Настоятель храма: протоиерей Евгений Соколов

Настоятель домового храма в честь cвятого праведного Иоанна Кронштадтского при САФУ им М.В. Ломоносова

info@hram29.ru

Дата рождения: 28.01.1951

Дата диаконской хиротонии: 23.05.1996

Дата иерейской хиротонии: 31.05.1998


  • Автобиография
  • Выступления
  • Статьи
  • Видеозаписи
  • Проповеди
  • СМИ о батюшке
  • Фотографии

Отец Евгений о себе

Я родился в 1951 году в поселке Волошка Коношского района Архангельской области. В семье нашей, по линии отца, шесть поколений священников. Мой дед, протоиерей Петр Соколов, был дважды судим за антисоветскую деятельность. В 1925 году сослан на пять лет в Сибирскую ссылку, а в 1937 году вторично приговорен к 10 годам лишения свободы без права переписки. Причина обвинения: продолжал за богослужением поминать убиенных Николая, Александру, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексея (Семью Царственных Страстотерпцев). В 1938 году отец Пётр был расстрелян. Родные узнали об обстоятельствах его гибели только спустя 70 лет. Место последнего служения деда – Сретенский храм в деревне Мечетка близ города Боброва Воронежской области.

Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.

Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.

Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.

В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.

В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. 
В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.

Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.

В моей семье трое детей и восемь внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.

Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений

Выступления



Нравственные аспекты современной молодежной политики

Выступление на межвузовском семинаре в Архангельске

Нравственные аспекты современной молодежной политики

В современном мире достаточно часто можно услышать странную, на первый взгляд, фразу: идет битва за молодежь. И сразу возникает вопрос: почему идет битва, причем здесь молодежь? Надо заметить, что на переломных периодах истории молодежи всегда отводилось особое место. Если вспомнить бурные, события 1917 года, то сразу бросается в глаза резкое противопоставление поколений в революционной риторике. Старые консерваторы, неспособные правильно воспринять идеи революции и передовая молодежь, которой отводиться роль флагмана – такую политику проводят большевики. Надо сразу признать, что тогда, взяв власть в свои руки, лидеры революции молодежной проблеме придавали огромное значение. Комсомольские организации возникают уже к концу 1918 года со всей сакральной атрибутикой, уставом и жесткой иерархией в руководстве. Время требовало решительных действий и для колебаний возможностей не оставалось. Устав комсомола тех лет – это устав, по существу, полувоенной организации. О важности молодежной политики говорит и то, как часто ведущие партийные лидеры приходят на комсомольские собрания, съезды. Это только сейчас можно оценить ту комплиментарную гибкость, которая сыпалась на юные души, увлеченные революционным порывом переустройства общества. Своеобразным эталоном лицемерия и лживости в этом вопросе может служить речь Ленина на 3-м съезде комсомола.

В своем вступлении я не буду больше касаться тех трагических событий нашей истории, желающие сами могут вернуться к ней. Но начал я с тех далеких событий именно потому, что сегодня все как-то странно повторяется. Когда победа в революции была одержана, конфликт поколений быстро сошел на нет. Вспомним “молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет”. После окончательной победы революции партия призвала всех дружно, плечом к плечу, потрудиться на стройках пятилетки и трудились. Теперь уже без конфликтов.

В начале 90-х годов ушедшего века вышел фильм “Легко ли быть молодым”. Само название фильма уже говорило о конфликте поколений. Старый маразматичекий ЦК КПСС отождествлялся тогда вообще с любым руководством. В общей эйфории требовали отставки залуженных деятелей искусств, руководства академий, институтов. Можно вспомнить голодовки студентов наших Архангельских вузов. Поднять молодежь на протест оказывалось всегда очень легко. Но как только революционные перестройки заканчивались о молодежи тут же забывали. Все это повторяется с завидным постоянством. Меняется только инструментарий, методика, способы манипулирования молодыми людьми, но суть остается.

Понятно для чего это делается. Любая власть ищет поддержку, опору проводимой ей политики и ей важно найти эту поддержку, прежде всего, в молодежной среде. Уместно вспомнить крылатую фразу западных менеджеров: кто владеет образованием, тот владеет будущим. Вот почему, чтобы понять, как удается каждый раз власти весьма малыми средствами добиться поддержки в молодежной среде, надо посмотреть на содержание образования. Как и чему нас учат? Правильно ли умеем мы оценивать жизненную ситуацию? Какие знания нам дают, а на какие наложен запрет? Ведь так легко увлечь новыми идеями, блестящими перспективами именно юные, еще неопытные в житейском плане, души. Те, которые не обременены еще семьей, которые имеют достаточно много свободного времени и рады всему свежему, яркому, новому.

Если кто-то из присутствующих хочет убедиться в двоедушничестве идеологических манипуляторов, то пусть послушает современную риторику наших демократов. Вот прошли выборы. Так или иначе, это выбор народа и об уважении этого выбора всегда захлебываясь кричали наши либералы. Кричали до тех пор, пока выбор был в их пользу, пока он их устраивал. Но вот пути разошлись и что? По программе “Свобода слова” на НТВ мы из уст очень известных политиков услышали о зомбировании населения, о плохой конституции, которую они же сами и писали в эпоху Ельцина, о несовершенстве законодательства. Как ясно, логично и увлекательно они говорили о порочности выборов, но, если кто-нибудь внимательно следил за их логикой, то поразился бы, как быстро меняются их взгляды на фундаментальные общечеловеческие ценности ими же некогда провозглашенные. Вот большего лицемерия и фарисейства не возможно увидеть нигде, как только в их ярых полемиках. Интересы молодежи, о которой они некогда так пеклись, принципы демократии, уважение чужого мнения, уважение к выбору народа – все это сразу уходит не известно куда, когда они проигрывают.

Зададимся вопросом: почему они не бояться так себя вести, не бояться обличения в необъективности, в забвении своих же фундаментальных принципов? А ответ может быть только один: потому что они совершенно уверены в своей непогрешимости, т.к. нравственных законов в сегодняшнем обществе нет и сравнивать их риторику не с чем. Это надо хорошо почувствовать и понять. Что я имею в виду. Наверное, все понимают, что окружающий нас мир живет по законам естественных наук. Нельзя себе представить, что на Земле есть место, где не выполняются законы физики, математики, физиологии, биологии. Хотя загадок мир таит еще достаточно много. Просто до чего-то человеческий интеллект еще не дошел. Но то, что окружающая нас Вселенная подчиняется коррелирующим между собою законам, сомнений не взывает. И если человек в своей жизненной деятельности эти законы нарушает, он всегда терпит неудачу. Самолет, построенный без учета законов аэродинамики, как правило, падает на землю. Однако, если мы перейдем в область духовных, нравственных истин, то все будет с точностью до наоборот. Нам никогда не говорят о духовных законах. Что мы о них знаем? Есть понятия о правилах хорошего тона, о нормах поведения, о нормах этикета. Но нормы и правила это, увы, не законы. Они имеют субъективный, а не объективный характер и устанавливаются человеческим сообществом, в зависимости от нравственного состояния того сообщества, которое эти правила разрабатывает. Мы все свидетели тому, как нецензурный сленг получил, чуть ли, не официальный статус, как лагерная (простите за жаргон) блатная песня вышла на наши теле и радио каналы. И так далее. То, что совсем недавно было пошлостью, превратилось в особое направление культуры. Почему же это стало возможным, почему общество не выразило своего негодования по поводу этого вульгаризированного хамства?

Именно вот здесь содержание образования, полученные знания, должны были бы сыграть фундаментальную роль в оценке происходящих нравственных изменений, их влияния на жизнь общества. Попросту говоря, знания, преподанные нам, должны были бы нам сказать: в рамках духовных законов все эти культурные новации или за рамками.

Почему же не сказали??? Это очень важно понять!

Я хотел бы обратить внимание присутствующих на то, как меняется содержание уроков, лекций, скажем, по компьютерной грамотности. Во всех учебных заведениях, даже в ПТУ, сегодня этот предмет преподается на самом высоком уровне, компьютерные классы оснащены, зачастую самыми новейшими компьютерами. Наши западные спонсоры, тот же Сорос, в эти программы вкладывают огромные деньги. Ничего плохого в том, конечно, нет. Наоборот, радоваться, казалось бы, надо, раз у самих денег не хватает. Но всегда встает проблема, и будет вставать, как используются полученные знания. Напомню древнюю формулу: знание – сила. И не просто сила, а сила универсальная. В чьих руках эта сила и куда она направлена, зависит, прежде всего, от нравственного уровня обладателя этой силы. И если бы дать этой силе – знаниям еще и нравственный стержень, то надо признать, что такая личность стала бы более устойчивой, меньше подверженной внешнему влиянию. Поэтому во все времена, любая власть уделяла духовным знаниям особое внимание, и, яркий тому пример, большевики в первые годы своего переворота в 1917 году. Сегодня мы чуть насмешливо смотрим на те годы, но повторюсь: всегда, любая власть духовному, идеологическому направлению придает особое внимание. Говорить, что сегодня этого не происходит, что власть никак не занимается проблемами воспитания, что в сегодняшнем якобы свободном обществе, мы имеем право свободного выбора и, этот выбор не зависит от властей – это прегрешить против истины. Напомню, право выбора тогда ценно, когда ты владеешь информацией. Т.е. когда выбор делается осознанно, объективно на основе ясных, четких критериев. Ну, например, я выбираю тот или иной план лечения больного на основе своих знаний, своего опыта, консультации старших коллег. Но выбираю лично я сам. Если моих знаний и опыта не хватает, то мне очень легко “подсказать”, какой выбор надо сделать. Т.е. если я желаю влиять на молодого специалиста, владеть его деятельностью, то вполне понятна моя задача: не давать ему главных сокровенных знаний, которые позволили бы ему получить независимость, получить силу знаний.

Я так подробно остановился на этой теме, чтобы задать аудитории простой и ясный вопрос: какой урок, учебник, методика учит вас сегодня нравственным законам? Именно законам. Потому что, если нравственных законов нет, то есть только нравственное беззаконие. Никакие нормы, правила здесь не спасают положение именно из-за их временности. Да, на основе соблюдения закона правила могут пересматриваться, но опираться то они должны все равно на закон. Т.е. учитывая законы физики, мы можем разработать различные правила и по-разному построить самолет, но соблюдение законов физики все равно обязательно. Насколько я понимаю со знанием нравственных законов у аудитории проблема. И тогда понятно, почему так смело меняют свои же взгляды так красиво говорящие либералы. Потому что мы сегодня не можем соотнести их рассуждения с нравственными законами. Тогда спросим себя: всегда ли человеческое сообщество считало, что таких законов нет? Нет, не всегда! Подобное безверие развилось только к концу 19 началу 20 веков. Еще раз спросим себя: почему, хотя бы из любопытства, нам не дают попробовать поизучать эти законы. Право, от этих знаний мы просто лучше бы понимали историю нашей страны. Но нет, над этими знаниями о духовных законах висит страшное ТАБУ, именно это и говорит о том, что современная, идеологическая молодежная политика существует, очень жестко отстроена и контролируется. В чем же ее смысл, в чем ее цели и задачи.

Этот смысл можно свести к следующему: каждый из вас должен быть уверен, что он свободен в своем выборе, ты сам умный не слушай никого и ничего. Истины нет, нравственных и духовных законов нет. Каждый имеет право на свой выбор и все должны этот выбор уважать. Вот это и есть главное кредо нынешней молодежной политики.

Если кто-то считает, что это не так, то пусть попробует доказать, что истина все-таки есть, что духовные законы в жизни человеческого сообщества существуют, или, по крайней мере, должны существовать. Ему тут же укажут твердо, жестко, а, бывает, и жестоко, его место. И то, что даже в курсах истории и философии духовная составляющая, которая существовала в ушедших веках нашей страны, никак не рассматривается, или рассматривается только критически, говорит о многом.

Давайте попробуем рассмотреть практический пример. Как знания духовных законов помогли бы нам сегодня лучше ориентироваться в общественной жизни.

В декабре ушедшего года прошли выборы в Государственную Думу. Все ветви власти в той или иной форме принимали в них активное участие. С чем тогда шли к нам депутаты, какие призывы, лозунги были обращены к российскому избирателю, к нам с вами. Каждой партии было очень важно, чтобы услышали ее голос, поверили ее программе и проголосовали за нее. Но ведь 2000 тысячи лет назад все это было. К нам на Землю сходит Бог. В Его задачу входит дать человеку новое учение, новый духовный закон. При этом Он никак не может прибегнуть к насилию. И Ему важно, чтобы Его выслушали, Ему поверили, чтобы пошли за Ним. И прежде чем Спаситель выходит на проповедь, Он удаляется в пустыню на 40-дневный пост. Чтобы все правильно оценить, давайте откроем Евангелие и прочитаем там отрывок о том, как после сорокадневного поста накануне своего выхода из пустыни к Иисусу Христу приступает дьявол с искушениями. “И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих”. [ Матфей гл.4 стихи 3-4]

В чем смысл данного искушения? Дьявол иносказательно говорит Спасителю: “Ты хочешь дать людям новое учение. Ты хочешь, чтобы люди выслушали Тебя, и пошли за Тобой. Для этого не нужно странствовать, проповедовать, не нужно страдать, восходить на Крест. Накорми людей! Преврати камни в хлеб, докажи им, что ты не простой человек, что Ты Сын Божий, что Ты всегда сможешь их накормить. И люди, увидев чудо и насытившись, пойдут за Тобой, изберут Тебя своим руководителем. Все проблемы можно решить гораздо проще, нежели Ты собираешься это делать” Этот путь отвергнут Спасителем. Он говорит о том, что без обретения нравственности, духовности человека не накормить. Безнравственный человек не знает, не чувствует границ в своих потребностях.

В моей практике был случай, когда провинциальный священник со своим небольшим приходом решили кормить обедом десять наиболее неблагополучных семей в своем приходе. Многие из этих семей были падшие, спившиеся люди и больше всего было жаль их детей. Конечно, силы прихода были очень скромные, и обеды оказались небогатыми: Картофельный, грибной или рыбный суп на первое, макароны или картошка на второе и ягодный кисель или чай на третье, три куска хлеба. Как благодарны были по началу эти люди… Но вот месяц спустя часть из них подошла к священнику и спросила: “ Батюшка, а почему такая однообразная пища? Неужели нельзя что-то другое купить, консервы мясные, например….” Нет, никогда не возможно накормить человека без нравственного стержня. Он всегда смотрит на окружающих и спрашивает: “Почему у них есть, а у меня нет?” И то, что другой человек, может быть, более трудолюбив, более одарен, менее порочен, безнравственного человека мало волнует. Я тоже хочу и все! Поэтому совершенно понятно, и это всегда понимали наши с вами предки, что никогда бездуховную личность, бездуховное общество не насытить. Две тысячи лет назад нам сказано об этом достаточно ясно. Но давайте посмотрим, что нам обещали кандидаты от всех партий, подчеркиваю от всех без исключения.

ОНИ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ОБЕЩАЛИ НАС НАКОРМИТЬ!!!

Пенсии, стипендии, работа, зарплата, конечно, важны. Здесь и спорить не надо. Но, поверьте, я знал множество людей, которые прошли через очень тяжелые, длительные, материальные трудности и остались людьми. И знаю, думаю, и вы знаете, как многие обрели материальные блага, через которые только развратились. И развращение это не в последнюю очередь произошло из-за отсутствия знаний духовных законов. Вот и сейчас, когда наш президент сказал, что самое главное это экономика, ее конкурентноспособность и. т. п., я, зная Евангелие, мог бы его переспросить: “Вы действительно считаете, что Христос 2000 лет назад ошибся?” Разве мы не видим страны с прекрасно развитой экономикой и совершенно развращенной системой власти и общественной жизни. Ведь вопрос, на что пойдут плоды развитой, конкурентноспособной экономики, очень важен. Если в обществе нет нравственного стержня, то, так или иначе, все сведется к лозунгу: “Хлеба и зрелищ!” Как это не прикрывай, как не вуалируй, но вырваться из этой западни никому еще не удавалось. И такие человеческие сообщества всегда, подчеркиваю всегда, развращались и гибли. Вспомним непобедимый древний Рим, который с развитой, по тем временам, экономикой проигрывает войну варварам.

Вопрос воспитания нравственных, духовных основ, повторюсь еще раз, всегда стоял особо в политике любого государства. И сегодня он, безусловно, является приоритетным. И если мы с вами никак не можем добиться, чтобы духовные знания нам хоть как-то системно преподавались на государственном уровне, то, значит, в этом и состоит политика государства, ее сокровенный смысл.

Это надо хорошо понять и почувствовать. В этом и есть смысл государственной политики в области образования и по отношению к молодежи. Нет никакого запрета на эту область знаний, но нет и разрешения на ее преподавание. А это практически равносильно запрету. О чем разговаривал президент с бывшим министром образования в две последние личные встречи. Я напомню: на первой встрече речь шла об обеспечении учебных заведений спортивным инвентарем, а на следующей встрече разговор шел об обеспечении школ и университетов компьютерами и выходом в интернет. И из этого следует, что на сегодняшний день это самые большие проблемы в нашем образовании с точки зрения руководства страны…..Без комментарий.

Завершая свой доклад, в заключении хотел бы заметить. На самом скромном маленьком примере из Евангелия я показал вам информацию о духовном законе: безнравственное общество не накормить, не насытить никакой развитой конкурентноспособной экономикой. Вот, если бы мы хорошо эти законы знали, насколько сложнее нас можно было бы уводить от истины. Ну да ладно, что же делать…

Евангельские истины для нас бесспорны. Они даны нам, как откровение Божие, как своеобразные аксиомы, догматы. Если мы еще раз пытаемся их опровергнуть, то, предварительно, не мешало бы вспомнить опыт наших родителей, которые более 70 лет пытались построить в нашей стране рай без Бога, но потерпели неудачу. Забыв, наверное, что в Священном Писании на примере Вавилонской башни Бог еще более 3000 лет назад показал всему миру, что без Его благословения рай на Земле не возможен. Похоже, история нас так не чему и не научила….

Спаси Господи за внимание.

Протоиерей Евгений СОКОЛОВ

Межвузовский семинар, посвященный проблемам воспитания молодежи, Архангельск, 2005 год.

Возврат к списку

Статьи

Элемент не найден!

Возврат к списку

Видеозаписи

Проповеди

Элемент не найден!

Возврат к списку

СМИ о батюшке

Элемент не найден!

Возврат к списку

Фотографии