Интернет или книга?

Интернет или книга? 5 Ноября 2021

Давно уже собиралась написать на эту тему, но вот прям собраться и сесть заставила статья Александра Бабицкого об отцах и детях. Задела, что называется, за живое - поэтому попробую рассказать, как уже десять лет занимаюсь воспитанием и нахождением общего языка с детьми (а у меня их трое) внутри этой самой цифровой эпохи.

Я принадлежу к поколению так называемых «детей перестройки». И моё собственное сознательное детство пришлось на те самые лихие девяностые, когда рушилось всё вокруг, но образование во многом по инерции оставались «советскими». В моей семье всегда много читали. Моя бабушка - всё свободное после уроков время проводила в библиотеке сибирского городка Искитима, после школы поступила в Новосибирский медицинский институт, а на втором курсе за отличную учёбу перевелась в Москву по личному разрешению тогдашнего министра образования.

И в нашем с братом детстве на фоне общественных неурядиц и безденежья мы не чувствовали себя обделенными - при всех задержках зарплаты отцу родители следили за книжными новинками, умудрялись подписываться на целые серии изданий, отказывая, как я теперь понимаю, себе во многом, по праздникам и без них радовали нас с братом красочными энциклопедиями и качественной художественной литературой, за которыми папа не ленился мотаться на другой конец Москвы. В моей жизни присутствовали в определенной степени и телевизор, и видео, основным моим видом отдыха всегда было чтение.

Интернет в конце девяностых ещё только начинал шагать по стране. Мама долго держала оборону и отрицала целесообразность, но когда всё же сдалась и разрешила приобщиться ко всемирной паутине, никакой существенной роли в моем школьном, да и университетском образовании Интернет не сыграл, потому что всю информацию я по-прежнему получала из книг. И это уважение к книге как источнику знаний я сохранила на всю жизнь. И электронное чтение - для меня не чтение в полной мере: мне важно почувствовать книгу на ощупь, ощутить этот неповторимый запах.

Возможно, благодаря этой культурной прививке меня как-то обошли стороной многие прелести «разгула демократии» Я была в курсе, что всё это есть, но это никак не затрагивало мою систему ценностей.

Став мамой сразу после окончания университета, образовательный пыл направила уже на собственных детей - мне очень хотелось, чтобы мы жили в одном культурном поле. И первые годы очень придирчиво фильтровала любую информацию, которую они получали. С ностальгической радостью я делилась с ними своими любимыми детскими книгами и с огромным интересом открывала для себя и новых, и советских авторов, чьи произведения в своём детстве не удалось охватить.

Но ничто на земле не может быть неизменным долгое время. В какой-то момент я поняла, что выстроенный мною изолированный мирок уже дал свои положительные плоды и теперь превращается уже в какую-то неживую, искусственную конструкцию, за которой не видны реальные интересы и потребности растущих детей. На какой-то момент я даже опустила руки и поплыла по течению: мне стало казаться, что теперь запретный прежде «большой мир» захватит их своими щупальцами массовой культуры - она же настолько проста, что приобщение к ней не требует никаких усилий.

Но к счастью, этот период замешательства, возможно, связанный просто с усталостью, оказался коротким, и я вернулась к прежнему активному настрою, слегка изменив подход. Я сохраняю чтение вслух на ночь. Просто подбирая книги, стараюсь ориентироваться на близкие им темы и беспокоящие вопросы, хотя при этом стараюсь увлечь и вневременными «маст-ридами» для этого возраста и как обычно делаю специальные подборки к особым дням: 9 мая, Рождеству, Пасхе и др.

Да, электронный способ получения информации значительно упрощает жизнь. Но детям показываю в первую очередь всё же традиционный способ - подвожу к шкафу и даю с полки необходимую книгу. Прочитав книгу, ты обретаешь некую законченность, итог. Интернет же изматывает своей бесконечностью, поэтому строго у нас дозирован. Понятно, что это усилие над собой непросто сделать и взрослому, и наша задача с детьми - постараться привить навыки самоорганизации и самоограничения, которые полезны и во многих других сферах жизни.   

Не скажу, что и сейчас всё идеально. Но пока (и, надеюсь, и дальше) мы всё же говорим на одном языке. Мне кажется, что единственный путь этого добиться - этого хотеть. А уж способ, как и точки соприкосновения, всегда найдутся даже в современной «цифровой» цивилизации.

Но, наверное, это и есть плата за те блага цивилизации, которыми мы располагаем, не в пример нашим предкам на протяжении тысяч лет. Человечество добилось, наверное, максимально необходимого для себя комфорта, так что теперь наши основные усилия, не отвлекаясь на вопросы элементарного выживания, ещё актуальные для родителей в двадцатом веке, вполне могут быть направлены именно на своих детей. И это не так сложно, как кажется поначалу, хотя бы потому, что нам ещё есть, на что опереться.  

Главное - родителям не прекращать читать самим, не уходить с головой в цифровое пространство (хотя и я порой в метро вместо заготовленной книги листаю ленту ВКонтакте - так ведь проще). И пусть ребенок чаще видит маму или папу с книгой, а не со смартфоном. Тогда книги не станут непонятным рудиментом для подрастающего поколения. А станут частью их жизни.

Ирина Пшеничникова

http://naslednick.online/rubric/my/my_13967.html