Настоятель храма: протоиерей Евгений Соколов

Настоятель домового храма в честь Святого праведного Иоанна Кронштадтского при ПГУ им М.В. Ломоносова

hram@pomorsu.ru

Дата рождения: 28.01.1951

Дата диаконской хиротонии: 23.05.1996

Дата иерейской хиротонии: 31.05.1998

  • Автобиография
  • Выступления
  • Статьи
  • Видеозаписи
  • Проповеди
  • СМИ о батюшке
  • Фотографии

Отец Евгений о себе

Я родился в 1951 году в поселке Волошка Коношского района Архангельской области. В семье нашей, по линии отца, шесть поколений священников. Мой дед, протоиерей Петр Соколов, был дважды судим за антисоветскую деятельность. В 1925 году сослан на пять лет в Сибирскую ссылку, а в 1937 году вторично приговорен к 10 годам лишения свободы без права переписки. Причина обвинения: продолжал за богослужением поминать убиенных Николая, Александру, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексея (Семью Царственных Страстотерпцев). В 1938 году отец Пётр был расстрелян. Родные узнали об обстоятельствах его гибели только спустя 70 лет. Место последнего служения деда – Сретенский храм в деревне Мечетка близ города Боброва Воронежской области.

Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.

Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.

Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.

В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.

В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. 
В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.

Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.

В моей семье трое детей и шесть внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.

Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений

Выступления

Элемент не найден!

Возврат к списку

Статьи

О святых мощах

Чудо

Что лежит в основе почитании святых мощей у православных христиан? Конечно же, это Боговоплощение. Восприняв во всей полноте человеческую природу, Господь навеки утвердил достоинство человеческой телесности. Давайте все-таки не забывать, что Господь был Богочеловеком. Для христианина тело не темница и не случайное одеяние души, а один из уровней человеческой личности, связь с которым личность таинственно сохраняет и после смерти. Само тело может стать храмом Святого Духа, и оно не престает быть таким после смерти. Не будем забывать и о том, что после Второго пришествия Спасителя все умершие люди обретут вновь свои тела. Отсюда в Церкви особое уважение и благоговейное отношение к останкам святых угодников. Само слово “мощи” переводится с греческого, как оставляю. И понимать это слово нужно шире, чем просто телесные останки. Мы хорошо знаем, что еще в Ветхом Завете имел место случай оживления мертвеца после прикосновения его к костям пророка Елисея.


В новозаветное время, когда были отрыты гонения на христиан, в житиях святых можно неоднократно прочитать о том, как после казни мучеников, христиане с благоговением собирали их останки. И мы знаем, что феномен нетления мощей был описан столь часто, что сомневаться в этом просто не возможно. Одним из самых ярких примеров этому являются нетленные мощи св. отрока Артемия Веркольского. Более тридцати лет пролежал умерший святой отрок в лесу на земле и, когда его нашли, то вынуждены были констатировать полное нетление его останков. Надо ли напоминать, сколько чудес от мощей происходило и продолжает происходить в наши дни. Думаю, каждый, кого Господь сподобил (допустил) прикоснуться к мощам, надолго запоминал то состояние души, в котором человек находится перед мощами. Описать это словами не возможно, т.к. таких слов просто ни в одном языке мира нет.

 Сегодня о почитании мощей складываются самые непристойные слухи и домыслы. Хотя простой здравый смысл показывает, что, если бы люди не получали ничего от молитвенного стояния у мощей, от прикосновения к ним, то и не было бы тех многотысячных очередей, которые мы видим. Современный человек не считает зазорным верить в гороскопы, астрологические прогнозы, НЛО, а вот реальный многовековой опыт молитвы, почитания святых угодников у их нетленных мощей воспринимает с ироническим сарказмом. Все это, к сожалению, не ново. Вспомним, что многие современники с недоверием восприняли и прославление святого отрока Артемия Веркольского. Воевода пинежского уезда даже ничего не хотел слышать о его святости. Но когда смертельной болезнью заболел его малолетний сын, когда жена с плачем умолила его съездить и поклониться мощам Артемия Веркольского, когда загнав тройку лошадей, он выполнил ее просьбу, а возвратившись, увидел своего сына совершенно здоровым, то тогда все понял и до конца жизни каялся в своем неверии. Но мы современные люди, которым наши благочестивые предки оставили такие дивные доказательства святости мощей угодников Божиих, все ищем неких рациональных доказательств святости. Напрасны эти усилия, потому что чудо иррационально. Совсем недавно на лекции по истории в Поморском университете молодой преподаватель всерьез говорил о том, что вопрос о существования личности Иисуса Христа остается открытым. Что здесь можно сказать. Мы знаем, что жил такой древний поэт Гомер. Жил он за три века до пришествия Спасителя на землю. Откуда же у нас такая непоколебимая уверенность, что такой поэт был? Да, потому, что до нас дошли несколько манускриптов с произведениями Гомера. И мы изучаем эти произведения, нисколько не сомневаясь, что такой человек жил на земле. О жизни Иисуса Христа на земле найдены тысячи манускриптов. Одних Кумранских свитков насчитывается более тысячи. Сегодня 2006 год от Рождества Христова. Человечество, наверное, не просто так начало новое летоисчисление. Какие-то глобальные события, конечно же, стояли за этим. Но нет, неймется “умным” мира сего, никак они не желают смириться с мыслью, что у Мира есть Творец. И с этим Творцом нужно общаться, служить Ему. И не по своим правилам (главное, чтобы Бог был в душе), а по тем, которые Он Сам установил, придя на Землю. И были, были в нашей истории благочестивые предки, которые сумели найти в себе силы отречься от соблазнов и благ мира сего. И сумели они угодить Богу своим житием, и прославил Господь угодников Своих, в том числе и через нетление их мощей. А раз так, то, может, смиримся с тем, что их духовный подвиг нам, увлеченными греховными соблазнами мира сего, не под силу. Не доступна для нас их духовная высота. И, исходя из этого, смиренно припадем к их мощам со словами покаяния и молитвы.

 Протоиерей Евгений СОКОЛОВ

Святые мощи преподобного Александра Свирского более 500 лет находятся в нетленном состоянии:



Возврат к списку

Видеозаписи

Проповеди

Элемент не найден!

Возврат к списку

СМИ о батюшке

Элемент не найден!

Возврат к списку

Фотографии