Настоятель храма: протоиерей Евгений Соколов

Настоятель домового храма в честь cвятого праведного Иоанна Кронштадтского при САФУ им М.В. Ломоносова

info@hram29.ru

Дата рождения: 28.01.1951

Дата диаконской хиротонии: 23.05.1996

Дата иерейской хиротонии: 31.05.1998


  • Автобиография
  • Выступления
  • Статьи
  • Видеозаписи
  • Проповеди
  • СМИ о батюшке
  • Фотографии

Отец Евгений о себе

Я родился в 1951 году в поселке Волошка Коношского района Архангельской области. В семье нашей, по линии отца, шесть поколений священников. Мой дед, протоиерей Петр Соколов, был дважды судим за антисоветскую деятельность. В 1925 году сослан на пять лет в Сибирскую ссылку, а в 1937 году вторично приговорен к 10 годам лишения свободы без права переписки. Причина обвинения: продолжал за богослужением поминать убиенных Николая, Александру, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексея (Семью Царственных Страстотерпцев). В 1938 году отец Пётр был расстрелян. Родные узнали об обстоятельствах его гибели только спустя 70 лет. Место последнего служения деда – Сретенский храм в деревне Мечетка близ города Боброва Воронежской области.

Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.

Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.

Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.

В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.

В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. 
В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.

Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.

В моей семье трое детей и восемь внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.

Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений

Выступления

Элемент не найден!

Возврат к списку

Статьи

Страсти по Олимпиаде

Глас вопиющего

Страсти по Олимпиаде

Свершилось! Зимние Олимпийские игры в 2014 году пройдут в Сочи! Сколько неподдельной радости, искренних слез, переживаний, ликования. Мы победили!!! Я наблюдал все это действо по телевизору и был поражен подлинным единством российской команды. Министры, спортсмены, общественные деятели, политики во главе с президентом убедительно, настойчиво, аргументировано доказывали Международному Олимпийскому комитету и всему миру: «Мы лучшие, мы лучше всех организуем это масштабное, даже по мировым меркам, ЗРЕЛИЩЕ». И потрудились все не напрасно – победа осталась за нами. Потом показывали реакцию жителей наших городов, комментарии известных людей. Радости, казалось, не будет предела. Все политические новости начинались с этих победных реляций. Программа “Время” говорила о победе России целых 25 минут. Все итоговые выпуски новостей за неделю неизменно начинались комментарием о нашей победе и дифирамбами в адрес руководства страны, которое своей поддержкой способствовало общему успеху. Приехав на Родину, министры пообещали четко и быстро начать работу по возведению спортивных сооружений и всей инфраструктуры, т.к. семь лет пролетят незаметно. Общий настрой: раскачиваться некогда – за работу! Одним словом, как говорил наш известный политик: “Процесс пошел”.

Церковь против зрелища

А теперь обратимся к истории Олимпийских игр. Откроем энциклопедию и прочитаем, что в ней пишут об Олимпийских играх. “Олимпийские игры были одним из наиболее почитаемых празднеств Древней Греции, а позднее всего античного мира. Первые дошедшие до нас достоверные сведения об играх – это запись имен победителей состязаний, проходивших в 776 году до нашей эры. Олимпийские игры проходили раз в четыре года в “священном” для греков округе Альтис. Игры продолжались пять дней. Они начинались торжественным шествием и жертвоприношениями в честь бога Зевса. Затем начинались состязания. В их программу входили бег, борьба, кулачный бой, метание диска, бег с оружием, состязания на колесницах… Победители Олимпийских игр пользовались исключительным почетом и уважением. В их честь поэты слагали оды, им ставили памятники, устраивали торжественные встречи на родине. Они освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счет государства. Олимпийские игры проводились до 394 года нашей эры, когда они, как языческое празднество, по настоянию духовенства были запрещены императором.”

Что же случилось тогда? Почему Олимпийские игры были запрещены? Ответ прост: потому что это было языческое зрелище, поклонение ложным богам, чрезмерное увлечение культом тела. Когда нам говорят, что сегодня Олимпийские игры - это праздник молодости, силы, мастерства, то возникает вопрос: а что в результате? И так ли это на самом деле? Вспомним, с чего начинаются современные Олимпийские игры. В Греции на театрализованном представлении с элементами языческой мистики зажгут от лучей солнца огонь. И это будет не простой огонь, а Олимпийский. Его будет нести эстафета людей, передавая из рук в руки. Этот огонь будут тщательно охранять. Если он случайно погаснет, то наготове будет резервный факел. Этот огонь станет своеобразной “святыней” на все время Олимпийских игр. Появятся и другие “святыни”: флаг олимпиады, клятва судей и спортсменов, талисман игр, который заполнит все рекламные щиты, парад участников, церемония открытия. Все это время страна-организатор игр будет тщательно следить за выполнением своих обязательств по сооружению спортивных объектов. Не раз и не два будет заседать правительство, анализируя ход подготовки к предстоящему мировому ЗРЕЛИЩУ. Сколько денег уйдет на его организацию - даже трудно представить. А сколько людей по всему миру, оставив свои семьи, детей, общественно-полезный труд, будут заниматься своим телом! Ибо тело - главный инструмент в борьбе за олимпийские медали. Нет, конечно, и волю, и психику, и эмоции воспитывать и развивать надо, но только для того, чтобы дать возможность телу показать все, на что оно способно. И еще раз спросим - а что в результате?

Единение ради шоу

Предоставим слово сторонникам олимпиады, что скажут они в свою защиту?

Прежде всего, построенные спортивные объекты останутся в нашей стране. И на этих объектах можно будет проводить, пусть менее масштабные, но все-таки ЗРЕЛИЩА. Проводить тренировки, развивая культ тела, или просто отдыхать людям, способным за подобный отдых заплатить. Сочи станет курортом мирового значения, в Краснодарский край хлынет поток инвестиций, в том числе и иностранных, будет построено много жилья. Правда, подготовка к этому всемирному ШОУ займет семь лет и станет одной из главных забот властей всех уровней.

Что отодвинется на второй план? Сегодня у нас по официальной статистике сотни тысяч бездомных детей. Напомню, что большевики, хорошо понимая, как социально опасны дети, живущие вне семьи, вне воспитания, за год решают проблему беспризорности. Возглавлял эту борьбу по поручению партии сам Феликс Эдмундович Дзержинский. У нас, который год что-то вяло на эту тему обсуждается, но реальных результатов как не было, так, видимо, в ближайшем будущем и не будет (Олимпиада, безусловно, важнее бездомных детей). При живых родителях дети становятся сиротами, ибо зачастую родители просто отказываются содержать своих детей. Открываются все новые приюты, растет число детских домов. Проблема нарастает, как снежный ком. Пытаюсь себе представить, чтобы министры экономики, транспорта, спорта, губернаторы областей собрались вместе и, сцепив руки, напряженно добивались, чтобы им в приоритетном плане поручили эту тяжелую, но ответственейшую задачу – помочь брошенным детям… Никак не рисуется подобная картина. Вот когда добиваемся, чтобы нам поручили провести всемирное шоу, тут единение налицо.

Пир во время чумы

Брошенные деревни. Сколько вымерших, совсем вымерших русских северных деревень проехал. И вымирают они не потому, что работать не хотят, а потому что помочь некому. Семьдесят лет приучало государство северного мужика к своей помощи. Да, плохо это было, неэффективно, кто спорит. Но так уж совсем бросить, оставить на выживание в тяжелых условиях Севера могли только черствые, циничные, бездушные люди. Ну ладно, тяжело было в переходный период, но сейчас-то деньги есть. Так помогите, пришлите толковых организаторов, дайте им достойный заработок, и пусть помогут возродить деревню, работать же не разучились еще. Вспомним еще раз большевиков, которые направили 25 тысяч человек в деревни для организации колхозов. Конечно, за такой долгий период хозяйская жилка у мужика надорвалась, да и кулаков, настоящих тружеников и организаторов, уничтожили немало, но сейчас же есть возможность начать возрождение деревень, которые еще не совсем угасли. Но ЗРЕЛИЩЕ все-таки важнее! На его организацию, безусловно, будут направлены тысячи прекрасных менеджеров с солидной зарплатой.

Ветхое жилье. Громадное множество людей в Архангельске и области ютятся в деревянных домах, жить в которых просто опасно. Сотни тысяч молодых семей в России не могут себе построить жилье. И так много об этом говорят, спорят. Для того, чтобы решить проблему, нужно и жилье недорогое строить, и работу людям предоставить. Вспомним Великую депрессию в США в 30-е годы ушедшего века. Чтобы вытащить страну из кризиса, президент Рузвельт занял деньги у банков и начал строить за счет госбюджета дороги, мосты, коммуникации. Появилась работа, люди стали зарабатывать, увеличилась покупательная способность, стали развиваться другие производства. У нас тоже проблемы с дорогами. Да еще какие, достаточно вспомнить бессмертные слова классика. Кажется, сотни миллиардов рублей уйдут на проведение сочинского ШОУ. А может поделить эти миллиарды на 89 областей и дороги начать строить? И деньги дать народу заработать не только в Краснодарском крае, право, там и так климат благодатный.

Много еще чего отодвинет на второй план надвигающаяся олимпиада. Мы же, как полагается, за ценой не постоим в попытке в очередной раз удивить мир красотой, эмоциональностью, псевдодуховностью ЗРЕЛИЩА. Более того, вот известный актер Александр Абдулов по ТВ всерьез говорит о проведении Олимпиады на достойном уровне, как о национальной идее. Нам мир доверил проведение игр, а значит теперь можно гордиться страной, гордиться тем, что ты русский. Понимаю, что мои последующие слова многим покажутся бравадой, но я совершенно не сомневался, что мир “подарит” нам проведение этого ЗРЕЛИЩА. А иначе и быть не могло. А вдруг задумаемся о своих погибающих деревнях, о ежегодных миллионах абортов, о беспризорных детях, о дорогах, жилье. О нарастающих наркомании и алкоголизме, о катастрофическом падении уровня образования и нравственности. Нация, которая сплачивается для проведения 30-дневного шоу, и забывает, что ее население убывает со скоростью 700.000 тысяч человек в год, обречена. И так хочется криком кричать: “За что нас так не любят властьпредержащие, за что???”

Профанация национальной идеи

Неужели не понятно, что после всей этой олимпийской круговерти, пусть даже мы завоюем все олимпийское золото, наступит духовное опустошение, как после любого ЗРЕЛИЩА. Кто сегодня, кроме узкого круга специалистов, помнит героев олимпиад в Риме, Токио, Гренобле, Москве? Кому в мире стало лучше от того, что наш спортсмен выше всех прыгнул или дальше всех метнул спортивный снаряд, кому? Что от этого изменилось? Хочу, чтобы поняли меня правильно, и приведу такой пример. В 60-е годы прошлого века в газете “Комсомольская правда” было опубликовано письмо молодых юноши и девушки, которые рассказали, что после окончания строительного техникума, они уехали в село. И что работают там они уже четвертый год без отпуска и выходных, много подрабатывают, помогая строить и ремонтировать односельчанам их дома, разработали большой огород. И дом себе уже построили, и гараж, и машину скоро купят, и деньги на обстановку будут потом копить. Это было время развитого социализма. Что обрушилось на этих ребят: «мещане, пошляки, несчастные собственники, мелкие людишки». «Опомнитесь, - писала им одна молодая особа, - как можно так жить. Мы с мужем не пропускаем ни одной театральной премьеры, посещаем выставки, музеи, ездим по путевкам во время отпуска по разным городам. Ребята, как вы обедняете вашу жизнь.» И вот этой особе через газету ответила одна пожилая, мудрая учительница, написав ей: «Скажите, кому в мире стало лучше от того, что вы не пропускаете ни одной театральной премьеры, посещаете выставки, музеи, ездите по путевкам во время отпуска по разным городам? Вот эти ребятки, пусть за плату, помогают односельчанам. Труд не может быть пошлостью или мещанством. Они трудятся для людей, принося людям реальные плоды своего труда». И сейчас мне вслед за той мудрой учительницей хочется спросить всех спортсменов, положивших на алтарь спортивной победы свое здоровье, нравственное и интеллектуальное развитие: “Кому в мире стало лучше от ваших побед?” Вся эта радостная эйфория пройдет в считанные недели, а дальше что? Нет, с самими спортсменами все понятно, для них спорт - это тяжелый труд на износ. За это им платят приличные деньги, в случае победы они стоят на пьедестале, им играют гимн страны победителя. Здесь все высшие соблазны: слава, материальное обеспечение, власть. Поклонники толпами просят автографы, носят на руках в случае победы. Однако и это временно, призрачно. Тогда во имя чего все?

Что произошло с человеческим сообществом? Почему так высоко стало цениться ЗРЕЛИЩЕ? Сравните уровень зарплаты преподавателя престижного университета и спортсмена из высшей лиги любого вида спорта. Как правило, они несоизмеримы и не в пользу преподавателя. Об учителях школ, воспитателей детских садов я просто не говорю, стыдно перед ними. Мне все пытаются объяснить, что спортсмен очень много тренируется, выполняет гигантский объем работы. И я верю этому! Только не понимаю: зачем он все это делает, нам-то всем, зачем это нужно? Или любовь к ЗРЕЛИЩУ столь сильна и страстна, что мы готовы за это выложить последнее? С духовной точки зрения эти страсти только разрушают человеческую душу. Никто не против спорта, тем более Церковь. Тело - храм Духа и о теле должно заботиться. Но недопустимо, чтобы забота о сосуде превысила заботу о его содержимом.

Грустно смотреть на все происходящее… «ХЛЕБА и ЗРЕЛИЩ!» – клич древнего Рима - все более и более входит общественным идеалом в нашу жизнь. Забыты духовные подвижники земли русской, забыты ее святые или, лучше сказать, оттеснены в резервации, забыты их духовные плоды, которые они так заботливо взращивали и сохраняли для нас. Нет! Сегодня время ложных маяков, ложных идеалов, сомнительных целей, но, конечно, намерения у всех, как всегда, самые что ни на есть благие. И остается только терпеть и молиться о вразумлении людей, для которых проведение всемирного ЗРЕЛИЩА более важно, чем забота о своем народе. Любить разучились. Вернее, научились страстно любить ложные ценности, нравственный вектор незаметно повернулся в другую сторону, к виртуальным, мифическим целям. За все в жизни нужно платить. Светская, казалось бы, фраза, но как уместно вспомнить о ней сейчас. Не сомневаюсь, что данная статья вызовет массу возражений, обвинений в отсутствии патриотизма, недальновидности, дилетантизме. Но как священник не могу не провести параллелей, нынешних олимпийских шоу, с играми, проходившими в древние времена. Аналогия полная! И вот тогда, именно христианская Церковь в лице своего священства возвысила голос против языческих игрищ и победила. Прошло время, и язычество взяло реванш, поставив ЗРЕЛИЩЕ выше духовности и нравственности людей. И, кажется, забыв историю, все сегодня за то, чтобы языческое культовое и далеко небезобидное ЗРЕЛИЩЕ повсеместно занимало умы миллиардов людей. Ну что же, даже если это так, разрешите сказать, что это не единогласное решение русских людей. Нет, есть голоса и против. Я против того, чтобы спортивное шоу становилось одним из главных смыслов в жизни русского народа! Правда, надежд на то, что это услышит хоть кто-то из властьпредержащих, сильных мира сего, у меня совершенно точно нет.

Протоиерей Евгений Соколов,
г. Архангельск


Фото: Правда.ру


Возврат к списку

Видеозаписи

Проповеди

Элемент не найден!

Возврат к списку

СМИ о батюшке

Элемент не найден!

Возврат к списку

Фотографии