Настоятель храма: протоиерей Евгений Соколов

Настоятель домового храма в честь cвятого праведного Иоанна Кронштадтского при САФУ им М.В. Ломоносова

info@hram29.ru

Дата рождения: 28.01.1951

Дата диаконской хиротонии: 23.05.1996

Дата иерейской хиротонии: 31.05.1998


  • Автобиография
  • Выступления
  • Статьи
  • Видеозаписи
  • Проповеди
  • СМИ о батюшке
  • Фотографии

Отец Евгений о себе

Я родился в 1951 году в поселке Волошка Коношского района Архангельской области. В семье нашей, по линии отца, шесть поколений священников. Мой дед, протоиерей Петр Соколов, был дважды судим за антисоветскую деятельность. В 1925 году сослан на пять лет в Сибирскую ссылку, а в 1937 году вторично приговорен к 10 годам лишения свободы без права переписки. Причина обвинения: продолжал за богослужением поминать убиенных Николая, Александру, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексея (Семью Царственных Страстотерпцев). В 1938 году отец Пётр был расстрелян. Родные узнали об обстоятельствах его гибели только спустя 70 лет. Место последнего служения деда – Сретенский храм в деревне Мечетка близ города Боброва Воронежской области.

Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.

Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.

Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.

В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.

В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. 
В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.

Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.

В моей семье трое детей и восемь внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.

Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений

Выступления

Элемент не найден!

Возврат к списку

Статьи

«Река времени»: путь в вечность или в тупик?

Слово Пастыря

«Река времени»: путь в вечность или в тупик?

ВРЕМЯ, оно непрерывно движется от прошлого к будущему через настоящее, и мы, люди, живущие в этом движении, никак не можем понять: что же такое ВРЕМЯ? Многие великие мыслители упирались в тупик, при попытке объяснить загадку времени. Прошлое уже прошло, будущее еще не наступило, настоящее непрерывно бежит, и остановить его не возможно. Материалисты, правда, особо много сил на поиск этой загадки не тратили, поскольку провозгласили простой тезис, определяющий понятие жизни. По материалистической науке, жизнь – это движение материи, а время – форма последовательной смены явлений и состояний материи. Позавидуешь, как все у них было просто. Часто вспоминаю известное выражение: “нельзя дважды войти в одну и ту же реку”. О какой реке идет речь? Мне, кажется, именно, о реке времени. Мы входим в эту реку при своем рождении и движемся по реке времени, которая называется ЖИЗНЬ, до самого устья этой реки, которая называется СМЕРТЬ. И в этой реке есть опасные участки: водопады, водовороты, пороги. А есть спокойные заводи, плесы, участки плавного течения. Как хорошо бы научиться правильно ориентироваться в этой загадочной реке времени, чтобы не подвергать свою жизнь бездумному бессмысленному риску. Каждый прожитый день - это пройденный участок реки времени, приближающий нас к ее устью. И каждый раз, проходя очередной такой участок, мы должны что-то приобрести, в чем-то измениться, а иначе в чем смысл нашего движения?

Движение без цели

Любое движение имеет смысл лишь тогда, когда преследует какую-то определенную цель. Движение без цели абсолютно бессмысленно. Увы, сегодняшний, современный человек редко скажет, для чего он плывет по реке времени, какую цель он преследует. Ярким примером этого бессмысленного движения во времени могут служить недавние трагические события реального движения по бурной, порожистой реке в Китае наших любителей экстремального водного туризма. В чем был смысл их плавания? Первыми пройти по неизведанному, опасному маршруту? Но сегодняшние, современные транспортные средства позволяют нам преодолевать эти расстояния без риска для жизни. Тогда в чем был смысл этой опасной затеи? Если быть предельно честным, то, мне кажется, на первое место нужно поставить тщеславие и гордыню. Право, никому в мире оттого, что кто-то прошел этот маршрут, и даже если все закончилось бы благополучно, все равно не стало бы легче. Мне часто приходилось разговаривать с альпинистами, любителями экстремального туризма, яхтсменами одиночками о смысле их жизненных интересов, и у всех был совершенно одинаковый взгляд на экстремальные увлечения. Свою философию они всегда излагают часами, но все, в общем-то, сводится к единому выводу – простому человеку этого не понять! Вот так.

И в этой обособленности, в этом противопоставлении себя остальному миру, мне, как православному священнику, видится особая эгоистическая форма гордыни. Огромные промежутки из реки времени эти люди посвящают движению к духовно бессмысленным целям. Что могли бы наши экстремалы туристы, трагически погибшие в Китае, сделать за те же две недели? Сколько времени, сил и средств потратили спасатели? Бессмысленные (бесцельные) с духовной точки зрения действия, привели к трагедии и огромным духовным и материальным затратам всего общества. Как, какими мерками оценить переживания родных и близких в эти тревожные дни поисков пропавших без вести? Течет, течет река времени. Нельзя в нее войти дважды и каждый прожитый день оставляет след в этой реке. Когда придет срок приблизится к концу течения и слиться с океаном вечности, спросим себя: какие вечные дары мы приобрели, пока плыли по реке времени, чтобы в этой вечности остаться. И, если никаких вечных ценностей мы за время своей жизни приобрести не сумели, а лишь только временные, то, возможно, в этой вечности нам и места не найдется. В вечности действуют свои законы, а законы подвластные времени, остаются в этой реке у порога смерти. В океане таких течений, как в реке нет, там свои законы. Но посмотрите, как много сегодня времени уделяется рекламе экстремальных видов спорта. Как много и красиво показывают любителей острых ощущений. И поэтому не следует удивляться, что все больше и больше молодых людей бездумно тратят время на бессмысленные восхождения на неприступные вершины, походы по опасным маршрутам.

Потерянные во времени

Думаю, как было бы хорошо, если бы государство в лице своей элиты, своих лучших умов, обозначило бы нам смысл и цель движения по реке времени. Научило бы распознавать истинные и фальшивые ценности с духовной точки зрения. Нет, конечно, каждый плывет самостоятельно, каждый в своем плавании стяжает свои богатства нужные ему. Но хорошо бы знать при этом, что относится к вечным ценностям, которые пригодятся в океане вечности, а что к временным, которые только помогают нашему движению во времени, но ТАМ будут не нужны.

Когда сегодня смотришь на мир, то поражаешься, как много сил и средств тратится на популяризацию именно временных ценностей, как много придается им значения. Такое впечатление, что к концу течения реки времени, не жалко будет материальных ценностей, которые приобретались тратой огромных временных затрат. Сколько километров времени в своей жизни мы потратили для приобретения материальных благ, которые в этом времени и останутся, в вечность их с собой будет не забрать. Так ли уж они нужны нам в таком количестве? Приобретая временное, мы крадем сами у себя возможность приобрести вечное. Какие же вечные ценности мы могли бы приобрести, пока плывем по этой таинственной реке?

Очень часто говорю своим прихожанам, что, если они, придя в Церковь, научатся молиться, поститься, прочитают все Священное Писание, но не научатся любить, то в Церковь они пришли напрасно. Но научиться любить, это, значит, привнести в свою душу такие черты, как умение прощать, терпеть, смиряться, необидно назидать, сопереживать, жертвовать своими интересами ради других, да все не перечислить. И это длительная, тяжелая и скорбная работа по преображению своей души. Но тяжелую работу можно выполнить, если на это хватает сил. И возникает вопрос: Кто и как должен дать человеку силы в этой напряженной духовной работе? Мы можем вспомнить одного известного литературного героя, который за волосы вытащил сам себя из болота. Боюсь, что больше никому этого сделать не удастся. Верующий человек находит опору своей напряженной духовной работе в Боге. “Без Бога, не до порога” – говорили наши благочестивые предки. И это, право, так.

Бог никому ничего не должен

В попытке познать духовные законы, понять смысл и правила движения по реке времени, верующий человек обращается к Творцу этих законов, к Творцу времени. Через Богообщение прикасаемся мы к сокровенным тайнам мироздания и очень важно, чтобы это общение человека с Богом было правильным. Как часто сегодня можно слышать совершенно бессмысленную и богохульную фразу: “Главное, чтобы Бог был в душе”. Никак не могу добиться от людей, которые исповедуют этот принцип, что они под ним понимают? Скорее всего, уговаривают себя, что те нравственные принципы, которые они исповедуют и есть истина. С собой, как выясняется, всегда легко сговориться и доказать себе, что твое понимание нравственности и духовности и есть истина в последней инстанции. Всем этим людям хочется напомнить, что словосочетание «Бог» и «должен» к Творцу неприменимо. Бог никому, никогда, ничего не должен! А посему все торгово-экономические отношения с Ним нужно прекращать. Торопливый приход в храм на несколько минут, поставленная свеча, неумелое крестное знамение никак не приближают нас к подлинному Богообщению. Не становится душа наша от такого общения лучше, не преображается. Ну, на самом же деле, не станет человек лучше знать, например, математику, если на пять минут заглянет в лекционный зал, где читают лекцию по этой самой математике. Из опыта жизни святых отцов мы видим, что они для получения и воплощения этих вечных знаний на десятки лет уходили от мира и уединялись в пустынных местах. И добившись своей подвижнической жизнью высокого духовного уровня, они рассказали нам о своих духовных опытах, о своей методике духовного восхождения. У каждого из них был свой путь, но что было общее для всех – это регулярное приобщение к Таинствам Церкви, которые были оставлены нам Спасителем. Без приобщения к Таинствам Церкви – духовная жизнь практически не возможна, это их общий вывод! Что знает современный человек об этих Таинствах? Как часто к ним прибегает?

Знаем ли мы, что дают человеку эти Таинства? Возможно ли, преображение души без них? Грустно, конечно, но на все выше поставленные вопросы ответа, как правило, не услышишь. Так вялые рассуждения ни о чем. Течет река времени, быстро течет. В последние десятилетия, как-то незаметно, движение этой реки значительно ускорилось. Мелькают не дни, и даже не недели и месяцы. Мелькают времена года. Казалось только, только недавно закончилось лето, а вот и зима уже на дворе. Куда заспешило течение этой загадочной реки, что нас там ждет в ее устье? Что успеем мы в этом ускоренном ритме приобрести для океана вечности? Вопросы, вопросы…. а ответов, похоже, найти не успеем. Слишком занят наш разум приобретением временных благ, слишком заняты и отягощены наши руки, в попытке удержать приобретенные временные ценности. Ведь и, правда, они так хорошо помогают плыть по реке времени, так с ними комфортно. В устье, перед океаном вечности, конечно, придется все бросить, так ведь это когда еще будет… А, наверное, скоро! Право, скоро! Течение то вон как ускорилось. Успеть бы хоть чуть-чуть вечных ценностей приобрести, чтобы не остаться уж совсем с пустыми руками там, за порогом времени в гостях у ВЕЧНОСТИ.

Протоиерей Евгений Соколов


Возврат к списку

Видеозаписи

Проповеди

Элемент не найден!

Возврат к списку

СМИ о батюшке

Элемент не найден!

Возврат к списку

Фотографии