Настоятель храма: протоиерей Евгений Соколов

Настоятель домового храма в честь cвятого праведного Иоанна Кронштадтского при САФУ им М.В. Ломоносова

info@hram29.ru

Дата рождения: 28.01.1951

Дата диаконской хиротонии: 23.05.1996

Дата иерейской хиротонии: 31.05.1998


  • Автобиография
  • Выступления
  • Статьи
  • Видеозаписи
  • Проповеди
  • СМИ о батюшке
  • Фотографии

Отец Евгений о себе

Я родился в 1951 году в поселке Волошка Коношского района Архангельской области. В семье нашей, по линии отца, шесть поколений священников. Мой дед, протоиерей Петр Соколов, был дважды судим за антисоветскую деятельность. В 1925 году сослан на пять лет в Сибирскую ссылку, а в 1937 году вторично приговорен к 10 годам лишения свободы без права переписки. Причина обвинения: продолжал за богослужением поминать убиенных Николая, Александру, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексея (Семью Царственных Страстотерпцев). В 1938 году отец Пётр был расстрелян. Родные узнали об обстоятельствах его гибели только спустя 70 лет. Место последнего служения деда – Сретенский храм в деревне Мечетка близ города Боброва Воронежской области.

Мой отец, Митрофан Петрович Соколов, был третьим, самым младшим ребенком в семье деда. Бабушка, Варвара Алексеевна Соколова, перед родами пешком совершила паломничество к мощам святителя Митрофана Воронежского, поскольку до моего отца два младенца родились болезненными и сразу умерли. Она дала обет, если родиться мальчик, назвать его Митрофаном в честь Воронежского Святителя.
После ареста деда моего отца арестовали и осудили на 10 лет по статье 58.10. Главным пунктом обвинения было следующее: «Устраиваясь в бригаду плотников, скрыл свое социальное происхождение, что он является сыном контрреволюционно настроенного священника».После тюремного заключения отец был полностью реабилитирован. Но он остался на Севере, в Коношком районе, где отбывал срок. Здесь он встретил мою маму – Таисию Ивановну Соколову, в девичестве Васильеву.

Моя мама была вторым ребенком в многодетной семье Васильевых и проживали они в деревне Веретье Маловишерского района Новгородской области. Всего в семье было одиннадцать детей. По оргнабору мама была призвана на строительство номерного завода в поселок Волошка Архангельской области.

Все мое детство прошло под присмотром бабушки, которая прожила долгую жизнь до 80-ти лет, и старшей сестры моего отца Александры Петровны Бакулиной. Родители много работали, держали большое домашнее хозяйство, и большую часть времени со мной и моими братьями занимались эти две женщины. Тетя Шура (так мы звали сестру отца) посвятила нам всю свою жизнь. Ее семья вся погибла во время войны, и целью своей жизни она поставила: сохранить веру в роду Соколовых. Умерла она в 1997 году в возрасте 90 лет. Именно она, когда мне было три года, раскрыла перед нами Евангелие в картинках и многие вечера рассказывала нам о пришествии в мир Бога для спасения людей. Почти каждый год тетя Шура, уезжая на могилу своего сына, который похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт- Петербурге, брала нас с собой с одной только целью – причастить Святых Христовых Таинств. Подолгу предварительно разговаривала с духовником, объясняя, что для нас это единственная возможность причаститься один раз в году. Ибо на территории Коношского района не было ни одной действующей церкви.

В 1968 году я окончил школу и поступил в Рязанский радиотехнический институт, где уже учились мои старшие братья. По окончании института два года служил в армии лейтенантом. В это время женился. Жена, Наталия Ивановна Соколова, в девичестве Кондратьева, весь мой армейский путь прошла вместе со мной. После демобилизации приехал в город Новодвинск, куда в 1969 году переехали мои родители и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года.

В 1996 году рукоположен в дьяконы, а в 1998 году - в иереи. 
В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. В этом поселке когда-то отбывал срок мой отец, и сейчас там зона особого режима. И именно эта зона была главным в моем служении. Три года еженедельного общения с несчастными «сидельцами» многое дали и многому научили.

Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.

В моей семье трое детей и восемь внуков. Старший сын Владислав окончил аспирантуру по специальности «прикладная математика» в Петрозаводском государственном университете. Средняя дочь Ольга после окончания Поморского госуниверситета работает в отделе кадров АЦБК. Младшая дочь Мария – преподаватель Архангельского медицинского колледжа.

Вот и все. С Божьим благословением, о. Евгений

Выступления



Власть и духовность

Восточная философия считает, что для того, чтобы доставить человеку неприятность надо пожелать ему жить во время перемен. Жить в тот период, когда общество мучительно преодолевает духовный, политический или экономический кризисы. Но это в восточной философии, в христианстве все иначе. Именно в такие переходные периоды, когда жизнь полна скорбей и испытаний в древности люди говорили: “Нас посетил Бог”. Этим они признавали, что понимают и принимают наказание Божие за свое нечестивое, непотребное бытие и будут пытаться исправить свою жизнь. Именно в эти периоды жизни огромная ответственность ложиться на плечи духовных, интеллектуальных, административных лидеров. Потому что именно им приходится искать выход из жизненного тупика, наименее безболезненные и правильные пути к разрешению возникших кризисных проблем. Если мы обратимся к истории нашей страны, то увидим, что таких периодов в ней было предостаточно. Они, как правило, характеризовались емкой фразой – смута на Руси. Вспомним наиболее сложные из них.

Поиск и выбор веры святым равноапостольным князем Владимиром. Видит святой князь Владимир всю пагубность языческой веры, которая ведет к духовной разобщенности нации. (О степени одичания наших предков можно судить потому, что они вынуждены обратиться в варяжскую землю с необычным посольством: “Земля наша богата, порядка в ней нет. Придите, владейте нами!”) Как долго идет этот поиск, как много размышляет, сравнивает, мучается сомнениями равноапостольный князь. Но когда все же этот мучительный выбор сделан, как быстро христианская вера объединяет наш народ, как быстро становимся мы крепкой нацией с едиными духовными и нравственными идеалами.

Смутное время монголо-татарского ига. Как удается сплотить, объединить людей в те страшные для святой Руси годы? Какие призывы, какие слова могли заставить русских князей отбросить эгоизм, тщеславие, алчность, гордыню и встать единой стеною на защиту страны? Эти слова находит преподобный Сергей Радонежский: “Защитите православную веру!” Во всех уголках святой Руси услышан этот призыв. И 8 сентября 1380 года мы выходим победителями в страшной сече на Куликовом поле.

Смутное время правления Лжедмитрия, поляки в Кремле. Кто призывает создавать ополчение, изгонять иноверцев со святой Руси? Патриарх Гермоген. Престарелый, немощный, заточенный поляками в тюрьму, он находит силы написать и передать воззвание на волю с призывом к борьбе против иноземцев. И русский народ откликнулся на это воззвание.

Из этих примеров очень хорошо видно, какую огромную роль играют духовные и нравственные идеалы в жизни страны во время перемен, во времена смуты.

Вообще, если посмотреть более внимательно на историю России, то замечаешь, что центр административной власти всегда совпадал в нашей стране с центром духовности. Киевская Русь. Почему Киев столица государства? Потому что в Киеве находится митрополичья кафедра нашей Церкви. Когда Киев разгромлен татарами, то в начале митрополит переезжает во Владимир, а затем митрополит Петр переносит свою кафедру в Москву. И Москва становится столицей святой Руси. (А в другом городе столица просто не возможна). Когда Петр I пытается перенести столицу в Санкт-Петербург, то неохотно едет московская знать в новый город. Почему? А в нем святости нет. И Петр I понимая это, срочно заставляет строить храмы и церкви в новой столице. Мало этого. В Санкт-Петербург переносятся мощи святого праведного Александра Невского, строится лавра, где будут храниться эти мощи. Только тогда московское дворянство трогается с места. Но подлинной столицей становится Санкт-Петербург, когда рядом с ним, в соседнем Кронштадте начинает служить великий наш с вами земляк, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Это время, когда в столицу едут не за правдой, не за справедливостью, что обычно для столичных городов. Нет, в столицу едут за святостью. И, понятно, что любая власть, которая добровольно лишает себя святости, отделяет себя от святости, становится неспособной в своей работе святость проявлять.

Сегодня стал очень модным тезис: “Главное, чтобы Бог был в душе”. Вы знаете, сколько не бьюсь, не могу добиться расшифровки этого тезиса у тех, кто его исповедует. Что значит Бог в душе? К чему это обязывает человека? И как узнать какой Бог у него в душе? Каким критериям он отвечает. Самое, пожалуй, страшное, что эти люди совершенно не имеют никакого представления об основах хоть какого-либо вероисповедания. За этой фразой кроме самости, гордыни и духовной лености, как правило, у них ничего не стоит. Мерилом нравственности своих поступков у этих людей, обычно, бывает их личное понимание порядочности. Сами себе устанавливают они нравственные критерии, сами себя они и судят. Но праведен ли такой суд? Хочу напомнить этим людям святоотеческую формулировку о том, что самым главным врагом человека является он сам. С собой, как правило, легко договориться. Убедить себя, что кругом, в мире, творятся страшные безобразия, а на фоне этих безобразий ты очень даже неплохой человек, очень просто. К сожалению, это обычная норма в современном мире для человека облеченного властью. Есть множество нужных и важных дел, поэтому формирование подлинных нравственных критериев или, по крайней мере, их изучение считается делом второстепенным. Сегодня, среди требований, которые предъявляются к руководителю различными тестовыми программами можно встретить самые разнообразные черты, но нигде такая черта, как порядочность ни фигурирует. Это вообще, можно сказать, забытое слово в современном деловом мире. Среди лекций, которые читаются современным менеджерам (употреблю это модное слово) есть лекции по психологии, этики, эстетики, по правилам хорошего тона, культуре речи, но по нравственности, морали, духовности… таких просто не бывает. Я приведу пример. На прошлых Иоанновских чтениях, которые проходили еще при прошлой областной администрации, после открытия и вступительных речей руководство области демонстративно покинуло президиум. Простите за иронию, но так и вспоминается прекрасная повесть Гайдара, где читаем: “В коробке у Гека лежала бумажка из-под конфетки, перышко и другие, нужные и важные вещи”. Нет, я понимаю, что дела действительно могли появиться. Но ведь о начале работы Иоанновсих чтений было известно заранее и, как мне кажется, хотя бы из уважения к присутствующей многочисленной аудитории, в том числе и к священству, что-то из дел можно было бы отложить. По крайней мере, до первого большого перерыва. Самое интересное, что после перерыва в президиуме не осталось ни одного высокопоставленного чиновника. Может святость нашего великого земляка Иоанна Кронштадткого считается в определенных кругах не слишком высокой? Всегда считавшиеся аксиомой на Руси слова – где святость, там и власть – в данном случае ушли в далекое прошлое.

К чему же это может привести и уже приводит. Власть без святости. В декабре прошлого года прошли выборы в Государственную Думу. Все ветви власти в той или иной форме принимали в них активное участие. С чем шли к нам депутаты, какие призывы, лозунги обращены были к российскому избирателю, к нам с вами?

Чтобы все правильно оценить, давайте откроем Евангелие и прочитаем там отрывок о том, как после сорокадневного поста накануне своего выхода на проповедь к Иисусу Христу приступает дьявол с искушениями. “И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих”. (Мф 4: 3-4)

В чем смысл данного искушения? Дьявол иносказательно говорит Спасителю: “Ты хочешь дать людям новое учение. Ты хочешь, чтобы люди выслушали Тебя, поверили Тебе и пошли за Тобой. Для этого не нужно странствовать, проповедовать, не нужно страдать, восходить на Крест. Накорми людей! Преврати камни в хлеб, докажи им, что ты не простой человек, что Ты Сын Божий. И люди, увидев чудо и насытившись, пойдут за Тобой, изберут Тебя своим руководителем. Все проблемы можно решить гораздо проще, нежели Ты собираешься это делать” Этот путь отвергнут Спасителем. Он говорит о том, что без обретения нравственности, духовности человека не накормить. Безнравственный человек не знает, не чувствует границ в своих потребностях.

В моей практике был случай, когда провинциальный священник со своим небольшим приходом решили кормить обедом десять наиболее неблагополучных семей в своем приходе. Многие из этих семей были падшие, спившиеся люди и больше всего было жаль их детей. Конечно, силы прихода были очень скромные, и обеды оказались небогатыми: Картофельный, грибной или рыбный суп на первое, макароны или картошка на второе и ягодный кисель или чай на третье, три куска хлеба. Как благодарны были по началу эти люди… Но вот месяц спустя часть из них подошла к священнику и спросила: “Батюшка, а почему такая однообразная пища? Неужели нельзя что-то другое купить, консервы мясные, например…” Нет, никогда не возможно накормить человека без нравственного стержня. Он всегда смотрит на окружающих и спрашивает: “Почему у них есть, а у меня нет?” И то, что другой человек, может быть, более трудолюбив, более одарен, менее порочен, безнравственного человека мало волнует. Я тоже хочу и все! Поэтому совершенно понятно, и это всегда понимали наши с вами предки, что никогда бездуховную личность, бездуховное общество не насытить. Две тысячи лет назад нам сказано об этом достаточно ясно. Но давайте посмотрим, что сегодня нам тогда в декабре обещали кандидаты от всех партий, подчеркиваю от всех без исключения.

ОНИ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ОБЕЩАЛИ НАС НАКОРМИТЬ!!!

За кого же они все-таки нас принимают? Кто мы для них? Неужели, сделав историческую спираль, все вернулось к лозунгу древнего Рима: ”Хлеба и зрелищ!” Похоже, что так. Ибо наши избранники (а это должна быть лучшая часть общества) иных лозунгов не находят. Правда, их обещания накормить спрятаны под самыми красивыми обертками и бархатными покровами. Да и намерения у наших избранников всегда самые благие. Но при этом, хорошо бы вспомнить, куда часто приводят эти самые благие намерения. А может, все-таки нужно обратиться к нашим великим предкам. Сергию Радонежскому, например, и вспомнить его призыв к людям русским? Но нет, “хлеба и зрелищ” это куда проще, понятней, да и надежней, наконец. Сытый и без духовный человек гораздо более управляемый. Чтобы не быть голословным в отношении “хлеба и зрелищ” приведу еще один пример.

В позапрошлый год, по-моему, наша страна выиграла кубок Дэвиса, мы стали лучшей командой в мире по теннису. Сколько радости, эйфории, восторга целую неделю лилось по всем СМИ. Хотелось тогда спросить ну а дальше то что? И в то же время интересно, сколько миллионов рублей было выброшено для достижения сомнительной цели: быть лучшими в мире в умении сильно и точно бить ракеткой по мячу? Хотя, конечно, кубок Дэвиса это, вроде бы, не наше дело, это Москва, центр. Хорошо. Чемпионат мира по хоккею с мячом в Архангельске. “Ни копейки денег из бюджета на проведение чемпионата мира не потрачено” - заявляла тогда власть. Охотно верю, потому что сам убедился – это чистая правда. Но, правда и то, что деньги были потрачены немалые. Из каких источников? В храме, где я служу, написан новый иконостас. Работа эта очень трудоемкая и дорогостоящая. И когда я приходил во многие солидные фирмы и просил помочь, то руководители фирм разводили руками и говорили одну и ту же фразу: “Все спонсорские деньги отданы на проведение чемпионата мира”. Интересно, что итоговый результат чемпионата мне случайно пришлось наблюдать лично. Так получилось, что в момент окончания финального матча, я оказался недалеко от стадиона. Какая дико ругающаяся, нетрезвая, гневливая толпа шла мне навстречу! Какие яростные страсти кипели на лицах! Не знаю, был ли это результат выигрыша или проигрыша, ибо, сейчас любой результат сопровождается, как правило, руганью и непотребством.
Сразу оговорюсь, я никак не хочу быть зачисленным в противники спорта. Вовсе нет. Забота о телесном здравии – есть обязанность любого православного христианина. Не должно из-за нерадения о своем здоровье перекладывать на ближних заботу о себе. Но, во-первых, профессиональный спорт это всегда работа на износ. А во-вторых, цена этого зрелища для нашего небогатого региона, на мой взгляд, оказалась непомерно высокой. И в данном случае хлеб заменяется зрелищем, которое сложно однозначно оценить, по крайней мере, если судить по плодам, как нам рекомендовано в Евангелие.

Духовность народа, власти, конкретного человека - всегда определялась умением любить ближнего, умением и желанием жертвовать собой ради ближнего. Это, безусловно, требует таких забытых ныне в русском языке слов, как терпения, смирения, кротости, умения брать на себя решение самых сложных на данный период задач. Другими словами, повторюсь, именно умения жертвовать собой. “Любая власть от Бога” надо хорошо помнить эти евангельские слова, которые говорит апостол Павел. И, порой, нам дается власть для нашего вразумления. (VII век, император Маврикий)

Впрочем, довольно. Последнее. В древние времена люди решили возвысить себя до Бога, построив огромную до небес Вавилонскую башню. Это первое проявление практического атеизма: создавать нечто, вопреки воле Бога. Итог этого строительства мы знаем. Но сколько раз в истории мы видели, как вновь и вновь новоявленные строители берутся под благовидными предлогами и благими намерениями пытаются возводить все новые и новые башни. А разве в 1917 году люди, взявшие власть, не обещали нам построить рай… без Бога, не строили очередную Вавилонскую башню? Неужели мы опять ничего не поняли и нечему не научились? Какой еще эксперимент нам нужен? Какие слова нас убедят, что “без Бога не до порога”.

Духовность и власть. Так хочется, чтобы эти два слова читались, как единое целое и никогда больше не разделялись. Мы терпеливый народ. Нас наши предки научили и терпению, и смирению. Нам важна не судьба, нам важно преображение – стремление к добру, к справедливости. Нам важно умение преодолевать те соблазны и искушения, которые, как нас предупреждает Евангелие, придут и уже пришли в мир и которые всегда окружают любую власть. Но без веры, без обретения духовности, как показала история, это преодоление не возможно.

Во время любого богослужения в Церквях звучит молитва о “властех и воинстве”, так хочется, чтобы она была услышана…

Протоиерей Евгений Соколов


Возврат к списку

Статьи

Элемент не найден!

Возврат к списку

Видеозаписи

Проповеди

Элемент не найден!

Возврат к списку

СМИ о батюшке

Элемент не найден!

Возврат к списку

Фотографии