Любовь и здравый смысл

Любовь и здравый смысл 9 Мая 2018

Книга врача-педиатра Бенджамена Спока «Ребенок и уход за ним» вышла более 70 лет назад, но до сих пор остается мировым бестселлером, причем у нее есть и горячие сторонники, и фанатичные противники. Как же все-таки следует сейчас, в XXI веке воспринимать и личность доктора Спока, и его книгу? Мы спросили об этом педагога Ирину Лукьянову и педиатра Татьяну Шипошину. 2 мая — 115 лет со дня рождения знаменитого доктора. 

Педагог Ирина Лукьянова

На книгах доктора Спока родители вырастили не одно поколение детей. Но в ХХI веке авторитет доктора подвергли сомнению: советы он давал неправильные, сам был плохим отцом и даже извинялся за свои рекомендации — так что воспитывать детей по Споку нельзя!

Он в самом деле был сложным человеком и отнюдь не идеальным отцом. Нападки на его книгу вызваны отчасти неприятием его политических взглядов, отчасти — тем, что отношение к Споку-политику и Споку-отцу публика перенесла на Спока-профессионала. Но Спок — не воспитатель. Он доктор. Доктор, который первым сказал родителям: «Доверяйте себе, вы знаете гораздо больше, чем вам кажется».

Это утешительные слова для неопытных пап и мам, которые с опаской берут на руки первого ребенка: непонятно, как его держать, чтобы у него не отвалилась голова, что делать, чтобы он не издавал таких чудовищных звуков. В девяностом году, когда у меня родился первый ребенок, книжка Бенджамена Спока «Ребенок и уход за ним» была у меня настольной — и очень выгодно отличалась от суровых советских брошюр, требовавших стерильности, дисциплины и режима. Спокойная, основанная на здравом смысле книга доктора Спока как будто разрешала родителям быть собой, расслабиться и слушать не категоричные рекомендации медиков, не знакомых, а себя и своего ребенка. Он прямо в первых строках об этом говорит: «Не бойтесь доверять собственному здравому смыслу. Воспитание ребенка не будет сложным, если вы сами не будете его усложнять. Доверяйте своей интуиции и следуйте советам детского врача. Главное, что нужно ребенку, — ваша любовь и забота. И это гораздо ценнее, чем теоретические знания». И еще: «…Хорошие, любящие родители интуитивно выбирают самые правильные решения. Более того, уверенность в своих силах — залог успеха. Будьте естественны и не бойтесь ошибок».

Доктор Спок объяснял начинающим родителям, что им будет тяжело, что это нормально, что у них может быть депрессия, что с одними детьми бывает легче, а с другими труднее, и с этим тоже живут… Что если тебе кажется, что ты не любишь своего ребенка, то любовь и нежность проснутся со временем, и их может не быть в первые же дни, и это тоже нормально.

Не нужно стерилизовать все. Не нужно постоянно взвешивать ребенка. Не нужно вымерять градусником температуру в ванночке — достаточно попробовать ее обратной стороной локтя. 

Революция в детской

Собственно, книга доктора Спока — это не пособие по педагогике. Это медицинский справочник для родителей, и большая часть книги посвящена таким насущным проблемам первого года жизни, как заживление пупка, колики, беспокойный сон, рвота, икота, запоры и поносы, опрелости и сыпь, инфекции и прививки. Это просто энциклопедия начинающей матери, где все часто задаваемые вопросы были собраны вместе задолго до появления интернета. Сейчас многие рекомендации доктора устарели. Пожалуй, сейчас полностью опровергнута одна рекомендация Спока — укладывать младенца спать на животик, чтобы он не захлебнулся, если срыгнет. Доказано, что синдром внезапной смертности младенцев напрямую связан со сном на животе.

Не слишком актуальны сейчас и рекомендации прекращать грудное вскармливание к году: Всемирная организация здравоохранения рекомендует кормить до двух. А многие рекомендации из тех, которые тогда казались безумно смелыми и сокрушающими устои, сейчас, наоборот, кажутся чересчур консервативными — так, сторонников совместного сна наверняка возмутит рекомендация доктора не брать ребенка в свою кровать. Впрочем, когда мой ребенок по ночам орал часами, я тоже следовала не этой рекомендации, а другой: слушайте себя и своего ребенка. А в доинтернетное время  это был подробный и толковый сборник сведений о том, что такое ребенок и что с ним делать.

Сейчас нам уже не видно, в каких исторических условиях появилась эта книга. К середине двадцатого века медицина сделала серьезные успехи и многого добилась в борьбе с антисанитарией, а педагогика уже давно сообразила, что ребенок — это не просто маленький взрослый, только бестолковый, а совсем особенное существо, достойное отдельного изучения. Но до того медицина настаивала на жестком режиме и стерильности, а педагогика — на послушании и дисциплине. Ребенка было положено кормить по часам, не брать на руки, чтобы не разбаловать, туго пеленать и не подходить по любому крику. Собственно, так и растили самого доктора Спока — мама сама могла по справочнику домашнего врача поставить ребенку диагноз «малярия» (и диагноз оказался верным) — но растила детей в строгости и безо всякого тепла. Дети ее боялись и отчаянно ей врали. Отца любили — но он почти не занимался детьми.

Книга доктора Спока в оригинале называется «Основанная на здравом смысле книга о ребенке и уходе за ним». Она в самом деле основана на здравом смысле и любви: родители, не бойтесь разбаловать ребенка, покормив его не по часам. Если хотите поцеловать ребенка — поцелуйте, это не опасно и не разносит инфекцию. Отцы, помогайте матерям и любите своих детей.

Все это было по тем временам совершенно революционно. И книга стала бестселлером, и продаваться стала сумасшедшими тиражами. 

Без лишних нежностей

Отец Бенджамина Спока окончил престижную школу Филипс Академи и Йельский университет, служил главным юрисконсультом на железной дороге. Он был «суров, но справедлив», по словам самого Спока, но дети видели его редко. Мать была домохозяйкой и пятерых детей воспитывала в железной дисциплине: она точно знала, как их учить, лечить, закалять, с кем им можно водиться, а с кем нельзя. Дети весь год спали на открытом воздухе — на крыльце. Лечила их мать сама, наказывала строго. Биографы Спока выяснили, что результат такого воспитания оказался довольно печальным: четверым из детей Милдред Спок пришлось обращаться за помощью к психиатрам. В одном интервью Спок сказал, что когда его сыновья были детьми, он их никогда не целовал — «а теперь сразу обнимаю, когда их вижу». Может быть — просто не умел, не научился проявлять нежность, хотя прекрасно знал и понимал, как она нужна детям.

Бен Спок пошел по отцовским стопам — в ту же школу и тот же университет, причем сначала решил изучать английскую литературу. Он занимался греблей и в составе университетской команды, которая представляла США на Олимпийских играх в Париже в 1924 году, завоевал олимпийское золото.

Рассказывают, что он любил корабли и думал о карьере моряка; кто-то посоветовал ему стать судовым врачом. Так или иначе, он сменил факультет и стал изучать медицину — сначала в Йеле, потом в Колумбийском университете, который закончил в 1929 году.

В 1927 году он женился на Джейн Чини, дочери богатого производителя шелка. Джейн помогала ему писать его знаменитую книгу — перепечатывала ее много раз, требовала исправить неясные места, искала медицинскую информацию, консультировалась с врачами. Социалистка Джейн повлияла на политические взгляды мужа: республиканец Бен стал демократом. Она родила ему двоих сыновей. Они прожили вместе 48 лет и развелись в 1976 году: он решил жениться во второй раз. А она страдала алкоголизмом. После развода оба сына Спока взяли фамилию матери. «Они ругали меня за то, что я не проявлял к ним больше нежности, когда они были детьми, и был жестким, — сказал он в одном из своих интервью. — Это от бездумности человека, который поглощен своей работой». 

Растить по Споку

Блестяще окончив университет, Спок отучился в интернатуре и стал работать педиатром — сначала в клинике, потом вел частную практику. Кроме того, он читал курс педиатрии в Корнелле, одном из лучших университетов страны. Работая с маленькими пациентами, он понял, что родители чаще обращаются к нему не столько с медицинскими проблемами, сколько с вопросами ухода и воспитания: как кормить? Когда давать прикорм? Можно ли часто брать на руки? Надо ли укачивать? Как наказывать? Что делать, если он сосет палец? А если отказывается садиться на горшок? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, ему пришлось всерьез заняться детской психологией; он первым из педиатров всерьез изучал психоанализ и написал книгу «Психологические аспекты педиатрической практики», посвященную психологическому климату в семье, где растет ребенок.

Но семьи продолжали задавать вопросы — и в конце концов Споку стало ясно, что молодым современным родителям остро необходим подробный справочник. И что написан он должен быть на твердой научной основе — но с полным пониманием того, что родители лучше всех знают своего ребенка — и что прежде всего ребенку нужна именно любовь родителей.

Слушать ребенка, слышать его, уважать его личность — все это стало революционным открытием для послевоенных родителей. Поколение бэби-бумеров было воспитано на идеях Спока — и со временем они стали общепризнанными истинами и педиатрии, и педагогики.

Впрочем, некоторые родители настолько близко к сердцу приняли слова доктора Спока «ребенок сам знает, что ему нужно», что восприняли его советы как идею ни в чем не ограничивать ребенка и позволить ему делать все, что он считает нужным. Сам Спок постоянно возражал против такой трактовки его рекомендаций и даже специально дополнил книгу главой, посвященной дисциплине: он не против дисциплины как таковой, он против дисциплины без любви, против воспитания страхом наказания.

Но и против вседозволенности. Он пишет о молодом поколении родителей, которых родители воспитывали жестко — и которые теперь некритично принимают теорию воспитания любовью: «Но часто такие родители неправильно истолковывали такие теории, например, считая, что детям не нужно ничего, кроме родительской любви, что детей нельзя заставлять подчиняться, что нельзя мешать проявлению их агрессивных инстинктов по отношению к родителям и другим людям, что родители виноваты, если возникают воспитательные проблемы, что когда дети себя плохо ведут, родители должны не сердиться или наказывать их, а проявлять еще большую любовь. Эти неправильные представления неприменимы в реальных условиях. Воспитываемый по таким принципам ребенок будет становиться все требовательнее и капризнее. Кроме того, ребенок будет чувствовать себя виноватым, понимая, что заходит слишком далеко в плохом поведении». Он настаивает: «Ребенку необходимо знать, что его родители тоже имеют свои права и что, несмотря на приветливость и ласковое обращение, они умеют проявлять твердость и не позволят ему поступать неразумно и грубить. Ребенок будет сильнее любить таких родителей. Это приучает ребенка уживаться и с другими людьми».

Тем не менее ярлык пропагандиста вседозволенности к нему приклеили — правда, спустя четверть века после выхода его книги.  

Педиатр и автор книг Татьяна Шипошина

Книга доктора Спока была написана в 1946 году, а на русский — впервые переведена в 1956 году.

Я училась в Ленинградском педиатрическом медицинском институте в 80-годы. Могу сказать с уверенностью, что Ленинградская школа была ведущей в СССР. И в 80-е годы, и позже — нас, молодых докторов, учили кормлению ребенка строго по режиму, по часам. Нас учили не «качать» ребенка. Не таскать его на руках. Так я кормила и «воспитывала» своих двух сыновей. Но только «каменное» сердце не дрогнет, когда ребенок кричит в кроватке! Конечно, «систему» я нарушала. А покажите мне того, кто не нарушал!

Мне пришлось переучиваться, уже став «немолодым» врачом. В последние лет десять педиатры учат молодых матерей кормить детей «по требованию». То есть, с небольшой натяжкой, «по доктору Споку». И «качание», и держание ребенка на руках из нарушения «системы» стало правилом. Да, в свое время идеи доктора произвели «переворот» в системе ухода за новорожденными.

Но… любой «переворот» предостерегает нас, чтобы мы не выплеснули с водой и ребенка. В конце концов, каждая мамочка должна прийти к тому, что ребенок выработает свой режим питания. И режим этот будет тот самый, которому нас испокон веков предлагали придерживаться. Через 3 часа, через 3, 5 часа, через 4 часа… Бедные мамочки, не выспавшиеся, с кругами под глазами! Впадающие в депрессию. Сующие грудь при любом вскрике бедному дитяти. Сколько я видела таких! Иногда приходилось говорить, и достаточно строго: «Не раньше, чем через три часа! Режим!! Никакого “свободного” вскармливания! И спать, спать, спать!»

Из всякого правила есть исключения. Как всегда, польза и вред ходят под ручку, и надо обладать некоторым чутьем, даже, я бы сказала, мудростью, чтобы из любой «системы» извлечь именно то, что подходит и вашему ребенку, и вам. Не надо быть фанатом «системы». Ни традиционной, ни доктора Спока, ни какой-то другой. Читайте и Спока, и Масару Ибука, и любых близких вам по взглядам современных психологов и педагогов.

Например, Леонид Рошаль выступал категорическим противником сна ребенка на животе, так как при этом повышается риск смерти от механической асфиксии. Безнадежно устарели и даже вредны положения о допаивании младенца сладкой водой, о смешанном вскармливании ребенка, о докорме его молоком с сахарным сиропом. Конечно, в голодные года дети вырастали, даже если их выкармливали жеванным хлебом, завернутым в тряпочку. Только в таких случаях ничего не говорится о высочайшей детской смертности.

Мы живем в свое время, в своих условиях. Линии молочных смесей сейчас весьма обширны, большой выбор различных адаптированных смесей, и гипоаллергенных, и безлактозных, и др. Во времена доктора Спока не было таких знаний об иммунитете, об антителах, об аллергии. Поэтому утверждение доктора Спока об отсутствии связи между здоровьем ребенка и типом его вскармливания признано ложным Всемирной Организацией здравоохранения. Кстати, это утверждение принесло большой вред: оно стало руководством для женщин, отказывавшихся вскармливать своих детей грудью.

Устарели положения доктора о введении прикормов, о борьбе с особенностями стула, с коликами и запорами. Не диагностировалась лактазная недостаточность, которая сейчас выявляется за сутки и поддается лечению. Мало кто думал тогда и о непереносимости глютена. Устарели положения о пеленании. Ошибочны некоторые положения о физическом и психомотрном развитии ребенка, о детских неврозах, таких, как заикание, кусание ногтей и прочее.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что молодые родители могут читать любую литературу. Но если вы пошли по этому пути — будьте объективны, не кидайтесь в «систему» как в некую истину в последней инстанции. Почитайте статьи и «за» систему, и «против». Посоветуйтесь с опытным врачом. Выбирайте с умом, а к ребенку подходите с любовью. Любовь подскажет, как поступить и когда бежать к доктору. 

Лукьянова Ирина
https://foma.ru/lyubov-zdravyiy-smyisl.html