Настоятель храма: протоиерей Евгений Соколов

Настоятель домового храма в честь Святого праведного Иоанна Кронштадтского при ПГУ им М.В. Ломоносова

hram@pomorsu.ru

Дата рождения: 28.01.1951

Дата диаконской хиротонии: 23.05.1996

Дата иерейской хиротонии: 31.05.1998

  • Автобиография
  • Выступления
  • Статьи
  • Видеозаписи
  • Проповеди
  • СМИ о батюшке
  • Фотографии

Отец Евгений о себе

Я родился в 1951 году в поселке Волошка Коношского района Архангельской области. В семье нашей, по линии отца, шесть поколений священников. Мой дед, протоиерей Петр Соколов, был дважды судим за антисоветскую деятельность. В 1925 году сослан на пять лет в Сибирскую ссылку, а в 1937 году вторично приговорен к 10 годам лишения свободы без права переписки. Причина обвинения: продолжал за богослужением поминать убиенных Николая, Александру, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексея (Семью Царственных Страстотерпцев). В 1938 году отец Пётр был расстрелян. Родные узнали об обстоятельствах его гибели только спустя 70 лет. Место последнего служения деда – Сретенский храм в деревне Мечетка близ города Боброва Воронежской области.

Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.

Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.

Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.

В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.

В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. 
В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.

Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.

В моей семье трое детей и шесть внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.

Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений

Выступления



О жестокости в семейных отношениях

Доклад на симпозиуме "Выбери мир без насилия!"

О жестокости в семейных отношениях

Тема моего доклада усиление жестокости в семейных отношениях. Но как мудро учили древние, прежде чем начать любое обсуждение нужно договориться о терминах. Что понимать под жестокостью. Очень часто под этим понимают различные наказания, которые исходят от родителей по отношению к детям. Вот давайте с этого и начнем. Я обращаюсь ко всем в зале сидящим родителям с конкретным вопросом: “Вы наказываете своих детей?” Я не спрашиваю о форме наказания, а говорю лишь о самом факте. И ответ будет, безусловно, положительный, да наказываем. Формы наказания, конечно, разные: нотация, лишение прогулки или развлекательной поездки, дополнительные послушания по дому, более продолжительные молитвенные утренние и вечерние правила, поклоны. Но наказание в той или иной форме есть в любой семье. Теперь следующий вопрос: “Почему мы с вами наказываем своих детей?” Как ни странно, но очень редко можно услышать на этот вопрос правильный ответ. Обычно отвечают: “Что бы слушались, не обманывали, выполняли поручения, не отлынивали от работы, не ленились” и.т.д. Эти ответы, безусловно, не верны. Все это следствие. А причина, по которой мы наказываем своих детей, очень проста. Я наказываю своего ребенка, потому что я его люблю!!!. Именно любовь к своему ребенку заставляет меня контролировать его действия и, если они выходят за определенные рамки, и не действуют обычные педагогические приемы, то приходиться прибегать к наказанию. Поверьте, нет ничего более тяжелого и неприятного для родителей, чем наказывать свое любимое чадо. Но, если любим, то иного пути нет. Повторяю, я пока не говорю о форме наказания. В то же время напомню известное евангельское высказывание Спасителя: “Кого люблю, того наказую” Право, если ребенка не любишь, то первое, что будешь делать это максимально сторониться его и всех его проблем, а о наказании и речи быть не может.

Рассматривая вопрос о взаимоотношениях в семье, о нарастании агрессивности в вечных вопросах внутри семьи, в выяснении отношений “кто виноват, кто прав”, в проблеме “отцы и дети”, мы должны попытаться понять причину этой агрессии. Всем понятно, что эти вопросы существовали всегда. Министр образования г. Филиппов на Рождественских чтениях в 2001 году не без удовольствия, в который раз, цитировал известные три письма, где, почти слово в слово, говорится о том, что молодежь отбивается от рук, грубит и не почитает старших. Эти три письма разделяют тысячелетия. Одно написано около 3-х тысяч лет назад, другое в первые века христианства и последнее в 18-м веке. Я достаточно часто слышал этот классический пример вечности семейных проблем и, кстати, выводы из этого примера следуют практически похожие: ничего страшного не происходит, подобные проблемы были всегда. А вот с этим мне соглашаться не хочется. Проблемы действительно были всегда, но то, до какой степени остроты они доведены в современном обществе, до какой степени небрежения традиционными православными семейными отношениями дошла современная семья, такого еще не было. Все это лишь говорит о стремительно надвигающейся катастрофе института семьи. Самого древнего общественного института, который всегда являлся своеобразным барометром состояния общества. Почему, откуда вместо отношений любви, взаимопонимания, терпения и согласия, в семью вошли жестокость, эгоизм, леность, потребительское отношение друг к другу? Вопрос достаточно сложный и все его стороны не возможно осветить в одном докладе. Я попробую коснуться только одной, но, на мой взгляд, наиболее изощренной и страшной формы жестокости, которая как-то незаметно вошла во многие современные семьи. Это жестокость страшна тем, что многие совершенно не воспринимают ее, как наиболее страшную форму насилия над ребенком, да и над самими супругами.

И это жестокость называется простым словом – СВОБОДА.

Давайте вспомним свое детство. Как тянемся мы к взрослым, как желаем мы походить на них, как важно иметь родителей, наставников, учителей для которых самым важным было бы не только наше здоровье, не только наше интеллектуальное развитие, но, прежде всего, наша духовность, нравственность, которым дорого было бы само общение с нами. Потому что для ребенка по началу гораздо важнее добрые, любящие взаимоотношения в семье, чем различные сомнительные развлечения и сытость. Что нужно ребенку прежде всего? Атмосфера любви, терпимости, взаимной заботы и понимания. И как это тонко чувствуют дети, как умеют они своей чуткой душой уловить семейные конфликты и нестроения. Как важен для них этот дух семейного взаимопонимания. Вот почему очень важно дать ребенку умение с детства отличать добро от зла, умение понимать, что за внешней привлекательностью и динамичностью фильма Том и Джерри, стоит страшная жестокость и насилие.

Привитие своеобразного иммунитета от соблазна “духовных конфет” – вот главная задача семьи и общества по отношению к ребенку. Однако, сегодня мы под лозунгами свободы и демократии лишаем ребенка подобной духовной опеки. В Евангелии Христос обращается к апостолам со словами: “Кто не примет Царствие Божие как дитя, тот не войдет в него” ап. Мрк. Гл. 10,15. Как же взрослый человек может уподобиться ребенку? Ребенок, прежде всего, нуждается в отце. И Господь напоминает апостолам, что без водительства Божия даже взрослый человек не может наследовать Царство Небесное. В этом главный смысл уподобления взрослого человека ребенку. Как же мы сегодня относимся к ребенку с точки зрения слов Спасителя? Вот стандартный набор фраз:
Нельзя навязывать ребенку свое мнение. Пусть сам выбирает то, что ему нравится. Ребенок сам должен научиться принимать решения и выбирать свой путь. Подобных клише и словесных штампов вы сами сможете привести множество. Мы как-то забыли желание детей всегда быть рядом с родителями, со старшими. Быть под их опекой, под их руководством. Но нет, лозунг ребенок должен все попробовать и выбрать сам - выходит победителем вопреки желанию самого ребенка. Но все, в сущности, гораздо проще: когда взрослые чересчур много говорят о свободе детей, то за этим стоит лишь желание и поиск пап, мам, бабушек, дедушек, учителей, наставников очередных поблажек и выгод для себя. Чтобы хоть как-то оправдать свое безразличие к духовности и воспитанию нравственности ребенка, часто приходится слышать из уст взрослых: “Да какие же это дети? Они – такие же свободные, равноправные, как и мы, только маленькие еще”. И это что гуманность, любовь к ребенку?

Это самая невиданная жестокость, откровеннейшее насилие и произвол!!! в отношении ребенка. Подобное отношение можно сравнить с такой картиной: привели ребенка в дремучий, непроходимый лес, в самую чащобу и говорим: “Ну, теперь сам ищи тропинку, какая тебе больше понравится и иди к свету, к теплу, к добру, к семейному очагу”. Может и доберется сам, но вот вопрос каким?

Сегодня ребенок окончательно разуверился получить нравственную духовную заботу от близких людей. Ему пытаются с детства привить навыки самостоятельности в выборе нравственных начал и понятий. Странно, что нам пока еще не приходит в голову отдать на выбор ребенку перечень изучаемых предметов в начальной школе. Спросить, например: “Что хочешь изучать? Не нравится арифметика, ну и не надо на эти уроки ходить!” Странно даже представить себе такое, но в самых сокровенных духовных вопросах мы, не понятно почему, заставляем ребенка самого делать выбор. Да разве же можно на хрупкие детские плечи опускать такой груз, такую тяжесть. Что это как не самая что ни на есть откровенная и изощренная жестокость.

Почему же подобное происходит повсеместно в подавляющем числе семей? Это, безусловно, самый главный вопрос. Давайте спросим себя, как сделать своего ребенка умным. Я убежден, что даже вот так сразу без подготовки многие могут дать совершенно реальный, действенный совет. Посоветуют конкретную школу, конкретного педагога, методику Шаталова или Амоношвили, хороший учебник, репетитора и.т.д. Нет проблем с решением вопроса физического здоровья ребенка. Питание, режим, зарядка, закаливание, тренер, секция, юг, море и.т.п. Теперь вопрос, на который я никак не могу добиться ответа: как воспитать ребенка нравственным, добрым, любящим, послушным, смиренным? Назовите, пожалуйста, учебник, урок, методику. Вот вы знаете, сколько ни прошу, никак не могу добиться ответа. Но разве это не жестоко по отношению к ребенку вырастить его сильным, умным, здоровым, но без нравственного стержня. Сам дорогой смотри и выбирай, что, по-твоему, в мире хорошо, а что плохо и, на что хочешь, направляй свои дарования и таланты. Разве мы не догадываемся, что наши дети лишенные нравственного образования, которое в старину называли воспитанием, стоят перед тяжелейшим выбором.

Наш великий педагог Ушинский писал, что образование – это, прежде всего, воспитание воли и чувств, а знания прививаются к воспитанному древу. Но в сегодняшней школе нет ни одного урока, я подчеркиваю ни одного, который бы целенаправленно учил ребенка нравственности. Как учится мой ребенок? – это сегодня главный вопрос, который задают родители при встрече с учителем. А вот в 50 годы прошлого века родителей, прежде всего, волновал вопрос - как ведет себя мой ребенок? Спросите себя - когда вы в последний раз обсуждали эту проблему в школе. Причем независимо от поведения вашего ребенка. Потому что он же учится в этой среде, живет, общается и, если эта среда жестокая, развращенная, разве она не действует подобным же образом на вашего ребенка, разве он не нуждается в вашей помощи? Но почему тогда мы миримся с ней? Разве это не жестокость по отношению к своему ребенку?!! Да, для нас это, может, выльется в проблему и достаточно сложную, но разве это дает нам повод взвалить ее на плечи детей. Разве не родители должны, в диалоге между собой, помогать искоренять культ насилия, непослушания из класса. Но желания заниматься этим нет, есть, по-видимому, другие нужные и важные дела. Поэтому совершенно понятно, что на вопрос об уроке нравственности идет диалог глухих. Школа переадресует его родителям, родители школе. Воспитывать должна семья, говорит общество в лице школы и это, казалось бы, правильно. В первую очередь за воспитание детей ответственны родители, а не общество. Но что делать, если родители не знают, как правильно воспитать ребенка, не знают ответа на извечный вопрос – что делать. А не знают потому, что общество обязано дать (но сегодня, увы, не дает) четкий и недвусмысленный ответ: каких граждан оно хочет видеть, какого человека можно считать нравственным, какими качествами должен обладать выпускники школы или ВУЗа. Если вы сейчас попытаетесь дать ответ на этот вопрос, то, думаю, вряд ли сумеете это сделать. И причина этого в том, что на данный момент такого ответа просто нет. В нашем сегодняшнем обществе нет нравственных критериев, нравственных законов. Общество не говорит нам в лице своих лидеров, в лице своей интеллектуальной элиты какой человек может считаться нравственным. Нет нравственных идеалов, нет, если говорить церковным языком, подлинных святынь. И это самая величайшая жестокость со стороны общества по отношению к ее главной цементирующей силе – к семье. В нынешнее время, когда нет нравственных законов и идеалов, зачастую, каждая семья в одиночку, свободно, в силу своих традиций и полученного воспитания пытается создать свои внутренние нравственные устои. А это невероятно сложно. Попробуйте самостоятельно изучить курс, скажем, начертательной геометрии. Очень будет непросто! Но когда в семье сталкиваются разные характеры, разные взгляды на проблемы морали, поведения, на смысл бытия, и, когда при этом еще нет, не выработано никакого системного воспитания воли и чувств, остается только одно уходить от нравственных проблем, пытаясь переложить вину на школу, на ребенка, на супруга, т.е. на окружающих. Общество переложило выработку нравственных устоев на родителей, те, по примеру общества, переложили ее на своих детей. А вот последним перекладывать эту проблему не на кого.

Вы видите, какая это страшная жестокость – СВОБОДА.

Мы должны хорошо понимать, что все сегодняшние проблемы семьи лежат в духовной плоскости. Не возможно решить эти проблемы ни материальным благополучием, ни сетью психологов и социологов, ни образованием в его сегодняшнем понимании. Но все попытки заговорить о преподавании уроков нравственности, изучения духовного закона в школе наталкиваются на глухую стену демократии и свободы. Сегодняшнее понимание слов демократия и свобода, прежде всего, подразумевает отсутствие нравственных и духовных идеалов и подразумевает возможность их свободного поиска каждым членом общества самостоятельно. И в этом проявляется самая отвратительная жестокость и цинизм в искажении самих этих понятий. Вот яркий пример пресловутых благих намерений… Все должно быть с точностью до наоборот. Именно в рамках выработанных и всячески оберегаемых обществом нравственных, духовных идеалов возможна подлинная свобода. Когда есть нравственные законы, есть идеалы, только тогда возможна и выработка методики по овладению ими, только тогда возможна работа по нравственному совершенствованию. Без этого мы просто замыкаемся в духовном тупике.

Отсюда проявление максимального себялюбия и эгоизма даже на момент создания семьи. Сегодня когда юноша говорит девушке: “Я люблю тебя”, то это надо понимать так: я люблю себя, но для полного наслаждения жизнью мне не хватает тебя. Поэтому выходи за меня замуж. Что же можно ждать от такой семьи. Жестокость в семье – это проявление духовной дряхлости и крайней нравственной усталости человечества. И, прежде всего, эта жестокость проявляется в отсутствии желания иметь и воспитывать своих детей. Так как под воспитанием понимаются лишь образование, здоровье, внешние манеры поведения ребенка. И это происходит потому, что, начиная с 14-15 лет, человек считает завершенным свое нравственное образование. Приведу один пример, который повторяю достаточно часто. Ребенок в три года любит сказки это хорошо. Но, если он в 10 лет любил бы только сказки это, наверное, все посчитали бы не очень верным воспитанием. Давайте оглянемся на себя. 20 лет - любовные романы, приключения, детективы; 40 лет - любовные романы, приключения, детективы; 70 лет - любовные романы, приключения, детективы. Это нормально? Как же ненормальные могут воспитать нормальных??! Вопрос риторический, т.к. нерадение о своей духовности, о духовности своих близких есть простое неумение и нежелание любить себя. Но если нет любви, значит, есть ее противоположность жестокость. Давайте вспомним самое пронзительное и, безусловно, именно сейчас свершающееся и завершающееся пророчество Спасителя о кончине мире. Описывая духовное состояние людей последних времен, Христос говорит: "И по причине беззакония во многих охладеет любовь". Если кому-то это надо доказывать, то просто выйдете, пройдитесь по улице, или послушайте разговор студентов или школьников. Духовного вакуума не было и никогда не будет. Отсутствие любви заменяется жестокостью - это непреложный духовный закон. И происходит это объективно без нашего желания. Подобное познается подобным, подобное рождает подобное - такова аксиома древних. Сегодняшние супруги жестоки, прежде всего, к самим себе, ибо нарушают главную заповедь, которая призывает любить ближнего, как самого себя. Если нет любви к себе, то, как ее можно ждать к ближнему, даже к своему ребенку? Нет, такого просто не может быть. Подобное познается подобным и наша трагедия и трагедия всего мира в том, что мы разучились любить. Смешав понятия и, заменив слово любовь словом страсть. Но, при этом, выдавая второе за первое. Нет, страсть не любовь, а лишь ее тень. Именно тень и ничего более. А общество, лишенное любви, распахнула дверь ее антиподу жестокости. И, прежде всего, в свое основание, в свою главную цементирующую силу - в семью.

В рамках данного доклада передо мной не ставили цель освещать данную проблему и с точки зрения другого извечного русского вопроса - что делать. Я думаю, что последующие докладчики сумеют продолжить эту многогранную тему, которую я пытался раскрыть только с точки зрения одной из самых злободневнейших, на мой взгляд, форм жестокости. Эта жестокость имеет очень привлекательное, но до неузнаваемости искаженное лицо с красивым названием СВОБОДА.

Подведем итог.
В Евангелии Христос, обращаясь, наверное, именно к нам говорит: ”Познайте истину и истина сделает вас свободными”. Давайте вдумаемся еще раз – познайте истину. Без знания истины говорить о свободе просто смешно и неумно. Но в то же время мы знаем, что познание истины – это огромная многолетняя духовная работа. Об этом нам свидетельствует многовековой реальный опыт святых отцов. А мы вообще отринули даже попытку духовного образования. Итак, что же мы имеем в результате этого. Общество сегодня уклонилось от выработки нравственных, духовных идеалов, провозгласив свободу выбора. Вся беда в том, что нам при этом не дали критериев выбора, не научили духовным законам. И это свобода выбора привела нас к свободе от самой нравственности.

И понимается эта свобода, прежде всего, как свобода от праведности, свобода от морали, свобода от памяти и заветов предков, свобода от обязанности воспитания себя, своих детей и близких, свобода от духовного совершенствования самого себя.

Ибо безнравственному, бездуховному человеку мы сказали выбирай. А выбирать надо, если говорить символическим языком, между очень полезным, но горьким рыбьим жиром и сладкой в красивой обертке шоколадной конфеткой, которая очень вредна и зубам, и печени, и желудку.
И вот не научив человека даже основам нравственности (мы говорили, что подобных уроков нет), не привив ему, иммунитет от соблазнов, с издевательской насмешкой мы сказали ему:

"ТЫ СВОБОДЕН - ВЫБИРАЙ"

Что это, если не самая отвратительная и омерзительная жестокость?!!

Спаси Господи за внимание.

Протоиерей Евгений Соколов
доклад на российско-норвежском симпозиуме «Выбери мир без насилия!», Архангельск, 2004 г.

Возврат к списку

Статьи

Элемент не найден!

Возврат к списку

Видеозаписи

Проповеди

Элемент не найден!

Возврат к списку

СМИ о батюшке

Элемент не найден!

Возврат к списку

Фотографии