежат духовные законы? Ведь если всерьез задаться вопросом, в чем первопричина многочисленных беззаконий во всех сферах областях жизни нашего общества, то ответ может быть только один: действуют законы духовные. Бессмысленно, как все мы помнить, строить на песке, без прочного духовного фундамента. На беззаконии выстроить получится лишь очередную Вавилонскую башню со всеми вытекающими последствиями. И кто бы эту стройку ни возглавлял - конец будет один.
Но ведь в основе всех, всех без исключения, думских и не вошедших в Думу партий, лежат принципы явно греховные (в первую очередь - толерантность). Чего мы, православные, можем ждать от вождей, для которых Евангельская истина - ничто? Итак, накал дискуссии по меньше мере странен.
Для самих политиков, возможно, и интересно, какими именно методами и в каких формах будет внедрятся это беззаконие. Но православному человеку должно быть ясно - без Бога ни до порога.
Еще раз подчеркну, что в духовной сфере невозможен нейтралитет. Человек всегда или раб Божий, или раб греха, служит Богу или сатане. Если государство отказывается не только от подлинных духовных ценностей, и от любой системы координат - это значит, что оно выбирает ценности ложные. Тогда в рамках идеи толерантности (либерального атеизма) смыслом существования (!) государства, народа становится «построение конкурентоспособной экономики» или «счастливого детства», иными словами, все то же неистребимое «ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ» - принцип, развращающий народ и ведущий к гибели государство, по образу и подобию Римской Империи.
Все это для православного человека, как мне кажется, настолько очевидно, что не очень понятно: о чем мы спорим в ожидании предвыборной кампании? Неужели нас так волнует (мы же спорим, за кого голосовать?) методика и скорость разрушения государства тем или иным лидером? Ведь каждый из них говорит лишь о том, как сытнее накормить народ и какие ему дать развлечения. Больше всего убивает в их речах отчаянное, ничем не прикрытое лицемерие, которое стало уже нормой, даже трудно найти какое-то пристойное обозначение всему происходящему. О коммунистах я уже писал, но лицемерие либералов не менее примечательно.
Вот г-н Явлинский в своей программе возглашает новую национальную идею России, сводя ее к одному слову: «уважение». Что понимается под этим словом, можно представить, когда слышишь от членов партии «Яблоко» об уважении к людям «нетрадиционной сексуальной ориентации». Уважать так уважать! Всех и во всем, в том числе и склонность к содомскому греху.
О правящем тандеме, его вопиющем лицемерии писать, право, уже устал, да и бесполезно раз за разом повторять одно и то же. Лицемер толкует духовные законы, как ему угодно и как требует личная выгода.
С грустью смотрю на последние публикации РНЛ, на реплики форумчан: сколько страсти, сколько резких выпадов, сколько взаимных обвинений. Право, враг аплодирует. Что-то неладное творится в наших рядах; мне уже приходилось писать о ярком примере теплохладности среди известных людей, называющих себя православными: регулярном проведении Московского кинофестиваля в Петровский пост, когда сотни тысяч людей вовлекаются в развлечения во время поста православными кинематографистами. На минувших Рождественских чтениях, на секции в православном театре «Глас», я задал вопрос об этом Николаю Бурляеву. Ответ впечатлил: он сказал, что есть ряд культовых фестивалей, Берлинский, Каннский, а в конце июня - единственное окно, когда можно провести Московский кинофестиваль. Евангельская истина - «Никто не может служить двум господам» [Мф, 6:24] - осталась нашими православными деятелями от культуры понятой по-своему. Наверное, они предпочитают считать, что кинофестиваль способствует режиму поста и молитвы. А кто этого не понимает, тот, в рамках провозглашенной толерантности, должен смиряться и не обличать выдающихся культурных деятелей, желающих всем только добра.
И вот - новая оказия: выбор, любой вариант которого обещает духовный тупик. Как я понимаю, сознание этой тупиковости есть практически у всех, но есть, якобы, надежда на то, что кто-то из предложенных кандидатов поведет к намеченной цели, то есть в тупик, не очень быстро (помимо всего прочего, хотелось бы напомнить, что такая ситуация вызвана кадровой политикой, которая осуществляется в стране в последние десятилетия. Попробуйте вспомнить хоть одну яркую личность на политической арене. Увы, разве что со знаком минус, например, А.Б.Чубайс, чьи подвиги, вероятно, и Остапу Бендеру не снились).
Наконец, о главном. Прочитал недавно у современного экономиста Хазина замечательную фразу: «многие не понимают, что демократия - это выбор из предложенного». Кто и что предлагает - это уже за рамками нашего понимания и влияния. Схема проста: тебе предложили, а ты выбирай. Это не тоталитарный коммунистический строй без альтернативы, нет! Там просто говорили: бей! Сегодня предварительно спрашивают, куда и как будем бить. Давайте вместе подумаем и решим, у нас есть право выбора! То, что бить вообще не надо, в рамках демократии просто не рассматривается. Конкретизируя - предлагается альтернатива: правящий тандем или Болотная площадь, третьего не дано.
Но, может, все-таки поискать другие варианты? Вот - один из них. В детстве, когда мне случалось набедокурить, родители, как самую строгую меру, применяли режим молчания: «Мы с тобой больше не разговариваем». И я оказывался лишним в своем доме, наказание было действительно суровым. «Не участвуйте в делах тьмы», - предупреждает апостол (Еф, 5:11). Разве выборы во власть человека, предлагающего построение очередного рая без Бога, не дело тьмы? А так ли обязательно участвовать во всем этом? Так ли уж нужен нам кинофестиваль во время поста?
Дерево познается по плодам, как мы помним из Евангелия. Какие еще плоды нам нужны, какие тернии должны взойти на нашей многострадальной духовной ниве, чтобы мы отшатнулись от сеятелей?
Недавно главный кандидат в Президенты предложил сделать наше Отечество мировой столицей спорта. И это при десятках тысяч гибнущих деревень...
Анатолий Дмитриевич, Вы, как я понимаю, большой политик, и Евангельские слова, возможно, для Вас не руководство к действию в политической сфере. Тогда, может, для Вас будут весомей слова не любимого мной, но авторитетного среди политиков писателя Солженицына. В своей Нобелевской лекции Солженицын сказал о том, что нельзя призывать человека бороться с системой. Это добровольный выбор отдельной личности. Но каждый человек должен стремиться жить не по лжи. Анатолий Дмитриевич, неужели Вам не довольно той лжи, которая прокатилась по стране за эти годы? Вы хотите и дальше в ней участвовать, тем самым поддерживая ее?
P.S. А может, вспомним все-таки хрестоматийное - «Народ безмолвствует»?..
Протоиерей Евгений Соколов, руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии
Впервые опубликовано на сайте «Православие на Северной Земле».
Видеозаписи
Проповеди
Элемент не найден!
СМИ о батюшке
Элемент не найден!