Анатолий Вассерман: об одиночестве, интеллекте и обезьянках

Анатолий Вассерман: об одиночестве, интеллекте и обезьянках 18 Ноября 2016

Известный публицист, телеведущий, участник интеллектуальных игр встретился с активистами САФУ. Встреча проходила на следующий день после триумфальной победы Вассермана и его команды на фестивале интеллектуальных игр «Кубок Ломоносова».

Анатолий Александрович кратко рассказал студентам о своем жизненном пути, об участии в проектах «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра». Узнали активисты САФУ и о перипетиях получения легендарным Вассерманом первого высшего образования.
«В молодые годы я мечтал стать программистом. Я приехал из Одессы в столицу поступать в МГУ, но не прошел туда. Вместе со мной в Москву приехал мой папа — он помогал мне справляться с бытовыми хлопотами, пока я сдавал экзамены. Мы с отцом решили, что я поступлю в Московский институт электронной техники. Но я позвонил маме в Одессу, и она сказала, что отпустит меня в Москву только ради учебы в МГУ. А вы же знаете, чем отличается еврейская мама от арабского террориста? С арабским террористом можно договориться … В итоге, я вернулся в Одессу и поступил на факультет холодильных машин, а через год перевелся на теплофизический факультет, по окончании которого занялся программированием», — рассказал Анатолий Александрович.

Теплофизический факультет Одесского технологического института холодильной промышленности, по словам Вассермана, помог ему сформировать для себя целостную картину мира, которая, по его мнению, нужна каждому образованному человеку.

«В мое время формирование целостной картины мира считалось главной задачей любого образования. К сожалению, сегодня все обстоит иначе. Болонская система предполагает, что человек за четыре года бакалавриата зазубривает конкретные факты, относящиеся к сфере его деятельности, не осознавая общих принципов изучаемой дисциплины и науки в целом. В итоге, получается дрессированная обезьянка, знающая, что если загорится такая-то лампочка, надо нажать на такую-то кнопочку. Но эта обезьянка не имеет представления ни о том, почему включается лампочка, ни о том, что получается при нажатии на кнопочку», — пояснил Вассерман студентам САФУ.

Вообще, «болонизацию» современной системы образования Анатолий Александрович понимает, как стремление создать сословное общество, в котором большей частью граждан можно будет легко манипулировать.
Для формирования целостной картины мира Анатолий Вассерман посоветовал студактиву САФУ читать советскую детскую энциклопедию в десяти томах. Он пояснил, что в этой серии книг каждый том поступательно раскрывает отдельную часть целостной картины мира. Кроме того, Вассерман порекомендовал читать «Анти-Дюринг» Фридриха Энгельса, «Сумму технологии» Станислава Лема, «Слепого часовщика» Ричарда Докинза и «Структуру реальности» Дэвид Дойча.
Дав литературные рекомендации, Анатолий Вассерман подчеркнул, что интеллект можно и нужно развивать самостоятельно.
«Но лучше это делать, не варясь в собственном соку, — уточнил публицист. — Как показал многолетний опыт, интеллектуальные игры изрядно способствуют развитию мышления, потому что вопросы в этих состязаниях нацелены не на знания, а на размышление».
Активисты САФУ не обошли вниманием тему обета целомудрия, данного Анатолием Александровичем еще в юности. Вопрос по теме получился философским.
«Почему интеллектуалы закрываются от общества в своем мире? Что такое интеллект — дар или проклятье?», — вопросили Вассермана активисты.
Анатолий Александрович ответил так:
«В моем окружении много высокоразвитых, самостоятельных личностей. Почти все из них — весьма общительны и успешны в семейной жизни. Я — исключение из общего правила. И, должен сказать, самому мне это исключение никакого удовольствия не доставило. На мой взгляд, чем умнее и самостоятельней человек, тем легче и интересней ему общаться с другими. Одиночество — это неприятность. И даже несчастье», — подытожил Анатолий Вассерман.

Автор: Юрий Рюмин
http://narfu.ru/life/news/main/276094/