Настоятель храма: протоиерей Евгений Соколов

Настоятель домового храма в честь cвятого праведного Иоанна Кронштадтского при САФУ им М.В. Ломоносова

info@hram29.ru

Дата рождения: 28.01.1951

Дата диаконской хиротонии: 23.05.1996

Дата иерейской хиротонии: 31.05.1998


  • Автобиография
  • Выступления
  • Статьи
  • Видеозаписи
  • Проповеди
  • СМИ о батюшке
  • Фотографии

Отец Евгений о себе

Я родился в 1951 году в поселке Волошка Коношского района Архангельской области. В семье нашей, по линии отца, шесть поколений священников. Мой дед, протоиерей Петр Соколов, был дважды судим за антисоветскую деятельность. В 1925 году сослан на пять лет в Сибирскую ссылку, а в 1937 году вторично приговорен к 10 годам лишения свободы без права переписки. Причина обвинения: продолжал за богослужением поминать убиенных Николая, Александру, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексея (Семью Царственных Страстотерпцев). В 1938 году отец Пётр был расстрелян. Родные узнали об обстоятельствах его гибели только спустя 70 лет. Место последнего служения деда – Сретенский храм в деревне Мечетка близ города Боброва Воронежской области.

Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.

Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.

Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.

В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.

В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. 
В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.

Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.

В моей семье трое детей и восемь внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.

Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений

Выступления



О теплохладности наступившего века

Выступление на Иоанновских чтениях

О теплохладности наступившего века

В моменты истории, когда заканчивается очередной век и, тем более, когда завершается тысячелетие, человеческое сообщество всегда начинает задумываться о своих судьбах, о том, что принесет с собой век наступающий. В это время в обществе усиливаются эсхатологичекие настроения, люди тревожно сравнивают свою с жизнь с признаками предсказанного конца света, чаще раскрываются книги пророчеств, Апокалипсис. Так было во все времена, не стал исключением и наступивший 21 век и новое тысячелетие. В этот раз, правда, все это еще усиливалось ожиданием краха компьютерных систем, связанного с изменением дат, привязанных ко второму тысячелетию на уровне системных программ. Но вот минуло уже 5 лет наступившего века и нового тысячелетия, страсти и тревоги потихоньку улеглись. И сегодня в спокойной обстановке попробуем рассмотреть духовное состояние общества, которое сумела перешагнуть 20 веков новозаветной истории.

Прежде всего, отметим, что в Евангелии Христос нам указывает на признаки конца света, которые имеют только нравственный смысл. Спаситель подчеркивает, что не надо связывать второе пришествие с какими-либо конкретными календарными числами и датами. “Не ваше дело знать времена и сроки….” – с такими словами обращается Христос к апостолам, подчеркивая при этом признаки духовного оскудения человечества в последние времена. Бог затворяет небеса и прекращает человеческую историю не потому, что человечество, Ему больше не нужно. Нет, все наоборот! Люди отворачиваются от Бога, который им становится не нужен. А поскольку, жизнь без Творца не возможна, то она без Бога обрывается.

Но все же, на какие основные духовные признаки конца света указывает в Евангелии Сын Божий? Следует остановиться на одном, на наш взгляд самом главном признаке. Характеризуя последние времена, Спаситель говорит: “И по причине беззакония во многих охладеет любовь” [Мт. 24,12].

Мы знаем из Евангелия, что Бог – есть Любовь. Человечество, утратившее тайну любви, разучившееся любить не может больше общаться с Творцом, не может выполнять главную Евангельскую заповедь “Возлюби Бога Своего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и все крепостию твоею, и всем разумением твоим….” [Лк. 10,27], а, не умея любить, люди могут лишь пытаться продолжить свою жизнь, но без Бога, без любви.

Можно вспомнить ситуацию, подобную сегодняшней, накануне Всемирного потопа, когда только 8 человек, из всех живущих на Земле, сохранили тайну богообщения. Тогда Бог дал падшему человечеству более ста лет на покаяние и исправление, пока Ной строил свой ковчег. Но люди, несмотря на природные катаклизмы и катастрофы, не покаялись и не прославили Бога. А объединялись лишь для преодоления последствий этих скорбей, не задумываясь о причинах так часто повторяющихся природных аномалий. Все это заканчивается истреблением падшего человеческого рода, который Господь призывает к Себе на небеса, не допуская, чтобы безнравственное сознание и действия людей сделали обетование о грядущем приходе на Землю Мессии не возможным. Надо хорошо понимать, что на тот момент Потоп был милостью Божией к людям, которые окончательно потеряли веру в истинного Бога. И без вмешательства Бога в человеческую историю могло случиться так, что Мессию было бы встречать просто некому.

Нынешнее человеческое сообщество, предупрежденное Творцом о Своем втором пришествии, наверное, беря пример с допотопного человечества, проявляет поразительное равнодушие к этой грядущей встрече. В чем же причины подобной холодности? Раскроем Апокалипсис, глава 3-я, стихи с 14 по 17 в которых Господь обращается к Ангелу Лоодакийской церкви, церкви последних времен с такими словами. “ И Ангелу Лоодакийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия - знаю твоя дела: ты не холоден не горяч; о если бы ты был холоден или горяч! Но так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг.”

Термин теплохладность по-разному трактуется в богословской литературе. Я попробую описать состояние теплохладности через сравнение этого состояния с болезнью. Своеобразной чумой ушедшего и наступившего веков стала болезнь, которая носит название СПИД. Вернее это даже не болезнь, это состояние организма, когда его иммунная система, призванная сигнализировать о начале любой болезни какого-либо органа, не работает. Т.е. организм заболевает, но не борется с болезнью, т.к. сигнальная система не предупреждает его о заболевании. При этом банальный насморк может стать для человека источником тяжелой болезни или даже смерти.

Теплохладность можно сравнить с духовным СПИДОм. Когда человек умом понимает, что духовно болен, видит эту болезнь в своей порочности, но не борется с болезнью греха. И грех, который поражает душу, распространяется по ней, порабощая ее, все большей склонностью к греху, не встречает сопротивления. Другими словами теплохладность – это равнодушие к болезни души, не желание ее обоживания.

В чем это конкретно проявляется. Прошлый год на наших чтениях я читал доклад “о нравственном воспитании и нравственных критериях современной школы”. Никто тогда не оспаривал, что в сегодняшней системе образования нет уроков, которые бы целенаправленно, системно учили школьника, студента нравственности. Но всегда во все времена формула знание-сила считалась аксиомой для сообщества преподавателей. Знания, действительно, являются огромной универсальной силой. И поэтому не только безнравственно, но и преступно передавать знания безнравственному человеку. Повторюсь, это считалось преступным. И именно поэтому оценки по поведению и прилежанию раньше были самыми главными в системе образования и с тройками по этим дисциплинам в ВУЗ не брали. Сейчас почти повсеместно эти оценки изгнаны из дневников при спокойном отношении к этому как родителей, так и педагогов. Чем это можно объяснить, кроме как не состоянием теплохладности, равнодушием к духовному состоянию детей.

О теплохладности родителей к детям следует говорить, прежде всего, когда поднимается проблема беспредельно возросшего количества абортов. Но аборты - это следствие, а в чем же причина массового убийства младенцев? Ответ может быть только один - любить разучились. Вспомним еще раз: “И по причине беззакония во многих охладеет любовь”[Мт. 24,12]. Материнская колыбель, познавшая убийство уже не может родить нормального младенца. На это убийство идет мать ребенка, с этим убийством либо соглашаются, либо преступно молчат отец ребенка, бабушки и дедушки ребенка. Особенно это касается последних. Родители сегодня спокойно взирают на ранний блуд своих детей, не желая ничего знать о последствиях данного греха, который, кажется, поработил души подавляющей части нашего юного поколения. Если это спокойное равнодушие к страшной болезни душ своих детей не теплохладность, то что, простите? “Женщина спасается чадородием” – пишет в Евангелии ап. Павел. И это право так. Каждого своего ребенка: капризного или ласкового, болезненного или здорового, одаренного или тугодума мать любит по-своему. На любви к своим детям женщина учится любить ближнего, любить мир, любить Бога. Но если женщина способна, с попустительства ближних, убить ребенка, то о любви вопрос просто не возникает. Ну, а душа, не умеющая любить, постепенно умирает.

Коснусь еще раз своего прошлогоднего доклада. Тогда я говорил о том, что глава нашего государства, встречаясь с министрами образования предыдущим и нынешним, поднимал вопросы компьютеризации учебных заведений, спортивного инвентаря, зарплаты учителей, доступа к интернету. Видимо, на взгляд президента это самые насущные проблемы сегодняшней школы. Я хочу, чтобы присутствующие вспомнили всероссийское совещание перед 1-м сентября этого года, которое проводил нынешний министр образования г. Фурсенко. Он высказал тогда пожелание, чтобы каждая школа имела своего участкового инспектора. По-видимому, в этом и правда есть острая необходимость. У меня уже закрадывается подозрение, что через несколько лет острая необходимость возникнет ввести в школах ячейки ФСБ, чтобы на дальних подступах разоблачать козни непослушных школьников. Еще раз обращаю внимание, нет ни слова о нравственности, о духовности, об элементарном воспитании, наконец. И при этом сам министр признается, что участковые милиционеры в школах необходимы. Что это как не омерзительное равнодушие и теплохладность к душам наших детей наших руководителей? Не умеем любить даже детей, разучились. Так и встают перед глазами слова из Апокалипсиса Ангелу Церкви последних времен: “Ибо ты говоришь богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг.” Последнее относится, видимо, к состоянию наших душ.

На прошлогодних Рождественских чтениях в Москве мне дали три минуты времени на пленарном заседании. Тема Рождественских чтений в основном была посвящена новой школьной дисциплине “Оcновы правоcлавной культуры”. И поскольку, для доклада времени не оставалось, то я дерзнул пойти немножко против течения основных докладчиков. Безусловно, считаю, что предмет этот вводить в учебный план нужно и срочно. Но есть один момент, который беспокоит меня, чем тогда и поделился с участниками чтений, а именно: давайте пофантазируем и представим, что нам наконец-то найдут на безбрежных просторах нашей страны министра образования, который хотя бы чуть-чуть любил бы детей и Россию. Что нам, наконец, повезет и этот министр введет уроки ОПК в основную сетку, что у нас найдется достаточное количество грамотных преподавателей по этому предмету, но… Что меня волнует. После урока по ОПК в класс войдет учитель истории и, вполне вероятно, что он скажет нечто иное чем то, о чем только что говорил учитель по ОПК. А затем учитель биологии объяснит детям, что человек все-таки произошел от обезьяны, а учитель литературы будет рассказывать еще нечто отличное от других. И как крыловские лебедь, рак и щука мы будем раздирать душу ребенка. Да это, кстати, и сейчас может происходить в рамках тех же уроков только без ОПК. Почему, cпросим себя, это происходит? Потому что за все эти годы мы так и не смогли или сознательно не захотели сформулировать национальную идею (НЦИ) России. Другими словами НЦИ – смысл существования данного народа на данной территории. Если этой доктрины нет, а ее нет, судя по высказываниям наших руководителей. Напомню, что нынешний президент однажды обронил фразу, что национальной идеей России могла бы быть идея создания конкурентно-способной экономики. Так и хотелось напомнить уважаемому главе государства, что у древнего Рима была вполне конкуретно-способная экономика, но в духовной сфере жизни, исповедуя лозунг – хлеба и зрелищ – древний Рим проигрывает войну варварам, у которых вообще нет никакой экономики. Госпожа Слизка заявила, что нашей нац. идеей должна стать забота о ребенке. Как будто нац. идея это нечто вроде перчаток, которые можно время от времени менять в зависимости от погоды. Но ведь любая национальная доктрина: военная, образовательная, медицинская, промышленная, научная должны согласовываться с нац. идеей, вписываться в ее утверждение и защиту. А если этой идеи нет, то нет и согласования между перечисленными доктринами. И получается тогда, что каждый новый министр может привнести нечто свое в ту же доктрину образования, развернув ее на 180 градусов. Что, кстати, похоже, и происходит. И этим экспериментам над нашим многострадальным образованием не будет конца, пока нац. идея не будет озвучена. Хотя, казалось бы, что здесь экспериментировать, когда почти 1000 лет Россия исповедовала данную ей Богом национальную идею: Святая Русь храни веру православную. А чтобы сохранить веру, и экономика нужна хорошая, и образование, и армия. Национальная идея всегда имеет духовные корни. Но вот мы живем уже почти 20 лет, разрушив старую коммунистическую идею, так и не озвучили новую. Как же нам жить без смысла, без цели. Тогда, как и всегда это было в истории, место нац. идеи занимает лозунг плебеев– хлеба и зрелищ. Это просто духовный закон, который утверждает, что вакуума в духовной сфере не бывает. И если нет у нации высокой духовной идеи, ее место всегда займет низменная. Такое халатное отношение нашей политической и интеллектуальной элиты к своей главной задаче: сформулировать национальную идею России – это еще одно проявление духовного СПИДа, теплохладности.

Теплохладность, духовное равнодушие гораздо страшней атеизма. В нынешней атмосфере либерализма принимаются все ценности, и главным считается терпимость и уважение к чужой точке зрения. Все это, безусловно, можно было бы принять, если бы нам ответили на вопрос: истина все же есть или ее совсем нет? В данной ситуации складывается впечатление, что истины совсем нет, и каждый имеет право на свое мнение. А если это так, то главную идею о Боге, как источнике истины, нужно забыть. Именно такое отношение к истине позволило появиться нынче модному лозунгу: “Главное, чтобы Бог был в душе”. Что понимают под этими словами авторы данного лозунга угадать сложно. Видимо, при этом понимается, что человек сам определяет для себя духовные законы, сам их контролирует, и сам себе ставит оценку за их выполнение. Ни кому в голову не придет оспаривать законы физики, химии, математики или заявить, что у меня эти законы в душе, если еще при этом и учебников по этим предметам не открывали. Но спросите у этих же людей, у которых Бог якобы в душе: “Вы читали Евангелие?” Заранее говорю вам, что подавляющее большинство даже его не открывало, но Бог в душе, как они считают, у них все-таки есть. Так и вспоминается слесарь Иванов на съезде советских писателей с его “гениальной” фразой: “Роман Пастернака “Доктор Живаго” я, конечно, не читал, но считаю, что товарищу Пастернаку не место в союзе советских писателей.” Так и здесь. Евангелие не открывали, заповедей и законов духовных не знаем, но считаем, что Бог у нас в душе все-таки есть. Это очень страшная форма теплохладности.

Еще более страшную форму этой болезни можно наблюдать среди людей казалось бы искренне православных. Уже приводил в прошлом докладе пример председателя союза кинематографистов господина Михалкова. Никто не сомневается в его искренней вере. Но хочется спросить: почему Московский кинофестиваль устраивается в Петровский пост? Сколько десятков тысяч людей втянуты в праздное время препровождение, сколько искушений таят в себе встречи, застолья, прогулки. Возьмите нынешний Успенский пост. Я плохо разбираюсь в спорте, но какой-то наш футбольный клуб прошел в финал какого-то престижного кубка. Видимо, этот клуб связан с армией, поскольку министерство обороны более чем для 200 офицеров и солдат организовало чартерный рейс за рубеж на этот матч. И вот 26 августа, последние дни поста, полупьяные офицеры с российским флагом идут по аэропорту с криком: “Мы порвем Ливерпуль”. С ужасом узнаю, что и министр обороны улетел вместе с ними. Нет иных дел у этих верующих людей перед великим праздником Успения, как непотребно буйно проорать на стадионе. Это что не теплохладность? Еще один пример государственной теплохладности. Однажды в маршрутном такси против меня сидела красивая пара, дед и внук. Мальчугану было около 6 лет, сидели они грустные чем-то опечаленные. И, наконец, мальчик сказал:

- Ну что дедушка, проиграли мы с тобой пятерочки.
И я догадался, что остановились они у этих злосчастных игровых автоматов.
- А ты не говори никому. - ответил дед
- Так много же проиграли.
- Ничего, я скоро пенсию получу, и никто ничего не узнает.
И помолчав, мальчишка ответил.
- Ничего, дедушка, вот когда вырасту и пойду работать, я тебе все отдам.

Вы знаете, в народе эти игровые автоматы называют однорукими бандитами. Как появились эти бандиты в наших городах, поселках, деревнях? Да, да и в деревнях есть. И очень лицемерно звучат слова: “Никто не заставляет подходить к этим бандитам”. Любящая мать конфеты не запрещает, она их прячет. Но это любящая мать. Одно дело казино. Если есть богатые люди, у которых появились лишние деньги, и им нужно развлечься испытанием острых ощущений, то это их личное дело. Никто из таких людей к игровому автомату в магазине или на улице не подойдет, комфорт не тот. Но играют с этими однорукими бандитами люди среднего и малого достатка. Сегодня психологи говорят, что легче вытащить человека из наркотической зависимости, но от игромании лекарств пока не нашли. Сколько разрушенных судеб на совести покровителей игровых автоматов. К живому бандиту можно хоть обратиться с мольбой о пощаде, эти не щадят никого в своем программном бесчувствии. Кто привел их, кто узаконил этих бандитов на наших улицах? Ведь трогать их нельзя, они под охраной закона. Ответ один - наша власть, депутаты Государственной Думы, Совета Федерации, президент России, которые подписали этот закон. А то, что деньги от этих автоматов идут в спорт комитет на развитие спорта может вызвать лишь только горькую улыбку. Прямо-таки древний Рим – хлеба и зрелищ - а за ценой мы, как водится, не постоим, даже ценой ограбления стариков и детей, давайте уж называть вещи своими именами. И власть после этого будет говорить, что она заботиться о стране и людях. Нет, она этого не может делать, потому что не умеет любить, потому что теплохладна до омерзения и способна, видимо, только на подачки.

Теперь о главном источнике теплохладности. Это мы пастыри и духовники. Вспомним 4-й век, Византию. По приказу императора Феодосия Великого в Милане зарезано множество людей. Когда же сам император, приехав в Милан проверить выполнение своего приказа, хочет войти в храм, то его встречает Миланский епископ Амвросий Медиоланский и запрещает ему это делать. “До тех пор пока ты не оденешь рубище и два месяца на коленях у дверей храма не попросишь прощение у всех жителей Милана ты в храм не войдешь или можешь убить меня”. Таков приговор слышит император. И что же. Приехал и на колени встал, и прощение просил у всех кого обидел. Сегодня, руководители всех рангов на словах исповедуют веру, по праздникам занимают привычные места на солее. Спаси Господи их за это. Но это праздники. Но где они в обычные дни? Напомню из истории имя одного нашего славного царя Федора Иоановича. Как-то доверились мы литературе, что это был слабый, безвольный царь. Может быть. Но какой молитвенник был. Каждый день шел на раннюю Литургию, молился искренне, подолгу. И как Господь помогал ему. Это в его царство у нас на Руси установлено Патриаршество, появляется свой Патриарх. Событие величайшее. Никаких катаклизмов природных, мир и покой были при нем на св. Руси. Меняет царя Федора Борис Годунов, сильная, умная личность и что же – неурожаи, голод, бунты, спекуляция интриганов на убийстве царевича Дмитрия, смута, наконец, и поляки в Москве. Да, Годунов молитвенником не был.

Новый Завет – так иначе звучит название Евангелия. Завет это договор между Богом и людьми. Где он заключен во время пришествия Мессии? В чем смысл этого завета (договора)? Подавляющее число даже верующих людей сегодня совершенно не представляют этого. И это по-настоящему страшно, потому что нельзя выполнять то, чего не знаешь.

Новый Завет заключен в Сионской горнице во время Тайной Вечери словами: “Приимите ядите сие есть Тело Мое еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея сия есть Кровь Моя Нового Завета еже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов.” В этом состоял завет. Мы христиане даем обет при Крещении сочетоваться Христу, т.е. причащаться Ему, Бог при этом причащении излечивает нашу душу. Тело человека тогда живет, когда по нему течет кровь. Душа живая только тогда, когда по ней течет Кровь Христа, когда она касается Бога в Таинстве Евхаристии. Истина во многом сегодня забытая. И если человек командует страной, министерством, областью, районом, поселком, учреждением, при этом, не причащаясь Богу, нарушая клятву, данную Творцу при Крещении, то такой человек, прежде всего, клятвопреступник. Как можно совершать благо вне Бога? Так можно только строить очередную Вавилонскую башню. Что, похоже, и происходит повседневно, а мы духовники это попускаем. А надо бы, наверное, не так. Не ходит тот или иной человек по своему нерадению полгода в Церковь, взять и отлучить его на оставшиеся полгода, не зависимо от чина и ранга. Может, тогда задумались бы и реально решили для себя: есть все-таки Творец у Вселенной или нет? И если есть, то общаться с Ним нужно не по своим правилам, а по законам Им же, Творцом, установленным. И сознавать ответственность за свое духовное состояние. А то о физическом здоровье вон как печемся, а о духовном, самом главном, не думаем совсем. В Церкви на службе трудиться надо. Молиться о властях, о воинстве, о граде сем. Это соборная молитва, для которой мы и собираемся вместе. Проблему репки в одноименной сказке решает, если вы помните мышка. А если, будучи крещенным, вы не умеете, не научились молиться, то все равно придите и вкладывайте ваши слабые усилия (подобно мышке) в общий молитвенный вектор. Почему кто-то за вас должен делать вашу духовную работу? Вы что же, живете в другой стране, в другом граде?

Если человек не приходит на работу, его по началу наказывают, а потом увольняют. И он уже не приходит на работу на законном основании. Так, видимо, пришла пора поступать с нашими захожанами, которые никак не могут преодолеть своих бухгалтерских отношений с небесами, ограничиваясь свечками и крестным знамением. Особенно это касается руководителей всех рангов. Вы же увольняете нерадивых работников. Может, пришла пора нам духовникам освободить вас от неудобной для вас обязанности появляться время от времени в доме Божием. Грех ведь это пренебрегать домом Отца Небесного. А если вас отлучить, то ведь и греха уже не будет. Не будите приходить в дом Божий, потому что не ждут вас в этом доме за ваше небрежение спасением своей души.

Бог – есть Любовь. Как можно научиться любить без Бога просто не понятно. И нынешнее поколение людей во многом покидает этот мир, по своему нерадению так и не познав самое великое из таинств – таинство БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ. Что это, как не проявление ТЕПЛОХЛАДНОСТИ?

Последнее. Я думаю, что все понимают, что Евангелие это откровение Божие, в котором Бог сообщает нам, что должно делать для спасения души. Среди прочих заповедей есть одна, очень простая и понятная. И выполнить ее совсем, кажется, не трудно. Звучит она так: “А женщинам мужскую одежду носить не дозволяю”. Выйдите на улицу, оглянитесь вокруг. Нужны еще какие-то доказательства вопиющего пренебрежения людьми заповедей Творца, об явных признаках наступающего трагического времени Лаодокийского периода, о наступившей теплохладности. И страшные, так часто повторяющие природные катаклизмы (цунами, ураганы, пожары, эпидемии, землетрясения и прочее), предвестники грозного гнева Божия, последнее нам предупреждение. Вспомним еще раз Апокалипис, когда вострубит шестой Ангел, и страшные скорби придут на землю. И, как пишет Священное Писание о людях этого времени: “…не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем”. Мы все испытываем долготерпение Божие, наивно полагая, если пользоваться пошло-вульгарным слогом русского радио, что все будет хорошо. Нет, не будет, если не начнем созидать и очищать наши души, не научимся любить Бога, ближнего, себя, наконец. Не попытаемся преодолеть страшную болезнь теплохладности.

Спаси Господи за внимание.

Протоиерей Евгений СОКОЛОВ
Архангельк, Иоанновские чтения, ноябрь 2005 год

Возврат к списку

Статьи

Элемент не найден!

Возврат к списку

Видеозаписи

Проповеди

Элемент не найден!

Возврат к списку

СМИ о батюшке

Элемент не найден!

Возврат к списку

Фотографии