Настоятель храма: протоиерей Евгений Соколов

Настоятель домового храма в честь cвятого праведного Иоанна Кронштадтского при САФУ им М.В. Ломоносова

info@hram29.ru

Дата рождения: 28.01.1951

Дата диаконской хиротонии: 23.05.1996

Дата иерейской хиротонии: 31.05.1998


  • Автобиография
  • Выступления
  • Статьи
  • Видеозаписи
  • Проповеди
  • СМИ о батюшке
  • Фотографии

Отец Евгений о себе

Я родился в 1951 году в поселке Волошка Коношского района Архангельской области. В семье нашей, по линии отца, шесть поколений священников. Мой дед, протоиерей Петр Соколов, был дважды судим за антисоветскую деятельность. В 1925 году сослан на пять лет в Сибирскую ссылку, а в 1937 году вторично приговорен к 10 годам лишения свободы без права переписки. Причина обвинения: продолжал за богослужением поминать убиенных Николая, Александру, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексея (Семью Царственных Страстотерпцев). В 1938 году отец Пётр был расстрелян. Родные узнали об обстоятельствах его гибели только спустя 70 лет. Место последнего служения деда – Сретенский храм в деревне Мечетка близ города Боброва Воронежской области.

Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.

Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.

Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.

В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.

В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. 
В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.

Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.

В моей семье трое детей и восемь внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.

Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений

Выступления

Элемент не найден!

Возврат к списку

Статьи

Люди, забывшие Бога

Люди, забывшие Бога

Я учился в школе в 60-х годах прошедшего двадцатого века. Тогда на уроках литературы очень часто писали сочинения, темы которых звучали по разному, но сводились к одному очень важному вопросу: «в чем смысл жизни?» . Не помню сколько раз писал подобные сочинения, но точно знаю, что неоднократно. Сегодня, наверное, удивительно, что подобная тема обсуждалась и в 6-м, и в 9-м, и в 10-м классах. Заставляли нас тогда учителя задуматься над этим важным для любого человека вопросом, заставляли. Не так ныне. Не то чтобы этот вопрос никого не интересует, но как-то не принято сегодня эту тему - о смысле жизни - обсуждать. Долго, кстати, не мог понять почему, пока не пришлось однажды писать доклад для выступления на конференции на тему – “О жизни и смерти”. К своему изумлению тогда открыл для себя удивительный факт: современная наука не имеет четкой, общепринятой формулировки по этим очень важным понятиям. Иными словами человечество не пришло к единому мнению и не может четко сказать, что такое жизнь и что такое смерть. Тогда становится совершенно понятным, почему не пишутся сочинения о смысле жизни. Нельзя искать смысл того, сущности чего не знаешь. Если кто-нибудь сомневается в моих словах, то предлагаю открыть толковые или энциклопедические словари различных авторов и сравнить формулировки по этим двум важнейшим понятиям: жизнь и смерть. Странно, право. Мы движемся по реке времени от рождения до смерти. В чем же смысл этого движения, для чего пришли мы в этот мир? Кажется ясно, что движение не может, не должно быть бессмысленным. Как важно знать или хотя бы попробовать это понять. Именно эти знания могли бы дать нам правильный вектор движения по реке времени. Какие же усилия предпринимаем мы, люди, живущие в 21-м веке, чтобы понять, в чем смысл жизни? Попробуем разобраться.

Катастрофа непослушания

Прежде всего, необходимо четко ответить себе на вопрос: что такое окружающий мир? Это творение или продукт эволюционного развития вечной материи? Если творение - то, безусловно, смысл бытия окружающего мира нужно искать в воле Творца. На самом деле, все действия любого разумного существа целесообразны. Тем более необходимо признать целесообразность сотворения нашей Вселенной. Не может мир, существующий по законам естественных наук (физики, химии, математики) не иметь Законодателя. И, наверное, все существующие законы сотворены именно для того, чтобы человек, познавая и используя их, двигался к определенной цели, намеченной Творцом. Собственно, смысл существования всего сотворенного мира двигаться и развиваться в соответствии с волей Божьей. Вспомним первых людей, живущих в райском саду. Как просто было им познавать волю Божию. Ведь первые люди - Адам и Ева - могли общаться с Богом непосредственно. И таким образом, познавая и развивая мир, человек мог приближаться к Богу, ибо Творца всегда можно познавать по Его творению. Отметим только одну важную деталь. Уже в райском саду человек, который как образ и подобие Божие абсолютно свободен, предупрежден о добровольном самограничении этой свободы: нельзя вкушать плоды с древа познания добра и зла. В сегодняшнем мире, где во все горло кричат о свободе, демократии, гуманизме и общечеловеческих ценностях, как-то забыли, что изначально, еще на заре существования, человек предупрежден о том, что можно жить в мире и воздействовать на мир только в соответствии с волей Божией. И нарушение этой воли ведет человечество и мир к катастрофическим последствиям. Вспомним, что Господь неоднократно вмешивается в историю человечества, когда люди в своей жизни уклоняются от выполнения Его воли. Напомню известные исторические события: Всемирный потоп, смешение языков при строительстве Вавилонской башни, избрание Авраама, пришествие Сына Божия в мир. И, наконец, грозное предостережение о кончине мира, грядущем Апокалипсисе, если человечество не будет слушаться Творца.

Исходя из вышесказанного, посмотрим на окружающий мир. Мы помним, что после нарушения заповеди в райском саду, человек теряет духовное зрение и больше не может видеть Бога непосредственно. На долгие тысячелетия связь между Богом и человеком разорвана. Неоднократные попытки Творца призвать человека жить по воле Божией ни к чему не приводят. Более того, человечество в лице руководителей Богом избранного еврейского народа не узнает Мессию, который Своим примером показывает, как нужно жить по воле Божией, и распинает Его. Духовно слепое сообщество людей пытается жить в сотворенном мире, не желая даже попытаться понять волю Творца. Самое странное, что подавляющее большинство людей при этом признают бытие Бога, признают мир творением.

«Большая восьмерка»: вслед за Адамом

И, правда, если мы посмотрим заседания президентов клуба восьми ведущих мировых держав, то увидим в высшей степени странную картину. Все эти лидеры мировых держав говорят о себе, как о людях верующих, признающих бытие Бога. Они на своих встречах решают судьбы мира, намечают перспективы его развития, но ни разу при этом не попытались понять волю Божию по обсуждаемым вопросам. И тогда возникает вопрос: в чем же вера этих людей? Какое место они отводят воле Божией в развитии окружающего мира? Какое место занимает Творец в их планах? Очень, похоже, что далеко не первое, а значит никакое. Потому что Бог либо на первом месте, либо ни на каком другом.

Давайте попробуем на этом вопросе остановимся поподробней. Мне часто приходится слышать просьбу от своих прихожан: “Батюшка, благословите!” На что просят люди их благословить? На сдачу экзамена, на поездку, на постройку дома, на ремонт, на пост, да мало ли. Любой верующий человек всегда пытается делать свои дела по воле Божией. Возьмем современную науку. Она стремительно развивается, особенно в последнее столетие. Ученый мир все глубже и глубже проникает в тайны законов материального мира. Человек познает (открывает) законы по которым живет мир мертвой материи. И как же он использует свои открытия? Спрашивает ли человек Бога, для чего Творец создал тот или иной закон? Как должны мы использовать полученные знания для развития мира в соответствии с Твоей волей, Господи? Нет, такого обращения к Богу со стороны научного мира что-то не припомнится. Воля Божия оказывается никому не нужна. Мы сами, как первый Адам, решаем, что такое хорошо, а что такое плохо, не считаясь с мнением Бога. Когда в сегодняшнем научном мире говорят о том, что наука не имеет нравственного вектора, то, мне кажется, это не верно. В соответствии с волей Божией или нет, развивается наука? Вот вопрос, который должен задать научный мир самому себе и Творцу. И от ответа на него можно определить степень ответственности научного мира за нравственное состояние общества.

Если мы вернемся к людям, руководящим государством, областью, городом, предприятием, университетом, то здесь картина еще страшней. Вспомним Евангелие. Апостол Павел пишет: “Вся власть от Бога”. Другими словами, все власть предержащие должны четко понимать, что власть им вручена Богом для выполнения воли Божией. Что ждет от них Бог? Как должны они работать? Что должны и чего не должны делать? Именно это, в первую очередь, должен понять человек облеченный властью. И чем выше пост, который он занимает, тем выше его ответственность перед Богом. А иначе, если волю Божию не знать, или, хотя бы не пытаться ее понять, то брать власть опасно и просто грешно. Когда сегодня говорят о свободе, как о главном завоевании демократии, то это может вызвать только горестную улыбку. Именно власть не желающая знать волю Божию, всегда будет ставить свободу и независимость на первое место. А иначе нужно себе дать отчет, что свобода возможна только в способах выполнения воли Творца по отношению к жизни окружающего мира. Чем младше ребенок, чем меньше знает и понимает он опасности окружающей действительности, тем меньшую свободу получает он от своих любящих родителей. И это верно. Пока ребенок не понимает, что такое хорошо, а что такое плохо, давать свободу ему просто опасно. Духовно слепое человечество жаждет свободы. Кричит, вопиет о недопустимости ограничения своей свободы. Но вспомним еще и еще раз, что в райском саду духовно зрячий первый человек, видящий Бога, все же ограничен Творцом в своей свободе. Как же можно сегодня духовно слепому человеку, который в своем высокоумном безумии довел мир до порога экологической, эпидемиологической, военной катастрофы, предоставить свободу? Что влечет за собой предоставление такой свободы? Это может родить и рождает только хаос. Ибо, когда нет единого нравственного вектора, когда каждый имеет право на свое понимание духовных законов, то все сообщество людей напоминает персонажей из басни Крылова «Лебедь, рак и щука». Мир живет по законам, в том числе и по нравственным законам. Ибо если нет законов, то есть беззаконие, вакуума не бывает. В сегодняшнем мире, где свобода провозглашена главным достижением, человек вправе исповедывать любые духовные и нравственные ценности, порой, прямо противоположные, по-своему содержанию и смыслу. Другими словами, мы вынуждены констатировать, что нравственного закона в обществе, провозгласившим такую свободу, нет, т.к. закон всегда трактуется в своей основе одинаково. Не может дважды два равняться четырем и пяти одновременно. Но раз нет нравственного закона, то, значит, нет нравственной истины, а значит и Бога нет. Ибо, слова Спасителя “Аз есмь истина” мы отвергаем.

Командиры над Богом

Воля Божия. Как важно ее знать. Только познав ее, можно говорить о подлинном смысле жизни. Жить вопреки воли Творца, просто нелепо. Мы все глубже познаем законы окружающего мира. На основе этих знаний сотворили множество приборов, устройств, приспособлений, которые должны были помочь нам в этом мире жить. Но неожиданно плоды наших трудов, наши творения приобрели над нами огромную власть. Мы большую часть времени проводим в трудах и заботах о наших творениях (машинах, компьютерах, квартирах, сотовых телефонах). Тварь стала господином творца, творец стал слугой твари. И вот, став рабами своих творений, мы и от своего Творца потребовали служения себе. “Бог должен быть в душе” – как часто мы слышим эту совершенно непонятную фразу. Как можно Бога загонять в свою душу? Что значит слово «должен» ? Неужели Творцом можно командовать? Похоже, что так. А что, в самом деле, если свобода самое главное, то почему я не могу скомандовать кому угодно, в том числе Богу. Наша воля, воля духовно слепого, падшего существа, оказывается в рамках свободы самой главной. А волю Творца мы просто не желаем знать. Это и ведет мир к духовному тупику.

Когда сегодня говорят о национальной идее, которая всегда рассматривалась, как воля Божия в судьбе того или иного народа, то диву даешься, как далеко мы ушли в своем понимании свободы. Сколько различных мнений известных политиков раздается, но никто не хочет попытаться понять волю Божию в отношении судьбы России. Так и хочется спросить у этих людей: так есть все-таки Бог или нет? Может, вы все же попытаетесь понять Его волю в отношении судеб нашей страны. Помню выказывание президента, произнесенное им лет шесть назад о том, что национальной идеей России может стать построение конкурентно способной экономики. Ну, хорошо, построим мы такую экономику, лучшую в мире. А потом что? Будем менять национальную идею? Национальная идея - это что, перчатки на сезон? Нет, она дается Богом и лежит в основе развития страны. Национальная идея - это и есть ВОЛЯ БОЖИЯ о судьбе страны. И как можно, будучи верующим человеком, руководить страной, областью, городом без национальной идеи, просто не понятно?!

Всемирный Потоп. Он обрушился на все народы, которые отвергли волю Божию и горделиво решили жить по своей воле. Как долго Ной строил свой ковчег, как долго призывал он людей к покаянию и изменению жизни. Призывал жить по воле Божией. Не послушались, и пришедший потоп истребил всех. Сегодня мы снова пытаемся жить по своей воле. В который раз, испытывая долготерпение Божие, мы горделиво свою волю ставим выше Божией. Как будто нас не предупредили о грядущем Апокалипсисе. Неужели не страшно жить, даже не попытавшись узнать волю Творца. Ну что же… тогда остается только ждать.

Протоиерей Евгений СОКОЛОВ,
Архангельск, 2007 г.


Фото газеты Известия


Возврат к списку

Видеозаписи

Проповеди

Элемент не найден!

Возврат к списку

СМИ о батюшке

Элемент не найден!

Возврат к списку

Фотографии