Грех ли давать списать уроки?

Грех ли давать списать уроки? 16 Сентября 2021

Явно тут что-то не так, когда тебя просят: «Дай списать домашку». Вроде как «доброе дело» сделаешь, но не обернется ли оно злом? С другой стороны, откажешь — прослывешь «занудой», «жадиной», «вредным ботаном». Как лучше поступить? На эти и другие насущные вопросы учащихся отвечает журнал «Фома».

Вопрос читателя:

Здравствуйте, мне 16 лет учусь в школе. Грех ли давать списывать своим друзьям уроки? С одной стороны, я пытаюсь помочь им, т.к. они просят эту помощь, но, с другой стороны, я помогаю им в некоем обмане учителя насчёт их знаний. Помогите, пожалуйста. Заранее спасибо.

Отвечает иерей Виктор Никишов: 

Давая списывать домашнее задание, Вы оказываете помощь, которая может сослужить плохую службу в дальнейшем. Домашнее задание дается ученикам для того, чтоб они закрепили знания, полученные на уроке. Если ученик не будет закреплять знания дома, эти знания он может растерять и не справится с дальнейшей нагрузкой. Как результат — плохие оценки в дальнейшем. И да, это обман учителя. Но не давая списывать, Вы рискуете поссориться с друзьями и прослыть «заучкой» или «занудой». Возможно, стоит поискать золотую середину. Может быть, попробовать, давая списывать материал, объяснять по ходу списывающему то, что он списывает. Таким образом у Вашего друга придет понимание и запоминание материала и Вы заодно повторите материал. Если у преподавателя возникнет подозрение в том, что Ваш друг списывал, он может признаться, но пояснить, что материал повторен и можно перепроверить другим заданием.

Бог в помощь!

Вопрос читателя:

Здравствуйте. Я хотела с Вами посоветоваться, как со специалистом. Я очень ленивая во всём. С одной стороны, я понимаю, что это плохо, стараюсь не лениться, но всё равно время уходит, и я опять ленюсь. Из-за этого я страдаю, злюсь, не люблю себя. Но я учусь ради родителей и близких. Они меня любят и верят в меня. Я не могу их разочаровать. Я могу заставить себя это сделать, но тогда либо я делаю и плачу, либо через некоторое время я опять отвлекаюсь.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Основная задача — понять, для чего вы учитесь и вообще для чего делаете то или иное дело в жизни. Внешняя мотивация тут — это не самый хороший вариант. Вы живете свою жизнь, вы получаете новые знания, и тот человек, для которого вы делаете все это — читаете, пишете, готовите проекты и рефераты, не спите ночами за книгами и так далее — это не мама с папой, не учительница,

а вы сами. Прекратите делать что-либо по учебе только ради того, чтобы порадовать маму с папой и получить поощрение в виде пятерки, и посмотрите трезво, спокойно, честно на то, для чего учеба лично вам. И любое дело, которое вы будете планировать или начинать, оценивайте от себя — почему я это делаю и что мне это даст, что мною движет. Когда Вы поймете, зачем учеба лично Вам, будет проще.

Если хотите порадовать папу и маму — сделайте что-то для них, но учебу оценивайте именно с точки зрения себя. Я немного дам направление: те знания, которые вы получаете сейчас, расширяют ваш кругозор и в будущем позволят выбрать то дело, которое по-настоящему нравится, и заниматься им. Только так, узнавая одно, другое. третье, пробуя разное, вы сможете выбрать профессию — не для мамы и папы, а для себя. И учиться нужно не ради очередных «пятерок», а ради знаний и результатов. Например, по математике должно быть интересно и захватывающе научиться применять формулы и алгоритмы, решать задачи, а не получать очередную цифру в дневник и журнал. Многие сегодня очень сильно ориентированы на внешнее и гонятся за внешним — оценками, признанием. Но папа и мама любят вас уже просто потому, что вы их дети! И бабушки-дедушки любят за это, и те, с кем вы будете дружить, будут дружить с вами именно как с человеком. И когда вы будете подрастать и взрослеть, то, что с вами останется — это не набор цифр в журнале, а те знания, которые вы получили, и тот опыт, который вы получили.

Опыт — это не только научиться делать то, чему учат в школе и в вузе, это еще и умение правильно оценивать, что важно, а что нет, умение вовремя остановиться или, наоборот, не отвлечься от той задачи, над решением которой вы сейчас трудитесь, это умение понимать себя и отвечать за свои поступки. Вы сейчас живете как бы через родителей: мама и папа хвалят — значит, все хорошо. Не надо! Надо понимать, что вот это вот вы объективно выучили, потрудились, и это правильно, а вот тут вот огорчительно не то, что «тройку» поставили, а то, что не хватило усердия доделать все до конца, дочитать, доучить. Понимаете? Больше внимания к сути, к содержанию надо, и меньше внимания ко всякому внешнему. Тогда вы точно будете понимать, что и зачем делаете, и появится радость от реальных результатов трудов — знаний и опыта, а не от эфемерных оценок и похвалы.

А чисто практически, когда вы учитесь, нужно стремиться в каждой теме разобраться максимально подробно и полно, не просто сделать задание, а действительно понять суть темы и понять для себя, как встроить новую тему в общую мозаику того, что Вы уже знаете и что узнаете. Когда садитесь за учебу — отключайте телефон, соцсети и все, что вас отвлекает. Читайте только то, что поможет сделать задание и разобраться в материале. Сперва будет трудно, потому что, возможно, так качественно вы уже какое-то время не учились, но со временем появятся реальные плоды и придет вкус не к похвалам и оценкам, а к самим знаниям. Вы и на себя по-другому смотреть станете, потому что обретете определенную самостоятельность и внутри вас будет накапливаться не стремление к одобрению, а очень надежный капитал в виде полученных знаний и опыта.

Кроме всего выше сказанного, я бы посоветовал задуматься, нет ли у вас проблем со здоровьем. Хроническая усталость, рассеянное внимание — все это может быть следствие того или иного заболевания, нехватки витаминов. Вероятно, стоит сходить к врачу, чтобы исключить такую ситуацию.

Уверен, что все у Вас получится! Тот кризис, который Вы описали — временное явление. Начинается учебный год — и в него вы можете вступить с новыми стратегиями и новым отношением к учебе. Если сперва не все будет получаться — не расстраивайтесь, продолжайте идти верной дорогой, делайте то, что в Ваших силах, не забывайте заниматься спортом и отдыхать — и все, с Божией помощью, сумеете выстроите. Вы ведь обращаетесь к Богу в молитвах ежедневно, что очень правильно. Действуйте и будьте уверены, что есть все шансы для успеха.

Вопрос читателя:

Кому молиться о помощи в учебе? Какой канон почитать?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

О помощи в учебе можете попросить Самого Бога, традиционно еще учащиеся молятся преподобному Сергию Радонежскому, святой мученице Татиане, перед иконой Богородицы, называемой «О прибавлении ума». Можно обратиться к святителю Николаю о помощи в делах.

Только помните, что смысл молитвы — в просьбе о помощи и со-действии. То есть первым шагом должны быть Ваши личные действия, усилия, чтобы освоить учебную программу. Поэтому молитесь словами молитвы или кратко от себя — и садитесь за учебники и рабочие тетради, внимательно разбирайтесь с каждой темой, не сдавайтесь и добивайтесь, чтобы Вам была понятна каждая мелочь в пройденном материале, а каждое правило Вы бы могли легко, спокойно и с успехом применять на практике.

Если учеба сильно запущена, то поначалу будет сложно, но это ничего! День за днем, шаг за шагом Вы наверстаете упущенное и наступит момент, когда освоенного материала будет больше, чем пропущенного и упущенного. И Вы начнете видеть плоды своих усилий, радоваться им и пользоваться. В темах, с которыми не можете разобраться сами, попросите Вам помочь учителя, друзей и родителей. Только не делать за Вас, а помочь понять, как Вам сделать самой. В основе любого успеха — Ваше собственное действие и обращение к Богу за помощью. Только при сочетании этих двух факторов все получится. Успехов!

Храни Вас Бог!

Прот. Андрей Ефанов

Как быть, если лень мешает учебе? (foma.ru)