Духовный смысл Рождественского поста

Духовный смысл Рождественского поста 26 Ноября 2017
Каков смысл Рождественского поста? Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, напротив, душу просветляет, окрыляет, делает легкой и парящей горе. Святитель Иоанн Златоуст (†407).

Итак, вспомним, что произошло две тысячи лет назад. Господь после крещения от Иоанна Духом Святым был введен в пустыню для искушения от диавола. Это было необходимо и для Господа, и для нас. Поэтому и мы в нашем жизненном пути тоже должны пройти путь побед и искушений.
А дьявол искушает трояко – «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1 Иоанна, 2, 16). Если мы проходим через все искушения на нашем, так скажем, уровне, мы вместе с Господом выходим затем на общественное служение.
Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, напротив, душу просветляет, окрыляет, делает легкой и парящей горе. Святитель Иоанн Златоуст (†407).
Человек, соблюдающий пост, как солдат, стоящий на посту во время вахты. Недаром само слово «пост» из воинского лексикона. Смысл христианского поста – встать и охранять себя и своих ближних от нападения врага, от диавола. Всегда надо иметь в виду, что пост – это добровольное расположение сердца, добровольная жертва Богу, без которых это воздержание превращается в диету.
Между тем, постовой Устав предусматривает не столько пищевой пост, но, прежде всего, сугубую молитву. Часто мы постимся по полной программе по византийскому уставу, а молитву опускаем, или молимся без расположения сердца, кое-как – по диагонали. Если сравнивать со школой, то мы изучаем математику по программе 10 класса, а русский – по программе 1-2 класса. Итого — получается неразумный перекос на гастрономию.
Сущность поста выражена в церковном песнопении: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно радуешься неядению, ибо если нет в тебе стремления к исправлению, то возненавидена будешь от Бога, как лживая, и уподобишься злым демонам, никогда не ядущим».
Иными словами, главное в посте – не качество пищи, а борьба со своими душевными повреждениями, страстями. Понимаем ведь необходимость своевременного периодического техобслуживания автомобиля – вот так и душа наша, тем паче, нуждается в исправлении и очищении.
Если говорить об истории, то следует сказать, что Рождественский пост вошел в обиход православный Церкви в IV веке. Впервые о нем упоминает Амвросий Медиоланский. Продолжительность поста, которая в разных местах соблюдалась неодинаково, была предопределена окончательно – сорок дней – в 1116 году на Константинопольском соборе при патриархе Луке.
Рождественский пост отличается особым настроением. Рождество – это праздник предшествия в мир Бога. У людей неверующих идея Бога – это абстрактная идея какого-то всемогущего тирана, откуда-то с неба управляющего миром и требующего слепого подчинения и страха, и она неотделима от рабства человека.
В Рождественский пост мы должны почувствовать себя свободными от этой идеи рабства. Мы не рабы в том смысле, что мы боимся кнута хозяина – рабовладельца, деспота Бога, а мы рабы в том смысле, что принадлежим Богу, являясь как бы частью Его тела, частью Его Церкви.
Ведь тело Божие – это Церковь, глава которой – сам Христос. Мы должны почувствовать себя свободно. Нет ничего внешнего, что принуждало бы человека подчиниться греху. А что такое свобода? Свобода – это осознанная необходимость не грешить.
Свобода от греха – вот первостепенная задача Рождественского поста.
В Евангелии говорится не о силе, а о слабости новорожденного Младенца. Бог приходит в мир не как всемогущий тиран, а как беспомощный и беззащитный ребенок, который полностью зависит только от Любви.
Если для гуманистов «человек» — это звучит гордо, то в праздник Рождества «Бог» – звучит смиренно. Бог подчинился Любви. Бога человек призван увидеть не в силе могущества, а в смирении и слабости. Мы видим спеленатого младенца в яслях, в Вифлееме. Мы должны не подчиниться Богу как рабы, а полюбить Бога как сын или как дочь, принять Его в свое сердце и обрадоваться бесконечной красоте этого смирения. Родиться как младенцы, свободными от греха, в любви и смирении.
Мы должны освободиться от всех помыслов, фантазий, восприятий всевозможных виртуальностей, которые особенно через экран монитора к нам впадают в сознание через компьютер. Работать, конечно, необходимо, искать нужный материал, информацию, но мы не должны подчиняться искушению заходить на всякие посторонние сайты. Ведь то, что мы видим, слышим или читаем — невидимо, но вполне ощутимо питает нашу душу.
Необходимо сказать так же, что Рожественский пост – это пост матери Божией. Матерь Божия готовиться родить. Представьте себе роженицу, женщину, которая готовится к родам на 9 месяце. Какое настроение у нее? Настроение хрупкости, шаткости, неопределенности, она мечется в душе. Мы должны понимать такое состояние, сопереживать ей. Подготовка к родам – одновременно радость и слезы.
Под сердцем Матери – Богочеловек. Начинается крестный путь Матери Божией. Мы, ожидая рождество Богомладенца, сострадаем и стараемся помочь нести Ей этот крест. И все делает нас особенно восприимчивыми к делам любви. К тем, кому нужна наша помощь.
В Рождественский пост Матерь Божия сорок дней готовится к родам, и тоже значение имеют сорок дней Великого поста, когда Господь готовится стать Голгофской жертвой. Крестношение Матери Божией – это путь, предвосхищающий Голгофский путь за сорок дней до распятия Христа. Матерь Божия родила Богомладенца, и это созвучно трехдневному Воскресению Христа. Рождество и Пасха гармонируют. В древних уставах Рождество назвалось тоже Пасхой. Рождество – это и есть как бы первая Пасха.
Итак, 28 ноября у православных христиан начнется сорокадневный Рождественский пост.

http://www.brooklyn-church.org/duxovnyj-smysl-rozhdestvenskogo-posta.html