Настоятель храма: протоиерей Евгений Соколов

Настоятель домового храма в честь Святого праведного Иоанна Кронштадтского при ПГУ им М.В. Ломоносова

hram@pomorsu.ru

Дата рождения: 28.01.1951

Дата диаконской хиротонии: 23.05.1996

Дата иерейской хиротонии: 31.05.1998

  • Автобиография
  • Выступления
  • Статьи
  • Видеозаписи
  • Проповеди
  • СМИ о батюшке
  • Фотографии

Отец Евгений о себе

Я родился в 1951 году в поселке Волошка Коношского района Архангельской области. В семье нашей, по линии отца, шесть поколений священников. Мой дед, протоиерей Петр Соколов, был дважды судим за антисоветскую деятельность. В 1925 году сослан на пять лет в Сибирскую ссылку, а в 1937 году вторично приговорен к 10 годам лишения свободы без права переписки. Причина обвинения: продолжал за богослужением поминать убиенных Николая, Александру, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексея (Семью Царственных Страстотерпцев). В 1938 году отец Пётр был расстрелян. Родные узнали об обстоятельствах его гибели только спустя 70 лет. Место последнего служения деда – Сретенский храм в деревне Мечетка близ города Боброва Воронежской области.

Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.

Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.

Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.

В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.

В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. 
В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.

Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.

В моей семье трое детей и шесть внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.

Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений

Выступления

Элемент не найден!

Возврат к списку

Статьи

Элемент не найден!

Возврат к списку

Видеозаписи

Проповеди

Элемент не найден!

Возврат к списку

СМИ о батюшке

Протоиерей Евгений Соколов: «Мы, русские, не будем хозяевами собственной земли, пока не обретем веру»

О причинах событий, произошедших в 2006 году в Кондопоге, говорят до сих пор. Высказываются самые разные точки зрения по проблеме обострения межнациональных отношений. Несколько вопросов по этой теме мы задали настоятелю Домового храма святого праведного Иоанна Кронштадтского при Поморском государственном университете протоиерею Евгению Соколову:

- В Советском Союзе не было и не могло быть такого понятия, как межнациональная рознь. Повсюду звучал лозунг – «Все народы СССР – братья». Почему появилась ненависть и вражда между отдельными представителями некогда братских республик в нынешние времена? Может, различие в вероисповедании теперь играет роль в возникновении ксенофобии и экстремизма?
- В Советском Союзе не было религиозной нетерпимости. Потому что все религии были гонимы. А, значит, корни межнациональной розни необходимо искать в другом. Давайте посмотрим на эту проблему с другой позиции. В СССР мы все были равны в нищете. Быть богатым было стыдно. Богатство повсюду порицалось. Когда это время прошло, большое состояние стало предметом вожделения, зависти. А как стать богатым? Решение этого вопроса может быть самым разным. В том числе с помощью захвата чужой территории. Но для этого нужен какой-то более веский, более благородный повод или подоплека. И тут на помощь экстремистам пришла замечательная идея - объявить причиной распри различие в религии. И когда, например, появилась проблема Нагорного Карабаха, все вдруг заговорили о том, что война между армянами и азербайджанцами возникла из-за того, что первые - христиане, а другие исповедуют ислам. На самом деле причиной тогдашнего конфликта стала банальная жажда обогащения одних за счет других. Кстати, в царской России такого не было. И что самое интересное - Православие, которое исповедовали русские, а именно его главный принцип «возлюби ближнего своего», играло важнейшую роль во взаимоотношениях между народами России. Попросту говоря, русские не пытались навязать свою религию другим народам силой и не вмешивались в уклад жизни мусульман. Но они требовали соблюдения закона, требовали, чтобы не было кровной вражды. Но, повторяю, в религиозные обычаи народов царской России ни Русская Православная Церковь, ни само государство не вмешивались. Поэтому русская нация была любима другими народами за то, что русский народ стал народом-миротворцем, народом-созидателем.
А сейчас золотой телец правит миром, и первопричиной всех конфликтов между нациями являются деньги, а религия чаще всего выступает лишь как предлог.

- По поводу событий, произошедших в Кондопоге, высказываются мнения, что это был конфликт между представителями двух разных наций, то есть насилие произошло на почве национальной нетерпимости. Некоторые аналитики утверждают: конфликт разгорелся и по религиозной причине.
- События в Кондопоге стали сигналом для всех нас. Но хочу сказать, что этого стоило ждать. Ведь ни для кого не секрет, что на наших территориях, в том числе на наших рынках, правят бал пришлые люди. При этом попираются все нормы нравственности и морали, они командуют и издеваются над русскими. Это делают те «гости», которые не имеют ни российского паспорта, ни регистрации. Именно такие люди пытались диктовать свои законы, что в конце концов вызвало гнев.
Очевидно, терпение русских перешло все границы, что повлекло за собой такие вот последствия. И виноваты в этом представители наших власть имущих. По их вине за деньги проданы самые лучшие места на рынках, да и сами рынки принадлежат теперь не русским предпринимателям. Странная получилась ситуация - русские стали изгоями в своей же стране. Религия же здесь ни при чем. Корни произошедшего кроются не в ней, а в безнравственности нашей власти. Столько времени знать о том, что происходит на наших рынках и что делается вокруг них, и ничего не делать - это говорит о многом. А теперь они делают вид, что наконец-то заметили эту проблему. Но сдвинется ли дело с мертвой точки? Трудно сказать. Пока мы, русские, не обрели свою веру, мы не можем стать хозяевами в собственной стране. Так и будем тянуться к хлебу и зрелищам, продавая, что только можно продать.

- На интернет-сайте вашего храма опубликована статья о вашей последней миссионерской поездке в глубинку. Поразил тот факт, что 15-летние дети, учащиеся школ, задают вопросы, касающиеся догматического Богословия, то есть пытаются вступить в дискуссию со священником по всем правилам и методикам последователей сект протестантского толка. Как вы считаете, не являются ли такие случаи следствием религиозного экстремизма с Запада? Ибо налицо явная, что называется, религиозная обработка школьников.
- Нет, в этом случае речь может идти о религиозном прозелитизме. Наглом, хамском. Представители западных сект всеми силами пытаются заполучить в свои религиозные группировки как можно больше последователей. Да, я столкнулся с таким явлением, когда ребенок пытается дискутировать со мной на темы догматического богословия. Позднее выяснилось, что он посещает собрания свидетелей Иеговы. Я хочу сказать родителям этого ребенка, что российские свидетели Иеговы - это не русские, это граждане Бруклина. Иеговисты -граждане не России, а Соединенных Штатов. И это значит, что ваш ребенок не будет защищать Россию, не пойдет служить в армию. Но самое страшное, что, имея российский паспорт, этот ребенок будет гражданином США.
И представители власти косвенно помогают им. Хотя бы тем, что заявляют: мол, все делается в рамках закона, а если так - значит, все в порядке. Печально и то, что дети, попавшие в секты, смотрят на религию своих предков глазами их пасторов-сектантов. Это самое страшное. Почему так происходит? Ответ прост - наши школьники по сию пору не могут получить информацию о Православии даже на уровне культуры. До сих пор в наших школах не преподаются уроки православной культуры. Да, и само слово «Православие» стало чем-то вроде слова-табу! То есть в министерстве образования говорят: произносите название предмета, как хотите - духовная культура, религиозная культура, но только не православная культура. И сведения о вере своих дедов дети получают не от русского учителя, священника или православного миссионера, а от сектантского пастора. Вот что печально. И, возвращаясь к проблеме межнациональных отношений, хочу заметить: дайте обрести русскому народу веру, которую нам завещали наши предки, и никогда русские не возьмутся за орудия насилия. Потому что в этом случае у русских будет свой духовный стержень, который в свою очередь включает в себя и понятие о веротерпимости.

Записал Михаил МУЗЫКИН

"Архангельский епархиальный вестник", январь-февраль 2007 г

Возврат к списку

Фотографии