Православные гимназии – за и против

Православные гимназии –  за и против 16 Сентября 2021

Иеромонах Александр (Митрофанов)

– Отец Александр, существует ли проблема социальной дезадаптации детей, обучающихся в православных гимназиях?

– Я не настолько близко знаком с гимназиями, у меня нет перед глазами выборки детей, но мне кажется, что среда все равно там адаптивная, просто ребенок адаптируется в религиозной среде, а в школе ему пришлось бы адаптироваться в нерелигиозной среде, но все равно адаптация-то происходит. Социализация все равно происходит. И, опять-таки, от гимназии зависит, как гимназия подает материал, какая цель: если очень тепличная среда, – да, может быть, это и негативно. Но гимназия же может создать ту среду, где будет обучать детей и основам веры, и рассказывать о том, что им со временем придется войти в общество, где будут и многие неверующие. То есть от гимназии зависит, как там поставлен процесс, так что вообще сказать не получится, надо рассматривать личный опыт и оценивать отдельно.

– Не воспитывается ли таким образом в детях лицемерие? Ведь ребенок тотально зависим, дома – от воцерковленных родителей, в гимназии – от православных педагогов и батюшки, а зависимый человек какое угодно благочестие изобразит…

– Тут тоже все зависит от конкретной гимназии. Да, такая опасность, что будем воспитывать в детях лицемерие, тоже присутствует, поэтому надо тщательно подбирать педагогический состав. Такие последствия могут быть из-за недостатка опыта педагогов. Поэтому, опять-таки, каждая конкретная гимназия может отличаться.

– И какова концепция православной гимназии в вашем понимании?

– Ну, вот, как раз, наверно, в этих гимназиях и должны помочь ребенку, чтобы, выйдя из гимназии, он мог адаптироваться в светском обществе, не потеряв при этом веру. То есть воспитать из ребенка за этот период личность достаточно самостоятельную и умеющую адаптироваться.

Архимандрит Савва (Мажуко)

Если православная гимназия строится с целью уберечь и защитить, такой проект обречен на провал. Христианин должен не защищаться, а нападать. Звучит вызывающе, но такова жизнь. Православная педагогика, как и в целом наука о духовной жизни, строится на евангельских словах, которые я бы взял как девиз православного образования:

«Не молю, чтобы Ты взял их от мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17, 15).

Не надо прятать детей от мира, надо учить их этому злу противостоять. Родитель, духовник, педагог не всегда будут рядом, более того, как писал прп. Иоанн Лествичник в наставлении пастырям, задача духовника – стать ненужным, т.е. обучить молодого человека самому принимать решения и взаимодействовать с миром активно и бесстрашно. Не нужно воспринимать мир как зло. Мир, – что бы мы ни называли этим словом – космос или человеческое общество, – Божие творение, хоть и покалеченное грехом, но прекрасное в своем замысле, и за эту красоту следует бороться. Об этом и первая заповедь, первая просьба Бога к человеку: хранить и возделывать, беречь и улучшать мир Божий.

Православные гимназии – за и против / Православие.Ru (pravoslavie.ru)