Апостолы Петр и Павел: единство непохожих

Апостолы Петр и Павел: единство непохожих 11 Июля 2018

12 июля — день святых первоверховных апостолов

Такие разные, они остались в истории величайшими подвижниками общего дела. Петр, простой рыбак — один из первых, кто последовал за Христом. И Павел, иудейский книжник и противник христианства, в итоге сделавший для его распространения больше, чем кто-либо другой. 12 июля Православная церковь великим праздником чтит память первоверховных апостолов Петра и Павла.

Возвращение в Рим

«Принять смерть ту же, какую принял Христос, я недостоин», — вот о чем, по преданию, думал апостол Петр в последние часы своей жизни.

В империи его приговорили к смерти через распятие. Приговорил Нерон, император, обвинивший христиан в большом пожаре Рима 64 года. Вот как об этом пишет историк Тацит: «Вот Нерон, чтобы побороть слухи [о том, что он сам может быть причастен к пожару], приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кого толпа называла христианами. Подавленное на время христианство стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее… но и в Риме. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте [Тацит был язычником]. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах или, обреченных на смерть в огне, поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения».

«Как могу я — трижды отрекшийся — уподобиться Ему в образе распятия? — думал Петр и вновь приходил к мысли — Недостоин!» Он встал, встречая римских воинов, пришедших вести его на казнь. «Под ноги Его желаю преклонить голову свою! — сказал он. — Когда все случится, переверните крест мой!»

Так Петр и принял смерть: вися вниз головой на перевернутом кресте.

Он был сыном рыбака — простым, неученым, далеким от книжной премудрости. Его вместе с братом Андреем первым призвал Христос. «Идите за мной, — сказал Он братьям, которые ловили рыбу. — И я сделаю вас ловцами человеков». Оставив сети, они пошли.

 Его Христос назвал камнем, на котором будет строиться церковь, и в его руки отдал ключи Царствия Небесного, сказав: «И что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Это он пошел по воде вслед за Христом по морю, но, сделав несколько шагов, усомнился и начал тонуть. Он признал Христа Господом, увидев, как по слову Его наполнились рыбой сети. И вскричал, объятый ужасом: «Выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный!» Наконец, это он, и это, видимо, мучило Петра все оставшиеся годы, трижды отрекся от Христа в ночь его ареста, спасая свою жизнь.

Проповедническая сила, появившаяся в этом простом человеке, творила чудеса. Уже после первой проповеди в день Пятидесятницы крещение приняли до трех тысяч человек — фактически этот день стал днем основания Церкви. Он обладал даром оживлять мертвых и излечивать больных. Под тень Петра, сообщают «Деяния Святых Апостолов», подкладывали немощных, потому что верили, что, даже осененные его тенью, они получат излечение и силу чресл.

Оказавшись с проповедью в Риме, схваченный и приговоренный к казни, Петр имел возможность бежать. Однако уходя ночью из города, он встретил Христа и вернулся — так сообщает предание.

Писатель Генрих Сенкевич в романе «Камо грядеши» так описывает этот момент: «…из уст его вырвался возглас: «Христос! Христос!»

И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался его прерываемый рыданьями голос:

— Куда идешь, Господи?

До ушей Петра донесся грустный, ласковый голос:

— Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие.

Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий, его ученик, испугался, что он в обмороке или умер, но вот наконец Петр встал… поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города.

Видя это, юноша повторил, как эхо:

— Куда идешь, Господи?

— В Рим, — тихо отвечал апостол».

Гражданин империи

Господь явился ему по пути в Дамаск, куда Павел шел для того, чтобы найти и плененными привести в Иерусалим христиан.

Иудей из знатной семьи, римский гражданин, он готовился стать раввином и ненавидел последователей Христа: впервые имя Павла упоминается в «Деяниях» в сцене убийства первомученика Стефана. Он, Павел (или Савл), еще несовершеннолетний, стоит и сторожит одежды тех, кто побивает камнями первомученика. Далее сказано: «Савл же одобрял убиение его».

И вот он, 30-летний, идет в Дамаск и вдруг слышит голос. «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна».

Этот явление изменило все. Павла, на три дня ослепшего от происшедшего, под руки привели в Дамаск. Когда слепота прошла, миру предстал уже другой Павел, и он начал с того, что пошел в синагоги, где прежде знали его как гонителя христиан, проповедовать о Христе.

С Дамасской проповеди началась его миссионерская карьера. Согласно «Деяниям», за свою жизнь Павел совершил три путешествия, проповедуя самым разным народам, за что был прозван «апостолом язычников». Его перу принадлежат четырнадцать посланий, часть из них писалась в римском заключении и уходила в мир через его учеников.

Как и для апостола Петра, Рим стал последним городом, который он видел в своей земной жизни. Он принял смерть почти одновременно с Петром: при Нероне его подвергли пыткам и затем обезглавили мечом: будучи римским гражданином, он избежал распятия, которое у римлян было казнью для инородцев.

Почему именно Павел, половину жизни проведший в гонениях на христиан, стал одним из первоверховных апостолов?  На этот вопрос отвечает проповедь святителя XX века Луки (Войно-Ясенецкого): потому что «простил Господь Иисус тяжкий грех гонения на Него и на христиан. Простил, потому что… знал, чем будет Павел, что Павел скажет: "Уже не я живу, но живет во мне Христос"».

То же касается и апостола Петра, говорит святитель Лука: «Господь Сердцеведец знал, каким безмерным покаянием, какими кровавыми слезами будет до конца жизни заглаживать св. Петр свое троекратное отречение. Знал, что внезапно будет он вскакивать с постели каждую ночь, когда пропоет петух, будет распростираться на земле, будет часами молить о прощении».

То же касается и всех нас: «Да будут же святые… апостолы Петр и Павел для нас всегдашними напоминателями о том, что Христос – Бог Сердцеведец и знает не только то, что в сердцах наших, но и то, что может быть и будет в них». 

Михаил Боков

http://rusplt.ru/society/apostolyi-petr-i-pavel-edinstvo-nepohojih-17870.html