Дни до Рождества Христова: Кого мы ждем?

Дни до Рождества Христова: Кого мы ждем? 23 Декабря 2016

Во всем мире в эти дни все более разгорается предпраздничная истерия: уже несколько месяцев нам навязывают потребительские правила поведения, связанные со встречей Нового года и праздника Рождества (Рождества – без Христа).

У нас пока слово Рождество еще в ходу, но чье Рождество? На многих современных российских открытках можно прочитать «С Рождеством!» А Кто родился, непонятно.

Если современный человек считает себя христианином, то противиться такому духу времени нужно непременно; мы должны очень внимательно отнестись ко встрече праздника Рождества Христова.

Церковь с древних времен дает нам традицию Рождественского поста. Для кого-то он вызывает дополнительные трудности, раз совпадает по времени с предпраздничной истерией. Но замечательно, что пост есть и нам дана возможность правильно подготовиться к Рождеству Христову. Пост во время светских праздников обостряет понимание нашей позиции: с кем мы, немощные и слабые люди? С новым годом, с распродажами, с Санта Клаусом, со всем миром, который запускает салюты, радуется, поздравляет? Или мы все-таки душой в другом месте? Если задуматься, то оказывается, что мы в этом мире совсем не чтобы со всеми вместе праздновать. Для нас, современных немощных христиан, время Рождественского поста – маленькая возможность личного исповедничества перед Богом. Она позволяет нам увидеть, сколько в нас еще мирского, насколько мы еще привязаны к своим страстям. Этот духовный опыт позволяет нам сокрушиться, позволяет укорить себя в немощи.

Мы сказали, что Рождество кто-то празднует без Христа, но порой и христиане отождествляют Рождество всего лишь с днем Рождения Господа. Так чего же мы ждем в этот праздник: явления Бога в мир, чтобы бесконечно кормить пять тысяч человек? Нет; Его явления – чтобы за нас, за возможность нашего спасения пойти на Крест.

И понимая безмерность Его дара нам, давайте же в преддверии праздника хотя бы в последние дни поста отойдем от развлечений и начнем читать духовную литературу. Общение со святыми отцами обязательно принесет свои плоды. У царя Давида сказано: «С преподобным преподобным будешь, со строптивым развратишься». Внимательно отнесемся к себе, и тогда подойдем к Евхаристической Чаше в день праздника с особым настроем, хотя и Литургия будет в этот день та же самая. Да, в храме появятся украшения, мишура, будет очень красиво, но не это самое главное. Мы должны встретить Рождество трапезой Тайной Вечери. Сам по себе праздник нас не изменит, нас может изменить только правильная подготовка к нему – наше покаяние.

Не нужно думать, что ошибки подготовки к празднованию встречи с родившимся Христом возникли только в наше время. Если мы возьмем мирскую традицию XIX века, то увидим, что и в ней догматическая сущность праздника значительно «облегчена». В то время Рождество декларировали как детский или романтический праздник, словно все Рождество Христово – это детсадовский новогодний утренник или сказка.

Один из моих прихожан, взрослый, уважаемый человек, написал стихотворение, в котором он описал свои впечатления о Рожестве: здесь и луна, и снежок, и вкусные пироги. Домашняя теплая атмосфера безусловно хороша, но мы должны перейти на другой уровень восприятия. Разумеется, мы не имеем права лишать праздника детей. Но ни к чему взрослому человеку, по-настоящему пришедшему в Церковь, восстанавливать для себя детское Рождество.

Встречая этот праздник, мы должны прежде всего понимать, для чего Родился Христос. Это очень важный вопрос: если мы будем помнить ответ на него, то праздник Рождества Христова и последующие дни святок будут восприниматься нами совершенно по-другому.

Разбирая значение праздника Рождества Христова, мы как раз и разбираем догматическую сторону события Рождества Богочеловека.