Настоятель храма: протоиерей Евгений Соколов

Настоятель домового храма в честь cвятого праведного Иоанна Кронштадтского при САФУ им М.В. Ломоносова

info@hram29.ru

Дата рождения: 28.01.1951

Дата диаконской хиротонии: 23.05.1996

Дата иерейской хиротонии: 31.05.1998


  • Автобиография
  • Выступления
  • Статьи
  • Видеозаписи
  • Проповеди
  • СМИ о батюшке
  • Фотографии

Отец Евгений о себе

Я родился в 1951 году в поселке Волошка Коношского района Архангельской области. В семье нашей, по линии отца, шесть поколений священников. Мой дед, протоиерей Петр Соколов, был дважды судим за антисоветскую деятельность. В 1925 году сослан на пять лет в Сибирскую ссылку, а в 1937 году вторично приговорен к 10 годам лишения свободы без права переписки. Причина обвинения: продолжал за богослужением поминать убиенных Николая, Александру, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексея (Семью Царственных Страстотерпцев). В 1938 году отец Пётр был расстрелян. Родные узнали об обстоятельствах его гибели только спустя 70 лет. Место последнего служения деда – Сретенский храм в деревне Мечетка близ города Боброва Воронежской области.

Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.

Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.

Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.

В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.

В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. 
В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.

Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.

В моей семье трое детей и восемь внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.

Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений

Выступления



О жизни и смерти

Медицина занимается здоровьем человека. И, как любая наука, призвана к системному подходу в отношении объекта своего исследования. Но сегодня произошло удивительное – научно-технический прогресс привел к тому, что человек разбит, раздроблен на множество мелких частей. В медицине это привело к узкой специализации. Поток медицинской информации уже не помещается в голове у одного врача. Когда у нас появляется больной не нашего профиля, это приводит лишь к тому, что его переадресуют к нужному специалисту. Такой подход исповедуется всеми alma mater. Но всегда существовало иное представление о человеке и причине его заболеваний. Оно состоит в следующем: все законы физиологии, химии, физики являются частным случаем проявления общего Закона Божия. И если с этих позиций рассматривать человека, то надо признать, что человек не просто набор органов. Человек, простите за инженерный слог, некая целостная система. Ряд похожих клеток составляют орган, ряд органов составляют систему, ряд систем составляют человека в целом. А в любой системе есть иерархия. В том числе и в организме человека. Какие-то органы более важны, какие-то менее. И как же сегодня мы смотрим на человека? В организм поступают воздух, пища, вода. В процессе сгорания продуктов питания в кислороде образуется энергия. Отработанные материалы выводятся из организма. Добиться надо, чтобы весь процесс в системе был сбалансирован и соответствовал заданным параметрам. Вот такая схема, если говорить простым языком, жизнедеятельности организма. И эта схема касается, как мы видим, материального плана бытия. Медицина на этом замыкается. Она изучает то, что можно потрогать, пощупать, посмотреть в микроскоп. Хотя и здесь мы, зачастую, забываем, что наша жизнь измеряется не только пространством, физиологическими процессами и состоянием материи, но и временем. Понятием, перед которым философия становится в тупик. Наша жизнь постоянное движение во времени от рождения до смерти. И двигаясь (другими словами проживая жизнь) во времени, мы, безусловно, чувствуем, что помимо материального мира - видимого, существует духовный мир невидимый. И, если не ограничиваться только видимым миром, то наши знания о самых важных, основополагающих понятиях человеческого бытия - жизни и смерти должны рассматриваться с учетом и этих знаний.

Большинство людей нашего времени очень мало знают о смерти и, наверное, поэтому мало знают и о жизни, как антипода смерти. Или лучше сказать не желают ничего знать о жизни в ее подлинном, сущностном смысле. Давайте поставим перед собой вопрос, что такое жизнь? В чем смысл бытия конкретного человека и человечества в целом? Какой информацией о человеке надо обладать, чтобы понять это.

Если об этом спросить человека, исповедующего атеистическую религию: “В чем он видит смысл жизни?” Если этот материалист философ, то скажет – стандартную фразу: жизнь - это форма существования материи. Если этот материалист просто честный человек, то ответ, скорее всего, будет: “не знаю”. Ибо, действительно, трудно искать смысл в том, что кончается небытием, мраком, бессмысленностью. С таким же успехом можно искать смысл жизни у летучей мыши. Также честным, на мой взгляд, будет ответ: “Хлеба и зрелищ”. Т.е. смысл жизни у атеиста сводится к временным наслаждениям и развлечениям. Правда, такой честный ответ мы, как правило, не услышим. Все обставляется достаточно туманными рассуждениями об энергиях, о творчестве, о памяти в жизни поколений, о некой ауре, продолжении рода, сменой физиологической оболочки (реинкарнации) и.т.д. Добиться у подавляющего большинства людей простого, четкого, ясного понимания смысла жизни не удается. Но раз нет понимания смысла жизни, раз нет четких целей и задач, которые ставятся перед каждым конкретным человеком и человечеством в целом в течение жизни, то тогда очевидно, что и самого понимания жизни, повторюсь, в ее сокровенном, сущностном смысле быть не может.

Давайте вспомним, как в Библии описывается сотворение человека: “И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в его лицо дыхание жизни и стал человек душою живою” [Быт. Гл. 2;7]. Мы видим, что творение человека Господь не доверяет никому. И земля, и вода, которые до этого производили души живые (я имею в виду весь тварный животный мир), здесь оказываются бессильны. Человек во всех смыслах творение Божие. Вот этот стих из Библии мы можем понимать и принимать, как основу жизни человека, который усваивает “дыхание Божие”. Именно дыхание Божие (если говорить церковным языком божественная благодать) является основой жизни, той силой, которой лишены остальные существа, обитающие на земле. Силой, которая делает человека живым и отличным от всех остальных тварных обитателей земли. Первые сотворенные люди Адам и Ева имеют огромные дары принципиально отличающих их от остального тварного мира. И один из основных даров безгрешность, сердечная чистота. Но при этом первые люди еще далеко несовершенны. Чистота духовная, безгрешность (давайте это хорошо поймем) дана им, как дар Божий. И этот дар необходимо усвоить, чтобы данная духовная чистота стала не только природным, но и личным свойством. И для этого человек проходит испытание, эту чистоту надо утвердить в себе, сделать своим достоянием: через труд (возделывание райского сада), учебу (познание мира), пост (добровольный отказ от познания плодов с древа добра и зла). Именно это должно было сделать сердечную чистоту личным свойством человека. Чтобы было более понятно, я позволю себе такое сравнение. Человек может от рождения иметь дар художника, умение рисовать. Но для того, чтобы стать иконописцем, портретистом или пейзажистом необходимо пройти длительное и нелегкое обучение, чтобы приумножить, отшлифовать данный дар. Сделать выше первоначального, художественного дара, т.е. сделать личным достоянием. Ибо просто художественный дар и мастер иконописец несопоставимые уровни дарования. Один дан изначально, другой выпестован огромным личным трудом.

Задача, стоящая перед каждым человеком – стяжание святого Духа, увеличение жизненного дара благодати в себе через познание Бога, через приближение к Богу, через выполнение заповедей, через обоживание души. Другими словами нам необходимо сохранить и приумножить в себе дыхание Божие в той первозданной чистоте, которое нам изначально дано. Это гарантирует вечную жизнь, бессмертие. Питание человека, получение жизненных сил происходит непосредственно от Бога через духовную связь живой человеческой души с Богом. Нарушение заповеди в райском саду, вкушение плодов с древа познания добра и зла это отказ человека от выполнения этих заповедей, попытка приобщиться к Богу вопреки Его воли, попытка получить знания ложным путем, вытаскивание своеобразной шпаргалки приводит к разрыву духовной связи Бога с человеком. Душа, лишенная этой духовной связи попадает в рабство своей же вожделенной плоти, ибо теряет опору в Боге. И после этого разрыва плотская составляющая человека, его тело, становится главным в структуре человеческой природы. Именно энергоресурс тела, его питание и здоровье определяет теперь продолжительность жизни. Разрыв с Богом приводит к появлению телесной смерти, потому что материальное, временное становится главным. И чтобы понять теперь смысл жизни надо попробовать понять, что же такое смерть, в чем ее смысл.

Еще раз напомню, что большинство современных людей мало знают о смерти, о том, как происходит умирание, и что будет после него. О смерти вообще не думают или стараются не думать. Это может показаться странным, так как смерть - самое важное событие во всей жизни человека. И ничего более конкретного и обязательного ни с кем из нас в жизни не случится. Мы смерти не знаем и поэтому боимся ее, как боятся всего незнакомого. Для многих это сон без сновидений, закрыл глаза и все. И все-таки, как мне кажется, практически всем в голову приходят беспокойные мысли: “А что, если это не так? А если смерть не конец? А если за порогом жизни есть нечто, что позволяет думать, слышать, чувствовать, видеть?” Сегодня, когда человек проникает все глубже в микро и макро миры, когда наш разум позволяет нам решать большие и малые проблемы, мы никак не желаем приступить или серьезно задуматься о проблеме смерти. Но ведь этот не простой рубеж все равно будет преодолевать каждый из нас.

Обратимся к истории. Спросим себя: всегда ли человек считал, что за порогом жизни небытие? Нет, подобное неверие развилось в конце 19– 20м веках. И вызвано оно было упадком морали, нравственности, ростом безверия. Французский историк Тэн пишет: “На наших глазах и на виду истории совершается превращение образованных людей и целых классов в зверей там, где христианская вера забывается. Христианство – это великая пара крыльев, чтобы поднять человека выше его самого….”.

Материалисты учат, что человек состоит на все 100 % из материи. Жизнь – это поток химических и молекулярных процессов, происходящих в тканях организма. Даже мысль, умственная деятельность по их учению – высшее движение материи. В связи с этим я хотел бы напомнить присутствующим само это основополагающее понятие в теории материализма – понятие о материи. Что же такое материя? Я цитирую по учебнику диамата: “Материя – это объективная реальность, существующая вне нашего сознания и данная нам в наших ощущениях…..”. И вы знаете, я почти полностью согласен с этим определением, если бы мне еще объяснили Кем и когда данная??? Давайте добавим в конце этого определения одно слово - Богом. И получим: “Материя – это объективная реальность, существующая вне нашего сознания и данная нам в наших ощущениях Богом”. Тогда все становится на свои места.

Мир устроен разумно, а не случайно. Не видеть этого, можно только закрыв глаза, уши и отключив разум. Целесообразность, системность построения материи видел даже Карл Маркс, который объяснял это свойством материи само развиваться. Откуда у материи это свойство, и чем (или кем) оно определяется Маркс, к сожалению, не указал. Но мы не можем отмахнуться от очевидного и не задаться, например, вопросом – почему все известные химические элементы так четко и жестко систематизированы по строкам и столбцам в известной таблице Менделеева. Сама по себе система никогда не возникает. Заканчивая мысль о системности существования материи, напомню только, что даже согласно теории материализма материя всегда, даже при отсутствии жизни на Земле, существовала по законам естественных наук: физики, математики, химии. При этом напомню очевидную мысль: есть законы – должен быть законодатель. Само по себе без разумного, внешнего воздействия в систему ничего не выстраивается. Но если это так, то тогда, наверное, надо искать смысл жизни в замысле Творца. Т.е. пытаться понять для чего, для каких целей каждый из нас, в том числе и спросить свое я, призван Богом в мир? Что Бог ждет от меня? Что я должен совершить в своей жизни?

Вот это и есть подлинный смысл жизни. Попытаться понять волю Творца, волю Божию в отношении себя и употребить все свои духовные и физические силы, чтобы следовать этой Божественной воле. Чтобы привести уже в этой жизни свою совершенно свободную волю в соответствии с волей Божественной. Но это возможно только при стяжании благодати Божией. Только при умножении в себе дыхания Божия, в сохранении нравственной и духовной чистоты.

То, что человек не только материален, в течение тысяч лет считалось аксиомой. Вспомним фундаментальный принцип древних людей: “Подобное познается подобным, подобное переходит в подобное” - совершенно понятно, поэтому для них было, что человек не может состоять только из материи. Раз чувства не материальны, то и орган, который отвечает за чувства, не материален. Другой вопрос, что об этом органе, душе, не было единого мнения. И Платон, и Сократ, и Аристотель по-разному оценивают свойства и природу души, но то, что она в человеке есть у них сомнения не вызывает. Очень интересно по этому вопросу учение Плотина. В том же, что современная наука не рассматривает душу, как живой организм, и состоит, на мой взгляд, наше самое большое заблуждение. И, как следствие, нечеткость понятия о жизни и смерти.

Без признания духовной составляющей в человеке никак не объяснить феномен интуиции, предсказания, пророческие сновидения и.т.д.

В рамках данного доклада я, к сожалению, не могу рассматривать антропологию человека до грехопадения, и после грехопадения. Но лишь еще раз замечу, что смерть возникает в результате добровольного отречения человека от Бога, в разрыве духовной связи человека с Богом. И поэтому в том духовно изуродованном состоянии, в котором оказывается человек после грехопадения, когда тело, материя господствует над духом оставаться бессмертным не возможно. Посмотрим на современную жизнь, когда, как мы видим, плоть торжествует над духом. Это торжество плоти и приводит нас к смерти самой плоти. Не окружающая среда губит человека, а человек уродуя Божественный мир, создает невыносимую для жизни среду обитания. Ибо, как бы мы о своем теле не заботились, и какие бы мы новые препараты и эликсиры молодости не изобретали нам все равно всем туда, где этой плоти нет.

И прежде чем мы перейдем к самому главному вопросу в жизни человека, к вопросу о смерти подведем промежуточный итог.
С точки зрения Церкви первична не материя, а сознание. Вселенная это не только видимый, материальный мир, но и мир духовный, невидимый. Человек существо не только материальное, но и духовное. Духовная составляющая в человеке не может превратиться в материю – подобное переходит в подобное.

Итак, тело умирает, но какая-то часть человека продолжает существовать, сохранив способность видеть, слышать, чувствовать, думать. Как все это происходит, какие процессы происходят в организме? Как происходит разделение души с телом? (У св. отцов есть термин происходит раздирание души с телом. Т.к. они утверждают, что это достаточно продолжительный процесс.)

Современная наука о смерти очень молодая, но быстро прогрессирующая отрасль медицины. Насколько я знаю, сейчас предполагают два состояния смерти - смерть клиническую и смерть органическую, когда начинается структурное изменение тканей. Оживление возможно только в том случае, когда оно начато раньше, чем появилось необратимое разрушение ткани организма. Т.е. когда ткани хоть и мертвые, но сохраняют свою нормальную структуру. Здесь мне невольно вспоминаются русские народные сказки, в которых для оживления человека в начале его опрыскивали мертвой водой, которая приводила в порядок структуру тканей, а потом уже оживотворяли живой водой. Интересно, как тонко в сказке чувствовалось эта двойственность смерти.

Еще совсем не так давно через остановку сердца констатировали смерть. Сегодня мы сердце пересаживаем, заменяем. Появились сердечно-легочные аппараты, вспрыскивание адреналина в сердце, переливание крови. Т.е. оказывается можно принудительно заставить циркулировать кровь и снабжать мозг кислородом, заставить биться сердце. Недавно умершего человека удается оживить. И это тот момент, когда душа покинувшая тело возвращается обратно. Я думаю, что все знакомы с книгами Моуди и другими подобными случаями, которые теперь во множестве опубликованы. Не удержусь и снова вернусь к своим любимым русским сказкам. Как правило, смерть там описана словами “испустил дух” что это, как не исход души из тела.

На сегодняшний день собрано описание более 25.000 случаев возвращение к жизни из состояния клинической смерти. Нет надобности описывать их в данном докладе, но все они говорят лишь об одном: жизнь после смерти продолжается. Христианство дает на этот вопрос совершенно определенный ответ – душа человека бессмертна, дыхание Божие не превращается в мертвую материю.

Если обобщить рассказы людей вернувшихся из состояния клинической смерти к жизни, то можно отметить, что никто из них не говорит о боли, о страданиях. Многие не знали, не понимали, что их считают умершими. Просто ощущали себя в некой новой обстановке. Личность продолжала жить и смерти не ощущала, да и не могло быть того, чего быть не могло никогда! Личность при данном переходе не меняется, индивидуальность сохранялась, потому что жизнь у нас одна, но просто имеет две формы существования.

В мире есть два источника познания наука и религия. И эти два направления не противоречат друг другу. Давайте посмотрим, как наука объясняет слово смерть: 1. Оксфордский академический словарь – смерть – это конец жизни.
2. Британская энциклопедия 1986 г. – полное прекращение жизненных процессов
3. Медицинские руководства – отсутствие признаков жизни и отсутствие мозговой активности, подтвержденное электроэнцефалограммой.
4. ?-й всемирный медицинский конгресс 1968 год - необратимая потеря функций всего организма.
5. И еще встречается – смерть есть окончательное прекращение жизненных функций у животного или растения.
6. Необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежная конечная стадия индивидуального существования любой биологической особи. Большая медицинская энциклопедия. 1979 г.
Знаете, что меня больше всего обрадовало при подготовке этого доклада? Это то, что медицина никак не может найти точную формулировку смерти. Т.е. это говорит о том, что смерть, действительно, очень глубокое и нетривиальное понятие, которое не так-то просто загнать в рамки некоторой словесной формулы. Потому что выясняется, что, как только, мы формулируем это понятие, тут же находятся факты, опровергающие данную формулировку или показывающие ее неточность.

Христианство понимает смерть, как разделение души и тела и откровение духовного мира. Как быстро душа покидает тело, живет ли тело какое-то время после того, как душа покинула его? Вот эти вопросы предстоит решить науке, которая занимается вопросами смерти.

Теперь коротко о подготовке к смерти. Святые отцы говорили, что для спасения души надо, прежде всего, иметь “память смертную”. Другими словами мы должны помнить о смерти сразу, как только наше сознание начнет ее воспринимать. В Церкви есть две службы, на которых поминают усопших это отпевание усопших и панихида. И все внимание в этих службах сосредоточено на душе. Если вы когда-нибудь присутствовали на этих службах, то могли обратить внимание на одну стихиру, в которой говорится о том, как один из пророков увидел поле, покрытое человеческими костями. И, как он говорит, не знал где войн, где князь, где нищий, где богатый, где умный, где убогий. Смерть телесная, действительно, уравнивает всех……. Но, если мы понимаем, что смерть – это разлучение души с телом, то самая главная задача в жизни, которая стоит перед нами – это освящение, обоживание своей души. Подготовка души к продолжению жизни в ином, духовном мире. Для этого надо понять духовные законы, по которым живет душа. Я думаю, что ни у кого не вызывает сомнение то, что тело подчиняется законам, скажем, физиологии. И нарушение этих законов ведет к ослаблению или смерти тела. То, что эти законы сложны, говорит хотя бы то, что для их познания приходится многие годы просидеть за учебниками. Но то, что сегодня во всех светских ВУЗах не изучаются духовные законы, законы по которым живет душа, ведет лишь к тому, что мы лишь частично лечим человека. Церковь всегда указывала, что любое лечение начинается с духовной подготовки. Говоря светским языком с некой духовной профилактики. И лишь подготовленного в духовном плане человека можно начинать лечить телесно. Это очень важный момент. Душа с телом столь крепко переплетены и так влияют друг на друга, что не возможно лечить одно отдельно от другого. Когда же человек стоит на пороге смерти, то самое главное в его лечении надо передоверять священнику. Т.к. подготовить душу к переходу в мир иной это самая главная задача, стоящая, в том числе, и пред врачом. Но для этого надо попробовать четко для себя определить, что смерть – это разлучение души с телом для продолжении жизни вне тела, в ином духовном мире.

И тогда можно говорить о смерти в подлинном, сущностном смысле этого слова. Даже после разделения души с телом, когда мы говорим о продолжении духовной жизни, нужно говорить и о возможной духовной смерти. Т.е. когда и после телесной смерти душа не может приблизиться к Богу. Как уже указывалось, вне Бога жизни нет, но если мы за время земной жизни так изуродовали свою душу, что она не может приблизиться к источнику жизни, то надо говорить об окончательной смерти – смерти духовной. Если дыхание Божие данное нам от рождения, мы не сможем очистить от проказы первородного греха, не сделаем даже такой попытки, то мы чужие для Бога. И в этом случае мы говорим о бессмысленности жизни вообще. Плотские цели и задачи, которые ставил перед собой человек, заканчиваются с наступлением смерти физической, а если иной жизни, иных целей душа в этой жизни не знала, значит, в вечность духовную она приходит не подготовленная, смертельно больная. Это и есть смерть подлинная – существование в вечности без смысла, без целей, без задач, без знания Бога. И это подлинная смерть в вечности, от которой нам надо спасать себя самих и окружающий мир. Вспомним Серафима Саровского: “Стяжи Дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся”.

Итак, жизнь – это совместное существование души и тела в соответствии с волей Божией посредством стяжания Святаго Духа, благодати Божией через принятие церковных Таинств.

Смерть – это разлучение души и тела и переход души в иной духовный мир и откровения этого мира.

Спаси Господи за внимание.

Протоиерей Евгений Соколов
Северный государственный медицинский университет, международный семинар, Архангельск, май 2004 года.

Возврат к списку

Статьи

Элемент не найден!

Возврат к списку

Видеозаписи

Проповеди

Элемент не найден!

Возврат к списку

СМИ о батюшке

Элемент не найден!

Возврат к списку

Фотографии