Настоятель храма: протоиерей Евгений Соколов

Настоятель домового храма в честь cвятого праведного Иоанна Кронштадтского при САФУ им М.В. Ломоносова

info@hram29.ru

Дата рождения: 28.01.1951

Дата диаконской хиротонии: 23.05.1996

Дата иерейской хиротонии: 31.05.1998


  • Автобиография
  • Выступления
  • Статьи
  • Видеозаписи
  • Проповеди
  • СМИ о батюшке
  • Фотографии

Отец Евгений о себе

Я родился в 1951 году в поселке Волошка Коношского района Архангельской области. В семье нашей, по линии отца, шесть поколений священников. Мой дед, протоиерей Петр Соколов, был дважды судим за антисоветскую деятельность. В 1925 году сослан на пять лет в Сибирскую ссылку, а в 1937 году вторично приговорен к 10 годам лишения свободы без права переписки. Причина обвинения: продолжал за богослужением поминать убиенных Николая, Александру, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексея (Семью Царственных Страстотерпцев). В 1938 году отец Пётр был расстрелян. Родные узнали об обстоятельствах его гибели только спустя 70 лет. Место последнего служения деда – Сретенский храм в деревне Мечетка близ города Боброва Воронежской области.

Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.

Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.

Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.

В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.

В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. 
В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.

Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.

В моей семье трое детей и восемь внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.

Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений

Выступления

Элемент не найден!

Возврат к списку

Статьи

Тупики современной науки

Духовные тупики современной науки

Раскроем Библию книгу Бытия и еще раз прочитаем стихи о сотворении человека. “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом и над всей землею), и над всяким животным, пресмыкающимся по земле….. И увидел Бог все, что Он cоздал, и вот хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый”. [Быт 1: 27,28, 31]. Далее так повествуется завершение творческого, божественного процесса. “И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал…. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал……Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел (их) к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.” [Быт. 2: 2,8,19].

Творческий процесс божественного творения завершен к седьмому дню. Больше Господь ничего не творит, а только из сотворенного формирует особую среду обитания для человека – райский сад. Следует особо отметить, что в Библии очень подробно очерчены границы райского сада, как бы подчеркивая, что это лишь небольшое особое пространство на земле. Некий эталон, который человек должен в своей творческой деятельности распространить на весь окружающий космос. Любая творческая деятельность базируется на знании законов, по которым живет объект (среда), который нужно преобразить. Лишь углубленные, сущностные знания позволяют личности вести правильные преобразования. И именно поэтому творческая деятельность человека в райском саду начинается с наречения имен. Имя должно отражать сущность нарицаемого объекта. И данную работу человек проводит под контролем Творца. Бог приводит к человеку весь живой тварный мир - “чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.” Только сущностные знания дают человеку возможность начать правильные преобразования по обоживанию мира, распространения райского сада по всей земле. Нарастающий интеллектуальный потенциал человека всегда будет искушаться соблазном - начать преобразования, исходя только из своего понимания рая, без воли Божией. Поэтому древо познания добра и зла в райском саду яркое и постоянное напоминание человеку о том, что в основе любых преобразований должна лежать воля Божия. Именно знание и соблюдение воли Божией являются залогом нравственности самих знаний. Другими словами, соединение знаний с их практическим воплощением, в трудовой деятельности человека по преображению мира, всегда должны быть согласованы с волей Божией.

Сегодня, зачастую, мы слышим тезис о том, что математика или физика не могут быть нравственными. Наука познает объективные законы окружающего мира и на основе этих законов люди ( образ и подобие Божие) преобразуют этот мир. Да, слышим мы, плохо, что человечество стало использовать многие великие открытия в низменных целях. Но мы, люди, открывшие эти законы, не можем нести ответственность за их дальнейшее использование. Именно здесь, на наш взгляд, кроется главная ошибка. Еще раз вернемся к наречению имени в райском саду, оно проходит под контролем Божиим. Видимо, если Адам в силу каких-либо причин не мог понять сущность того или иного объекта, то он обращался непосредственно к Богу за разъяснением роли, которую должен сыграть, скажем, муравей, в развитии, обоживании мира. Беседа (молитва) между Богом и человеком в этот момент является основным условием, чтобы человек не получил ложные знания, чтобы он знал волю Божию в предназначении каждой твари в дальнейшем процессе преобразования. Еще и еще раз обратим внимание, что воля Божия является определяющей при получении новых знаний. Т.е. человек понимает, как, в каком направлении необходимо использовать полученную информацию, чтобы преобразования шли в соответствии с волей Божией.

Грехопадение человека разрывает непосредственную духовную связь между Богом и человеком. Теперь человек, лишенный возможности общаться с Богом непосредственно, только в длительном, напряженном молитвенном труде может восстановить эту утраченную связь. Но это вовсе не означает, что задача, изначально стоящая перед человеком по преобразованию мира по воле Божий, не может выполняться. Нет, задача остается прежней. Но теперь человек, потерявший сущностные знания имен, лишенный непосредственного Богообщения, должен очень осторожно и аккуратно применять вновь добытую информацию, с помощью которой он пытается преобразовать мир. Более того, на примере грехопадения наших прародителей мы видим, что не всякое знание вообще полезно. Есть области, в которые Бог просит человека до времени не вторгаться. Этому важно следовать особенно после грехопадения, когда человек познал зло. Когда он стал практически обладать информацией о том, что воля Божия может быть им, человеком, нарушена. В таком состоянии, говоря символическим языком, число деревьев (области знаний) с которых человеку запрещено Творцом вкушать плоды резко возрастает. Ибо, ограничения, накладываемые на зрячего и на слепого, в духовном плане, человека сильно разняться.

Если теперь посмотреть на историю развития науки, то можно заметить удивительную тенденцию: упадок духовности и веры всегда сопровождался научным и техническим прогрессом. Особенно ярким примером этому могут служить ХIХ и ХХ века. Когда мы читаем историю замечательных научных открытий, то можем с удивлением заметить, что в процессе научного поиска великие умы практически не желают знать волю Божию о той области знаний, в которую они вторгаются. Здесь больше азарта, интеллектуальной гордыни, порой, меркантильных интересов, но только не желания знать волю Божию. В данном случае мы подходим именно к нравственному аспекту любой области знаний. Возьмем простой пример. Человек, допустим верующий, совершает некий прорыв, получает новую уникальную информацию в той или иной области знаний. Что он должен делать дальше? Наверное, должно последовать обращение к Творцу. Если мы признаем бытие Бога, если мы верим, что Бог осуществляет функции мироправления и мирохранения, то знать Его волю, прежде чем сделать свое открытие общим достоянием, просто необходимо. Мы должны следовать библейскому примеру Адама в райском саду, где он нарекает имена под контролем Божиим. А теперь тщательно перелистаем историю развития науки и спросим себя: есть ли что-то подобное в практике научного мира??? Ответ очевиден. И теперь понятно, почему именно наука является главным катализатором, главным ускорителем наступающего Апокалиптического времени. Еще раз спросим себя: “Являемся ли мы самыми большими грешниками в истории человечества?” Наверное, во времена язычества, во времена древнего Рима, когда главный лозунг, определявший смысл бытия ХЛЕБА и ЗРЕЛИЩ, все было гораздо страшней. Но данный порочный строй жизни был все же локален. Североамериканские индейцы, например, в это же время жили своими ценностями. В современном мире наука предоставила греху широкие транспортные артерии. Грех легко становится общим достоянием. И тот же известный шлягер с сатанинским текстом: “Я душу дьяволу продам за ночь с тобой” слышат люди всех континентов в исполнении лучших вокалистов мира.

Да, те же технические средства могли бы служить для передачи иной информации. Полемика по этим вопросам идет бесконечно. Но мне хочется все-таки вернуться к первоистокам: когда человек изобретал радио, телевидение, компьютер, ракетный двигатель обращался ли он к Творцу? Спрашивал ли Его волю? Пусть даже ответ мы так бы и не получили, но почему даже обращения не было? Библия очень четко указывает нам путь получения новой информации – под контролем Божиим и также четко показывает, что происходит с человеком, когда он получает новые знания без воли Божией. Это еще раз о грехопадении. И поэтому, мне кажется, пора заканчивать играть в игру о том, что развитие науки не имеет нравственной окраски. Наука должна признать, что все ее развитие происходило, практически, без попытки узнать волю Божию в области обретения новых знаний. Она руководствовалась (справедливости ради, отметим совершенно искренне) лишь пресловутыми благими намерениями.

И в заключение обратимся к последней книге Библии, к Новому Завету. Христос оставляет нам удивительно универсальный принцип оценки человеческой деятельности в любой области. Меня иногда спрашивают: “Ну, как можно сравнивать сказку и романс, кинофильм и поэму, картину художника и стихотворение. Ответ простой, евангельский – ПО ПЛОДАМ! Какие плоды принес научно-технический прогресс, мы видим. Нельзя купаться (о том, что употреблять воду в пищу прямо из реки речь не идет) в водоемах, мусорные свалки занимают все большие территории, трудно дышать воздухом на улицах, новые материалы, созданные человеком, целлофан, полиэтилен устилают дно рек, озер, морей. А ведь по воле Божией мы должны были с помощью знаний преобразить, обожить весь тварный космос, расширить беспредельно границы райского сада. Рай должен был быть везде. А мы что сотворили? И похоже дальнейшее развитие науки за которое так ратуют все сильные мира сего, лишь ускоряет время и приближает ту опасную черту, за которой Творец остановит осквернение мира, который Он Сам оценил в шестой день – “И увидел Бог все, что Он cоздал, и вот хорошо весьма.”

Без воли Божией можно построить только очередную Вавилонскую башню. Сколько их строили различные строители в разные времена?… Ничему, похоже, нас это не научило. И уж нам то, казалось бы, после стольких лет строительства земного рая, в котором Богу не было места, стоило бы задуматься: куда мы снова движемся без Бога? Главный гимн руководителей стройки провозглашал о том, что никто им не поможет: “Ни Бог, ни царь и не герой”, а все сделают они сами, своими руками. И вот, построено, после колоссальных затрат и достижений научного прогресса, очередное грандиозное Вавилонское сооружение. Какую роль сыграла в этой стройке наука? Наверное, существенную коли стройка была длительной и сооружения получились столь грандиозными. Плоды только скудные в результате.

Может быть хватит? Может, все-таки смиримся перед волей Божией, люди научного мира?! Или еще раз с нарастающим упорством в новое время глобализации начнем строить с помощью все развивающейся науки новые глобальные замки. Конечно, с самыми благими намерениями, конечно, не зная воли Божией. Только не рухнут ли очередные глобальные Вавилонские башни, и не похоронят ли они нас и великие достижения науки под своими обломками? Похоже, это только вопрос времени.

Протоиерей Евгений Соколов


Возврат к списку

Видеозаписи

Проповеди

Элемент не найден!

Возврат к списку

СМИ о батюшке

Элемент не найден!

Возврат к списку

Фотографии