Настоятель домового храма в честь cвятого праведного Иоанна Кронштадтского при САФУ им М.В. Ломоносова
info@hram29.ru
Дата рождения: 28.01.1951
Дата диаконской хиротонии: 23.05.1996
Дата иерейской хиротонии: 31.05.1998
- Автобиография
- Выступления
- Статьи
- Видеозаписи
- Проповеди
- СМИ о батюшке
- Фотографии
Отец Евгений о себе
Я родился в 1951 году в поселке Волошка Коношского района Архангельской области. В семье нашей, по линии отца, шесть поколений священников. Мой дед, протоиерей Петр Соколов, был дважды судим за антисоветскую деятельность. В 1925 году сослан на пять лет в Сибирскую ссылку, а в 1937 году вторично приговорен к 10 годам лишения свободы без права переписки. Причина обвинения: продолжал за богослужением поминать убиенных Николая, Александру, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексея (Семью Царственных Страстотерпцев). В 1938 году отец Пётр был расстрелян. Родные узнали об обстоятельствах его гибели только спустя 70 лет. Место последнего служения деда – Сретенский храм в деревне Мечетка близ города Боброва Воронежской области.
Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.
Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.
Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.
В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.
В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.
Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.
В моей семье трое детей и восемь внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.
Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений
Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.
Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.
Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.
В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.
В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.
Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.
В моей семье трое детей и восемь внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.
Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений
Выступления
Элемент не найден!
Статьи
Элемент не найден!
Видеозаписи
Проповеди
Элемент не найден!
СМИ о батюшке
12 июня – Трагедия миллионов
Это горе семей, разорванных государственными границами, детей, которых лишили возможности учиться в школах на родном русском языке. Придёт время, и мы оценим 12 июня, как и 7 ноября, как трагедию миллионов людей, как очередную революцию...8 декабря 1991 года был ликвидирован Советский Союз, и вместе с тем, как считают многие, Россия обрела суверенитет, а её граждане - свободу. 12 июня страна вновь отметила день России, бывший праздник «независимости». Что этот день значит для нас? Почему для большинства это просто выходной, возможность отдохнуть? Действительно ли этот праздник символизирует обретенную СВОБОДУ? На эти и другие важные вопросы ответил в интервью корреспонденту Интернет-газеты «Православие на северной земле», главный миссионер Архангельской и Холмогорской епархии, настоятель Домового храма Святого праведного Иоанна Кронштадтского при Поморском госуниверситете протоиерей Евгений Соколов.
- История каждого народа священна, ибо уже более 2000 лет назад произошло великое чудо - воплощение Бога Слова на земле. Поэтому любая памятная дата, любое историческое событие имеет, прежде всего, духовное значение. Однако, 12 июня абсолютное большинство россиян не воспринимают как праздник. Почему так?
- Праздник - очень важное событие в жизни народа. Совершенно очевидно, что чем больше подлинных святынь у народа, тем он крепче, тем сильнее его сплочение и патриотизм. Есть праздники подлинные, а есть фальшивые. Фальшивые праздники всегда разъединяют, не способствуя единению народа. Напомню классический пример фальшивого праздника:
Первое мая - когда-то в самом начале XX века, в Чикаго группа рабочих избила полицейских. Представители власти были избиты ватагой рабочих! И именно это событие было положено в основу праздника «Международной солидарности трудящихся». То есть, получается, «солидарность» - это обыкновенная уличная драка, в которой представители закона были избиты. Вот почему этот день никогда не воспринимался ни в мире, ни у нас, даже при советской власти, как подлинный праздник. На деле это была просто парадная шумиха, внешняя демонстрация, и ВСЁ! Никакого внутреннего единения он собой не представлял, несмотря на все попытки властей.
Если мы обратимся к празднику «независимости», который, к счастью, сейчас уже 5 лет как переименован в День России. Потому что как день «независимости» это представлялось весьма мерзко! Не говорили: независимость от кого, не понятно было, что подразумевалось по этим словосочетанием... И, безусловно, духовных и исторических корней этот праздник не имел и иметь никогда не будет. Скорее всего, как и Первое мая, он в конце концов угаснет, его перенесут, как переносили день Конституции. Очевидно, что когда-нибудь праздновать эту дату мы не будем совсем. Христос сказал, что всякое деяние познается по плодам. Плодом этого дня был распад великой державы Советского Союза! За рубежом осталось много ПРАВОСЛАВНЫХ РУССКИХ ЛЮДЕЙ, которые оказались в положении ИЗГОЕВ. Это горе семей, разорванных государственными границами, детей, которых лишили возможности учиться в школах на родном русском языке. Придёт время, и мы оценим 12 июня, как и 7 ноября, как трагедию миллионов людей, как очередную революцию.
- В начале 90-х годов, да и сейчас, судя по публикациям, духовенство, воспринимало распад СССР как преодоление своего рода «сейсмического провала» глубиной в 7 десятилетий. Отец Евгений, как оценивали и оцениваете это событие Вы?
- Знаете, давайте все-таки поймем, что событие такого масштаба, распад большой Империи, могло произойти только по ВОЛЕ БОЖИЕЙ. И какова бы не была Его воля, нравится это нам или нет, перед ней надо смириться. Смирится, потому что против неё не надо идти.
Почему это произошло? Видимо, атеизм, который проповедовался на протяжении 7 десятилетий советской власти, тот разлом Церквей, поругание Веры дошли до такой критической точки, что еще немного, и нам было бы не выстоять. По моему мнению, Господь попустил то страшное время, разделение Империи, потому что тащить этот груз, как выразился А. Солженицын, «азиатского подбрюшья» Россия больше не могла. Вспомните, как Господь спасает человека: сначала попытка спасти все человечество, потом избирается отдельный богоизбранный народ, из которого откалывается род Давида. Так и Россия больше не могла нести на себе катехизаторскую, просветительскую миссию в отношении всех тех народов, которые составляли Империю, а затем и Советский Союз. В том состоянии духовной и материальной нищеты Россия сохранять Империю больше не могла. Поэтому, я думаю, это была воля Божья: отделить Россию от всех народов, и на этом ограниченном пространстве сохранить Православную Веру.
- Развал СССР повлек за собой дальнейший системный распад России по национальному признаку. Сегодня всё чаще со стороны интеллигенции раздаются голоса против некоторых решений Церкви. Например, высказывается мнение о том, что организация приходской жизни в воинских частях страны приведет к обострению и без того сложных межнациональных отношений, ведь наша Армия много конфессиональная. Как прокомментируете это заявление Вы, отец Евгений?
- Это просто ложь! Даже по критериям ООН мононациональной считается страна, 60 % населения которой - государствообразующий народ. У нас же 80 % - русских. Поэтому говорить о многонациональности и поликонфессиональности нашей страны, по крайней мере, не уместно, даже с точки зрения ООН. Нация тогда крепка, когда этнос, который составляет ее основу, един. И это единение, и крепость обеспечивают процветание и мирное существование всех других народов, проживающих в одной стране.
Нас часто призывают к толерантности, но мы всегда были толерантны. Православная Церковь, никогда за всю свою историю, никого не жгла, не казнила... Пусть католический Запад разбирается с этими проблемами: «Варфоломеевскими ночами», «охотами на ведьм» и прочее! Всегда Русский народ был веротерпим, никогда другие конфессии не испытывали от нас ни каких притеснений! Все эти разговоры и обвинения, эти «кликушества», попытка ломиться в открытые двери, крича: «Держите вора!» - исходит от того, кто сам ворует. Это совершенно неуместно, глупо и бесполезно. Поймите, если не будет единения русских, то, конечно, страна распадется, и тогда достанется всем тем народам, которые сегодня населяют Россию. Это должны понять те, кто сегодня силится расколоть единый Русский народ! Поэтому можно только посочувствовать тем людям, которые провоцируют подобные проблемы...
- С расстояния полутора десятка лет, чего Церковь достигла? Есть ли упущенные возможности?
- На сегодняшний день восстановлено около 600 монастырей. Такими шагами Церковь за всю Историю не возрастала. Сделано много для восстановления структуры: во всех крупных районных центрах восстановлены храмы, во многих деревнях действуют приходы, работают воскресные школы, духовные училища, семинарии. Действуют государственные высшие духовные образовательные учреждения, так, например, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ведет подготовку священнослужителей, регентов, катехизаторов, учителей. Повторяю, много сделано в области духовного просвещения, восстановления структур Церкви.
Что упущено? Когда в конце 80-х годов была разрушена прежняя идеологическая структура, и люди массами пошли в Храмы, Церковь оказалась не в силах их принять: не было опытных духовников, педагогов, катехизаторов. И как следствие, тогда и приток был массовый, и отток, к сожалению, весьма значительный. Это проблема священнослужителей - мы не смогли в тот момент показать всю красоту Православия, его значимость для жизни человека. Это трудно оправдать, но можно объяснить. Дело в том, что за 70 лет гонений, богоборческой властью были вырезаны лучшие духовники, а на пустом месте хороших священнослужителей не подготовишь. Не было ни опыта, ни нормальной системы подготовки.
Сейчас перед нами стоит задача решить те проблемы, которые возникли в 90-е годы. Прежде всего, это проблема воцерковления людей: чтобы человек был не захожанином, а прихожанином Церкви. Чтобы он не только вербочки и куличи по праздникам освящал, а реально изменил всю свою жизнь. Чтобы, наконец, каждый понял, что Бог - это живая Личность, с Которым надо каждый день общаться в виде утренних и вечерних правил, общаться на Литургии, богослужениях. И в храм ходить не ради решения каких-то житейских проблем, а для того, чтобы понять Волю Творца по отношению к миру, себе самому, чтобы попытаться исполнить эту волю. Только при этих условиях жизнь обретает подлинный смысл.
- Каждый год 12 июня СМИ целенаправленно говорят о свободе, свободе слова, свободе предпринимательства, свободе от идеологии. Люди часто повторяют, что с обретением государственного суверенитета, мы получили возможность, делать все что захотим. Очевидно, что в данном случае, разговоры идут отнюдь не в благочестивом русле. Не могли бы Вы, отец Евгений, прокомментировать это расхожее мнение?
- Спаси Господи, очень хороший вопрос! Давайте вернемся в Райский сад. Бог создает человека абсолютно свободным: он может общаться со своим Творцом непосредственно, человек видит Бога. В тоже время нашим прародителям дана заповедь: запрет вкушать плодов древа познания добра и зла. В Райском саду, при всей первозданной духовной чистоте, человеку уже дано ограничение свободы. И ограничение не в том, что ему будут бить по рукам, если он прикоснется к запретному плоду. Нет, Бог говорит: «Нельзя»! «Нельзя» - потому что не познал законов этого мира, потому что человек несовершенен до конца. И чем более он несовершенен, тем в большем ограничении нуждается. Нельзя совершать действия, в благости которых ты не уверен, без совета с Богом. Только исполняя волю Божью, человек может быть свободным. Какой путь, какими вариантами он это делает - вот здесь подлинная свобода.
А сейчас человек согрешил, человек не чувствует и не видит Бога! И при всем при этом говорить о свободе - большой грех! Чтобы познать волю Божью теперь, в изуродованном духовном состоянии, нужны очень длительные молитвенные стояния, подвиг, аскеза. Только так можно приблизиться к пониманию воли Творца. Свобода же в этот момент, когда царствует беззаконие, просто не допустима! Давайте подумаем: даем ли мы свободу трехлетнему ребенку, когда он может совершить самые бессмысленные и опасные для жизни действия? То же самое напоминает свобода, дарованная сегодняшнему миру, пораженному грехом. Все вожделенные, плотские устремления освободились, мы обрели, прежде всего, СВОБОДУ ГРЕШИТЬ! Конечно, есть СВОБОДА ВЕРНУТЬСЯ В ПРАВЕДНОСТЬ, но она, к сожалению, стоит на втором месте.
Если мы сегодня спросим, знают ли руководители нашего государства волю Божью в отношении будущего развития России, её идеалов, ценностей, то обнаружим полное непонимание и растерянность. У нас даже нет национальной идеи, понимания смысла того, ради чего наш народ существует на этой земле. Президент сказал, что должна быть конкурентно способная экономика. Госпожа Слиска сказала, что национальная идея России - забота о детстве. Хорошо, построим мы развитую экономику, обеспечим детям комфортные условия, что дальше? Менять национальную идею?! Ведь национальная идея - не перчатка, чтобы менять её в зависимости от погоды! И об этом говорят государственные люди! Они обнаруживают полную беспомощность в выборе дальнейшего пути развития России. О какой свободе можно сейчас говорить?! Разве можно давать её народу, не знающему смысла и цели своего существования, в то время, когда различные силы разрывают духовное пространство страны.
Нет, сегодня мы рабы греха, плоти, соблазнов. Именно об этом рабстве надо сегодня говорить, именно его надо преодолевать! Сегодняшняя свобода - это хаос, причем хорошо управляемый мудрыми кукловодами, которые ведут страну, да и весь мир в пропасть! Удивительно, как этого многие не видят? Когда мы не знаем воли Божьей, говорить о какой-то свободе не уместно, не умно, да и глупо, наконец!
Беседовал Сергей Денисов
http://www.pravoslavie-nord.ru/2007/2/95