Настоятель храма: протоиерей Евгений Соколов

Настоятель домового храма в честь cвятого праведного Иоанна Кронштадтского при САФУ им М.В. Ломоносова

info@hram29.ru

Дата рождения: 28.01.1951

Дата диаконской хиротонии: 23.05.1996

Дата иерейской хиротонии: 31.05.1998


  • Автобиография
  • Выступления
  • Статьи
  • Видеозаписи
  • Проповеди
  • СМИ о батюшке
  • Фотографии

Отец Евгений о себе

Я родился в 1951 году в поселке Волошка Коношского района Архангельской области. В семье нашей, по линии отца, шесть поколений священников. Мой дед, протоиерей Петр Соколов, был дважды судим за антисоветскую деятельность. В 1925 году сослан на пять лет в Сибирскую ссылку, а в 1937 году вторично приговорен к 10 годам лишения свободы без права переписки. Причина обвинения: продолжал за богослужением поминать убиенных Николая, Александру, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексея (Семью Царственных Страстотерпцев). В 1938 году отец Пётр был расстрелян. Родные узнали об обстоятельствах его гибели только спустя 70 лет. Место последнего служения деда – Сретенский храм в деревне Мечетка близ города Боброва Воронежской области.

Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.

Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.

Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.

В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.

В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. 
В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.

Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.

В моей семье трое детей и восемь внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.

Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений

Выступления

Элемент не найден!

Возврат к списку

Статьи

Слушая Президента и внимая Президенту…

Добрый Пастырь



Закончилось очередное, в прямом эфире, общение Президента с жителями страны. Аналитики подводят первые итоги, систематизируют вопросы и ответы, показывают поспешную реакцию чиновников на справедливую критику, люди благодарят руководителя страны за помощь. Все как обычно…. Обычно и то, что за все эти годы так и не прозвучало ни одного вопроса по проблемам нравственности и духовности нашего общества. Ни разу! Ни одного вопроса! И это странно и не понятно для меня. Почему? Неужели в этой самой важной области человеческих отношений у нас нет проблем? Да нет же, нет! Вспомним еще раз вопросы, которые задавали президенту за эти годы. Герою Россию не дают российского гражданства, видимо, вымогая взятку. Вот дети из военно-патриотического клуба изгоняются из помещения на улицу. Причем, в основном дети из неблагополучных семей. А в многострадальной Кондопоге интересуются, почему местная власть не защищает своих земляков от наглых пришельцев и зачем нужна такая власть? На все вопросы президент дал ответ. Но вопросы остаются. Почему государственные чиновники могут не пускать в Россию героя России? Почему гос. чиновники могут выгнать на улицу детей? Почему люди, давшие предвыборные обещания заботиться о своих земляках, могут беззастенчиво и безнаказанно их предать, придя во власть? И давайте продолжим вопросы.

А сколько обычных людей, не героев, желающих вернуться на Родину, были оставлены со своей бедой гос. чиновниками в ближнем и дальнем зарубежье?

Вспомним о сегодняшних десятках тысяч бездомных детей, у которых и отнимать нечего. У них вообще ничего нет. Также можно заметить, что во время Великой Отечественной войны бездомных детей почти не было.

Что касается недостойной местной власти, которая о нас не заботится, хотя мы за нее проголосовали, то хочется заметить, что мы выбирали не только местную власть. Но и областную и федеральную, кстати. И если уж мы ошиблись по наивности в своем выборе местной власти, то верховной, выбранной тоже нами, власти, вообще-то не обвинять нас надо в доверчивости, а помогать исправлять наши ошибки и предлагать достойных кандидатов. На то она и верховная власть.

Но у подавляющего числа вопросов о причинах всех наших бед, о несправедливости, порочности чиновников, бездействия властей есть один простой и ясный ответ. Так поступают и, безусловно, и дальше будут поступать безнравственные, бездуховные люди, у которых окаменела совесть. Нет, конечно, сейчас, после властного окрика руководителя страны, они быстро исправят те мелкие частности, о которых говорили в прямом эфире на всю Россию. Но почему они вообще так могли поступать, по-моему, никого не волновало. И не волновало потому, что мы смирились с тем, что власть может быть безнравственной. Практически это уже становится нормой. Но спросим себя, почему у власти могут стоять безнравственные люди? Ведь духовно нравственный человек не может вершить несправедливость. Его совесть заест, он ночей спать не будет. И тогда возникает вопрос: кто же отвечает за то, что на законных основаниях безнравственная личность может получать властные полномочия?

Давайте рассмотрим простой пример. Министр по науке и образованию г. Фурсенко на всесоюзном селекторном совещании заявил, что он мечтал бы, чтобы в каждой школе был свой участковый инспектор. Тем самым министр признал, что с вопросами дисциплины, морали, нравственности есть проблемы в системе школьного образования. А дальше что? Появились после этого всероссийского признания министра в школе участковые инспекторы или какие-то новые предметы, которые помогли бы исправить ситуацию? Конечно, нет! Вспомним, что в советской школе главными были оценки по поведению и прилежанию. С тройками по этим дисциплинам в институты и техникумы не брали. Прививали эти оценки навыки уважения к старшим, к сверстникам, к дисциплине. Что творится в школах с поведеним сегодня знают все, видимо, и министр, раз делает такие заявления. Но продолжаются эксперименты с ЕГЭ, с учебниками по истории, по литературе. Продолжается поиск новых предметов: валеология, история религии. И продолжает падать нравственный уровень наших детей. Но это министра, похоже, мало волнует. Хотя еще из древности пришла к нам простая житейская мудрость: безнравственному человеку преподавать знания нельзя, преступно. Потому что он может употребить их во зло. И вот министр, который открыто, в течение нескольких лет пренебрегает нравственной составляющей в области образования, продолжает нашим образованием руководить. И, наверное, спит спокойно, потому что совесть у него, наверное, тоже спит. И понятно почему: он никогда не скрывал свои нигилистические взгляды на преподавание нравственных дисциплин в школе и поэтому трудно к нему предъявлять претензии. А вот вопрос к тем, кто рекомендовал его на эту должность, кто утвердил его в должности министра, у меня лично возникает. Но за прошедшие три года данная тема население страны, видимо, не волновала и вопросов к президенту по вопросам нравственности не было. Потому что мы смирились – власть может быть безнравственной!

Брать взятки, покрывать преступников, нерадиво работать может только человек, лишенный нравственного стержня. И никакие репрессивные или административные меры никогда не решат проблему нравственности человека. Самое удивительное, что это все сознают. Сколько раз слышал лекции доклады, что помимо необходимых мер административного контроля, нужно воспитывать человека. Но как только возникает вопрос, по каким методикам будем воспитывать, к каким идеалам будем устремлять личность, то сразу возникает тупик. Никаких идеалов сегодня нет и устремлять духовный вектор некуда. Но ведь формирование нравственных идеалов общества – это главная задача верховной власти. Без таких идеалов общество не может развиваться. Когда в пределах одной школы на разных уроках проповедуются разные нравственные, духовные ценности, то дети просто перестают им верить. Но вакуума в духовной сфере по природе быть не может. И тогда старый лозунг плебеев ХЛЕБА и ЗРЕЛИЩ обязательно выступит, как основой смысл жизни, особенно у молодого поколения.

Конечно, сфера воспитания очень сложна. Недаром, пришедшие к власти большевики так много времени и средств уделяли работе по воспитанию молодежи. Комсомольская организация создана в 1918 году, пионерская в 1924 году. На всех молодежных съездах лично присутствуют и выступают руководители страны. Привлечены лучшие композиторы, поэты, художники, писатели, они создают символику молодежных организаций, пишут песни, стихи, снимают фильмы для молодежи. Сотни молодежных газет заполнены не анекдотами, не пошлыми историями о жизни звезд, а призывами к борьбе, к жертвенности, к светлому будущему. Да, цели, ориентиры духовные, выбранные тогда руководителями страны, оказались ложными. Наступило разочарование, безразличие, усталость. Но разве это дает право ныне власть предержащим оставить эту важнейшую область общественной жизни страны без внимания. Вспомним великого святителя Иоанна Златоуста, который говорил: “Перед проблемой воспитания все остальные проблемы должны сделать шаг назад”. Но зайдите в любую школу, ВУЗ, лицей, техникум и спросите, что лежит в основе работы завуча по воспитательной работе. Ответ будет один – организация досуга. Но организация досуга и воспитание это совершенно разные понятия. Давайте честно скажем, что сегодня власть на всех уровнях преступно уклоняется от проблемы воспитания. И плата за это 13 тысяч абортов ежедневно, ранняя развращенность и развратность молодежи, не желание служить в армии (защищать Родину), равнодушие и, как следствие, незнание истории своего отечества.

Но что делать молодежи, если власть сама показывает пример приоритетности лозунга ХЛЕБА и ЗРЕЛИЩ. Мне часто приходится ездить по территории нашей, действительно, необъятной области. Можно только диву даваться, как наши учителя, врачи выживают в тяжелейших условиях умирающих поселков и деревень. И при этом добросовестно и профессионально выполняют свою работу. Условия работы, порой, просто нищенские – денег нет! Но вот слышим, что город Сочи претендует на проведение Зимней олимпиады и, что наше государство, в лице его высших руководителей, обещает выделить на это ЗРЕЛИЩЕ 300 миллиардов рублей. Деньги оказывается все-таки есть, на ЗРЕЛИЩЕ. Спорт высших достижений это, конечно же, ЗРЕЛИЩЕ. И все люди, которые участвуют в нем, это современные гладиаторы. Ибо спорт высших достижений требует работы организма на износ. Человек забывает о семье, детях, родителях, своем здоровье и занят только культом своего тела. Недаром олимпийские игры умирают, как пережиток язычества, с появлением христианства. Сколько средств сегодня поглощает индустрия спорта. Сравните зарплату хоккеиста любой команды высшей лиги и зарплату сельского врача или учителя. Разница, порой, в десятки раз. И кто же мы после этого? Народ, для которого ЗРЕЛИЩЕ гораздо ценней интеллектуального и духовного развития своих детей.

Нам часто твердят, что Церковь отделена от государства, что у нас светское общество. Но возникает вопрос: почему тогда сегодня у нас на государственные деньги, в государственных школах преподают уроки атеизма ( а атеизм тоже религия – вера в то, что Бога нет) на уроках биологии через теорию Ч. Дарвина. Насколько я знаю, в конституции США записано, что их страна верит в Бога. А значит, отрицает теорию Дарвина. Ибо, в противном случае веры в Бога быть не может. Насколько я знаю (прошу прощения, если ошибаюсь) г. Фурсенко знаком не понаслышке с системой образования США. Почему же у нас хотя бы на уроках биологии не дать, исходя из толерантности, два взгляда на вопрос происхождения жизни на земле. Атеистический и религиозный. Вопрос риторический, нравственность таких чиновников от образования имеет одностороннее мышление. Но это не мешает им руководить Российской школой.

Вопросы, вопросы, вопросы Президенту страны, больше двух миллионов вопросов. Проблемы с лесными богатствами, с водными ресурсами, с взяточниками, с обманутыми вкладчиками, с жильем для военных. А корень у всех проблем один – безнравственность личности. Повторюсь, не может нравственный человек творить зло, беззаконие, несправедливость по отношению к ближнему, не может! Но нравственности нужно учиться. Учиться терпеть, прощать, смиряться, не обидно назидать, жертвовать собой ради ближнего. Это и есть самая высшая наука: НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ. Сегодня в наших СМИ слово любовь связывают со словом страсть. Но страсть не любовь. И надо очень не любить свою страну, поощряя ее народ исповедывать сомнительный и исторически тупиковый лозунг ХЛЕБА и ЗРЕЛИЩ. За прошедшие годы мы так и не услышали и не узнали в чем национальная идея нашей страны. Другими словами: в чем смысл существования нашего народа, для чего мы живем? Неужели лишь для того, чтобы еще раз догнать и перегнать по уровню жизни (ХЛЕБА) весь остальной мир. Или для того, чтобы провести самые красивые в истории (ЗРЕЛИЩ) Олимпийские игры. Похоже, что именно так. А то, что наши благочестивые предки, оставившие нам такую великую и необъятную, сказочно богатую страну, исповедовали своим главным смыслом жизни: СВЯТАЯ РУСЬ ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ, мы знать не желаем. Мы даже не знаем, что значит верить православно. Ну что же слова Спасителя о том, что к концу века сего “По причине беззакония во многих охладеет любовь” сбываются во всей своей полноте. Обидно только, право обидно, что это мы, наше поколение, предает веру своих великих предков. Но по делам нашим и да будет нам.

Протоиерей Евгений СОКОЛОВ


Возврат к списку

Видеозаписи

Проповеди

Элемент не найден!

Возврат к списку

СМИ о батюшке

Элемент не найден!

Возврат к списку

Фотографии