Настоятель домового храма в честь cвятого праведного Иоанна Кронштадтского при САФУ им М.В. Ломоносова
info@hram29.ru
Дата рождения: 28.01.1951
Дата диаконской хиротонии: 23.05.1996
Дата иерейской хиротонии: 31.05.1998
- Автобиография
- Выступления
- Статьи
- Видеозаписи
- Проповеди
- СМИ о батюшке
- Фотографии
Отец Евгений о себе
Я родился в 1951 году в поселке Волошка Коношского района Архангельской области. В семье нашей, по линии отца, шесть поколений священников. Мой дед, протоиерей Петр Соколов, был дважды судим за антисоветскую деятельность. В 1925 году сослан на пять лет в Сибирскую ссылку, а в 1937 году вторично приговорен к 10 годам лишения свободы без права переписки. Причина обвинения: продолжал за богослужением поминать убиенных Николая, Александру, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексея (Семью Царственных Страстотерпцев). В 1938 году отец Пётр был расстрелян. Родные узнали об обстоятельствах его гибели только спустя 70 лет. Место последнего служения деда – Сретенский храм в деревне Мечетка близ города Боброва Воронежской области.
Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.
Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.
Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.
В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.
В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.
Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.
В моей семье трое детей и восемь внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.
Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений
Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.
Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.
Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.
В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.
В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.
Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.
В моей семье трое детей и восемь внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.
Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений
Выступления
Проблемы миссионерского служения в современный период
Выступление на собрании православной интеллигенцииПроблемы миссионерского служения в современный период
На разных исторических этапах перед Церковью стояли разные задачи. Были моменты, когда Церкви просто надо было выжить. Были моменты, когда надо было все силы сконцентрировать на защите православной веры от еретических учений. На нынешнем же непростом историческом этапе одной из главных и приоритетных задач, которые стоят перед Церковью - является миссионерская, просветительская деятельность. Об этом подробно упоминается в ежегодном послании Святейшего Патриарха.
В последние два года по благословению Владыки Архангельского и Холмогорского Тихона мне удалось побывать во многих районах нашей области. Встречаясь и проводя беседы со школьниками, учителями, родителями, жителями поселков деревень, я видел их большую заинтересованность в подобных встречах. И проходили они достаточно активно и неформально, но к вере, к подлинному воцерковлению, как правило, эти встречи все-таки не приводили. Это надо отметить со всей определенностью. Порой, люди после наших встреч принимали таинство Крещения, некоторое время ходили на службы, но, повторюсь, подлинного воцерковления в большинстве случаев не происходило. Не скрою, это наводило на не слишком хорошие размышления о малой полезности подобных встреч, о смене методов и подходов. Конечно, я понимал, что для подлинного воцерковления нужна система, нужна серьезная катехизация. Но парадокс в том, что, скажем, в поселке есть церковь, есть батюшка, есть к кому подойти с вопросами, со своими проблемами, но человек все-таки в церковь не приходит. Давайте честно признаемся, что число новокрещенных и подлинно воцерковленных отличается на порядки. В чем же проблема? Конечно, нужно откровенно признать, что, зачастую, катехизация перед Крещением достаточно краткая, и человек не всегда сознает, что Крещение - это именно ТАИНСТВО, а не только обряд. Но все-таки корень проблемы мне видится не только в этом. Вспоминая евангельскую притчу о сеятеле, можно сказать, что семена веры в основном упали при дороге или на каменистую почву или в тернии. Почему? Главное, на мой взгляд - это отсутствие в нашем обществе национальной идеи.
Что такое национальная идея? Это четко и ясно сформулированная и аргументально развернутая историософская позиция, объясняющая смысл существования данной нации.
Национальная идея - это не идеологическая роскошь, существующая для обеспечения работы философов и политологов. Национальная идея это принцип, на основании которого строится вся национальная политика, как внутренняя, так и внешняя. Не имея национальной идеи государство, по существу, не имеет компаса в бурном море исторического существования. То, что национальной идеи нет, мы убедились тогда, когда президент Ельцин в 1994 году призвал политологов сформулировать подобную идею, тем самым было признано официально, что национальной идеи у власти нет. А значит, нет никаких иных доктрин: ни военной, ни внешнеполитической, ни религиозной. Т.к. все эти доктрины призваны только укреплять общенациональную идею, популяризировать ее, но раз ее нет, то нет и инструментов проводящих эту идею в жизнь. Самое печальное, пожалуй, что тогда был объявлен своеобразный конкурс на лучшую национальную идею, т.е. национальную идею превратили в рыночный товар, подчинив ее законам маркетинга. Однако, еще блаж. Августин учил, что есть два типа блага. Одни такие, что если кто-то обладает этим благом, то другие автоматически обладания этого блага лишаются. Другие же такие, что обладание этим благом не закрывает доступ к нему всем людям. Эти блага неисчерпаемы, их нельзя продать, как товар. Их либо имеют, либо - нет. Вот к этим благам и относится общенациональная идея. Попытки изобрести национальную идею к чему нас призвали, смехотворны и кощунственны одновременно. Национальная идея либо есть, либо ее нет. Нельзя изобретать, скажем, кибернетику. Либо мы признаем, что такая наука есть и, изучая ее, пользуемся достижениями этой науки для познавания окружающего мира. Либо говорим, что мы не признаем эту науку со всеми вытекающими последствиями. Но нельзя изобретать заново кибернетику. Так и с национальной идеей. Она может присутствовать в общественном сознании и по-разному выражаться в различные исторические периоды. Но национальная идея либо признается, либо отторгается, но ни в коем случае не изобретается.
К чему приводит не знание национальной идеи. Однажды в поезде ехал в одном купе с военными достаточно высокого ранга. Разговорились. На вопрос: “Кому вы служите?” яответил, что служу Богу. Заулыбались. Но когда спросил: “А вы кому служите?” Последовал уверенный ответ: “Мы служим России!” И попросил уточнить, что, по их мнению, значит – служить России? Какая задача в этом служении приоритетная? В ответ услышал такой разнобой, такие разные взгляды и критерии, что им самим стало понятно, что ясного понимания в том, что значит служить Родине у них нет. Тогда я напомнил им смысл служения России у офицеров царской армии. За ВЕРУ, ЦАРЯ и ОТЕЧЕСТВО. “Как видите – заметил я – Отечество было только на третьем месте, а на первом была защита духовной идеи, которую Бог поручил нашему Отечеству.” Хотел бы обратить ваше внимание, что так понимает свое служение России офицерский состав, что мы ждем от рядового… Может, здесь и нужно искать причины нестроений в рядах армии. На мой взгляд, просто невозможно достойно служить, если нет четкого понимания во имя чего нужно "стойко преодолевать трудности и лишения военной службы". Продолжая тему национальной идеи, я хотел бы коснуться истоков этой темы. Где и когда появляется национальная идея?
Для этого давайте оттолкнемся от простого принципа, что ничто в мире просто так не происходит. Ни одна нация, ни один рождающийся в мир человек не являются случайными. А все в своем существовании предназначены для реализации определенного промысла Божьего. Вспомним о зарождении еврейского государства при избрании Авраама в Ветхом Завете. Перед вновь создаваемым народом ставится совершенно четкая национальная, задача, идея: сохранить веру в истинного Бога до пришествия в мир Мессии. И вся дальнейшая история еврейского народа - это попытка выполнить эту тяжелейшую задачу.
Безусловно, при зарождении Российской государственности Божием промыслом и перед нашим народом ставится совершенно определенная национальная идея. И эта идея определяет смысл существования российского народа во всем плане Божественного мироздания, выражает сверхнациональное, место данной нации в мировом Космосе. Другими словами: национальная идея показывает зачем, для чего Бог выделяет нас из других народов, в чем смысл существования данной нации на данной территории. Что ждет Господь от нашего народа в его историческом развитии. Какие задачи мы должны решить. Тем самым можно сразу подчеркнуть, что национальная идея всегда имеет природу веры, религиозную природу. Потому что это вера в свое историческое предназначение. И через усвоение этой национальной идеи всегда строятся общественные и национальные идеалы в данном конкретном государстве. Эта национальная идея обязательно должна пройти проверку временем, подвергнуться своеобразному очищению, усвоению. Должна получить горячую любовь народа, как действительного смысла его жизни. Только тогда подобная национальная идея будет скрепой цементирующей данный народ, данное государство. Если народ отказывается от своей национальной идеи, то он либо погибает, либо вырождается. Можно вспомнить великие империи и их лидеров. Увы, очень многие государства канули в лету, а могилы известных исторических деятелей так и не сохранились до наших дней. Яркий пример тому западная часть великой Римской империи, которая так и не приняла христианскую проповедь апостолов, отказалась от распространения христианства. И этот отказ от предназначенной ей национальной идеи приводит к гибели Рима. Через четыре века империя пала под натиском (и кого? ) варваров, а сегодняшняя Италия, как вы знаете, по площади в несколько раз меньше нашей Архангельской области. Византия же, куда переходит центр Православия, просуществовала после гибели Рима еще почти 1000 лет.
Какая же национальная идея предназначена России? Мы можем с уверенностью, оглядываясь на историю нашего государства, сказать, что такой национальной идеей была и остается для нас простая и одновременно сложнейшая в современном мире задача "Святая Русь храни веру православную". Можно напомнить, что это не мы сами, а приезжающие к нам иностранцы были изумлены тем, что идеалом жизни русского человека было обретение святости. Не важно кто ты в жизни - войн, крестьянин, князь, священнослужитель, но все желали обретения святости. Именно иностранцы и нарекли нас Святой Русью. И пока государство придерживается данной ей свыше национальной идеи, оно всегда находится под покровительством Божием. Можно сказать, что в этом случае национальная идея выступает и всегда будет выступать, как своеобразный ангел-хранитель. Мы видели, как на протяжении своей 1000 -летней истории наш народ постепенно отступал от своей национальной идеи и к чему это, в конце концов, привело. Замена идеала Святой Руси идеалом сильного Российского государства привела со временем к революции и далее к полной деградации понимания национальной идеи вообще. Сегодня можно с уверенностью сказать, что отступление от своего, Богом данного, предназначенного бытия, смысла существования и далее будет вести нас к деградации и угасанию Российской государственности. С той поры, как в 1917 году в своем партийном гимне "Интернационал" была провозглашена и в течение многих лет на съездах проповедовалась идея, что мы без Бога добьемся всего своею собственной рукой, Господь предоставил новоявленным лжемессиям достаточно большой отрезок времени для реализации их планов. Я хотел бы заострить ваше внимание на том, как быстро, расчетливо и ясно действуют большевики после захвата власти. Еще не завоевана до конца власть, еще впереди война, голод, мятежи, но они очень четко все начинают с внедрения и пропаганды новой национальной идеи, в которой духовность заменена фальшивой идеологией. Свобода, равенство, братство, и.т.д. В 1918 году создан комсомол со своими символами, атрибутикой, уставом, программой. В 1924 году создана пионерская организация. Большевики все делают быстро и решительно, понимая, что идеология самое важное в борьбе за души людей. Может именно потому, что идеологии, своей вере, лжемессии уделили и всегда уделяли главное внимание они и смогли просуществовать почти 70 лет. Но все равно посмотрите, огромная богатейшая страна, многочисленный, патриотичный, терпеливый, нетребовательный народ и 70 лет почти абсолютной власти: идеологической, политической, финансовой, экологической, информационной и.т.д. и все кончается Вавилонской башней, пушкинским разбитым корытом. Как будто Господь нас не предупреждал еще в Ветхом Завете на примере Вавилонской башни, к чему ведут построение подобных грандиозных сооружений без Бога.
Напомню так же еще одну, на мой взгляд, важную мысль: идеология обращается к рассудку и страстям человеческим, религия к разуму, как к полноте смыслоразличительной деятельности человека и сердцу. Страсти, как показала, история, могут увлекать, но на короткий срок. Человек устает, душа, которая по природе христианка и требует религиозного окормления впадает в равнодушную созерцательную апатию.
Возвращаюсь к миссионерской деятельности. Напомню только еще раз, что большевикам для формирования своей идеологи, своей идеи понадобился очень короткий срок. После 1991 года прошло уже более 10 лет, но ничего кроме констатации факта, что национальной идеи у нас вообще нет, мы так и не продвинулись. И это самое печальное и страшное, когда у общества, у народа нет совсем никаких нравственных и духовных ориентиров. Тогда общество постепенно превращается в стадо - это непреложный духовный закон. И становится понятным, почему человек, возглавляющий сегодня российскую культуру, может хвастливо заявлять на всю Россию, что он не против нецензурной брани и одновременно давать команду на трансляцию непристойных сцен по ТВ. И это министр российской культуры!!!
Но в принципе духовный вакуум не возможен. Поэтому правильнее будет сказать, что новая национальная идея появляется и потихонечку навязывается обществу. Она состоит как раз в том, что нам внушают, что абсолютной истины, якобы нет, нет и абсолютной правды. Нам говорят, что каждый имеет право на свое мнение, на свое видение проблем. Что нет абсолютно истинной веры, нет абсолютно верных путей ведущих к истине. Что мы русские, православные, такие как все, а потому у нас, у нашей страны, у нашего народа нет своего предназначения и нет своей национальной идеи. Нас убеждают, что все идеи имеют право на существование и.т.д. Вот в этом и есть ужас современного мира, потому что трудно ломиться в открытые двери. Т.е. пожалуйста, говорят нам, проповедуй, развивай свои идеи, но только не претендуй на то, что есть какая-то иная истина, кроме общепринятых в мире либеральных ценностей.
Но когда все нравственные и духовные учения равны перед лицом государства, тогда средства массовой информации имеют неоспоримый приоритет в навязывании своих взглядов, своей общенациональной идеи, в навязывании своего смысла жизни современному человеку. Особенно если учесть тот духовный вакуум, который образовался после слома коммунистической идеологии.
Поэтому когда приходишь и пытаешься будить души, то зачастую сталкиваешься с той теплохладностью, о которой мы предупреждены в Апокалипсисе. Помните предупреждение ангелу Лаодакийской церкви, церкви последнего периода. "Ты не горячий не холодный. О если бы ты был холоден или горяч…" Воспламенить к вере человека холодного можно, тем более можно укрепить человека живущего верой, но теплохладного… человека, который пришел к вере и остыл очень и очень трудно заставить задуматься о смысле жизни. Сегодня в нашей общенациональной борьбе за души людей мы очень напоминаем персонажей из басни Крылова лебедя, рака и щуку, которые растаскивают, раздирают эти души, вместо сплоченной, совместной работы по их созиданию, которая так прекрасно показана в русской народной сказке "Репка". Право же, как вы помните, усилия слабой мышки направленные в едином общем векторе помогают, в конце концов, решить проблему. Вот к этому мы и должны бы стремиться. Но это возможно только тогда, когда национальная идея сформулирована и озвучена. Когда же ее нет, то любые красивые и внешне привлекательные идеи, которыми нас уже неоднократно соблазняли, способны вновь и вновь увлекать нас на строительство очередной Вавилонской башни, завести в духовные тупики.
В заключении. Все же мы должны отметить, что, несмотря ни на что, русский народ смог сохранить многие христианские добродетели, воспитанные веками: жертвенность ради ближнего, самоотвержение во имя идеалов, любовь к Родине. В нравственном плане Западу нечего предложить России. Пафос гражданских прав и свобод человека захлебнулся в господствующей стихии индивидуализма, корысти, коррупции агрессивных политических групп. Происходящее на наших глазах игнорирует любые нравственные нормы, достаточно вспомнить многочисленные выборы в любые инстанции. Чем не пример растления, верха беспринципности и безнравственности. Но, странно. Все видим и понимаем, но покорно смотрим, ждем и… молчим. Кстати, на мой взгляд, сегодня на Западе нет ни одной большой идеи, которая продвигала человека к духовному возрастанию.
Последнее. Без осознания и утверждения в обществе национальной православной идеи все наши усилия по просвещению общества остаются невостребованными или будут постоянно заглушаются светской идеологией и не дают, да и не дадут нам вырваться из тупика. Давайте же, наконец, осознаем: национальная идея это не формула, которую можно объяснить и запомнить. Это скорее некоторый обет народа своему Творцу на верность той идее, которая ему поручена. Это требует веры и решимости вместе с очищением самосознания и воспитанием воли нации. И все наши сегодняшние беды внешнеполитические, экономические, социальные, национальные - это внешние отражение глубокой внутренней борьбы и работы по выбору народа: согласен ли он подтвердить свою верность традиционной для России национально-государственной православной идее, после смутных десятилетий чужеродного идеологического пленения. Согласен ли наш народ быть наследником Святой Руси. И особо о позиции нашего руководства любого уровня.
Всем нашим руководителям всех рангов пора бы окончательно определиться в кого они верят в Бога или в человека. Право же вера слишком ответственный и тяжелый Крест, чтобы пренебрегать им или нести его нерадиво. На мой взгляд, в миссионерском служении сегодня именно просвещение руководства на данный момент приобретает особую актуальность. Удастся нам выполнить эту задачу? Пожелает ли наше руководство вместе со своим народом стать наследником Святой Руси???
Я не знаю сегодня ответа на этот вопрос….
протоиерей Евгений Соколов
Архангельск, собрание православной интеллигенции, май 2003 год
Статьи
Элемент не найден!
Видеозаписи
Проповеди
Элемент не найден!
СМИ о батюшке
Элемент не найден!