Настоятель храма: протоиерей Евгений Соколов

Настоятель домового храма в честь Святого праведного Иоанна Кронштадтского при ПГУ им М.В. Ломоносова

hram@pomorsu.ru

Дата рождения: 28.01.1951

Дата диаконской хиротонии: 23.05.1996

Дата иерейской хиротонии: 31.05.1998

  • Автобиография
  • Выступления
  • Статьи
  • Видеозаписи
  • Проповеди
  • СМИ о батюшке
  • Фотографии

Отец Евгений о себе

Я родился в 1951 году в поселке Волошка Коношского района Архангельской области. В семье нашей, по линии отца, шесть поколений священников. Мой дед, протоиерей Петр Соколов, был дважды судим за антисоветскую деятельность. В 1925 году сослан на пять лет в Сибирскую ссылку, а в 1937 году вторично приговорен к 10 годам лишения свободы без права переписки. Причина обвинения: продолжал за богослужением поминать убиенных Николая, Александру, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексея (Семью Царственных Страстотерпцев). В 1938 году отец Пётр был расстрелян. Родные узнали об обстоятельствах его гибели только спустя 70 лет. Место последнего служения деда – Сретенский храм в деревне Мечетка близ города Боброва Воронежской области.

Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.

Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.

Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.

В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.

В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. 
В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.

Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.

В моей семье трое детей и шесть внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.

Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений

Выступления

Элемент не найден!

Возврат к списку

Статьи

О Церкви

О Церкви

Что такое Церковь? Вопрос для многих покажется необычным. И все-таки, как мне кажется, абсолютное большинство людей в нашем сегодняшнем мире вряд ли дадут определение этому слову. Слово церковь происходит от греческого глагола “эккалео”, что означает собирать, вызывать. Кого же собирает Церковь? В христианстве изначально под Церковью понимали общество призванных в общество Господне лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последующих этому призыву.
Тогда возникает вопрос от чего нужно спасать человека? В чем смысл его спасения? Где Бог видит опасность для своего высшего творения – человека? После грехопадения, когда человек в лице своих прародителей высокомерно преступает заповедь Бога, говоря тем самым, что теперь он сам, без помощи Творца, будет определять что в мире хорошо, а что плохо – Бог оставляет человека. И без Бога человек заражается неизлечимой болезнью смерти. Душа человека, его духовные устремления отныне подчинены его же плоти. Плотское, материальное, временное стало главным в нашей жизни. Греховной становится поврежденная грехом (отверженная Бога) сама человеческая природа. Вот эту поврежденную, больную грехом человеческую природу Бог и призывает нас спасать.

История человечества – это, прежде всего, история борьбы человека с грехом. И в этой истории были свои взлеты и свои страшные падения. Всемирный Потоп – это критический момент в жизни человечества, когда всего восемь человек сохранили веру в истинного Бога. Всего восемь человек из всего человечества пытаются с помощью Божией излечить, спасти свои души. Еще немного и эта восьмерка может пасть под напором всеобъемлющего греха окружающего мира. И тогда Бог призывает души падших, забывших Бога, людей к Себе, за исключением Ноя и его семьи.

Идут годы, тысячелетия, но человек так и не смог избавиться от пут греха и духовно возрасти до своего Творца, и тогда Бог спускается на Землю. Своим жертвенным подвигом и Крестной смертью Он искупает человечество от греха и указывает путь спасения. И путь этого спасения лежит через приобщение к Богу в Его Таинствах. В сегодняшней нашей жизни мы, как то, совсем забыли, что Бог приходил на Землю, чтобы остаться с нами навсегда. И те, кто хоть чуть-чуть знакомы с Евангелием, знают, что на пятидесятый день после Своего Воскресения Христос посылает Своим ученикам Утешителя – Святаго Духа. Именно в праздник Пресвятой Троицы мы празднуем день Рождения Церкви, когда Святой Дух видимым образом в виде огненных языков сошел на апостолов.

Дать рациональное толкование слову Церковь невозможно. Все самые отточенные формулировки не смогут охватить глубину, тайну Церкви. К ней можно только приблизиться, войдя в ее внутреннюю жизнь, прикоснувшись к ее Таинствам. Все Таинства в Церкви обусловлены жизнью в ней Святаго Духа. Именно поэтому многие богословы и понимают под Церковью жизнь в ней Святаго Духа. В Таинствах Церкви мы спасаем, исцеляем свою больную человеческую природу. Душа наша, как духовная сущность, не может быть подвержена иным средствам лечения, кроме благодати Божией. Это, к сожалению, сегодня забытая истина. Как много времени отдаем мы лечению, своего безнадежно больного болезнью смерти, тела. И как мало мы занимаемся исцелением от болезни своей больной души. Есть такая забавная детская игра – “как будто”. И мы, современные люди, очень похоже на таких детей, играя по жизни в эту игру –“как будто я никогда не умру”. Увы! И как-то очень уж заигравшись в различные светские игры, мы забываем, что смерть может быть и в вечности. Душа может придти к Своему Творцу, так ни разу и не коснувшись Его в Таинствах, которые Он оставил Своей Церкви. Не сделать даже попытки начать лечить свою больную душу. И вот смертельно больная, так и не познавшая Творца за всю свою земную жизнь, душа придет к Богу…. Что она скажет Ему? Что Он напрасно жертвовал Своею жизнью ради нас на Голгофе. Что она прекрасно прожила на Земле, не касаясь тех Таинств, которые Он ей оставил. Но какой же ответ подобная душа хочет услышать от Творца? Ведь там излечиться уже будет нельзя, там вечность!

В Евангелии Христос говорит такие слова: “Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее”. Нет, действительно до конца не одолеют. Но как много преуспевает враг человеческий в борьбе с Церковью Христовой. Ибо, мы все более и более делаемся не прихожанами, а захожанами дома Божия. Некогда нам прикасаться Его Таинств, некогда готовиться к соприкосновению в этих Таинствах с Богом. Для этого нужно долго и тщательно готовиться, а плоть так просит неги и увеселения, да и времени не хватает…

И все-таки, Церковь Христова, дом Божий терпеливо ждет, когда мы вспомним заповедь о любви к ближнему и к себе. Да, да себя тоже надо любить. “Возлюби ближнего, как самого себя”. А любить себя – это, прежде всего, любить свою душу. Ибо, из всего, что в нас есть – душа самое главное, она вечна. И так бы хотелось, чтобы она предстала перед Своим Творцом обоженной, чистой, красивой. Но без Церкви, без Таинств это не возможно. Поймем ли мы это, успеем ли понять?

Протоиерей Евгений Соколов


Возврат к списку

Видеозаписи

Проповеди

Элемент не найден!

Возврат к списку

СМИ о батюшке

Элемент не найден!

Возврат к списку

Фотографии